Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 299

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество... 185
но быть чрезмерным, не должно приводить к формированию наказующего самосознания и низкого самопринятия и самоуважения. Главное — не пре- вратить ребенка в маленького неудачника, избегающего малейших трудно- стей и любой активности, где, как ему представляется, он может оказаться неуспешным. Если система нравственных норм и требований уже присвое- на ребенком и чувство вины является ответной реакцией на собственный проступок, инициирование чувства вины может быть вредно и опасно. На- казание ребенка в ситуации, когда он сам испытывает угрызения совести и чувство вины, может вызвать защитную реакцию и обесценивание тяжести проступка. При использовании такого способа воздействия на ребенка сле- дует учитывать, что чувство вины возникает уже в дошкольном возрасте.
Принуждение к действию. Родитель любыми способами заставляет ре- бенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом причин и не обосновывая необходимости его
Например, принудительное мытье рук без объяснения причин воспринимается ребенком как проявле- ние насилия и произвола со стороны родителя. Здесь возможно два нега- тивных следствия для личностного развития ребенка — формирование не- гативизма в отношении родителей и социальных требований и стандартов вообще или пассивная покорность и подчинение власти. К тому же посто- янное принуждение ребенка к действию отрицательно влияет на развитие его самостоятельности и способности к саморегуляции.
Наказание естественными последствиями основывается на личном опыте ребенка, сталкивающегося с непосредственными результатами сво- их поступков [Нельсен, Лот, Глен, 1997]. Так, в случае причинения какого- либо ущерба ребенок обязан сам справиться с ситуацией (разлил — убрал,
получил двойку — исправил, разорвал что-то — сам зашил и т.п.). Этот вид предоставления обратной связи представляется весьма эффективным, по- скольку помогает найти конструктивный выход из ситуации ущерба. Такое поведение ребенка лучше всего воспитывается в совместной деятельности со взрослым, демонстрирующим модели желательного поведения личным примером. Трудность его внедрения состоит для родителя в том, что, как правило, ему трудно отказаться от варианта немедленного реагирования на проступок ребенка. Наиболее продуктивной здесь будет выжидательная позиция родителя, подразумевающая, например выдерживание паузы
(просчитать до 15—30), предоставление ребенку возможности проявить инициативу, отказ от требования немедленных действий. Наказание есте- ственными последствиями «дозируется» в зависимости от возраста ребен- ка и его компетентности. Его следует отличать от наказания трудом. В пер- вом случае сам ребенок усматривает связь между трудовыми операциями и следствиями своих действий и труд для него — самостоятельный выбор пу- ти устранения их нежелательных последствий; во втором случае труд рас- сматривается как принуждение, сопровождается переживанием стыда и вины и приобретает негативную эмоциональную окраску.


186 Глава 3. Детско-родительские отношения
Отложенный конфликт предполагает наличие паузы между проступ- ком ребенка и ответной реакцией взрослого. Этот вид воздействия может быть полезен, когда родитель чувствует, что в силу негативного эмоцио- нального состояния он неспособен контролировать ситуацию.
Блокирование нежелательного действия применяется в ситуации, когда поведение ребенка представляет угрозу для него самого, окружающих лю- дей, для сохранности материальных или духовных ценностей. Блокирова- ние выступает в форме прерывания действия ребенка. Важно немедленно физически остановить действие и, если ситуация высокоаффективно заря- жена, подождать с объяснениями и анализом ситуации до момента аффек- тивной «разрядки». Объяснения, анализ и ориентировка в проблемной си- туации должны быть вынесены за пределы ситуации конфликта.
Логическое объяснение и обоснование направлено на организацию ориен- тировки ребенка в последствиях его поступка для окружающих людей.
Этот метод включает предупреждение ребенка о возможных последствиях его действий для других людей. Конструктивность данного метода обус- ловлена формированием у ребенка сенситивности к результатам своей де- ятельности, развитием эмпатии. По образному выражению М. Хоффмана,
это дисциплина, ориентированная на других [Hoffman, 1975]. Такой воспи- тательный метод благоприятствует моральному развитию ребенка.
Итак, очевидно, что, за исключением таких способов воздействия на ре- бенка, как наказание естественными последствиями, блокирование нежела- тельного действия и логическое объяснение, наказаний в процессе воспита- ния следует избегать. Для того чтобы наказание было продуктивным,
необходимо соблюдать ряд рекомендаций. Важно соотнести наказание с возрастом ребенка и тяжестью проступка. Наказание не должно быть отло- женным, поскольку отложенное наказание порождает страх, тревогу, де- прессию. Нельзя наказывать, будучи в состоянии аффекта. Родители не должны объединяться единым фронтом против ребенка. Каждый из них должен вести себя естественно и сообразно своим представлениям о нормах и правилах поведения и деятельности, хотя, безусловно, следует стремиться к выработке единой системы воспитания. В случае расхождения позиций супругов в отношении воспитания не следует открыто конфронтировать и спорить в присутствии ребенка, критично оценивать супруга, «навешивать ярлыки». Не стоит делать проступок ребенка достоянием общественности,
обсуждать его с друзьями и знакомыми. Соблюдение тайны скорее будет способствовать тому, что проступок больше не повторится, потому что ком- муницирует веру родителя в ребенка и случайность им содеянного.
Поощрения
Известны такие виды поощрений, как похвала, ласка, совместная деятель- ность, материальное поощрение, разрешение активности с расширением прав ребенка.


§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество... 187
Похвала является самым популярным методом поощрения, используе- мым родителями. Однако далеко не всякая похвала продуктивна с точки зрения формирования у ребенка личностных качеств. В похвале следует различать два аспекта: то, что родители говорят ребенку, и те выводы, ко- торые делает из похвалы он сам. Второй аспект, безусловно, более важен.
Если родительская похвала объективна и реалистична, т.е. адекватно отра- жает успехи и достижения ребенка в отношении его объективных возмож- ностей и самооценки, то выводы ребенка оказывают позитивный эффект на развитие у него способности к саморегуляции. Продуктивная похвала представляет собой описание результатов действий ребенка и их значения для окружающих.
Неоправданная похвала содержит прямые оценки личности ребенка,
сравнения, не адекватна его реальным достижениям и возможностям. Кри- терии оценки поступка формируются у ребенка достаточно рано. Похвала необходима тогда, когда у ребенка еще их нет. Если они уже сформирова- ны, то может возникнуть ситуация несовпадения критериев родителей и критериев ребенка, поэтому необоснованная похвала будет воспринимать- ся как насмешка. Чтобы избежать этого, необходимо стремиться к тому,
чтобы похвала содержала максимально развернутое и обоснованное описа- ние поступка ребенка, в котором надо выделить и вынести на передний план позитивные моменты.
Если ребенка слишком часто хвалят, у него складывается представление о своей зависимости от власти взрослого («он(а) обладает правом меня хва- лить»), возникает переживание неравноценности позиций, чувство зависи- мости, подчиненности (особенно у подростков). Появляется тревога и страх лишиться позитивной оценки взрослого, неуверенность в своих силах либо,
наоборот, теряется критичность, возникает комплекс «сверхполноценнос- ти». Ребенок может подумать, что его хвалят из намерения заставить сде- лать то, что хочет родитель, что он является объектом манипуляций.
Если похвала неадекватна представлениям ребенка о себе и своих воз- можностях, то он решит, что его не понимают. Когда хвалят много, дети мо- гут стать крайне зависимыми от похвалы — нет своего мнения, постоянная опора на взрослых. Сравнительная похвала ставит ребенка на ступеньку ниже лица, с которым его сравнивают, что порождает конкуренцию, за- висть, ревность в отношениях со сверстниками. Сравнительная похвала не признает самоценности и уникальности личности ребенка, не учитывает в должной мере его индивидуальные особенности. Крайне вредной может оказаться такая похвала в присутствии третьих лиц, особенно группы свер- стников в том случае, когда оценка поступка ребенка не совпадает с оцен- кой группы.
Ласка представляет собой эмоциональный позитивный контакт ребен- ка с родителем в вербальной и невербальной (перцептивной, тактильной)
форме. Ласка является для ребенка убедительным свидетельством поло-


188 Глава 3. Детско-родительские отношения жительной оценки родителем его поступка, повышает уверенность в себе,
чувство безопасности и принятия, самооценку и самоуважение. Однако нельзя использовать ласку как единственный способ подкрепления. Необ- ходимо также, чтобы ласка и выражение любви родителей к ребенку не бы- ли жестко привязаны к его успехам и достижениям.
Совместная деятельность включает такие способы поощрения, как сов- местная игра с ребенком, предложение принять участие в привлекательном общем занятии. Это очень продуктивный вид поощрения, однако недопусти- мо, чтобы практика совместной деятельности со взрослым в жизни ребенка выступала лишь как средство поощрения. Совместная деятельность со взрос- лым как важный источник развития познавательных процессов и личности ребенка должна стать непременным компонентом его повседневной жизни.
Материальное поощрение (подарки, награды) может быть эффективно.
Однако такие поощрения не следует связывать с конкретными достижения- ми ребенка, послушанием, выполнением требований взрослых. Обещание награды за хорошее поведение или за определенный результат может с боль- шой вероятностью привести к формированию прагматического отношения ребенка к выполнению требований и запретов взрослых, причем ребенок начнет ставить условия. Подарки, как и ласка, не должны быть жестко связа- ны с достижениями ребенка, они должны выступать как подтверждение его значимости и выражение любви и принятия его родителем.
Разрешение активности с расширением прав ребенка. Желательно, чтобы такое разрешение выступало не как награда за конкретное действие, а как оценка взрослости, самостоятельности ребенка. Другими словами, расши- рение прав ребенка не должно быть следствием произвола и решения взрос- лого, облеченного родительской властью, но признанием высокого уровня компетентности ребенка, доказанной его поступками и достижениями.
Поощрений в воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний.
Поощрений не бывает слишком много. Просто они должны быть адекватно психологически встроены в воспитательную систему родителя: с одной сто- роны, поощрения должны быть связаны с поступком ребенка, а с другой —
нельзя использовать награды, подарки, ласку и т.п. только как подкрепле- ния. Поощрения должны создавать особую атмосферу стимулирования ре- бенка к самостоятельности и творчеству, принятия ребенка и подтвержде- ния его значимости и самоценности как личности. Поощрения могут оказывать значительное положительное влияние на развитие личности ре- бенка. Как правило, родители владеют весьма широким репертуаром средств воздействия на ребенка, однако используется он далеко не всегда достаточно эффективно.
Родительский мониторинг
Степень информированности родителей о важнейших сферах жизнедея- тельности детей определяет родительский мониторинг, который включает


§ 10. Степень устойчивости и последовательности... 189
осведомленность о школьных успехах ребенка и проблемах в его учебной деятельности, круге общения, друзьях, формах и месте проведения досуга,
карманных деньгах и о том, как тратит их ребенок, о внешкольных заняти- ях и т.д. Знание родителя о делах подростка может быть получено из трех источников:
•со стороны самого подростка, который добровольно рассказывает о них родителю;
•как результат специального поиска информации (расспросы, звонки,
поиски);
•как результат подчинения подростка родительским указаниям и при- нятия родительской воли как главного ориентира. В этом случае родитель,
по сути, полностью контролирует все виды активности подростка.
Понятия «мониторинг» и «контроль» необходимо дифференцировать с учетом различного характера активности родителя. Истинному монито- рингу соответствует только первый из вариантов получения информации.
Таким образом, значение мониторинга как особой формы детско-родитель- ских отношений шире, чем просто указание на информированность роди- теля о делах ребенка. Мониторинг означает особое качество детско-роди- тельских отношений — доверительность, сотрудничество и гармоничность.
Контроль же соотносится в этой системе понятий с третьим случаем, т.е.
включает элементы давления и явного ограничения прав и свобод ребенка.
Наиболее близким к такому пониманию контроля является для нас поня- тие «авторитарность». Второй вариант может сопровождать как отноше- ния мониторинга, так и отношения контроля [Stattin, Kerr, 2000]. Монито- ринг, не включая собственно контроля поведения и деятельности ребенка,
является важным условием профилактики девиантного поведения детей и немедленного оказания ребенку помощи в проблемных ситуациях. Отсут- ствие родительского мониторинга характерно для безнадзорности и гипо- протекции.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   29