Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
92 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения рывов общения между членами семьи [Новик, 1994]. Синхронизация ориен- тировки «героя произошедшего события» и члена семьи, предчувствовавше- го это событие, становится возможной именно на основе согласованности взглядов на семью, правила и сценарии семейного функционирования.
Искаженный образ «Мы» включает кредо семьи — ее принципы и цен- ности; ожидания в отношении ролевого поведения каждого из ее членов;
субъективный образ семьи (может не совпадать с объективной картиной ее жизни). На формирование семейных мифов оказывают влияние «наивно- психологические теории», неадекватные способы каузальной атрибуции
[Эйдемиллер, Юстицкис, 1999], селективность и предвзятость отбора ин- формации, преувеличение, сверхгенерализация, дихотомия мышления и т.д. В основе неэффективности наивно-психологических теорий в объяс- нении динамики внутрисемейных взаимодействий лежат низкая степень коммуникативной компетентности, использование житейских понятий и моделей для описания поведения партнера. Селективность отбора инфор- мации (предвзятость) и сверхгенерализация приводят к формированию неадекватного образа члена семьи и искаженному восприятию семейной системы в целом. Например, родители могут принимать как должное хоро- шую учебу и ответственное выполнение домашних заданий ребенком, а случайно полученная «двойка» или невыполненное домашнее задание вос- принимается ими как типичное поведение — и складывается миф о «безот- ветственном лодыре и лентяе».
Т.М. Мишина [1983] выделяет некоторые защитные механизмы, ис- пользуемые семьей при создании семейных мифов и патологизирующих ролей. К ним, в частности, относятся:
•проекция как проецирование на социальное окружение или на другого члена семьи отвергаемых в себе потребностей, мотивов, влечений, представ- лений. Например, если доминирующим эмоциональным фоном семьи явля- ется переживание отсутствия чувства безопасности и базового доверия к миру, что вступает в противоречие с Я-концепцией, приписывающей Я от- крытость, доверие, доброжелательность, то механизм проекции приведет к формированию враждебного отношения к социальному окружению, к спло- чению семьи на основе единства намерений противостоять внешней агрес- сии — и образуется так называемая «семья-крепость»;
• расщепление как вытеснение и подавление одним из супругов своих отвергаемых личностных качеств в сочетании с культивированием их в партнере. Например, жена, осуждающая и подавляющая в себе агрессив- ность, недоброжелательность в отношении мул^а, провоцирует его на аг- рессивное поведение в ситуации конфликта, в результате чего рождается семейный миф об идеальной терпимой жене — «мученице, несущей свой крест» и муже-злодее.
Сочетание использования различных защитных механизмов создает разнообразие мифов.
§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 93
Обязательным компонентом консультативной работы с семьей должно стать изучение особенностей образа «Мы». В случае искажения представ- лений членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом семейные мифы должны стать мишенью психокоррекционных воздействий.
§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье.
Нарушения общения
Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информа- цией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельнос- ти, установления и развития межличностных отношений, познания парт- нера и самопознания [Андреева, 1980; Лисина, 1986; Петровская, 1987].
Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения.
Структура коммуникативного акта включает следующие звенья:
•возникновение потребности и мотивов общения;
• определение задач коммуникации (информационно-познавательная, за- дачи воздействия на поведение и деятельность партнера, подтверждения или изменения характера межличностных отношений, предоставления обратной связи партнеру о его личностных характеристиках и своем отношении к нему,
получения обратной связи от партнера о себе и его отношении к себе); .
•передача информации, включая выбор определенного содержания
(что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с уче- том задач коммуникации;
•получение информации партнером, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуника- ции;
•анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации;
•передача информации, включая выбор определенного содержания
(что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с уче- том задач коммуникации и т.д.
Процесс межличностной коммуникации опосредуется системой обра- зов, выполняющих важную регулирующую и ориентирующую функцию.
Указанная система включает образы: «Я», «Другой моими глазами», «Я гла- зами другого», «Наши отношения», «Наши отношения для другого» и «На- ши отношения для меня глазами другого». Эмоциональная насыщенность указанных образов приводит к перегрузке коммуникационного канала и возрастанию вероятности нарушений межличностной коммуникации в слу- чае искажения или недостаточной адекватности хотя бы одного из них.
В работах Л.А. Петровской, Г.М. Андреевой, Э.Г. Эйдемиллера, К. Вац- лавика, В. Сатир, К. Роджерса, Т. Гордона выделены условия эффективно-
94 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
го межличностного общения в семье, включающие как общие принципы ор- ганизации успешной коммуникации, так и специфические нормы и прави- ла, устанавливаемые применительно к семье:
•открытость коммуникации;
• высокая активность коммуникации, обеспечивающая интенсивное об- суждение значимых для членов семьи проблем. Регламент семейной жизни должен предусматривать специальное время и создание ритуалов для воз- можности такого обсуждения — вечернее совместное чаепитие, разговор с детьми перед сном и т.д.;
• необходимая степень самораскрытия в процессе общения, конгруэнт- ность общения;
•согласованность представлений о семейном укладе, общность семей- ных ценностей, адекватность семейного самосознания, согласованная це- лостность системы «Мы»;
•точность невербальной коммуникации, непротиворечивость вербаль- ных и невербальных сообщений;
сенситивность к высказываниям партнера, использование техники ак- тивного слушания («Ты-сообщений») с обратной связью;
•безоценочность и эмпатическое принятие партнера как условие пози- тивного развития эмоциональных отношений в семье, создания атмосферы психологической безопасности и гармонизации образа Я партнера;
• проявление любви, взаимной эмпатии и поддержки, уважения партне- ра, что особенно важно в кризисных периодах жизненного цикла семьи и при возникновении стрессовых, фрустрирующих и проблемных ситуаций;
•формирование семейного языка — определенных, согласованных и лег- ко узнаваемых семейных символов, традиций, норм. Семейный словарь включает особые имена, прозвища, символы значимых событий (годовщины знакомства, первого свидания, объяснения и пр.), шутки, остроты, дразнил- ки, «приколы», семейные рассказы. Существует согласованный язык взгля- дов, мимики, жестов, поз. Семейные реликвии — предметы, связанные с оп- ределенными «знаковыми» событиями семьи, — также выполняют важную функцию стабилизации семейного общения, взаимодействия и формирова- ния семейного самосознания, задающего нормативность жизни семьи.
Нарушения межличностного общения — одна из наиболее актуальных проблем семейного функционирования. Можно выделить следующие виды
нарушений межличностной коммуникации в семье: 1) противоречивость вербальной и невербальной коммуникации; 2) возникновение коммуника- ционных барьеров; 3) манипулирование партнером в процессе коммуника- ции, злоупотребление управлением коммуникацией (Э. Берн); 4) наруше- ние и искажение передачи чувств (В. Сатир); 5) «отклоненная»
коммуникация; 6) парадоксальная коммуникация; 7) «замаскированная»
коммуникация — мистификация (Р. Лэнг); 8) борьба за коммуникацион- ный канал.
§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 95
Трудности в общении часто возникают из-за низкой коммуникативной компетентности супругов и использования ими высказываний типа комму- никационных барьеров, затрудняющих процесс эффективного общения. Ти- пы неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструк- тирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высме- ивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, поста- новку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемы [Гордон, 1997]. Причинами нарушения межлич- ностного общения в семье также выступают перегруженность информацион- ного канала и требование учета системы опосредующих образов, неадекват- ность самих опосредующих образов, личностные особенности супругов.
Если трудности общения приобретают хронический характер, возника- ет так называемая «коммуникационная проблема» [Эйдемиллер, Юстиц- кис, 1999], связанная с существованием актуальной потребности одного из членов семьи в помощи или содействии партнера и неадекватностью спо- соба передачи информации. Э.Г. Эйдемиллер выделяет три этапа развития коммуникационной проблемы: информационно-дефицитный, этап заме- щающе-искаженного коммуницирования и поведенчески-коммуникацион- ный. В супружеских отношениях достаточно часто дефицитной информа- цией, т.е. информацией, передача которой оказывается затруднена,
является просьба о подтверждении любви, обращение за эмоциональной поддержкой и сопереживанием. Например, муж испытывает потребность в выражении любви, поддержки со стороны жены, однако обращение с по- добной просьбой не согласуется с его представлениями о маскулинности и о себе как сильной личности. На первом, информационно-дефицитном эта- пе реальная коммуникация заменяется воображаемой, частично невербаль- ной — поведение мужа представляет собой молчание, «сверлящий» и умо- ляющий взгляд вслед уходящей жене, мысленные призывы. На следующем этапе происходит замещение и искажение информации, поскольку непо- средственное выражение супругом своих потребностей диссонирует с его ожиданиями и предписанным сценарием ролевого поведения («когда при- быть сильным, а хочется быть слабым...»). Например, муж, вместо того чтобы сказать: «Побудь со мной, мне не хватает твоего внимания, и во- обще я сегодня устал и чувствую себя жалким», говорит: «Что-то я плохо себя чувствую...» Жена, бросая все, мчится в аптеку и, возвращаясь, обна- руживает «тяжелобольного», почти умирающего полчаса назад мужа раз- валившимся в кресле перед телевизором. Скандал. Наконец, на поведенче- ском этапе начинается манипулирование партнером с целью заставить его делать то, что желает носитель «дефицитной информации». В нашем слу- чае муж использует любые средства для того, чтобы заставить жену все время проводить дома рядом с ним (упреки, использование мнения родст- венников в целях давления и пр.). Отношения катастрофически ухудшают-
96 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения ся, наблюдается потеря взаимного доверия, эскалация конфликта. Исход- ная потребность так и не удовлетворена, более того, шансов на эмоциональ- ную поддержку и взаимопонимание уже почти не осталось.
«Отклоненная» коммуникация представляет собой односторонний процесс, в котором один из партнеров, по сути, занимает позицию изоля- ции и молчаливого отказа от коммуникации. Внешне такая коммуникация выступает как монолог вместо диалога, в общении партнеров отсутствует зрительный контакт. Блестящей иллюстрацией отклоненной коммуника- ции может стать картина совместного ужина, изображенного на картине
В. Ван Гога «Едоки картофеля». Вечер, крестьяне собрались за столом за скудным ужином. Казалось бы, совместная трапеза объединяет, едоки вро- де глядят друг на друга, однако продолжение линии взора легко обнаружи- вает, что на самом деле ни один из них не смотрит на сотрапезника, взгляд каждого из них устремлен в никуда — коммуникация разорвана!
Парадоксальная коммуникация представляет собой передачу по ком- муникационному каналу одновременно двух взаимоисключающих сообще- ний, каждое из которых должно быть воспринято партнером как истинное
[Эйдемиллер, Юстицкис, 1999]. Противоречивое сообщение подкрепляет- ся еще и запретом его замечать или комментировать. Например, супруг,
вернувшись домой, застает заплаканную жену и встревоженно спрашивает:
«Что случилось?». Следует ответ со слезами на глазах: «Все в порядке, у меня все хорошо!»
«Замаскированная» коммуникация, или мистификация, часто исполь- зуется супругами в условиях актуального или хронического семейного конфликта и представляет собой маскирование и затушевывание противо- речий и конфликтов в отношениях с целью сохранить статус-кво, не объек- тивировать конфликтную ситуацию. Мистификация состоит в том, что один член семьи отвергает адекватную интерпретацию семейной ситуации,
своих чувств и переживаний, предлагаемую партнером.
Борьба за коммуникационный канал выступает как попытка одного из членов семьи установить безусловное доминирование и главенство над партнером в форме стремления сохранить за собой «последнее слово», ут- вердить первенство и создать ощущение, что именно ему принадлежит пра- во на решение всех семейных проблем независимо от их ранга. В основе по- добного нарушения межличностной коммуникации лежит неразрешенная проблема главенства в семье.
Межличностное общение в семье является ключевым моментом ее жиз- недеятельности, определяет эффективность ее функционирования и ресур- сы роста и развития. Наиболее перспективным направлением работы с дис- гармоничной семьей признается оптимизация внутрисемейного общения.
Семейное информационное пространство неоднородно как с точки зре- ния его содержания, так и открытости для всех членов семьи. «Семейные тайны», или «скелеты в шкафу», включают информацию о криминальных