Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 286
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
112 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения случае, когда мотивация профессиональной деятельности выходит за пре- делы чисто утилитарно-прагматической, обнаруживают более высокий уровень субъективной удовлетворенности браком, чем неработающие же- ны-домохозяйки [Крайг, 2000]. Причины этого феномена исследователи усматривают в удовлетворении мотива самореализации в профессиональ- ной деятельности, повышающей уровень самоуважения и самопринятия женщин, и в возможности получить эмоциональную поддержку у коллег по работе, развернуть широкую сеть социальной поддержки и помощи.
Важным предиктором степени удовлетворенности браком являются стратегии совладающего поведения (копинга), используемые супругами при решении семейных проблем. Было показано, что позитивный подход, на- правленный на конструктивное разрешение проблем, и переговоры повыша- ют уровень субъективной удовлетворенности браком, в то время как другие формы копинга — конфронтация, уход, избегание, настаивание на своих ин- тересах, конфликт, подчинение и селективное игнорирование — приводят к снижению степени удовлетворенности браком. В исследовании Ж. Бушара
[см.: Carter, McGoldrick, 1988], сочетающем метод «поперечных срезов» и лонгитюд, было изучено более 500 супружеских пар. Полученные результа- ты обнаружили существенные гендерные различия в стратегиях копинга при столкновении с семейными проблемами. Во-первых, оказалось — вопреки традиционным представлениям, будто женщинам свойственны более пас- сивные стратегии, — что на самом деле мужчины чаще используют стратегии отрицания и ухода, в то время как оба супруга в равной степени прибегают к стратегиям проблемно-фокусированным. Вместе с тем не было выявлено су- щественных различий в общем соотношении эффективных и неэффектив- ных стратегий копинга между мужчинами и женщинами. Во-вторых, были установлены гендерные различия в характере связи между использованием стратегии копинга и удовлетворенностью браком. Например, у мужчин ис- пользование стратегии отрицания негативно сказывается на степени удовле- творенности браком, а у женщин нет. Полученные в исследовании результа- ты свидетельствуют также о необходимости учета соотношения копинговых моделей партнеров, взаимодействие которых определяет в конечном счете эффективность разрешения проблем семьи.
Характер профессиональной деятельности женщины, обеспечивающий для нее «независимую» от семьи сферу самовыражения и дружеского об- щения, повышает уровень удовлетворенности браком у обоих супругов.
§ 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей
К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов семейного функционирования систематически не удовлетворяют- ся базовые потребности членов семьи и не реализуются основные ее задачи,
§ 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей 113
специфические для каждой стадии жизненного цикла. Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей [Olson, 1993; Личко,
1989; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999; Столин, 1986; Черников, 1998].
На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия се- мейных подсистем Д. Олсон выделяет несколько т и п о в д и с ф у н к ц и о - н а л ь н ы х с т р у к т у р семьи:
•несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;
• коалиционная семья, т.е. семья, в которой в рамках подсистем или в от- ношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации,
противостоянии, антагонизме друг с другом и нарушающие баланс и функ- ционирование семьи в целом. Коалиции могут быть открытыми, или меж- поколенными (образуются в результате объединения членов семьи, принад- лежащих к разным поколениям), и скрытыми. Межпоколенные коалиции —
противостояния внутрисемейных групп по типу «родитель и ребенок про- тив второго родителя», «прародитель и ребенок против родителей», «роди- тель и прародитель против второго родителя» (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови и мужа против жены!) и т.д. В отли- чие от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостоя- ния. Для скрытых коалиций типичны коммуникационная проблема и нару- шения межличностного общения, в котором четко выделяются два плана:
внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрыва- ющий подлинный характер взаимоотношений членов семьи;
• коалиционная семья, основой стабилизации которой является припи- сывание патологизирующей роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название «идентифицированного пациента», но- сителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в таком случае важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;
•дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;
•семья с «перевернутой иерархией», характеризующаяся инверсией ро- лей. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.
А.Е. Личко [1989] определяет гармоничную семью как семью, характе- ризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конку- ренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанно- стей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, пред- ставляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструкто- генная, распадающаяся и распавшаяся. Еще одним особым вариантом дис- гармоничной семьи является ригидная псевдосолидарная семья.
8-6210
114 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения
Собственно негармоничную семью отличает «семейный перекос» как доминирование в семье отношений власти—подчинения; эмоциональная за- висимость и несимметричность эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций,.связанных с семей- ной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудниче- ства, партнерства, взаимопомощи. Важной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: од- ни (один) члены семьи как бы «эксплуатируют» возможности других, огра- ничивая их личностный рост.
Функционирование деструктогенной семьи порождает семейные пробле- мы и конфликты. Такой семье свойственны неравномерность и невзаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерная автономия и независимость чле- нов семьи; отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем.
Ригидная псевдосолидарная семья сохраняет внешнее сплоченность и видимость успешного выполнения своих функций: достаток в семье, налаженный быт, забота о детях. Однако за внешней благостной картиной обнаруживается отсутствие или дефицит сущностных характери- стик семьи —эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии, демократично- сти управления; отношения власти строятся по жесткому типу доминирова- ние — подчинение; имеет место высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения ее членов, включая строгие санк- ции за их невыполнение. Отношения в семье строятся не на основе любви —
привязанности, а зависимости и подчинения. Ригидная псевдосолидарная семья может сохранять стабильность достаточно долго, поскольку члены ее в силу неудовлетворенности потребности в любви и эмоциональном взаи- мопонимании испытывают постоянную высокую тревожность, вынуждаю- щую их подчиняться властному давлению главы семьи взамен на обретение определенной стабильности и чувства безопасности.
Еще два типа семьи представляют, по сути, две последовательные ста- дии ее распада: распадающаяся и распавшаяся семья.
Распадающаяся семья характеризуется хроническим состоянием высо- кой конфликтности, захватывающей все более широкую область ее жизне- деятельности; прекращением выполнения членами семьи широкого спект- ра ролевых обязанностей и функций. Зачастую «единство» семьи сохраняется лишь за счет общей жилплощади, вынуждающей супругов жить вместе, и отсутствия юридического оформления прекращения брака.
Распавшаяся семья — это семья, осуществившая юридическое прекра- щение брака и фактическое разделение супругов. Однако даже оформив- шая развод семья сохраняет определенные функции, например воспитания детей или материальной поддержки детей и бывших супругов.
На фоне определения типов дисгармоничных семей особое значение приоб- ретает вопрос о том, каким требованиям должна отвечать гармоничная семья.
Всестороннее ее описание представлено в работе Ф. Уолша [Walsh, 1996]. Mo-
§ 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей 115
дель эффективной гармоничной семьи включает несколько базовых элементов,
соответствующих ключевым аспектам функционирования семейной системы:
• разделенное членами семьи семейное самосознание, основанное на близ- ких эмоционально-позитивных отношениях заботы и взаимопомощи («Мы —
одна семья», а не «Я в семье»). Характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;
•уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и хорошее самочувст- вие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых;
• взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязаннос- тей между супругами;
• эффективное авторитетное родительство и детско-родительские отно- шения, обеспечивающие защиту и безопасность ребенка; процесс воспита- ния и социализации ребенка на основе уважения и принятия его прав; под- держку другим уязвимым членам семьи;
•наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безо- пасность, психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи, социальной группы (друзья, зна- комые, коллеги), системы социальных институтов (общество в целом). По- скольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переход- ные, кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для ее жизнестойкости и толерантности приобретает социальная политика государства;
• организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, после- довательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;
• адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нор- мативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптив- ность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмо- циональной напряженностью в семье за счет эффективной реализации психотерапевтической ее функции;
•открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и яснос- тью правил и ролевых ожиданий (опосредующие процесс коммуникации образы должны быть достаточно ясными). Цель коммуникации — обеспе- чить возможность свободного выражения чувств эмпатии, эмоциональной поддержки, преобладание позитивного эмоционального фона;
• эффективное разрешение проблем и конфликтов;
• разделенная система убеждений и ценностей в рамках всех сосущест- вующих поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возмож- ность успешно разрешать проблемные ситуации.
Уолш указывает, что все выделенные базовые элементы составляют це- лостную систему, где характеристики каждого из них находятся в неразрыв-
116 Глава 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения ной связи и взаимодействии с остальными, определяя общую эффектив- ность функционирования семьи. Степень выраженности элементов и их конкретные характеристики определяются также видом семьи (нуклеарная,
расширенная, семья с приемными детьми, гомосексуальная, двухкарьерная и т.д.) и стадией ее жизненного цикла (семья супругов без детей, семья с подростками, стареющие родители и молодой одинокий взрослый и пр.).
Вместе с тем каждая семья уникальна и исключительна в выборе своего соб- ственного пути достижения гармонии и баланса. Перефразируя Л.Н. Тол- стого, можно сказать: «Все счастливые семьи счастливы по-своему!»
Вопросы и задания
1. Каковы основные характеристики семьи как системы?
2. Какие компоненты любви выделяются в различных ее теориях (Э. Фромм, Р. Мэй,
Р. Стернберг)?
3. Назовите основные критерии типологии любви и приведите примеры ее классификаций.
4. Какое отражение находят функции семьи в ее ролевой структуре?
5. Что определяет главенство в семье?
6. Какие виды главенства улучшают функционирование семьи? Какие дезорганизуют? Поче- му? Приведите примеры.
7. Чем различаются конвенциональные и межличностные семейные роли?
8. Дайте определения «ролевого конфликта» и «ролевой перегрузки» в семье. Соотнесите эти понятия и приведите примеры.
9. Каковы критерии оценки эффективности ролевой структуры семьи?
10. Как связаны сиблинговые позиции супругов (порядок рождения в родительской семье) и ролевая структура семьи?
11. Каковы генезис и причины устойчивости патологизирующих ролей в семье?
12. В чем сходство и различия семейного самосознания и семейных мифов? Приведите примеры.
13. Каковы причины и условия формирования семейных мифов?
14. Каким требованиям должна удовлетворять эффективная семейная коммуникация?
15. Чем обусловлены нарушения коммуникации в семье?
16. Можно ли избежать конфликтов в супружеских отношениях? Аргументируйте свой ответ.
17. Назовите наиболее частые причины семейных конфликтов? Оцените возможности преду- преждения таких конфликтов и сформулируйте соответствующие профилактические ре- комендации.
18. Какие стратегии и способы разрешения конфликтов вам известны? Дайте оценку эффек- тивности каждой из стратегий. Какие стратегии в семейной жизни используете вы сами?
19. Сформулируйте основные принципы и правила работы «семейного совета». Покажите на конкретном примере, как должна строиться работа с конфликтом по этому методу?
20. В какой степени супружеская совместимость влияет на сплоченность семьи?
21. От чего зависит субъективная удовлетворенность браком? Оцените вклад каждого факто- ра и обоснуйте свой ответ.
22. Можно ли считать гармоничной семью с выраженной асимметричностью эмоциональных от- ношений между ее членами? Обоснуйте свой ответ. Назовите типы дисгармоничных семей.
23. Каковы психологические особенности функционирования гармоничной семьи?
24. Сформулируйте основные задачи психологической помощи семье, испытывающей трудно- сти в своем функционировании.