Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

122
Глава 3. Детско-родительские отношения
Типы родительской любви (по А.С. Спиваковской)
Таблица 2
Тип любви/от- вержения
1. Действенная любовь
2. Отстраненная любовь
3. Действенная жалость
4. Снисходи- тельное отстра- нение
5. Отвержение
6. Презрение
7. Преследова- ние
8. Отказ
Характеристики любви/отверже- ния симпатия уважение близость симпатия уважение дистантность симпатия неуважение близость симпатия неуважение дистантность антипатия неуважение дистантность антипатия неуважение близость антипатия уважение близость антипатия неуважение дистантность
Родительское поведение
Принятие ребенка; внима- ние и интерес, уважение его прав и обязанностей; сотруд- ничество и готовность прий- ти ему на помощь
Принятие ребенка; недоста- ток внимания и заботы; ги- попротекция; низкий уро- вень кооперации и помощи
Принятие ребенка; недове- рие к нему; излишняя опека и потворствование
Принятие ребенка; отстра- ненность; гипопротекция,
оправдание неблагополучия болезнью ребенка, плохой наследственностью
Отвержение ребенка; огра- ничение общения, игнориро- вание; гипопротекция, гра- ничащая с безнадзорностью
Отвержение ребенка; то- тальный контроль, примене- ние наказаний, отсутствие поощрений, преобладание в родительской воспитатель- ной системе запретов
Отвержение ребенка; доми- нирующая гиперпротекция,
жестокое обращение, тоталь- ный контроль
Отвержение ребенка; гипо- протекция и безнадзорность,
попустительство, игнориро- вание
Родительское кредо
«Я люблю моего ре- бенка таким, какой он есть, он самый лучший»
«У меня прекрасный ребенок, но я очень занят»
«Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но это мой ре- бенок и я люблю его»
«Нельзя винить мое- го ребенка в том, что он такой, — есть объ- ективные причины»
«Не люблю своего ребенка и не хочу иметь с ним дела!»
«Я мучаюсь и стра- даю от того, что мой ребенок так плох»
«Мой ребенок — не- годяй, и я докажу это!»
«Я не хочу иметь де- ло с этим негодяем!»
• Фрустрация жизненно важных потребностей родителя в связи с воспи- танием ребенка. Депривация может охватывать достаточно широкий спектр потребностей, субъективная значимость которых во многом определяется степенью личностной зрелости родителя: потребность в сне и отдыхе; в бе- зопасности; в общении с друзьями; личные достижения, карьера, професси- ональный рост. В этом случае психологическая помощь должна быть на- правлена на поиск способа удовлетворения жизненно важных потребностей


§ 3. Характер эмоциональных отношений 123
родителя при сохранении им полноценной функции ухода за ребенком и его воспитания, а также на развитие ценностно-смысловой сферы родителя.
• Мистификация и искажение образа ребенка как результат проекции негативных качеств и приписывания их ребенку; идентификация ребенка с аверсивной личностью, вызывающей отвращение у родителя, и, как следст- вие, перенос на него негативного эмоционального отношения. Психологи- ческая работа в этом случае должна быть направлена на объективирование причин подобной проекции, их анализ и помощь родителю в разрешении глубинного конфликта, лежащего в основе актуализированных защитных механизмов.
• Негативное эмоциональное отношение к ребенку как проявление пост- травматического стресса. Возникает вследствие фатального совпадения рождения ребенка или начального периода его воспитания, сенситивного к формированию привязанности, и психологической травмы, например утра- ты близкого человека. Ребенок приобретает значение символа травмирую- щей ситуации либо ассоциируется с ней. Психологическая помощь здесь строится в контексте преодоления посттравматического стресса.
•Личностные особенности родителя (инфантильность, акцентуации характера, невротический тип личности, неадекватный тип привязанности самого родителя, эмоциональные расстройства). Здесь требуется индиви- дуальное психологическое консультирование, а в случае необходимости и психотерапия. Примером разрушающего влияния на психическое развитие ребенка может служить так называемая «шизофреногенная мать», обнару- живающая в отношениях с ребенком холодность, эмоциональную дистант- ность и отвержение, недостаток уважения и признания ребенка; ее поведе- ние характеризуется властностью, деспотичностью, низкой эмпатией.
Матери, переживающие депрессию, также склонны к отвержению ребенка.
Характерным стилем воспитания в этом случае становится либо гипоопе- ка, переходящая в безнадзорность, либо тотальный контроль, в котором ак- туализация чувства вины и стыда у ребенка становится основным методом воспитательного воздействия.
•Индивидуально-типологические особенности ребенка — «трудный темперамент», чрезмерное возбуждение, проблемы дисциплины, невнима- тельность, импульсивность, — опосредующие формирование родительско- го отношения. Обнаружено, что родители склонны воспринимать детей с более сильным темпераментом как более зрелых. Важное значение для формирования эмоционального отношения родителя к ребенку имеет сте- пень соответствия их темпераментов. Если темперамент ребенка противо- положен родительскому, это может восприниматься родителем как нега- тивная характеристика его личности или признак инфантильности и незрелости. Например, порывистость и импульсивность ребенка, противо- положная сдержанности и неторопливости родителя, воспринимается по- следним как проявление слабости ребенка.


124 Глава 3. Детско-родительские отношения
• Низкая степень удовлетворенности браком и конфликтность в супру- жеских отношениях.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   29

Материнская и отцовская любовь
Говоря о родительской любви, традиционно разделяют материнскую и от- цовскую любовь как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (3. Фрейд, А. Адлер, Д. Винникотт, М. Дональдсон,
И.С. Кон, Г.Г. Филиппова). Признавая существование двух социальных ин- ститутов родительства—материнства и отцовства, важно не только отметить серьезные различия в реализации материнства и отцовства как качественно своеобразных форм родительства, но и указать на их сходство. В работах
Э. Галински [см.: Крайг, 2000] выделяются шесть стадий родительства, со- держание и последовательность которых задается логикой развития сотруд- ничества родителя и ребенка. На каждой из них родитель решает определен- ные задачи, связанные с необходимостью перестройки детско-родительских отношений с учетом развития ребенка и его возрастающей самостоятельнос- ти. Первая стадия — стадия формирования образа — продолжается от момен- та зачатия до рождения ребенка и рассматривается как исходная в формиро- вании родительской позиции. Именно на этой стадии формируется первичный образ детско-родительских отношений, включающий представ- ление о целях и ценностях воспитания, образ идеального родителя как эта- лона, представление о ребенке и взаимодействии с ним. На второй — стадии
выкармливания (от рождения до 1 года) — центральной задачей становится формирование привязанности и первых форм сотрудничества и совместной деятельности с ребенком. Первичная иерархизация ценностей и ролей в кон- тексте развития идентичности родителей также осуществляется именно на этой стадии. Стадия авторитета (от 2 до 5 лет) знаменует переход родите- лей к решению задач социализации ребенка и, соответственно, к первой оценке эффективности процесса воспитания. Насколько мой ребенок отве- чает идеальному его образу, созданному в моем представлении? Могу ли я принять ребенка таким, какой он есть? Насколько я сам удовлетворяю себя как родитель? Ответы на эти вопросы предполагают рефлексию, разверну- тую родителем по поводу содержания и оснований его отношений с ребен- ком и переход к более продуманной системе воспитания с учетом «работы над ошибками» раннего периода становления родительства. Четвертая ста- дия — стадия интерпретации — приходится на младший школьный возраст:
здесь родители подвергают ревизии и пересмотру многие концепции воспи- тания, которых прежде придерживались в своем общении с детьми. Пятая —

стадия взаимозависимости — характеризуется изменением структуры власт- ных отношений: родители должны перестроить свои отношения с подрост- ками с учетом их стремления к автономии и независимости. Характер пере- стройки отношений со взрослеющими детьми может сделать их партнерскими или, в случае деструктивного ее развития, отношениями со-

§ 3. Характер эмоциональных отношений 125
перничества и противостояния. На шестой стадии — стадии расставания —
родители должны окончательно признать взрослость и независимости детей,
принять их психологический «уход» и решить непростую задачу переосмыс- ления и оценки того, какими же родителями они были.
Природа и генезис материнства
Фундаментальным открытием психоанализа стало положение о роли мате- ри (близкого взрослого) в психическом развитии ребенка. Внешний мир
(среда) открывается ребенку через взрослого и в первую очередь выступа- ет как мир человеческих интерперсональных отношений, мир людей
[Фрейд, 1991; Адлер, 1990; Фрейд, 1993; Винникотт, 1995; Эльконин, 1989].
3. Фрейд считал, что именно мать является для ребенка источником пере- живания чувства удовольствия и объектом первого сексуального выбора.
Из признания решающей роли матери (близкого взрослого) в психиче- ском развитии ребенка рождается вопрос о том, как влияет поведение ма- тери на становление личности. Д. Винникотт [1995] одним из первых пред- ложил гипотезу гармоничного взаимодействия среды и ранних интрапсихических процессов. Он предлагает рассматривать в качестве объ- екта развития на ранних стадиях онтогенеза не отдельно мать и ребенка, а целостную диаду мать—ребенок. В силу беспомощности младенца и зави- симости его от матери ребенок и мать представляют собой единое целое.
Мать не только обеспечивает условия телесного, физического развития ре- бенка, но и, реализуя функцию держания и телесного контакта (holding),
обеспечивает процесс персонализации — становление Я ребенка, т.е. диф- ференциацию субъекта и среды и формирование автономной личности.
Становление собственного Я (Self) осуществляется через развитие от абсо- лютной (экстремальной) зависимости к относительной независимости и автономии. Механизмом становления независимости выступает процесс реализации ребенком омнипотентных желаний и первичной агрессии в от- ношениях с матерью (близким взрослым). Терпение к проявлениям агрес- сивности, забота о ребенке, удовлетворение его потребностей, реализация матерью «поддерживающего» поведения создают условия для гармонично- го развития ребенка [Winnicott, 1965]. Поведение и позиция матери явля- ется существенным условием эффективности этого процесса. Винникотт рассматривает способность матери создавать благоприятную среду для развития ребенка как ее природную способность. Мать должна довериться своей интуиции и действовать спонтанно, обучение может только поме- шать реализации этой способности. Любовь и забота, теплое, принимаю- щее, уважительное отношение матери к ребенку создают необходимую ус- тановку доверия и стимулируют самостоятельную активность ребенка в отношении его саморазвития. Благодаря психоанализу проблема детско- родительских отношений, качества материнского ухода и типа воспитания стала центральной в изучении закономерностей развития личности в дет-