Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 289
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска
в развитии ребенка
Дисгармоничные типы семейного воспитания создают условия для форми- рования негативных лич'ностных качеств ребенка, особенно при наличии конституциональной предрасположенности. Однако было бы неверно уп- рощать характер связи между личностными особенностями ребенка и осо- бенностями родительского стиля воспитания, трактуя их как причинно- следственные. Известно, что одно и то же поведение родителя может вызвать два варианта реагирования ребенка: защитное и дополнительное.
Например, авторитарное поведение и диктат родителя могут вызвать за- щитное поведение подростка (агрессию, негативизм, сопротивление, гру- бость, уход) либо дополнительную форму отреагирования — зависимость,
покорность, безынициативность. Способ реагирования в значительной сте- пени зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В подростковом возрасте он определяется особенностями темперамента и характера, готов- ностью ребенка учитывать всю информацию, его актуальным эмоциональ- ным состоянием и интерпретацией родительских действий [Grusec,
Goodnow, Kuczynski, 2000].
В работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера [1996, 1999] прослеже- но влияние различных типов семейного воспитания на формирование лич- ности подростка. Гипопротекция, характеризующаяся низким уровнем опеки и удовлетворения потребностей ребенка, отсутствием продуманной системы воспитания и социального контроля (отсутствуют требования и запреты), приводит к усилению выраженности гипертимной, неустойчи- вой и конформной акцентуации. Жестокое обращение — к усилению эпи- лептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при кон- формном типе. Лабильный, сенситивный и астеноневротический тип оказываются крайне уязвимыми к эмоциональному отвержению. Повы- шенная моральная ответственность создает условия для развития психас- тенической акцентуации, резко усиливая уже имеющиеся черты психасте- нии. Доминирующая гиперпротекция, направленная, по мнению родителей, на профилактику развития гипертимных черт подростков и на-
§ 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 205
ходящая выражение в тотальной гиперопеке и запретительно-ограничи- тельной тактике воспитания, напротив, приводит к обострению реакции эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса и, как следствие, к усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциального поведения подростков. Доминирующая гиперпротекция усиливает выраженность «слабых» типов — психастени- ческого, сенситивного, астеноневротического. Потворствующая гиперпро- текция предрасполагает к развитию истероидно-демонстративных черт ха- рактера при истероидной, гипертимной и лабильной акцентуации, резко усиливая жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе.
А.И. Захаров [1982] выделил следующие условия функционирования семьи, порождающие нарушения типа семейного воспитания и невротиза- цию ребенка:
•искажение супружеских отношений по типу невротически мотивиро- ванного взаимодополнения;
•инверсия супружеских и родительских ролей, например выполнение бабушкой роли матери, а матерью — роли отца;
•образование эмоционально обособленных диад и аутсайдеров, «изго- ев» в семье;
• высокий уровень семейной тревоги и эмоциональной напряженности;
•депривация потребности ребенка в принятии, сопереживании, обще- нии с родителями;
•практика подавления конфликтов и ухода от проблем.
Личностные особенности матерей также провоцируют развитие у де- тей неврозов. В частности, Захаров выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как
«снежная королева», «царевна-несмеяна», «спящая красавица», «насед- ка», «суматошная мать», «унтер Пришибеев», «вечный ребенок». Неблаго- приятные психологические черты матери непосредственно влияют на тип семейного воспитания, что оказывается особенно губительным тогда, ког- да мать односторонне доминирует в воспитании ребенка. Например, низ- кая эмоциональная экспрессивность, эмпатия и отзывчивость матери предрасполагают к серьезным нарушениям эмоционально-личностного развития ребенка. Преобладание рационального аспекта в воспитании в ущерб эмоциональному ведет к нарушениям эмоционального развития ре- бенка, низкому уровню развития у него воображения и креативности. По мнению Захарова, классическая триада — тревожность, аффективность
(эмоционально бурные проявления родителем своего недовольства ребен- ком) и гиперсоциальность — образует то сочетание особенностей воспита- ния, которое влечет за собой невротизацию ребенка.
Захаров [1997] выделил ряд особенностей воспитательного стиля роди- телей, являющихся фактором риска нарушений эмоционально-личностно- го развития ребенка (см. табл. 4).
206
Глава 3.
отношения
Таблица 4
Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребенка (по А.И. Захарову)
Воспитательная черта
Непонимание родителем личностного своеобразия ребенка
Непринятие
Несоответствие требований и ожиданий родителя
Негибкость родителей
Неравномерность
Непоследователь- ность
Несогласованность действий родителей
Аффективность
Тревожность
Доминантность
Гиперсоциальность
Поведение родителя
Соотносит действия ребенка с ригидными эталонами без учета ре- альных возможностей и способностей ребенка. Например, считает,
что ребенок «не хочет» что-то делать, не замечая, что ребенок просто
«не может» выполнить предлагаемые требования
Проявляется в двух формах: непринятие самого ребенка (нежелан- ный ребенок) и непринятие отдельных его черт. В последнем случае родитель пытается «переделать», изменить ребенка
Декларирует одни требования и в то же время ожидает от ребенка прямо противоположного поведения. Ребенок оказывается в ситуа- ции двойного стандарта и неопределенности. Противоречивость си- стемы требований. Часто сопровождается общей неуверенностью в воспитании
Проявляется в шаблонности и стереотипности требований и форм реагирования родителя на различные ситуации. Неполный учет специфики конкретной ситуации влечет за собой несвоевременную и неадекватную реакцию. Для негибких родителей характерны фик- сация и застревание на проблемах, малое количество альтернатив при их решении, предвзятость в суждениях и стремление к навязы- ванию своего мнения
Проявляется в неодинаковом интересе к ребенку в разные моменты его жизни. Например, когда у ребенка проблемы, родители прояв- ляют к нему повышенное внимание, а когда ситуация стабилизиру- ется, бросают его на произвол судьбы
Часто меняет стратегии воспитания. Критерии оценивания, требова- ния и другие значимые характеристики воспитания произвольны.
В одинаковых ситуациях родитель реагирует непредсказуемо — за од- ни и те же поступки иногда хвалит, а иногда наказывает
Определяется разногласиями между взрослыми, воспитывающими ребенка: разные системы требований, санкций, оценок, конфликтами между родителями и другими воспитателями в семье
Отличается излишней эмоциональностью, создающей в семье на- пряженную, «суматошную» обстановку. При преобладании отрица- тельных эмоций нарушаются межличностные контакты, исчезает интерес к жизни семьи
Поддерживает в семье атмосферу неуверенности, излишне опекает ребенка, сковывает его свободу необоснованными запретами и т.д.
Семья характеризуется сниженным эмоциональным фоном, отсут- ствием жизнерадостности
Отличается необоснованным стремлением главенствовать над ре- бенком в любых ситуациях. Родитель подавляет личность ребенка,
претендуя на статус единственного для него авторитета
В стремлении к воспитанию «идеального» ребенка формализует воспитательный процесс, проявляет повышенную принципиаль- ность, нетерпимость к слабостям, склонность к навязыванию ребен- ку большого количества правил и морализированию, замечаниям и порицаниям. «Всестороннее» обучение и воспитание ребенка ведет- ся без учета его реальных возможностей
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 207
Продолжение табл. 4
Воспитательная черта
Недоверие к возможностям ребенка
Нечуткость
(недостаточная отзывчивость)
Противоречивость
Поведение родителя
Возможности ребенка недооцениваются, ему отказывается в свобо- де и доверии на основании его неспособности (чаще мнимой) к са- мостоятельной деятельности
Реакция на потребности и чувства ребенка во многих случаях быва- ет несвоевременной и неадекватной, вследствие чего возникает ощущение взаимной неудовлетворенности отношениями
Проявляется в противоречивости требований, запретов, способов контроля, часто сопровождаемой воспитательной неуверенностью
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций.
Поддержка автономии ребенка
Конфликты в детско-родительских отношениях отражают внутренние проти- воречия развития, в частности между уровнем социальной и умственной ком- петентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными ориента- циями и особенностями социальной ситуации развития — уровнем предъявляемых требований, сложившейся системой общения и взаимодейст- вия в семье. Конфликты в детско-родительских отношениях выступают как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии. Тра- диционно они рассматривались как негативное явление, отклонение от соци- альных норм и правил поведения. Действительно, конфликты могут быть от- ражением вовремя не разрешившегося возрастного кризиса [Выготский,
2000;
1989; Поливанова, 2000; Божович, 1979; Фельдштейн, 1989]
или показателем искажений и нарушений в развитии ребенка. Например, воз- растание интенсивности конфликтов наблюдается в случае формирования эгоцентрической, демонстративной личности или при низкой социальной компетентности ребенка и нарушении им норм и правил морального поведе- ния [Личко, 1999]. Известно, что высокая конфликтность, неразрешенность конфликтов и их подавление приводят к состоянию фрустрации, напряжен- ности, разрушительно влияют на процессы сотрудничества и кооперации ре- бенка со взрослыми и сверстниками [Хорни, 1993; Ковалев, 1988; Сорокина,
1999]. Однако конфликты в детско-родительских отношениях прежде всего должны рассматриваться нами в их позитивном значении. Так же как и в су- пружеских отношениях, конструктивная функция конфликта определяется здесь ростом личностной компетентности ребенка, улучшением отношений участников конфликта, формированием ресурсов и «запаса прочности» для эффективного разрешения будущих проблем. Вместе с тем деструктивная функция конфликта проявляется в возрастании риска возникновения иска- жений и нарушений развития, в росте безнадзорности и бесконтрольности поведения детей, формировании враждебности в детско-родительских отно- шениях и утрате базисного доверия к миру [Сысенко, 1989].
208 Глава 3. Детско-родительские отношения
Детско-родительские конфликты характеризуются возрастной специ- фикой их типологии, способами их разрешения и воздействия как на пси- хическое развитие ребенка, так и на детско-родительские отношения.
Можно выделить специфические особенности проявления конфликтов детей разного возраста, учитывая характер основной деятельности ребенка и его общения. Конфликтные проявления отражают сложившуюся систему межличностных отношений и форм сотрудничества и способы самоутверж- дения личности [Сорокина, 2001]. Например, конфликты в раннем возрасте обусловлены нереализованной потребностью ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве и связаны с освоением норм кооперации, совме- стной деятельности и овладением предметно-орудийными навыками. В млад- шем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становит- ся учебная деятельность. Функции конфликтных проявлений ребенка в начале обучения состоят в разрешении проблемных ситуаций; формировании у него самосознания и самооценки; формировании необходимой коммуника- тивной компетентности; способствуют развитию мотивационно-потребност- ной сферы и формированию саморегуляции и самоконтроля.
Подростковый возраст, в котором главной задачей развития является автономизация от родительской опеки и построение нового типа отноше- ний — отношений равноправия и взаимного уважения, традиционно счита- ют возрастом повышенной конфликтности и уязвимости детско-родитель- ских отношений. Ф. Райе выделяет пять областей жизни подростков и специфические для каждой из них проблемы, определяющие содержание конфликтов: социальная жизнь и привычки (выбор друзей, проведение до- суга, внешний вид, режим дня), ответственность (выполнение обязанностей по бережное отношение к личным вещам и семейной собственности,
заработок и расходование денег), школа (успеваемость, поведение в школе,
отношение к учебе и учителям, посещаемость занятий и прогулы, выполне- ние домашних заданий), взаимоотношения в семье (демонстративное не- уважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и конфронтация с сиб- лингами), отношение к моральным нормам и социальным предписаниям
(в основном их игнорирование — курение, употребление алкоголя и нарко- тиков; нецензурные выражения; сексуальная распущенность; ложь и обман;
несоблюдение законов) [Райе, 2000]. Существенное влияние на частоту воз- никновения, широту и интенсивность конфликтов и эффективность их раз- решения оказывает стиль взаимодействия в семье. Так, в семьях с автори- тарным типом руководства уровень конфликтности может стать угрожающим, а в тех, что реализуют демократический стиль общения, веро- ятность конфликтов снижается при увеличении меры конструктивности их разрешения [Rueter, Conger, 1995]. В семьях с авторитетным стилем роди- тельства (высокий уровень принятия детей, уважение их личности и при- знание права на автономию, высокая степень вовлеченности в процесс вос- питания, заинтересованность в учебе) констатировались низкий уровень
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 209
конфликтности, хорошие отношения детей с родителями, их высокая соци- альная адаптация и школьные успехи [Smetana, 1989]. Что касается тендер- ных различий во времени достижения пика конфликтности в подростковом возрасте, то было установлено, что девушки преодолевают его несколько раньше (в 14—15 лет), чем юноши (16—17 лет). Вместе с тем было бы невер- но представлять отношения подростков с родителями как противостояние и конфликтность во всех сферах деятельности. Чаще всего подростки и роди- тели расходятся во мнениях по вопросам, касающимся повседневной соци- альной жизни, например стиль одежды, длина волос, выбор друзей, свида- ния, разговоры по телефону, участие в домашней работе, музыка. Однако в отношении фундаментальных установок и ценностей, определяющих жиз- ненные выборы, подростки чаще обращаются к мнению и советам родите- лей [Curtis, 1975; Carlson, Cooper, Sprandling, 1991].
Принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов детско- родительского взаимодействия представлены в уже упомянутой выше мо- дели «семейного совета» и программе тренинга родительской эффективно- сти (компетентности), разработанной Т. Гордоном, основанной на новом мировоззрении, утверждающем демократические взаимоотношения между родителями и детьми; формировании новой системы ценностей воспита- ния; отказе родителей от отношения к ребенку как к объекту воспниния и манипуляций; переходе от «субъект-объектной» к «субъект-субъектной»
парадигме отношений, основанной на самоценности личности, реальном, а не декларируемом признании прав даже самого маленького ребенка на сво- бодный выбор собственного пути развития. Задачей воспитания для роди- телей становится не программирование пути развития ребенка, а создание условий для его собственной ориентации и ответственного, т.е. разумного,
выбора оптимального пути развития и самореализации [Гордон, 1997; Гип- пенрейтер, 1993].
Можно выделить четыре стратегии разрешения конфликтов, которые приводят к обратному эффекту — возрастанию напряженности в детско- родительских отношениях либо к формированию хронического конфлик- та, — это уход от проблемы, стратегия «мир любой ценой» (родитель «за- крывает глаза» на проступки ребенка, игнорирует его асоциальное поведение, воздерживается от критических замечаний ради того, чтобы со- хранить хорошие отношения); стратегия «победа любой ценой», когда ро- дитель не останавливается ни перед чем, чтобы стать «победителем» в кон- фликте; наконец, четвертой стратегией является компромисс, основной недостаток которого — необходимость поступиться своими интересами каждой стороной, что, по сути, приводит не к разрешению конфликта, а к временному откладыванию его решения.
Как известно, конфликт может быть конструктивным и деструктивным,
повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффек- тивности функционирования семьи либо, напротив, усиливать ее дисфунк-
14-6210
в развитии ребенка
Дисгармоничные типы семейного воспитания создают условия для форми- рования негативных лич'ностных качеств ребенка, особенно при наличии конституциональной предрасположенности. Однако было бы неверно уп- рощать характер связи между личностными особенностями ребенка и осо- бенностями родительского стиля воспитания, трактуя их как причинно- следственные. Известно, что одно и то же поведение родителя может вызвать два варианта реагирования ребенка: защитное и дополнительное.
Например, авторитарное поведение и диктат родителя могут вызвать за- щитное поведение подростка (агрессию, негативизм, сопротивление, гру- бость, уход) либо дополнительную форму отреагирования — зависимость,
покорность, безынициативность. Способ реагирования в значительной сте- пени зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В подростковом возрасте он определяется особенностями темперамента и характера, готов- ностью ребенка учитывать всю информацию, его актуальным эмоциональ- ным состоянием и интерпретацией родительских действий [Grusec,
Goodnow, Kuczynski, 2000].
В работах А.Е. Личко [1989], Э.Г. Эйдемиллера [1996, 1999] прослеже- но влияние различных типов семейного воспитания на формирование лич- ности подростка. Гипопротекция, характеризующаяся низким уровнем опеки и удовлетворения потребностей ребенка, отсутствием продуманной системы воспитания и социального контроля (отсутствуют требования и запреты), приводит к усилению выраженности гипертимной, неустойчи- вой и конформной акцентуации. Жестокое обращение — к усилению эпи- лептоидной акцентуации и выраженности эпилептоидных черт при кон- формном типе. Лабильный, сенситивный и астеноневротический тип оказываются крайне уязвимыми к эмоциональному отвержению. Повы- шенная моральная ответственность создает условия для развития психас- тенической акцентуации, резко усиливая уже имеющиеся черты психасте- нии. Доминирующая гиперпротекция, направленная, по мнению родителей, на профилактику развития гипертимных черт подростков и на-
§ 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 205
ходящая выражение в тотальной гиперопеке и запретительно-ограничи- тельной тактике воспитания, напротив, приводит к обострению реакции эмансипации, выраженности негативной симптоматики подросткового кризиса и, как следствие, к усилению гипертимного типа и выраженности асоциального и антисоциального поведения подростков. Доминирующая гиперпротекция усиливает выраженность «слабых» типов — психастени- ческого, сенситивного, астеноневротического. Потворствующая гиперпро- текция предрасполагает к развитию истероидно-демонстративных черт ха- рактера при истероидной, гипертимной и лабильной акцентуации, резко усиливая жестокость и агрессивность при эпилептоидном типе.
А.И. Захаров [1982] выделил следующие условия функционирования семьи, порождающие нарушения типа семейного воспитания и невротиза- цию ребенка:
•искажение супружеских отношений по типу невротически мотивиро- ванного взаимодополнения;
•инверсия супружеских и родительских ролей, например выполнение бабушкой роли матери, а матерью — роли отца;
•образование эмоционально обособленных диад и аутсайдеров, «изго- ев» в семье;
• высокий уровень семейной тревоги и эмоциональной напряженности;
•депривация потребности ребенка в принятии, сопереживании, обще- нии с родителями;
•практика подавления конфликтов и ухода от проблем.
Личностные особенности матерей также провоцируют развитие у де- тей неврозов. В частности, Захаров выделяет такие психологические типы матерей детей с неврозами и нарушениями личностного развития, как
«снежная королева», «царевна-несмеяна», «спящая красавица», «насед- ка», «суматошная мать», «унтер Пришибеев», «вечный ребенок». Неблаго- приятные психологические черты матери непосредственно влияют на тип семейного воспитания, что оказывается особенно губительным тогда, ког- да мать односторонне доминирует в воспитании ребенка. Например, низ- кая эмоциональная экспрессивность, эмпатия и отзывчивость матери предрасполагают к серьезным нарушениям эмоционально-личностного развития ребенка. Преобладание рационального аспекта в воспитании в ущерб эмоциональному ведет к нарушениям эмоционального развития ре- бенка, низкому уровню развития у него воображения и креативности. По мнению Захарова, классическая триада — тревожность, аффективность
(эмоционально бурные проявления родителем своего недовольства ребен- ком) и гиперсоциальность — образует то сочетание особенностей воспита- ния, которое влечет за собой невротизацию ребенка.
Захаров [1997] выделил ряд особенностей воспитательного стиля роди- телей, являющихся фактором риска нарушений эмоционально-личностно- го развития ребенка (см. табл. 4).
206
Глава 3.
отношения
Таблица 4
Особенности воспитательного стиля родителей как фактор риска нарушений эмоционально-личностного развития ребенка (по А.И. Захарову)
Воспитательная черта
Непонимание родителем личностного своеобразия ребенка
Непринятие
Несоответствие требований и ожиданий родителя
Негибкость родителей
Неравномерность
Непоследователь- ность
Несогласованность действий родителей
Аффективность
Тревожность
Доминантность
Гиперсоциальность
Поведение родителя
Соотносит действия ребенка с ригидными эталонами без учета ре- альных возможностей и способностей ребенка. Например, считает,
что ребенок «не хочет» что-то делать, не замечая, что ребенок просто
«не может» выполнить предлагаемые требования
Проявляется в двух формах: непринятие самого ребенка (нежелан- ный ребенок) и непринятие отдельных его черт. В последнем случае родитель пытается «переделать», изменить ребенка
Декларирует одни требования и в то же время ожидает от ребенка прямо противоположного поведения. Ребенок оказывается в ситуа- ции двойного стандарта и неопределенности. Противоречивость си- стемы требований. Часто сопровождается общей неуверенностью в воспитании
Проявляется в шаблонности и стереотипности требований и форм реагирования родителя на различные ситуации. Неполный учет специфики конкретной ситуации влечет за собой несвоевременную и неадекватную реакцию. Для негибких родителей характерны фик- сация и застревание на проблемах, малое количество альтернатив при их решении, предвзятость в суждениях и стремление к навязы- ванию своего мнения
Проявляется в неодинаковом интересе к ребенку в разные моменты его жизни. Например, когда у ребенка проблемы, родители прояв- ляют к нему повышенное внимание, а когда ситуация стабилизиру- ется, бросают его на произвол судьбы
Часто меняет стратегии воспитания. Критерии оценивания, требова- ния и другие значимые характеристики воспитания произвольны.
В одинаковых ситуациях родитель реагирует непредсказуемо — за од- ни и те же поступки иногда хвалит, а иногда наказывает
Определяется разногласиями между взрослыми, воспитывающими ребенка: разные системы требований, санкций, оценок, конфликтами между родителями и другими воспитателями в семье
Отличается излишней эмоциональностью, создающей в семье на- пряженную, «суматошную» обстановку. При преобладании отрица- тельных эмоций нарушаются межличностные контакты, исчезает интерес к жизни семьи
Поддерживает в семье атмосферу неуверенности, излишне опекает ребенка, сковывает его свободу необоснованными запретами и т.д.
Семья характеризуется сниженным эмоциональным фоном, отсут- ствием жизнерадостности
Отличается необоснованным стремлением главенствовать над ре- бенком в любых ситуациях. Родитель подавляет личность ребенка,
претендуя на статус единственного для него авторитета
В стремлении к воспитанию «идеального» ребенка формализует воспитательный процесс, проявляет повышенную принципиаль- ность, нетерпимость к слабостям, склонность к навязыванию ребен- ку большого количества правил и морализированию, замечаниям и порицаниям. «Всестороннее» обучение и воспитание ребенка ведет- ся без учета его реальных возможностей
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 207
Продолжение табл. 4
Воспитательная черта
Недоверие к возможностям ребенка
Нечуткость
(недостаточная отзывчивость)
Противоречивость
Поведение родителя
Возможности ребенка недооцениваются, ему отказывается в свобо- де и доверии на основании его неспособности (чаще мнимой) к са- мостоятельной деятельности
Реакция на потребности и чувства ребенка во многих случаях быва- ет несвоевременной и неадекватной, вследствие чего возникает ощущение взаимной неудовлетворенности отношениями
Проявляется в противоречивости требований, запретов, способов контроля, часто сопровождаемой воспитательной неуверенностью
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций.
Поддержка автономии ребенка
Конфликты в детско-родительских отношениях отражают внутренние проти- воречия развития, в частности между уровнем социальной и умственной ком- петентности ребенка, его мотивами, потребностями, ценностными ориента- циями и особенностями социальной ситуации развития — уровнем предъявляемых требований, сложившейся системой общения и взаимодейст- вия в семье. Конфликты в детско-родительских отношениях выступают как неизбежный момент взросления и приобретения ребенком автономии. Тра- диционно они рассматривались как негативное явление, отклонение от соци- альных норм и правил поведения. Действительно, конфликты могут быть от- ражением вовремя не разрешившегося возрастного кризиса [Выготский,
2000;
1989; Поливанова, 2000; Божович, 1979; Фельдштейн, 1989]
или показателем искажений и нарушений в развитии ребенка. Например, воз- растание интенсивности конфликтов наблюдается в случае формирования эгоцентрической, демонстративной личности или при низкой социальной компетентности ребенка и нарушении им норм и правил морального поведе- ния [Личко, 1999]. Известно, что высокая конфликтность, неразрешенность конфликтов и их подавление приводят к состоянию фрустрации, напряжен- ности, разрушительно влияют на процессы сотрудничества и кооперации ре- бенка со взрослыми и сверстниками [Хорни, 1993; Ковалев, 1988; Сорокина,
1999]. Однако конфликты в детско-родительских отношениях прежде всего должны рассматриваться нами в их позитивном значении. Так же как и в су- пружеских отношениях, конструктивная функция конфликта определяется здесь ростом личностной компетентности ребенка, улучшением отношений участников конфликта, формированием ресурсов и «запаса прочности» для эффективного разрешения будущих проблем. Вместе с тем деструктивная функция конфликта проявляется в возрастании риска возникновения иска- жений и нарушений развития, в росте безнадзорности и бесконтрольности поведения детей, формировании враждебности в детско-родительских отно- шениях и утрате базисного доверия к миру [Сысенко, 1989].
208 Глава 3. Детско-родительские отношения
Детско-родительские конфликты характеризуются возрастной специ- фикой их типологии, способами их разрешения и воздействия как на пси- хическое развитие ребенка, так и на детско-родительские отношения.
Можно выделить специфические особенности проявления конфликтов детей разного возраста, учитывая характер основной деятельности ребенка и его общения. Конфликтные проявления отражают сложившуюся систему межличностных отношений и форм сотрудничества и способы самоутверж- дения личности [Сорокина, 2001]. Например, конфликты в раннем возрасте обусловлены нереализованной потребностью ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве и связаны с освоением норм кооперации, совме- стной деятельности и овладением предметно-орудийными навыками. В млад- шем школьном возрасте основной сферой проявления конфликтов становит- ся учебная деятельность. Функции конфликтных проявлений ребенка в начале обучения состоят в разрешении проблемных ситуаций; формировании у него самосознания и самооценки; формировании необходимой коммуника- тивной компетентности; способствуют развитию мотивационно-потребност- ной сферы и формированию саморегуляции и самоконтроля.
Подростковый возраст, в котором главной задачей развития является автономизация от родительской опеки и построение нового типа отноше- ний — отношений равноправия и взаимного уважения, традиционно счита- ют возрастом повышенной конфликтности и уязвимости детско-родитель- ских отношений. Ф. Райе выделяет пять областей жизни подростков и специфические для каждой из них проблемы, определяющие содержание конфликтов: социальная жизнь и привычки (выбор друзей, проведение до- суга, внешний вид, режим дня), ответственность (выполнение обязанностей по бережное отношение к личным вещам и семейной собственности,
заработок и расходование денег), школа (успеваемость, поведение в школе,
отношение к учебе и учителям, посещаемость занятий и прогулы, выполне- ние домашних заданий), взаимоотношения в семье (демонстративное не- уважение к родителям и другим членам семьи, ссоры и конфронтация с сиб- лингами), отношение к моральным нормам и социальным предписаниям
(в основном их игнорирование — курение, употребление алкоголя и нарко- тиков; нецензурные выражения; сексуальная распущенность; ложь и обман;
несоблюдение законов) [Райе, 2000]. Существенное влияние на частоту воз- никновения, широту и интенсивность конфликтов и эффективность их раз- решения оказывает стиль взаимодействия в семье. Так, в семьях с автори- тарным типом руководства уровень конфликтности может стать угрожающим, а в тех, что реализуют демократический стиль общения, веро- ятность конфликтов снижается при увеличении меры конструктивности их разрешения [Rueter, Conger, 1995]. В семьях с авторитетным стилем роди- тельства (высокий уровень принятия детей, уважение их личности и при- знание права на автономию, высокая степень вовлеченности в процесс вос- питания, заинтересованность в учебе) констатировались низкий уровень
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 209
конфликтности, хорошие отношения детей с родителями, их высокая соци- альная адаптация и школьные успехи [Smetana, 1989]. Что касается тендер- ных различий во времени достижения пика конфликтности в подростковом возрасте, то было установлено, что девушки преодолевают его несколько раньше (в 14—15 лет), чем юноши (16—17 лет). Вместе с тем было бы невер- но представлять отношения подростков с родителями как противостояние и конфликтность во всех сферах деятельности. Чаще всего подростки и роди- тели расходятся во мнениях по вопросам, касающимся повседневной соци- альной жизни, например стиль одежды, длина волос, выбор друзей, свида- ния, разговоры по телефону, участие в домашней работе, музыка. Однако в отношении фундаментальных установок и ценностей, определяющих жиз- ненные выборы, подростки чаще обращаются к мнению и советам родите- лей [Curtis, 1975; Carlson, Cooper, Sprandling, 1991].
Принципы и методы конструктивного разрешения конфликтов детско- родительского взаимодействия представлены в уже упомянутой выше мо- дели «семейного совета» и программе тренинга родительской эффективно- сти (компетентности), разработанной Т. Гордоном, основанной на новом мировоззрении, утверждающем демократические взаимоотношения между родителями и детьми; формировании новой системы ценностей воспита- ния; отказе родителей от отношения к ребенку как к объекту воспниния и манипуляций; переходе от «субъект-объектной» к «субъект-субъектной»
парадигме отношений, основанной на самоценности личности, реальном, а не декларируемом признании прав даже самого маленького ребенка на сво- бодный выбор собственного пути развития. Задачей воспитания для роди- телей становится не программирование пути развития ребенка, а создание условий для его собственной ориентации и ответственного, т.е. разумного,
выбора оптимального пути развития и самореализации [Гордон, 1997; Гип- пенрейтер, 1993].
Можно выделить четыре стратегии разрешения конфликтов, которые приводят к обратному эффекту — возрастанию напряженности в детско- родительских отношениях либо к формированию хронического конфлик- та, — это уход от проблемы, стратегия «мир любой ценой» (родитель «за- крывает глаза» на проступки ребенка, игнорирует его асоциальное поведение, воздерживается от критических замечаний ради того, чтобы со- хранить хорошие отношения); стратегия «победа любой ценой», когда ро- дитель не останавливается ни перед чем, чтобы стать «победителем» в кон- фликте; наконец, четвертой стратегией является компромисс, основной недостаток которого — необходимость поступиться своими интересами каждой стороной, что, по сути, приводит не к разрешению конфликта, а к временному откладыванию его решения.
Как известно, конфликт может быть конструктивным и деструктивным,
повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффек- тивности функционирования семьи либо, напротив, усиливать ее дисфунк-
14-6210