Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 287
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
210 Глава 3. Детско-родительские отношения циональность. Опыт разрешения конфликтов в отношениях родителей и де- тей позволяет личности приобрести необходимую социально-психологиче- скую компетентность для конструктивного разрешения возникающих в хо- де развития противоречий между новыми возможностями ребенка и прежней системой социальных отношений. Младший школьный возраст является оптимальным для приобретения ребенком необходимой компе- тентности и умения конструктивно разрешать конфликты в силу того, что на этой возрастной ступени сочетаются возросшая самостоятельность ре- бенка и сохранение лидерской, руководящей роли взрослого в разрешении проблемных ситуаций. Характер ориентировки участников конфликта, на- ходящий отражение в образе конфликтного взаимодействия обеих сторон —
и родителя, и ребенка, — определяет способы и эффективность его разреше- ния. Исследование соотношения образов конфликтного взаимодействия
«глазами ребенка» и «глазами родителя» позволяет выявить условия конст- руктивного разрешения конфликта в детско-родитёльских отношениях и выработать стратегию и тактику коррекционной работы.
Совместно с И.Н. Лисенко нами было проведено исследование кон- фликтов в детско-родитёльских отношениях в младшем школьном возрас- те [Карабанова, 2002]. Мы предположили, что существуют определенные различия в особенностях восприятия родителями и детьми конфликтного взаимодействия. Мера расхождения его образов у родителей и детей опре- деляется степенью гармоничности типа семейного воспитания.
Особенности восприятия родителями и детьми конфликтного взаимо- действия мы оценивали по следующим параметрам: зона конфликтности,
уровень (интенсивность) конфликтности, причины конфликтного взаимо- действия, особенности поведения родителей в конфликтных ситуациях и способы разрешения конфликтов. Были использованы три шкалы: шкала,
устанавливающая инициатора («виновника») конфликта; шкала, устанав- ливающая способы разрешения конфликта; и шкала, устанавливающая от- ветственного за разрешение конфликта.
Были выявлены семь зон конфликтного детско-родительского взаимо- действия в младшем школьном возрасте: учеба, обязанности по дому,
внешний вид и аккуратность, режим, общение с друзьями, свободное время и финансовые вопросы. Наиболее конфликтогенными оказались проблемы выполнения режима (возвращение с прогулки в определенное время, ре- жим питания и т.д.), внешний вид и аккуратность.
Наряду со сходством в восприятии конфликтов родителями и детьми,
наблюдались и существенные различия — как в восприятии объекта кон- фликтов, так и в понимании способов разрешения конфликтных ситуаций.
Например, родители считают проблемными такие зоны взаимодействия,
как «свободное время», «учеба» и «обязанности по дому», в то время как для младших школьников конфликтогенными являются сферы «общение с друзьями» и «финансы».
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 211
Сходство в восприятии способов разрешения конфликтов родителями и детьми определяется общим стремлением к конструктивному разреше- нию конфликта обоими партнерами и признанием равной ответственности за его разрешение обеими сторонами — как родителем, так и ребенком. Раз- личия лежат в плоскости поиска «виновника» конфликта и его «победите- ля». Если для родителей характерно возложение ответственности за воз- никновение конфликта в равной мере на ребенка и на себя самого, то для ребенка — младшего школьника — в подавляющем большинстве случаев
«виновником конфликта» является он сам. Налицо позиция потенциаль- ной готовности принятия «вины» за проступок на себя и признания право- ты взрослого как более опытного и справедливого. Хотя и родители, и дети в большинстве случаев отводят роль «победителя» в конфликте родителю,
дети делают это значительно чаще. Таким образом, можно констатировать позитивные намерения сторон, выражающиеся в направленности родите- лей и детей на конструктивное разрешение конфликта. Вместе с тем у ро- дителей явно обнаруживается тенденция приписывания вины ребенку, а у детей — готовность к принятию ее на себя. Конструктивности разрешения конфликта мешает также принятие обеими сторонами позиции признания безусловной правоты взрослого, который и должен выйти из конфликта
«победителем».
Оказалось, что в целом дисгармоничному типу семейного воспитания соответствует более высокий уровень конфликтности в детско-родитель- ских отношениях. Однако при разных типах дисгармоничного воспитания интенсивность конфликтного взаимодействия меняется по-разному. Так,
при потворствующей гиперпротекции и гипопротекции уровень кон- фликтности приближается к показателям группы родителей с гармонич- ным типом воспитания. В случае потворствующей гиперпротекции родите- ли, потакая ребенку и идя навстречу его желаниям, предпочитают уступить ему, не вступая в конфликт. При гипопротекции родители уделяют воспи- танию ребенка крайне мало внимания, и поведение его, требующее коррек- ции, не становится предметом их озабоченности. Родители не предприни- мают никаких усилий, чтобы как-то на него повлиять. Напротив, наиболее высокий уровень конфликтности, как и следовало ожидать, был зафикси- рован в отношении групп, реализующих вариант доминирующей гипер- протекции и противоречивого воспитания. Здесь причинами высокой кон- фликтности являются чрезмерность или противоречивость требований и запретов, предъявляемых ребенку без учета его индивидуально-личност- ных особенностей и возрастающей самостоятельности. Стратегии разреше- ния конфликтов в зависимости от типа семейного воспитания следующие:
Гармоничный тип (без выявленных отклонений типа семейного воспитания)
Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон- фликта на себя и на детей, дети же значительно чаще принимают вину на
212 Глава 3. Детско-родительские отношения себя. И родители, и дети считают, что «победителем» выходит родитель,
либо находится компромисс, удовлетворяющий обе стороны, причем эта тенденция очевидна во всех группах. Ответственность за решение лежит как на родителе, так и на ребенке, причем каждая из сторон несколько пре- увеличивает свою роль в принятии решения.
Потворствующая гиперпротекция
Родители склонны возлагать вину за возникновение конфликтов на себя, а не на ребенка. Позиция детей прямо противоположна: крайне редко ответ- ственность за возникновение конфликта приписывается родителям и мак- симально часто — себе. Родители считают, что чаще конфликт разрешается компромиссом с учетом интересов и детей, и родителей. Дети же рассмат- ривают завершение конфликта как разрешение его либо в пользу родите- лей, либо как компромисс. И родители, и дети считают, что конфликт раз- решается в сотрудничестве, с учетом интересов ребенка. Родительская роль в этом случае — «опекун-покровитель», готовый закрыть глаза на проступ- ки ребенка и оправдать их недостатком опыта и возрастом ребенка. Ком- плементарная роль ребенка, которую он вынужден принять в диаде такого типа, — «малыш», «неумеха», неудачник, нуждающийся в покровительстве и опеке со стороны родителя, вынужденный признать право родителя на принятие решений и тем самым на «первенство» в конфликте.
Доминирующая гиперпротекция
Родители в равной мере возлагают ответственность за возникновение кон- фликта на себя и детей, дети же — на себя. Родители предполагают, что раз- решение конфликта осуществляется с участием обеих сторон, дети же уве- рены в том, что принятие решений осуществляется родителями, которые
«всегда правы», и в пользу родителей. Вместе с тем дети признают, что ро- дители стремятся учитывать и их интересы в конфликтной ситуации. На- помним, что именно для группы с доминирующей гиперпротекцией был констатирован максимальный уровень конфликтности. Роли в диаде тако- го типа хорошо структурированы: родитель — всегда прав, компетентен,
опытен, обладает правом принятия решений, пытается учесть интересы
«провинившегося» ребенка; ребенок — готов принять вину на себя, призна- вая превосходство взрослого и собственные недостатки. Родитель — «пре- следователь», ребенок — «нарушитель», признающий свою вину и право родителя судить.
Гипопротекция
Родители в равной мере делят ответственность за возникновение конфлик- та между собой и детьми, в то время как дети, как и при потворствовании,
считают, что в большинстве случаев вина за возникновение конфликта ле- жит на них. Родители полагают, что либо «победителем» в конфликте яв-
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций... 213
ляется взрослый, либо находится компромиссное решение. В противопо- ложность остальным группам дети, воспитывающиеся в условиях гипопро- текции, как и дети в семьях с противоречивым воспитанием, значительно чаще, чем остальные группы, считают себя наравне со взрослым «победите- лем» конфликта. В то время как родители, реализующие вариант гипопро- текции, не сомневаются, что выход из конфликта находят они сами с при- влечением ребенка, дети уверены в своей более активной роли, причем конфликт разрешается, по их мнению, с непременным учетом их интере- сов. Таким образом, для гипопротекции характерно значительное расхож- дение представлений родителей и детей о способах разрешения конфликта,
важнейшей характеристикой которого является недооценка родителями активной роли детей и приписывание детьми этой роли себе. Роль, припи- сываемая себе родителями, неадекватна реальному положению дел. Роди- тели искажают образ ребенка и характер детско-родительских отношений,
недооценивая активную роль самого ребенка. Недостаточное внимание и влияние родителей на разрешение конфликтных ситуаций позволяет ре- бенку сохранить известную самостоятельность и независимость от родите- лей, что предотвращает возможность возникновения конфликтов и откры- того противостояния. Дети приучаются самостоятельно разрешать конфликтные ситуации с учетом собственных интересов, а родители впол- не удовлетворены своей родительской ролью и, будучи дистанцированы он реального процесса взаимодействия с ребенком, воспринимают детско-ро- дительские отношения как спокойные и бесконфликтные.
Противоречивое воспитание
Для родителей этой группы характерна тенденция перекладывания ответ- ственности за возникновение конфликтов на детей или на внешние обсто- ятельства. Как и в случае гипопротекции, родители считают, что конфлик- ты разрешаются либо в их пользу, либо с учетом интересов и детей, и родителей. Дети же полагают, что они более активны и влиятельны, чем считают их родители, и значительно чаще оборачивают решение конфлик- та в свою пользу. Для противоречивого воспитания характерно значитель- ное расхождение в представлениях родителей и детей в вопросе о том, кто является инициатором конфликта и как он разрешается. Родители и дети воспринимают ситуацию детско-родительского взаимодействия прямо противоположно: с точки зрения родителей, она максимально конфликто- генна, с точки зрения детей — конфликтность невысока. Это объясняется тем, что дети, реализуя позицию активного участия в разрешении кон- фликтных ситуаций, оказываются удовлетворены результатами, а родите- ли, не имея возможности в силу противоречивости и непоследовательнос- ти собственных воспитательных установок и требований четко проводить собственную линию поведения, рассматривают детско-родительские отно- шения как сферу противоречивых интересов и противостояния. Роли в ди-
214 Глава 3. Детско-родительские отношения аде данного типа можно определить так: родитель — «жертва» невыполне- ния ребенком педагогических требований и правил; ребенок, убедившись в непредсказуемости и непрогнозируемости поведения родителя, пытается сам выстроить линию своего поведения, но далеко не всегда успешно в си- лу ограниченности собственного опыта.
Особенности конфликтного взаимодействия и мера расхождения обра- зов конфликтного взаимодействия у родителей и детей определяются сте- пенью гармоничности типа семейного воспитания. Полученные в нашем исследовании данные подтвердили это предположение. Было выявлено,
что различные дисгармоничные типы семейного воспитания характеризу- ются разным уровнем конфликтности и стратегиями разрешения конфлик- тов. Наиболее конфликтогенными оказались такие типы семейного воспи- тания, как воспитание противоречивое и доминирующая гиперпротекция,
характеризующиеся наиболее существенными расхождениями в образах конфликтного взаимодействия. При доминирующей гиперпротекции дети отдают ведущую роль в разрешении конфликтов родителю, утверждая приоритетность его интересов, в то время как, по мнению родителя, взаи- модействие строится на равноправной основе. Потворствующая гиперпро- текция отличается готовностью родителей принять ответственность за воз- никновение конфликта на себя и в максимальной степени учесть интересы детей. Таким образом, показано, что дисгармоничность семейного воспита- ния связана с высоким уровнем конфликтности и расхождением образов конфликтного взаимодействия у участников конфликта. Особенности ти- па семейного воспитания определяют специфические стратегии поведения детей и родителей в разрешении конфликтов.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 29