Файл: 1 неделя. 1 семинар. 1 час. 5 б. Тема 1 семинарского занятия Доисторическая эволюция человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Студент должен подготовить таблицу о творчестве народных поэтов и их вкладе в культуру Казахстана в XVIII и начала ХХ века. Студенты могут быть разделены на несколько групп для подготовки презентации по теме семинарского занятия.
10 неделя. 20 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 20 семинарского занятия: Наследие казахской интеллектуально-духовной элиты.
План семинарского занятия:
1. Формирование казахской интеллигенции в начале ХХ века.
2. Сравнительный анализ деятельности казахской интелектуально-духовной элиты.
3. Роль многообразного наследия казахских интеллектуалов в духовном возрождении казахского народа.
4. Празднование в рамках ЮНЕСКО 150-летия Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова.
Цель занятия: Показать складывание в Казахстане интелектуально-духовной элиты и их деятельность в начале ХХ века, раскрыть историческое значение духовного наследия казахской интеллигенции в культурном развитии казахского народа.
Методические рекомендации: Студенты готовятся к устному опросу, раскрывают процесс формирования казахской интелектуально-духовной элиты в начале ХХ века, составляют таблицу. Студенты должны исследовать и определить историческое значение новейшей научной литературы по истории Алаш и празднования в рамках ЮНЕСКО 150-летия лидеров казахского народа Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова. Необходимо изучить труды казахских интелектуалов и определить их роль в духовном развитии казахов в начале ХХ века.
Рекомендуемая литература:
1. Қойгелдиев М. Алаш қозғалысы. – Алматы, 1995.
2. Алаш қозғалысы. Движение Алаш. / Құжаттар мен материалдар жинағы /. т. 1-4. – Алматы, 2004, 2005, 2010.
3. Нұрпейісов К. Алаш һәм Алашорда. – Алматы, 1995.
4. Қазақ ұлт-азаттық қозғалысы. ІІ кітап. – Алматы, 2016.
5. Аманжолова Д. Движение Алаш в 1917 году. – М., 1992.
6. Қазақстанның қазіргі заман тарихы. Хрестоматия. (1917-1939). 1 т. – Алматы: Қазақ университеті, 2007.
7. Қазақстан тарихы. 5 томдық. 3-том. – Алматы: Атамұра, 2002.
8. Қазақстан (Қазақ елі) тарихы. 3-кітап. – Алматы: Қазақ университеті, 2016.
9. Қазақстанның қазіргі заман тарихы. Оқулық. – Алматы: Қазақ университеті, 2018.
10. Қазақстанның қазіргі заман тарихы. Дәрістер курсы. – Алматы: Қазақ университеті, 2018.
11 неделя. 21 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 21 семинарского занятия:
Реализация советской модели государственного строительства.
План семинарского занятия:
1. Усиление власти Коммунистической партии в общественной жизни.
2. Особенности индустриализации в Казахстане.
3. Методы и темпы коллективизации.
4. Социалистический реализм в литературе и искусстве.
Цель занятия: На основе новых архивных материалов раскрыть сущность и содержание политики советской власти в годы становления тоталитарного режима. Анализ социально-экономических, политических реформ административно-командного направления, проведенных советской властью в 20-30-ые годы ХХ века.
Методические рекомендации: Студент, используя источники и исследования раскрывает суть советской модели государственного строительства, идеи «Малого Октября» и коллективизации в Казахстане. Проводит анализ позиций казахской интеллигенции по вопросу проведения индустриализации на основе их трудов, материалов теоретических дискуссий. Использует архивные документы и материалы для раскрытия противоречий в культурном развитии.
11 неделя. 22 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 22 семинарского занятия: Казахстан в годы второй мировой войны.
План семинарского занятия:
1. Политика Советского государства накануне Второй мировой войны.
2. Проявление воинами героизма во фронтовых действиях.
3. Мужество работников тыла в годы войны.
4. Депортация отдельных народов в Казахстан.
Цель занятия: На основе новых исторических исследовании студент должен уметь раскрыть основные направления внешней и внутренней политики СССР накануне Второй мировой войны. Анализировать проблемы эвакуации населения, промышленных предприятий, оборудования с прифронтовых районов в Казахстан. Перестройка жизни республики на военный лад. Участие воинов – казахстанцев в крупнейших сражениях. Политическое недоверие и депортация отдельных народов в Казахстан (немцев, турок – месхетинцев, чеченцев, карачаевцев и др.).
Методические рекомендации: Охарактеризовать Казахстан как арсенал фронта. Раскрыть проблемы приема Казахстаном эвакуированных предприятий и учреждений. Проанализировать мужество работников тыла. Выявить появление новых отраслей в хозяйстве военное время. Проанализировать
положение депортированных народов. Показать структуру тоталитарного режима в военные годы.
Рекомендуемая литература:
1. Абылхожин Ж. Очерки социально-экономической истории Казахстана. XX век. — Алматы, 1998.
2. Омарбеков Т. Голодомор в Казахстане (хрестоматия). – Алматы, Қазақ университеті., 2011.
3. Омарбеков Т. 1929-1931 жылдардағы халық көтерілістері. Алматы: «Арыс», 2018.
4. Марта Брилл Олкотт. «Коллективизация в Казахстане», Российский Обзор 40, ном. 2 (1981 г.): 122-142.
5. Сара Камерон, «Голодные степи: советский Казахстан и казахский голод, 1921-1934 гг,» (докторская дисс., Университет Йэля, 2010 г.); Голод казахов по данным Западной историографии. Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/1432
6. Никколо Пианчиола «Голод в степи: коллективизация сельского хозяйства и казахских скотоводов, 1928-1934 гг.» CahiersduMonderusse 45 ном. 1-2(2004 г.):137-192.
7. История Казахстана. В 5-ти томах. Т.5. – Алматы: Атамура, 2010.
8. Алтаев А.Ш., Жангуттин Б.О. История Казахстана: Хрестоматия. Т.2. – Алматы: Бастау. 2008.
9. Қойгелдиев М. Қорғансыздың күнін кешкендер. Менің ғылымдағы өмірім. (Қазақстанның ғылыми мектептері. Əдебиеттану): Монография. – Алматы:Арыс, 2019. – 304 б.
10. Красный террор: из истории политических репрессий в Казахстане (Сборник документальных материалов политических репрессии 20 – 50 годов ХХ века) /Сост.: М.К.Койгелдиев, В.И.Полулях, Ш.Б.Тілеубаев. – Алматы: «Алаш баспасы», 2013, - 384 с.
12 неделя. 23 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 23 семинарского занятия: Изменения в области образования и науки.
План семинарского занятия:
1. Переход к всеобщему обучению в послевоенный период.
2. Открытие новых высших и средних специальных учебных заведений.
3. Организация республиканской Академии наук.
4. Всеобщий политический контроль в области общественных наук.
Цель занятия: на основе архивных и нормативных документов провести анализ по проблеме сложности перехода к мирному строительству. Рассмотреть основные направления государственной политики по развитию образования, науки и культуры. Также проанализировать «Дело» Е. Б. Бекмаханова, К. И. Сатпаева, Б. С. Сулейменова и др., также критику наследия акынов школы «Зар-заман» и запрет на его изучение.
Методические рекомендации: Раскрыть суть обучения без отрыва от производства молодежи. Показать роль Академии Наук КазССР для развития науки Казахстана. Сделать контент - анализ о деятельности казахстанских научно- исследовательских учреждений. Раскрыть сложные условия развития общественных наук. Обратить внимание на влияние идеологических догм и стереотипов на развитие науки и образования.
12 неделя. 24 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 24 семинарского занятия: Экологические проблемы Советского Казахстана.
План семинарского занятия:
1. Причины экологического кризиса.
2. Последствия ядерных испытаний.
3. Последствия непродуманного освоения целины.
4. Загрязнение промышленными предприятиями окружающей среды.
Цель занятия: На базе новых исторических исследовании и архивных документов раскрыть сущность и содержание противоречий и трудностей социально-экономического развития советского Казахстана, приведших к экологическим проблемам. (Семипалатинский ядерный полигон, Аральское море, Восточный Казахстан, химическое производство на юге республики, эрозия почвы - последствия непродуманного освоения целины). Анализировать работы учреждений и общественных организации, занимающихся защитой окружающей среды.
Методические рекомендации: Выявить наиболее серьезные экологические проблемы. Показать опасность могильников для ядерных отходов для окружающей среды. Составить контент-анализ по проблеме «Обострение экологической ситуации в крупных промышленных городах». Анализировать принятые законодательные нормы по экологическим вопросам. Анализировать антропогенного характера загрязнение окружающей среды.
Рекомендуемая литература:
1. История Казахстана. В 5-ти томах. Т.5. – Алматы: Атамура, 2010.
2. Қазақстан (Қазақ елі) тарихы: 4 кітап: Тәуелсіз Қазақстан: алғышарттары және қалыптасуы. – Алматы: Казак университет, 2020.– 570 б.
3. Алтаев А.Ш., Жангуттин Б.О. История Казахстана: Хрестоматия. Т.2. – Алматы: Бастау. 2008.
4. Кунаев Д.А. От Сталина до Горбачёва. - Алматы: Санат, 1994.
5. Кыдыралина Ж.У. Нация и история. - Астана: Елорда, 2009.
6. Назарбаев Н. А. Эра независимости. – Астана: Атамұра, 2017–508 с.
7. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. – Алматы: Білім,1997. –736 с.
8. Ұлы Дала тарихы: учебное пособие / Кан Г.В., Тугжанов Е.Л. – Астана: Жасыл Орда, 2015. – 328 стр.
9. Тоқаев Қ.К. Қазақстан Республикасының дипломатиясы. – Алматы, 2002.
13 неделя. 25 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 25 семинарского занятия: Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и других городах республики.
План семинарского занятия:
1. Курс на демократизацию общественно-политической жизни.
2. Декабрьские события 1986 года – катализатор демократизации политической жизни.
3. Историческое значение Декабрьского события 1986 года.
Цель занятия:
На основе новых исторических и аналитических исследовании раскрыть сущность и содержание попытки решения проблем социально-экономической и политической жизни прежними методами командно-административной системы. Показать изменения в управлении экономикой, рассмотреть причины и последствия событий декабря 1986 года. Также, раскрыть содержание происходивших в годы «перестройки» изменений в жизни казахстанского общества. показать последствия системного кризиса, приведшего к росту недовольства населения Казахстана.
Методические рекомендации: При подготовке к вопросам необходимо изучить документальную базу указанной темы (материалы Апрельского 1985 года Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда КПСС (1986 г.). Дать оценку деятельности Д.А. Кунаева. Показать изменения в управлении экономикой, раскрыть причины и последствия событий декабря 1986 года. Провести анализ Декабрьских событий 1986 г. и меры, приведшие к изменениям в области национальной политики. Показать стремление казахского народа к независимости.
13 неделя. 26 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 26 семинарского занятия: Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ).
План семинарского занятия:
1. Политические, экономические и социальные факторы распада СССР.
2. Законодательные и нормативные акты накануне распада СССР.
3. Создание СНГ-обеспечение интеграции постсоветских республик.
4. Политика Казахстана в рамках СНГ.
Цель занятия: На базе законодательных документов и новых исследовании необходимо раскрыть закономерные факторы распада СССР. Дать оценку в рамках СНГ позиции Казахстана в отношении данной организации. Так как с началом перестройки во внутренней и внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В результате необходимо:
Методические рекомендации: Выявить основные приоритеты в области политики в СССР в 80-е годы ХХ века, показать структуру преобразований в экономике. Анализировать проблемы, связанные с отменой идеологической и политической монополии КПСС. Уметь рассказать о принятых законодательных актах, принятых накануне распада Советского государства. Раскрыть участие РК в решении глобальных проблем, в качестве члена СНГ.
Рекомендуемая литература:
1. История Казахстана. В 5-ти томах. Т.5. – Алматы: Атамура, 2010.
2. Қазақстан (Қазақ елі) тарихы: 4 кітап: Тәуелсіз Қазақстан: алғышарттары және қалыптасуы. – Алматы: Казак университет, 2020.– 570 б.
10 неделя. 20 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 20 семинарского занятия: Наследие казахской интеллектуально-духовной элиты.
План семинарского занятия:
1. Формирование казахской интеллигенции в начале ХХ века.
2. Сравнительный анализ деятельности казахской интелектуально-духовной элиты.
3. Роль многообразного наследия казахских интеллектуалов в духовном возрождении казахского народа.
4. Празднование в рамках ЮНЕСКО 150-летия Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова.
Цель занятия: Показать складывание в Казахстане интелектуально-духовной элиты и их деятельность в начале ХХ века, раскрыть историческое значение духовного наследия казахской интеллигенции в культурном развитии казахского народа.
Методические рекомендации: Студенты готовятся к устному опросу, раскрывают процесс формирования казахской интелектуально-духовной элиты в начале ХХ века, составляют таблицу. Студенты должны исследовать и определить историческое значение новейшей научной литературы по истории Алаш и празднования в рамках ЮНЕСКО 150-летия лидеров казахского народа Алихана Букейханова и Ахмета Байтурсынова. Необходимо изучить труды казахских интелектуалов и определить их роль в духовном развитии казахов в начале ХХ века.
Рекомендуемая литература:
1. Қойгелдиев М. Алаш қозғалысы. – Алматы, 1995.
2. Алаш қозғалысы. Движение Алаш. / Құжаттар мен материалдар жинағы /. т. 1-4. – Алматы, 2004, 2005, 2010.
3. Нұрпейісов К. Алаш һәм Алашорда. – Алматы, 1995.
4. Қазақ ұлт-азаттық қозғалысы. ІІ кітап. – Алматы, 2016.
5. Аманжолова Д. Движение Алаш в 1917 году. – М., 1992.
6. Қазақстанның қазіргі заман тарихы. Хрестоматия. (1917-1939). 1 т. – Алматы: Қазақ университеті, 2007.
7. Қазақстан тарихы. 5 томдық. 3-том. – Алматы: Атамұра, 2002.
8. Қазақстан (Қазақ елі) тарихы. 3-кітап. – Алматы: Қазақ университеті, 2016.
9. Қазақстанның қазіргі заман тарихы. Оқулық. – Алматы: Қазақ университеті, 2018.
10. Қазақстанның қазіргі заман тарихы. Дәрістер курсы. – Алматы: Қазақ университеті, 2018.
11 неделя. 21 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 21 семинарского занятия:
Реализация советской модели государственного строительства.
План семинарского занятия:
1. Усиление власти Коммунистической партии в общественной жизни.
2. Особенности индустриализации в Казахстане.
3. Методы и темпы коллективизации.
4. Социалистический реализм в литературе и искусстве.
Цель занятия: На основе новых архивных материалов раскрыть сущность и содержание политики советской власти в годы становления тоталитарного режима. Анализ социально-экономических, политических реформ административно-командного направления, проведенных советской властью в 20-30-ые годы ХХ века.
Методические рекомендации: Студент, используя источники и исследования раскрывает суть советской модели государственного строительства, идеи «Малого Октября» и коллективизации в Казахстане. Проводит анализ позиций казахской интеллигенции по вопросу проведения индустриализации на основе их трудов, материалов теоретических дискуссий. Использует архивные документы и материалы для раскрытия противоречий в культурном развитии.
11 неделя. 22 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 22 семинарского занятия: Казахстан в годы второй мировой войны.
План семинарского занятия:
1. Политика Советского государства накануне Второй мировой войны.
2. Проявление воинами героизма во фронтовых действиях.
3. Мужество работников тыла в годы войны.
4. Депортация отдельных народов в Казахстан.
Цель занятия: На основе новых исторических исследовании студент должен уметь раскрыть основные направления внешней и внутренней политики СССР накануне Второй мировой войны. Анализировать проблемы эвакуации населения, промышленных предприятий, оборудования с прифронтовых районов в Казахстан. Перестройка жизни республики на военный лад. Участие воинов – казахстанцев в крупнейших сражениях. Политическое недоверие и депортация отдельных народов в Казахстан (немцев, турок – месхетинцев, чеченцев, карачаевцев и др.).
Методические рекомендации: Охарактеризовать Казахстан как арсенал фронта. Раскрыть проблемы приема Казахстаном эвакуированных предприятий и учреждений. Проанализировать мужество работников тыла. Выявить появление новых отраслей в хозяйстве военное время. Проанализировать
положение депортированных народов. Показать структуру тоталитарного режима в военные годы.
Рекомендуемая литература:
1. Абылхожин Ж. Очерки социально-экономической истории Казахстана. XX век. — Алматы, 1998.
2. Омарбеков Т. Голодомор в Казахстане (хрестоматия). – Алматы, Қазақ университеті., 2011.
3. Омарбеков Т. 1929-1931 жылдардағы халық көтерілістері. Алматы: «Арыс», 2018.
4. Марта Брилл Олкотт. «Коллективизация в Казахстане», Российский Обзор 40, ном. 2 (1981 г.): 122-142.
5. Сара Камерон, «Голодные степи: советский Казахстан и казахский голод, 1921-1934 гг,» (докторская дисс., Университет Йэля, 2010 г.); Голод казахов по данным Западной историографии. Источник: https://e-history.kz/ru/contents/view/1432
6. Никколо Пианчиола «Голод в степи: коллективизация сельского хозяйства и казахских скотоводов, 1928-1934 гг.» CahiersduMonderusse 45 ном. 1-2(2004 г.):137-192.
7. История Казахстана. В 5-ти томах. Т.5. – Алматы: Атамура, 2010.
8. Алтаев А.Ш., Жангуттин Б.О. История Казахстана: Хрестоматия. Т.2. – Алматы: Бастау. 2008.
9. Қойгелдиев М. Қорғансыздың күнін кешкендер. Менің ғылымдағы өмірім. (Қазақстанның ғылыми мектептері. Əдебиеттану): Монография. – Алматы:Арыс, 2019. – 304 б.
10. Красный террор: из истории политических репрессий в Казахстане (Сборник документальных материалов политических репрессии 20 – 50 годов ХХ века) /Сост.: М.К.Койгелдиев, В.И.Полулях, Ш.Б.Тілеубаев. – Алматы: «Алаш баспасы», 2013, - 384 с.
12 неделя. 23 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 23 семинарского занятия: Изменения в области образования и науки.
План семинарского занятия:
1. Переход к всеобщему обучению в послевоенный период.
2. Открытие новых высших и средних специальных учебных заведений.
3. Организация республиканской Академии наук.
4. Всеобщий политический контроль в области общественных наук.
Цель занятия: на основе архивных и нормативных документов провести анализ по проблеме сложности перехода к мирному строительству. Рассмотреть основные направления государственной политики по развитию образования, науки и культуры. Также проанализировать «Дело» Е. Б. Бекмаханова, К. И. Сатпаева, Б. С. Сулейменова и др., также критику наследия акынов школы «Зар-заман» и запрет на его изучение.
Методические рекомендации: Раскрыть суть обучения без отрыва от производства молодежи. Показать роль Академии Наук КазССР для развития науки Казахстана. Сделать контент - анализ о деятельности казахстанских научно- исследовательских учреждений. Раскрыть сложные условия развития общественных наук. Обратить внимание на влияние идеологических догм и стереотипов на развитие науки и образования.
12 неделя. 24 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 24 семинарского занятия: Экологические проблемы Советского Казахстана.
План семинарского занятия:
1. Причины экологического кризиса.
2. Последствия ядерных испытаний.
3. Последствия непродуманного освоения целины.
4. Загрязнение промышленными предприятиями окружающей среды.
Цель занятия: На базе новых исторических исследовании и архивных документов раскрыть сущность и содержание противоречий и трудностей социально-экономического развития советского Казахстана, приведших к экологическим проблемам. (Семипалатинский ядерный полигон, Аральское море, Восточный Казахстан, химическое производство на юге республики, эрозия почвы - последствия непродуманного освоения целины). Анализировать работы учреждений и общественных организации, занимающихся защитой окружающей среды.
Методические рекомендации: Выявить наиболее серьезные экологические проблемы. Показать опасность могильников для ядерных отходов для окружающей среды. Составить контент-анализ по проблеме «Обострение экологической ситуации в крупных промышленных городах». Анализировать принятые законодательные нормы по экологическим вопросам. Анализировать антропогенного характера загрязнение окружающей среды.
Рекомендуемая литература:
1. История Казахстана. В 5-ти томах. Т.5. – Алматы: Атамура, 2010.
2. Қазақстан (Қазақ елі) тарихы: 4 кітап: Тәуелсіз Қазақстан: алғышарттары және қалыптасуы. – Алматы: Казак университет, 2020.– 570 б.
3. Алтаев А.Ш., Жангуттин Б.О. История Казахстана: Хрестоматия. Т.2. – Алматы: Бастау. 2008.
4. Кунаев Д.А. От Сталина до Горбачёва. - Алматы: Санат, 1994.
5. Кыдыралина Ж.У. Нация и история. - Астана: Елорда, 2009.
6. Назарбаев Н. А. Эра независимости. – Астана: Атамұра, 2017–508 с.
7. Токаев К.К. Под стягом независимости: Очерки о внешней политике Казахстана. – Алматы: Білім,1997. –736 с.
8. Ұлы Дала тарихы: учебное пособие / Кан Г.В., Тугжанов Е.Л. – Астана: Жасыл Орда, 2015. – 328 стр.
9. Тоқаев Қ.К. Қазақстан Республикасының дипломатиясы. – Алматы, 2002.
13 неделя. 25 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 25 семинарского занятия: Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и других городах республики.
План семинарского занятия:
1. Курс на демократизацию общественно-политической жизни.
2. Декабрьские события 1986 года – катализатор демократизации политической жизни.
3. Историческое значение Декабрьского события 1986 года.
Цель занятия:
На основе новых исторических и аналитических исследовании раскрыть сущность и содержание попытки решения проблем социально-экономической и политической жизни прежними методами командно-административной системы. Показать изменения в управлении экономикой, рассмотреть причины и последствия событий декабря 1986 года. Также, раскрыть содержание происходивших в годы «перестройки» изменений в жизни казахстанского общества. показать последствия системного кризиса, приведшего к росту недовольства населения Казахстана.
Методические рекомендации: При подготовке к вопросам необходимо изучить документальную базу указанной темы (материалы Апрельского 1985 года Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда КПСС (1986 г.). Дать оценку деятельности Д.А. Кунаева. Показать изменения в управлении экономикой, раскрыть причины и последствия событий декабря 1986 года. Провести анализ Декабрьских событий 1986 г. и меры, приведшие к изменениям в области национальной политики. Показать стремление казахского народа к независимости.
13 неделя. 26 семинар. 1 час. 5 б.
Тема 26 семинарского занятия: Распад СССР и образование Содружества Независимых Государств (СНГ).
План семинарского занятия:
1. Политические, экономические и социальные факторы распада СССР.
2. Законодательные и нормативные акты накануне распада СССР.
3. Создание СНГ-обеспечение интеграции постсоветских республик.
4. Политика Казахстана в рамках СНГ.
Цель занятия: На базе законодательных документов и новых исследовании необходимо раскрыть закономерные факторы распада СССР. Дать оценку в рамках СНГ позиции Казахстана в отношении данной организации. Так как с началом перестройки во внутренней и внешней политике СССР произошли серьезные изменения. В результате необходимо:
Методические рекомендации: Выявить основные приоритеты в области политики в СССР в 80-е годы ХХ века, показать структуру преобразований в экономике. Анализировать проблемы, связанные с отменой идеологической и политической монополии КПСС. Уметь рассказать о принятых законодательных актах, принятых накануне распада Советского государства. Раскрыть участие РК в решении глобальных проблем, в качестве члена СНГ.
Рекомендуемая литература:
1. История Казахстана. В 5-ти томах. Т.5. – Алматы: Атамура, 2010.
2. Қазақстан (Қазақ елі) тарихы: 4 кітап: Тәуелсіз Қазақстан: алғышарттары және қалыптасуы. – Алматы: Казак университет, 2020.– 570 б.