Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 295
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 10. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости)
семейного воспитания
От степени устойчивости и последовательности семейного воспитания зави- сит стабильность сохранения основных характеристик воспитательного про- цесса — типа эмоционального принятия ребенка, количества и содержания требований и запретов, вида контроля, уровня протекции, способов разреше- ния конфликтов. Неустойчивость (противоречивость) стиля воспитания оп- ределяется резким изменением характеристик воспитания на протяжении развития ребенка либо одновременным сочетанием противоречивых его приемов. О противоречивости семейного стиля воспитания можно говорить также в тех случаях, когда различные члены семьи одновременно реализуют
190 Глава 3. Детско-родительские отношения противоположные, противоречащие друг другу приемы и методы воспита- ния. Например, мать реализует вариант теплого эмоционального принятия и потворствования, а отец — отвержения и сверхтребовательности.
Противоречивость и непоследовательность системы семейного воспита- ния крайне неблагоприятно сказываются на развитии ребенка. Противоре- чивость воспитания в раннем возрасте приводит к формированию тревож- ной амбивалентной привязанности [Crittenden, 2000], а в подростковом— к формированию таких черт характера, как упрямство, противостояние авто- ритетам, негативизм (К. Леонгард).
§11. Родительская позиция
Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную харак- теристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представле- ния последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели роле- вого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством.
Еще в 1930-х гг. были выделены такие родительские установки, как «при- нятие и любовь», «явное отвержение», «чрезмерная опека» и «излишняя тре- бовательность» [Шванцара, 1978]. Однако определение родительской пози- ции, основывающееся лишь на одном, хотя и доминирующем параметре родительского отношения, в значительной мере упрощает ее содержание.
Существуют различные варианты определения термина «родительская позиция». А.С. Спиваковская [1981] квалифицирует ее как реальную направ- ленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Роди- тельская позиция представляет собой систему родительского эмоционально- го отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним
(А.А. Бодалев, В. В. Столин). А.Я. Варга и В.А. Смехов [1986] определяют ро- дительскую позицию как триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка.
Е.О. Смирнова выделяет в родительской позиции два структурных ком- понента — личностное и предметное, определяющие своеобразие и внутрен- нюю конфликтность родительского отношения к ребенку, отражающие ее двойственность. Личностное начало выражено в безусловной любви родите- ля к ребенку и глубинной привязанности. Предметное задает объективное оценочное отношение взрослого к ребенку, направленное на формирование социально ценных качеств и свойств его личности [Смирнова, Быкова,
2001]. Оценочное отношение обусловлено ответственностью, которую несет родитель за будущее благополучие своего ребенка и его развитие.
Итак, родительская позиция характеризуется эмоциональным отноше- нием к ребенку в терминах принятия/отвержения, особенностями роди-
§ 11. Родительская позиция 191
тельского образа ребенка (когнитивное видение), определенным стилем общения с ребенком, где важной составляющей является структурирова- ние позиций как равноправных или как позиций доминирования—подчи- нения, дисциплиной как систное иродительских требований, ценностями родительского воспитания, степенью устойчивости (стабильности) или противоречивости (непоследовательности) родительского отношения.
Позитивное родительское отношение определяют:
•относительная непрерывность, стабильность родительского отноше- ния во времени;
•изменение родительского отношения с возрастом ребенка, учитываю- щее специфику его психологического возраста (Е.О. Смирнова). Очевид- но, что при анализе родительского отношения к ребенку необходимо учи- тывать, насколько оно адекватно возрасту ребенка, задачам его развития и возрастно-психологическим особенностям;
•уравновешенность в родительском отношении двух противополож- ных тенденций — тенденции к установлению максимальной близости с ре- бенком с целью защитить, обеспечить безопасность и заботу и тенденции к предоставлению ребенку автономии и самостоятельности в решении воз- никающих проблем.
Образ ребенка глазами родителя
Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный об- раз ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентно- сти ребенка и его поведения и в форме атрибуций. Последнее означает, что ре- бенок наделяется определенной системой качеств и предполагается причинное,
как правило житейское, объяснение его поведения. Ожидания и атрибуции вза- имосвязаны и представляют собой образы, регулирующие родительское пове- дение и определяющие характер и тактику воспитания [Murphey, 1992].
Можно говорить о глобальном и дифференцированном образе ребенка.
Глобальный образ ребенка характеризует черты ребенка данного возраста,
представляя собой своеобразный психологический его портрет «глазами ро- дителя». Мера его адекватности определяется степенью психолого-педагоги- ческой компетентности и воспитательного опыта родителя. По отношению ко второму и третьему ребенку родитель, как правило, обнаруживает более адекватный глобальный образ. Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповтори- мость и уникальность.
Система родительских представлений, включающих глобальный и диф- ференцированный образ ребенка, определяется следующими факторами.
Во-первых, культурно-исторической природой образа детства. В разных культурах представления о возрастно-психологических особенностях ре- бенка неодинаковы. Например, североамериканские матери обнаруживают более высокие ожидания в отношении поведения детей и, соответственно,
192 Глава 3. Детско-родительские отношения предъявляют более высокие требования к ребенку, чем в Японии, где до школы ему разрешается практически все, или в европейской культуре, где требования к поведению, достижениям и компетентности ребенка предъяв- ляются значительно раньше. Во-вторых, особенности когнитивного образа ребенка определяются позицией, которую занимает родитель в отношении к ребенку. Авторитарные мамы преувеличивают в своем образе реальные возможности ребенка, поэтому они больше требуют от детей и меньше им помогают, чем матери, реализующие демократический стиль общения.
Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понят- но, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше, однако оптимальным вариантом когнитивного видения родителем ребенка будет образ, открыва- ющий кредит доверия и создающий зону ближайшего развития личности ребенка. Видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мне- нию родителя, станет в потенциале его возможностей и компетентности, и строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на по- тенциал его развития, «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский),
составляет подлинное искусство воспитания.
Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на раз- витие его личности. Механизмы такого влияния следующие:
• создание зоны ближайшего развития и организация в
ее пределах;
• идентификация ребенка с предлагаемым родителями образом;
•моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданными родителем образцами и моделями и регуляция его поведения. В процессе подражания создаются заложенные в образе-мо- дели условия для интериоризации нужных качеств (прекрасная тому ил- люстрация — уже упоминавшийся выше «эффект Пигмалиона»);
• механизм обусловливания, когда посредством использования наказа- ний и поощрений родитель направленно формирует те или иные качества ребенка — наказывает его или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка соответствует родительскому образу и ожиданиям. По- средством положительного и отрицательного подкрепления осуществляет- ся коррекция поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывает- ся основа для формирования заданных в образе качеств и свойств.
Характер воздействия родителя на ребенка определенным образом пре- ломляется и в сознании самого ребенка. Можно выделить два типа отноше- ния ребенка к родительскому воздействию: 1) принятие и согласие, опреде- ляющие идентификацию, моделирование и интериоризация родительских ожиданий; 2) несогласие, протест против роли, навязываемой родителями.
Отсюда вытекают два варианта формирования личностных качеств ребен- ка — как прямо противоположных ожиданиям родителей, так и полностью совпадающих с ними.
§ 11. Родительская позиция 193
Степень соответствия родительского образа Я-концепции ребенка —
важное условие принятия либо отвержения ребенком родительского обра- за. Я-концепция в основных моментах оказывается сформированной уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка появляются собственные критерии самооценки, возможность противостоять родителям в попытке модифика- ции его Я.
Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает
«мистификация», т.е. внушение родителями детям того, в чем они нужда- ются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание им не- адекватной системы представлений о себе (Г. Стерлин). Формы ее таковы:
приписывание, делегирование, инфантилизация, инвалидизация.
Приписывание определенных качеств ребенку — позитивных (чуткий,
добрый, способный, одаренный) либо негативных (жадный, лживый, недо- бросовестный, ленивый) — нередко приводит к искажению его личностно- го развития. При некритичном восторженном отношении родителя к ре- бенку, излишнем, необоснованном преувеличении его положительных качеств у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, основан- ный на чувстве превосходства и неуважении к окружающим. Приписыва- ние же ребенку «слабости», испорченности оборачивается снижением у не- го степени самоприятия, дисгармоничностью развития Я-концепции.
Делегирование предполагает отношение к ребенку как к объекту испол- нения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Механизмом делегирования является проекция родителем на ребенка неосуществленных собственных целей и жизненных планов.
Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стре- мится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был по- слушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсерви- ровать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации.
Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответ- ствующие младшему возрасту; строит свои отношения с ребенком как с ма- леньким, не по возрасту одевает и т.д. Инфантилизация может проявляться как в позитивной форме, реализующей стремление родителя остановить ход развития на детской стадии, так и в негативной посредством приписы- вания ребенку отвергаемых детских качеств. В последнем случае, например,
родитель может даже обратиться в психологическую консультацию, запо- дозрив у собственного ребенка отставание в развитии.
Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание по- зиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. В основе инвалидиза- ции часто лежит амбивалентное отношение или скрытое отвержение ре- бенка. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества и т.п. Возможен специфический вариант инвалидизации — на основе фо- бии утраты, потворствования и гиперпротекции. Например: повреждение
13-6210
194 Глава 3. Детско-родительские отношения моторных функций у ребенка вследствие перенесенного полиомиелита, не- смотря на благоприятный прогноз, привело к серьезным осложнениям в его развитии; мать, инвалидизируя ребенка, сделала уход за ним смыслом жизни и единственной целью, усадила его в инвалидную коляску, преду- преждала малейшие желания, делала все для него и вместо него — и в ре- зультате реальные возможности коррекции были утрачены, судьба ребенка сложилась трагически.
Еще одним вариантом искажения родительского образа ребенка явля- ется недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей разви- тия ребенка. Например, часто игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, проблемы с обучением в школе, неспособность самостоя- тельно осуществлять учебную деятельность. При этом родители склонны преувеличивать, раздувать мелкие проблемы ребенка.
В основе искажения родительской позиции часто лежит отвержение
ребенка. Приписывание ему негативных качеств, инвалидизация при этом выступают как рационализация своего отвержения, проявление защитной реакции родителя с целью сохранения позитивного самоотношения и са- моуважения путем дискредитации «другого».
Родительская позиция, по мнению А.С. Спиваковской [1999], характе- ризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодейст- вии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность/ригидность и прогностичность. Динамичность определяет способность родителя гибко использовать различные дисциплинарные методы, системы требований,
запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной си- стемы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограниченными.
Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в своих методах воспитания будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.
Нарушения и искажения родительской позиции оказываются обуслов- ленными неадекватным транслированием ригидных и неэффективных,
усвоенных в родительской семье моделей воспитания, низкой степенью психологической и педагогической компетентности родителей; дисфунк- цией семейной системы и как следствие — искажением родительской по- зиции; наконец, личностными индивидуальными особенностями самого родителя.
§ 12. Типы семейного воспитания
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд [Baumrind, 1975]. Критериями такого выделе- ния признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип роди- тельского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, ин-
семейного воспитания
От степени устойчивости и последовательности семейного воспитания зави- сит стабильность сохранения основных характеристик воспитательного про- цесса — типа эмоционального принятия ребенка, количества и содержания требований и запретов, вида контроля, уровня протекции, способов разреше- ния конфликтов. Неустойчивость (противоречивость) стиля воспитания оп- ределяется резким изменением характеристик воспитания на протяжении развития ребенка либо одновременным сочетанием противоречивых его приемов. О противоречивости семейного стиля воспитания можно говорить также в тех случаях, когда различные члены семьи одновременно реализуют
190 Глава 3. Детско-родительские отношения противоположные, противоречащие друг другу приемы и методы воспита- ния. Например, мать реализует вариант теплого эмоционального принятия и потворствования, а отец — отвержения и сверхтребовательности.
Противоречивость и непоследовательность системы семейного воспита- ния крайне неблагоприятно сказываются на развитии ребенка. Противоре- чивость воспитания в раннем возрасте приводит к формированию тревож- ной амбивалентной привязанности [Crittenden, 2000], а в подростковом— к формированию таких черт характера, как упрямство, противостояние авто- ритетам, негативизм (К. Леонгард).
§11. Родительская позиция
Понятие «родительская позиция» представляет собой интегративную харак- теристику, определяющую тип эмоционального принятия ребенка, мотивы и ценности воспитания, особенности образа ребенка у родителя, представле- ния последнего о себе как родителе (образ «Я как Родитель»), модели роле- вого родительского поведения, степень удовлетворенности родительством.
Еще в 1930-х гг. были выделены такие родительские установки, как «при- нятие и любовь», «явное отвержение», «чрезмерная опека» и «излишняя тре- бовательность» [Шванцара, 1978]. Однако определение родительской пози- ции, основывающееся лишь на одном, хотя и доминирующем параметре родительского отношения, в значительной мере упрощает ее содержание.
Существуют различные варианты определения термина «родительская позиция». А.С. Спиваковская [1981] квалифицирует ее как реальную направ- ленность, в основе которой лежит сознательная или бессознательная оценка ребенка, выражающаяся в способах и формах взаимодействия с детьми. Роди- тельская позиция представляет собой систему родительского эмоционально- го отношения к ребенку, стиля общения с ним и способов поведения с ним
(А.А. Бодалев, В. В. Столин). А.Я. Варга и В.А. Смехов [1986] определяют ро- дительскую позицию как триединство эмоционального отношения родителя к ребенку, стиля общения с ним и когнитивного видения ребенка.
Е.О. Смирнова выделяет в родительской позиции два структурных ком- понента — личностное и предметное, определяющие своеобразие и внутрен- нюю конфликтность родительского отношения к ребенку, отражающие ее двойственность. Личностное начало выражено в безусловной любви родите- ля к ребенку и глубинной привязанности. Предметное задает объективное оценочное отношение взрослого к ребенку, направленное на формирование социально ценных качеств и свойств его личности [Смирнова, Быкова,
2001]. Оценочное отношение обусловлено ответственностью, которую несет родитель за будущее благополучие своего ребенка и его развитие.
Итак, родительская позиция характеризуется эмоциональным отноше- нием к ребенку в терминах принятия/отвержения, особенностями роди-
§ 11. Родительская позиция 191
тельского образа ребенка (когнитивное видение), определенным стилем общения с ребенком, где важной составляющей является структурирова- ние позиций как равноправных или как позиций доминирования—подчи- нения, дисциплиной как систное иродительских требований, ценностями родительского воспитания, степенью устойчивости (стабильности) или противоречивости (непоследовательности) родительского отношения.
Позитивное родительское отношение определяют:
•относительная непрерывность, стабильность родительского отноше- ния во времени;
•изменение родительского отношения с возрастом ребенка, учитываю- щее специфику его психологического возраста (Е.О. Смирнова). Очевид- но, что при анализе родительского отношения к ребенку необходимо учи- тывать, насколько оно адекватно возрасту ребенка, задачам его развития и возрастно-психологическим особенностям;
•уравновешенность в родительском отношении двух противополож- ных тенденций — тенденции к установлению максимальной близости с ре- бенком с целью защитить, обеспечить безопасность и заботу и тенденции к предоставлению ребенку автономии и самостоятельности в решении воз- никающих проблем.
Образ ребенка глазами родителя
Важнейшей составляющей родительской позиции является когнитивный об- раз ребенка, который выступает в форме ожиданий в отношении компетентно- сти ребенка и его поведения и в форме атрибуций. Последнее означает, что ре- бенок наделяется определенной системой качеств и предполагается причинное,
как правило житейское, объяснение его поведения. Ожидания и атрибуции вза- имосвязаны и представляют собой образы, регулирующие родительское пове- дение и определяющие характер и тактику воспитания [Murphey, 1992].
Можно говорить о глобальном и дифференцированном образе ребенка.
Глобальный образ ребенка характеризует черты ребенка данного возраста,
представляя собой своеобразный психологический его портрет «глазами ро- дителя». Мера его адекватности определяется степенью психолого-педагоги- ческой компетентности и воспитательного опыта родителя. По отношению ко второму и третьему ребенку родитель, как правило, обнаруживает более адекватный глобальный образ. Дифференцированный образ характеризует индивидуально-личностные качества ребенка, определяя его неповтори- мость и уникальность.
Система родительских представлений, включающих глобальный и диф- ференцированный образ ребенка, определяется следующими факторами.
Во-первых, культурно-исторической природой образа детства. В разных культурах представления о возрастно-психологических особенностях ре- бенка неодинаковы. Например, североамериканские матери обнаруживают более высокие ожидания в отношении поведения детей и, соответственно,
192 Глава 3. Детско-родительские отношения предъявляют более высокие требования к ребенку, чем в Японии, где до школы ему разрешается практически все, или в европейской культуре, где требования к поведению, достижениям и компетентности ребенка предъяв- ляются значительно раньше. Во-вторых, особенности когнитивного образа ребенка определяются позицией, которую занимает родитель в отношении к ребенку. Авторитарные мамы преувеличивают в своем образе реальные возможности ребенка, поэтому они больше требуют от детей и меньше им помогают, чем матери, реализующие демократический стиль общения.
Степень адекватности образа ребенка значительно варьируется. Понят- но, что абсолютно точного образа быть не может. Безусловно, чем больше соответствует образ ребенка оригиналу, тем лучше, однако оптимальным вариантом когнитивного видения родителем ребенка будет образ, открыва- ющий кредит доверия и создающий зону ближайшего развития личности ребенка. Видеть ребенка таким, каким он может стать и каким он, по мне- нию родителя, станет в потенциале его возможностей и компетентности, и строить свое взаимодействие и сотрудничество с ним, ориентируясь на по- тенциал его развития, «зону его ближайшего развития» (Л.С. Выготский),
составляет подлинное искусство воспитания.
Родительский образ ребенка оказывает существенное влияние на раз- витие его личности. Механизмы такого влияния следующие:
• создание зоны ближайшего развития и организация в
ее пределах;
• идентификация ребенка с предлагаемым родителями образом;
•моделирование определенного поведения и деятельности ребенка в соответствии с заданными родителем образцами и моделями и регуляция его поведения. В процессе подражания создаются заложенные в образе-мо- дели условия для интериоризации нужных качеств (прекрасная тому ил- люстрация — уже упоминавшийся выше «эффект Пигмалиона»);
• механизм обусловливания, когда посредством использования наказа- ний и поощрений родитель направленно формирует те или иные качества ребенка — наказывает его или поощряет в зависимости от того, насколько поведение ребенка соответствует родительскому образу и ожиданиям. По- средством положительного и отрицательного подкрепления осуществляет- ся коррекция поведения и деятельности ребенка и тем самым закладывает- ся основа для формирования заданных в образе качеств и свойств.
Характер воздействия родителя на ребенка определенным образом пре- ломляется и в сознании самого ребенка. Можно выделить два типа отноше- ния ребенка к родительскому воздействию: 1) принятие и согласие, опреде- ляющие идентификацию, моделирование и интериоризация родительских ожиданий; 2) несогласие, протест против роли, навязываемой родителями.
Отсюда вытекают два варианта формирования личностных качеств ребен- ка — как прямо противоположных ожиданиям родителей, так и полностью совпадающих с ними.
§ 11. Родительская позиция 193
Степень соответствия родительского образа Я-концепции ребенка —
важное условие принятия либо отвержения ребенком родительского обра- за. Я-концепция в основных моментах оказывается сформированной уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка появляются собственные критерии самооценки, возможность противостоять родителям в попытке модифика- ции его Я.
Неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка оказывает
«мистификация», т.е. внушение родителями детям того, в чем они нужда- ются, кем являются, каковы их интересы и ценности, навязывание им не- адекватной системы представлений о себе (Г. Стерлин). Формы ее таковы:
приписывание, делегирование, инфантилизация, инвалидизация.
Приписывание определенных качеств ребенку — позитивных (чуткий,
добрый, способный, одаренный) либо негативных (жадный, лживый, недо- бросовестный, ленивый) — нередко приводит к искажению его личностно- го развития. При некритичном восторженном отношении родителя к ре- бенку, излишнем, необоснованном преувеличении его положительных качеств у ребенка может сформироваться неадекватный образ Я, основан- ный на чувстве превосходства и неуважении к окружающим. Приписыва- ние же ребенку «слабости», испорченности оборачивается снижением у не- го степени самоприятия, дисгармоничностью развития Я-концепции.
Делегирование предполагает отношение к ребенку как к объекту испол- нения родительских целей, замыслов и планов, не реализованных самим родителем. Механизмом делегирования является проекция родителем на ребенка неосуществленных собственных целей и жизненных планов.
Инфантилизация часто возникает вследствие того, что родитель стре- мится сохранить ту систему отношений, в рамках которой ребенок был по- слушен, зависим, им удобно было манипулировать; стремится «законсерви- ровать» и остановить ребенка в его личностном развитии и автономизации.
Родитель приписывает ребенку интересы, потребности, ценности, соответ- ствующие младшему возрасту; строит свои отношения с ребенком как с ма- леньким, не по возрасту одевает и т.д. Инфантилизация может проявляться как в позитивной форме, реализующей стремление родителя остановить ход развития на детской стадии, так и в негативной посредством приписы- вания ребенку отвергаемых детских качеств. В последнем случае, например,
родитель может даже обратиться в психологическую консультацию, запо- дозрив у собственного ребенка отставание в развитии.
Инвалидизация представляет собой принудительное обесценивание по- зиции ребенка, его интересов, планов, возможностей. В основе инвалидиза- ции часто лежит амбивалентное отношение или скрытое отвержение ре- бенка. Родитель рассматривает ребенка как ущербного, немощного, даже приписывает ему различные болезни, негативные асоциальные качества и т.п. Возможен специфический вариант инвалидизации — на основе фо- бии утраты, потворствования и гиперпротекции. Например: повреждение
13-6210
194 Глава 3. Детско-родительские отношения моторных функций у ребенка вследствие перенесенного полиомиелита, не- смотря на благоприятный прогноз, привело к серьезным осложнениям в его развитии; мать, инвалидизируя ребенка, сделала уход за ним смыслом жизни и единственной целью, усадила его в инвалидную коляску, преду- преждала малейшие желания, делала все для него и вместо него — и в ре- зультате реальные возможности коррекции были утрачены, судьба ребенка сложилась трагически.
Еще одним вариантом искажения родительского образа ребенка явля- ется недостаточный учет или игнорирование реальных трудностей разви- тия ребенка. Например, часто игнорируются трудности общения ребенка со сверстниками, проблемы с обучением в школе, неспособность самостоя- тельно осуществлять учебную деятельность. При этом родители склонны преувеличивать, раздувать мелкие проблемы ребенка.
В основе искажения родительской позиции часто лежит отвержение
ребенка. Приписывание ему негативных качеств, инвалидизация при этом выступают как рационализация своего отвержения, проявление защитной реакции родителя с целью сохранения позитивного самоотношения и са- моуважения путем дискредитации «другого».
Родительская позиция, по мнению А.С. Спиваковской [1999], характе- ризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодейст- вии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность/ригидность и прогностичность. Динамичность определяет способность родителя гибко использовать различные дисциплинарные методы, системы требований,
запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной си- стемы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограниченными.
Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в своих методах воспитания будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.
Нарушения и искажения родительской позиции оказываются обуслов- ленными неадекватным транслированием ригидных и неэффективных,
усвоенных в родительской семье моделей воспитания, низкой степенью психологической и педагогической компетентности родителей; дисфунк- цией семейной системы и как следствие — искажением родительской по- зиции; наконец, личностными индивидуальными особенностями самого родителя.
§ 12. Типы семейного воспитания
Основополагающее значение для выделения типов семейного воспитания имели работы Д. Баумринд [Baumrind, 1975]. Критериями такого выделе- ния признаны характер эмоционального отношения к ребенку и тип роди- тельского контроля. Классификация стилей родительского воспитания включала четыре стиля: авторитетный, авторитарный, либеральный, ин-