Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 281
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
102 Глава 2. Основные характеристики
Супружеские отношения этических норм общения и взаимодействия. На второе место авторы поста- вили низкий уровень удовлетворения потребностей супругов в защите Я- концепции, ущемление личностного достоинства, недостаток уважения,
умаление ценности Я. Третье место разделили две сферы супружеских вза- имоотношений — ролевое взаимодействие и информированность о различ- ных сторонах жизни партнера и мире его внутренних переживаний. Кон- фликты в этом случае возникали из-за несогласованности ролевых ожиданий и неудовлетворенности ролевым поведением партнера, неразре- шенности проблемы лидерства и главенства, а также в силу недостатка бли- зости, доверия и взаимопонимания между супругами.
В зависимости от частоты, глубины и характера выраженности кон- фликтов выделяют кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. В кризисной семье противоречия интересов и потребностей супругов охватывают все важные сферы жизнедеятельности семьи, партнеры прояв- ляют враждебность и отсутствие конструктивного подхода к разрешению конфликтов. Конфликтная семья характеризуется постоянством столкно- вений интересов, однако усилия партнеров направлены на поиск пути раз- решения конфликтов. Проблемная семья отличается длительным сохране- нием ситуации депривации потребностей членов семьи, что находит отражение в высокой готовности к конфликтам и обострении отношений между супругами. Высокий уровень семейной тревоги, эмоциональная на- пряженность и лабильность, фрустрированность членов семьи характеризу- ют семью невротическую.
Характеристики семейного конфликта включают инициатора (потен- циального инициатора) конфликта, участников конфликта, состав которых может выходить за пределы нуклеарной семьи, способ разрешения (пере- работки) конфликта, динамику его протекания и результаты.
Поведение участников конфликта весьма разнообразно. Дж. Г. Скотт
[1991] выделяет следующие стратегии, различающиеся по степени эффек- тивности разрешения конфликта: доминирование; уход, избегание; уступ- чивость; компромисс; сотрудничество. Доминирование как стратегия ори- ентации лишь на собственные интересы при полном игнорировании интересов партнера изначально обречено на неуспех, так как пренебреже- ние интересами партнера в семье усугубляет ее дисфункциональность.
Уход и избегание как отказ от своих интересов в сочетании с неготовнос- тью пойти навстречу интересам партнера приводят к отложенному кон- фликту и преобразованию его в хронический. Уступчивость как отказ от своих интересов и готовность пойти навстречу партнеру — к хронической фрустрации одного из партнеров, несимметричности отношений, дисба- лансу в распределении прав, ответственности, власти, к снижению устой- чивости и стабильности функционирования семьи. Достаточно эффектив- ным способом разрешения конфликтов является компромисс между его участниками, сориентированными на поиск взаимоприемлемого решения
§ 10. Конфликты в семье 103
проблемы путем взаимных уступок. Сотрудничество как поиск решения, в максимальной степени отвечающего интересам обоих партнеров, не только позволяет успешно преодолеть противоречия, но и способствует личност- ному росту участников конфликта, повышает общий уровень их коммуни- кативной компетентности, открывая принципиально новый способ взаи- модействия в конфликтной ситуации.
Проблема содержания и динамики переработки конфликта в семье полу- чила подробное и глубокое освещение в концепции позитивной семейной психотерапии Н. Пезешкиана [1993]. Он выделяет четыре основные формы переработки конфликтов: телесную — через ощущение и восприятие; дея- тельностную — через разум и деятельность; социально-коммуникативную —
через контакты, использование традиций; и общения — через воображение и интуицию. Эффективную переработку конфликта обеспечивают единство и согласованное взаимодействие всех четырех форм. Тело дает верное отраже- ние ситуации; социальные контакты и традиции — возможность воспользо- ваться мудростью родителей и опытом предшествующих поколений; вообра- жение и интуиция помогают прогнозировать будущее и найти решение;
разум и деятельность позволяют воплотить это решение в жизнь. При доми- нировании одной из форм — телесной, деятельностной, сферы воображения или социальной — неизбежно возникает ограниченность возможностей раз- решения конфликта и, как следствие, неэффективность результата.
В случае преимущественной переработки конфликта лишь по одному из «каналов» возникают дисфункциональные нарушения, обнаруживаю- щие себя в определенных симптомах. При доминировании телесных реак- ций наблюдаются нарушения сна (бессонница или повышенная сонли- вость), функций питания (анорексия или булимия — невоздержанность в еде, обжорство), сексуальные нарушения (невоздержанность по типу дон- жуанства, нимфомании или, напротив, отвращение к сексу), а также разно- образные психосоматические расстройства.
При неадекватном превалировании активно-деятельностного способа преобразования конфликтной ситуации наблюдаются варианты ухода от ре- альной проблемы. В одном случае уход проявляется в феномене бегства в ра- боту, в профессиональную или же какую-либо другую замещающую дея- тельность — хобби, увлечения, — в другом, наоборот, обнаруживается пассивность, апатия, отказ от деятельности либо ее дезорганизация. Симпто- мами преобладания этой формы переработки конфликта являются направ- ленность на достижение, результат (синдром отличника), боязнь успеха и боязнь неудачи, проблемы самооценки.
Если преобладает социально-коммуникационная форма переработки конфликта, то также могут наблюдаться две противоположные дезадаптив- ные стратегии поведения. Первая сводится к социальной гиперактивности,
бегству в общение от реального разрешения проблем. Эта стратегия прояв- ляется в стремлении к чрезмерно тесному интенсивному общению, в эмо-
104 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения циональной зависимости от группы, неосознанном желании реализовать неудовлетворенную потребность в привязанности, высокой социальной тревожности. По сути, это поверхностное псевдообщение, таящее в себе опасность некритического использования традиционных стереотипов раз- решения конфликтов в приложении к собственной ситуации. Вторая стра- тегия представляет собой изоляцию и избегание контактов, уход от обще- ния и, как следствие, лишение себя возможности получить социальную поддержку. Проявлениями этой стратегии являются боязнь контактов, ау- тистические тенденции, предрассудки.
Переработка конфликта посредством воображения, мифотворчества, ис- кусства, фантазии может стать очень эффективным методом, поскольку опи- рается на творческий подход к разрешению конфликта, расширяет возможно- сти рационального поля решений. Однако воображение, оторванное от разума, деятельности, традиций, телесности, уводит человека в мир мечты и иллюзорного разрешения проблемы, что часто влечет за собой лишь усугуб- ление конфликта.
Н. Пезешкиан выделяет два типа конфликта — базовый и актуальный. Ак- туальный характеризуется актуальной структурой отношений, однако его ге- незис и развитие определяются базовым конфликтом. Чтобы понять проис- хождение и истинные причины актуального конфликта, нужно обратиться к анализу того, как строились отношения в родительской семье каждого из су- пругов. Базовый конфликт, носителем которого является человек, представ- ляет собой как бы кристаллизацию истории рода. Родовой опыт актуализиру- ется человеком в собственной семье и порождает актуальный конфликт.
Образующими структурами базового конфликта являются взаимоотношения личности с родителями и сиблингами; взаимоотношения родителей между собой, представляющие образцы супружеского партнерства; взаимоотноше- ния родителей и социального окружения, дающие модели межличностного взаимодействия, на основе которых выстраиваются подобные отношения в собственной семье; мировоззрение родителей, их жизненная философия и от- ношение к религии, оказывающие влияние на личностный выбор идеологии,
религии, жизненной философии, общего мировоззрения, который определя- ет семейные ценности и цели; распределение ролей в семье и семейный уклад.
Путь к разрешению актуального конфликта в психотерапии лежит через объ- ективирование базового конфликта к выявлению причин и работе с ними в направлении их позитивного переосмысления.
Другим эффективным путем решения конфликтов является модель «се- мейного совета», предлагаемая Т. Гордоном [1997] для разрешения конфлик- тов в детско-родительских отношениях, но потенциально столь же эффектив- ная для разрешения супружеских конфликтов. Центральной идеей модели
«семейного совета» является тезис о том, что в конфликтной ситуации, како- ва бы она ни была, какими бы причинами ни была инициирована, не должно быть «победителей» и «побежденных». Автор считает, что выяснение причин
§ 10. Конфликты в семье 105
возникновения конфликта, выявление его виновника и инициатора не помо- гут разрешить проблему, а лишь усугубят ее. Конструктивный подход, по мнению Гордона, состоит в поиске решения проблемы на основе принципа равноправия всех участников конфликта независимо от возраста и ролевой позиции в семье. Незыблемым при этом является правило обязательной при- емлемости способа разрешения конфликта для всей семьи.
В модели «семейного совета» выделяются шесть основных этапов раз- решения проблемы:
• идентификация и определение конфликта как следствия противоречи- вости мотивов и интересов членов семьи (объективирование, вербализация и осознание сути конфликта в процессе обсуждения проблемы всей семьей);
•генерирование и регистрация всех возможных альтернатив разреше- ния проблемы независимо от того, насколько они устраивают участников конфликта. На этом этапе действует правило безоценочного принятия и за- прета на критику любых, даже самых невероятных решений;
• обсуждение и оценка каждой из предложенных на предшествующем эта- пе альтернатив. Правило: альтернатива не принимается, если хотя бы один из участников не согласен. Для оптимизации процесса принятия решения ис- пользуется, в частности, техника Я-высказываний, позволяющая одним уча- стникам конфликта более четко заявить свою позицию, избежав упреков, об- винений и осуждения со стороны остальных. Гордон указывает, что проблемы часто возникают не в результате пренебрежения интересами членов семьи или их отвержения, а просто из-за недостаточного понимания их потребнос- тей и мотивов. Если в процессе группового обсуждения всего арсенала выдви- нутых предложений ни одно из них не принимается, то обсуждение продол- жается до тех пор, пока не будет найдено решение, устраивающее всех;
• выбор лучшего приемлемого для всех членов семьи решения проблемы;
• выработка путей реализации решения; составление конкретного плана его исполнения, включая ответственность и обязанности каждого из участ- ников, их действия, условия выполнения с точностью до деталей;
• определение критериев оценки результата семейного договора, форм и способов контроля и оценки.
На двух последних этапах особое значение приобретают объективиро- вание договора в письменном виде, четкость и конкретность определения последовательности и содержания действий каждого члена семьи.
«Семейный совет» является достаточно эффективной формой работы с семейными проблемами, даже если в основе конфликта лежат глубинные причины, которые при реализации модели «семейного совета» не становят- ся предметом анализа и переосмысления, как, например, в позитивной се- мейной психотерапии Пезешкиана. Успех работы «здесь-и-теперь» опреде- ляется тем, что история семьи — это не только опыт рода и родительской семьи, но и опыт, создаваемый в актуальных супружеских и детско-роди- тельских отношениях. Технология «семейного совета» рождает новый, уни-
106 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения кальный опыт уважения партнера и бережного отношения к его потребнос- тям и интересам, опыт, который меняет характер взаимоотношений в семье,
улучшает эмоциональное взаимопонимание, содействует более полному удовлетворению потребностей всех ее членов и тем самым улучшает качест- во функционирования семьи в целом. Такая практика разрешения проблем- ных ситуаций активизирует способности личности к самостоятельному вы- ходу из конфликтов. Преимуществом метода «семейного совета» является и то, что он требует значительно меньше времени и трудозатрат, чем психоте- рапевтическая работа с семьей.
§11. Сплоченность семьи
Сплоченность семьи как интегративная характеристика ее функциониро- вания включает два момента: во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых, сформирован- ность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным — чувство «Мы». В психологии семьи суще- ствуют различные подходы в определении сущности и механизмов форми- рования сплоченности семьи [Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].
В рамках механистического атомистического подхода развивается «ба- лансная концепция» сплоченности, оперирующая понятием баланса «про- семейных» и «антисемейных» сил. Предполагается, что у каждого члена се- мьи есть центростремительные («за семью») и центробежные («против семьи») мотивы. Простой арифметический баланс этих сил определяет сте- пень стабильности семьи. Например, если ребенок является объединяю- щим центром семьи, т.е. мотивы воспитания определяют баланс сил в поль- зу сохранения семьи и сплочения ее на основе воспитания детей, то в тот момент, когда функция воспитания себя исчерпает, возможен распад се- мьи. Возражения против теории баланса сил сводятся к двум основным ар- гументам: во-первых, в действительности мотивы достаточно трудно оце- нить по критерию их центростремительности/центробежности, что чревато произвольностью их толкования; во-вторых, в рамках данного под- хода каждый член семьи рассматривается как изолированный элемент, си- стемный характер семьи во внимание не принимается, не рассматривается взаимодействие отдельных подсистем.
Концепция совместимости ставит сплоченность семьи в зависимость от сходства и различий в мировоззрении, ценностно-смысловой сфере, компе- тентности ее членов. Высокая степень сплоченности семьи обеспечивается единством ценностей, мировоззрения и семейных представлений (взгля- дов на семейный уклад, распределение ролей и главенство) в сочетании с комплементарностью в отношении компетентности ее членов (знаний,
умений, навыков). Признавая безусловные достоинства данного подхода, в