Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

224 Глава 3.
отношения них — родителя и ребенка, — выстраивается в плоскости лишь одной из указанных точек зрения. Однако активность самого ребенка в построении и развитии детско-родительских отношений и детерминации особенностей этих отношений достаточно велика и особенно резко возрастает в подрост- ковом возрасте [А. Фрейд, 1993; Кле, 1991; Крайг, 2000; Goodnow, 1992].
Образ детско-родительских отношений «глазами подростка» становится важнейшим условием их трансформации и развития, определяя образова- ние новых границ семейной системы и правил ее функционирования. Так,
учеными [Demo, Small, Savin-Williams, 1987] была проанализирована сте- пень совпадения представлений подростков и родителей в 139 детско-ро- дительских диадах. В большинстве сфер была обнаружена статистически значимая согласованность представлений о детско-родительском взаимо- действии, причем максимальное совпадение — в области оценки коммуни- кативной активности. Вместе с тем оказалось, что подростки и родители по-разному оценивают степень удовлетворенности своими отношениями.
Матери, например, почти в два раза чаще описывают их как удовлетвори- тельные, чем подростки [Thornton etal., 1995]. Мальчики оказались более удовлетворены ими, чем девочки. Возможными причинами такого неожи- данного результата называются более жесткая система требований, предъ- являемых девочкам родителями, более низкий уровень автономии от роди- телей, большие ожидания в отношении родительского поведения и сотрудничества с ними. В целом же удовлетворенность детско-родитель- скими отношениями в подростковом возрасте определяется характером со- трудничества — признанием и реализацией принципа равенства сторон.
Представления матерей о детско-родительских отношениях оказались ближе к представлениям подростков, чем представления отцов. Наиболь- шее взглядов было констатировано в диадах мать—сын.
Опыт психологического консультирования по проблемам развития и воспитания в детском и подростковом возрасте обнаруживает серьезные нарушения и деформации различного типа образа детско-родительских отношений в семьях, испытывающих значительные трудности в общении и взаимопонимании. Знание особенностей восприятия детьми и подрост- ками этих отношений, определяющих их общение и взаимодействие с ро- дителями, позволит определить закономерности их развития, осущест- вить необходимую интервенцию с целью коррекционного на них воздействия, оптимизации этих отношений и перестройки на качественно ином уровне.
На основе полученных в ходе консультирования данных об особеннос- тях детско-родительских отношений были выделены следующие критерии:
•симметричность (взаимность) образов детско-родительских отноше- ний «глазами подростка» и «глазами родителя»;
• степень адекватности образа детско-родительских отношений, опреде- ляющая меру взаимопонимания партнеров;


§ 16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 225
• психологическая готовность к изменению образа детско-родительских отношений и к работе над реальным изменением взаимодействия с партне- ром в рамках этих отношений.
Соответственно были названы следующие типы соотношения детско- родительских позиций:
•в рамках сохранения взаимной согласованности (симметричности)
образов — враждебно-отчужденный, властно-доминантный, поисковый,
кооперативно-направленный, комплементарный;
•в рамках асимметричности образов: искаженный.
Враждебно-отчужденный тип характеризуется тем, что оба партнера воспринимают свои отношения как отношения эмоционального отверже- ния или амбивалентности, низкой заинтересованности друг в друге и значи- тельной личной дистанцированности. Для подростков характерны: высокая степень автономизации и низкий уровень включенности в функционирова- ние семьи; установка в отношении родителей как «чужих людей»; часто де- монстративный «уход» из семьи — отказ от общения с родителями, вплоть до отказа садиться вместе за стол обедать; негативизм и открытый протест в отношении любых попыток родителей контролировать их деятельность; са- мостоятельное решение всех своих проблем без обращения за помощью к родителям; скрытность и отказ посвящать родителей в свои жизненные пла- ны. Для родителей характерны эмоциональная холодность, амбивалент- ность или эмоциональное отвержение подростков, предпочтение младших детей, открытое осуждение подростков как «неблагодарных и бесчувствен- ных», обвинение их в прагматизме и корысти. Как правило, данному типу отношений свойственны реализм в восприятии детско-родительских отно- шений, адекватное понимание установок партнера на взаимодействие при крайне низкой готовности к работе по изменению характера этих отноше- ний. Мотивом обращения родителя в психологическую консультацию час- то является получение от консультанта эмоциональной поддержки и под- тверждения правоты его негативной оценки подростка. Для обоих партнеров характерно желание ограничить контакты и общение. Инициати- ва родителей зачастую связана скорее со стремлением оправдать себя с точ- ки зрения социальных стандартов, как «хорошего родителя», а не желанием действительно что-то изменить в этих отношениях. Враждебно-отчужден- ный тип констатируется преимущественно для отношений мать—сын и складывается задолго до подросткового возраста, вбирая в себя опыт эмоци- онального отвержения и нарушений протекции.
Властно-доминантный тип, напротив, характеризуется высокой степе- нью стремления к контактам и взаимодействию, как родителя, так и подро- стка, когда цель для обеих сторон — установление господства и навязыва- ние своей воли и решений оппоненту. В основе поведения подростка —
гипертрофированный мотив утверждения взрослости и своего права на принятие решений, обостренная чувствительность к отношению родителя,


226 Глава 3. Детско-родительские отношения уважению им своих прав и, как следствие, протестное поведение и попыт- ка принуждения родителя к навязываемому поведению. Родитель в своих установках, как и подросток, стремится во что бы то ни стало сохранить свою власть и использует для этого любые средства силового давления.
Для такого типа отношений характерна крайне высокая конфликтность,
где каждый из участников любой ценой стремится выйти победителем и сохранить последнее слово по любому самому ничтожному вопросу. Часто,
впрочем, встречаются положительное эмоциональное отношение и симпа- тия друг к другу, однако возможности выражения этих чувств при затяж- ном хроническом конфликте оказываются крайне ограниченными. В таком типе отношений бывает затруднено взаимопонимание вследствие неадек- ватности восприятия партнера. Нередко прояснение его позиции позволя- ет улучшить характер взаимодействия между партнерами. Вместе с тем у родителей отмечаются, хотя, безусловно, далеко не всегда, высокий уро- вень готовности к работе над детско-родительскими отношениями и поло- жительная динамика такой работы. Причинами формирования властно-до- минантного типа отношений являются неадекватный тип семейного воспитания (доминирующая гиперпротекция или противоречивость), обо- стрение подросткового кризиса и определенные личностные особенности родителя и подростка.
Поисковый тип детско-родительских отношений характеризуется общно- стью позиций подростка и родителя в отношении необходимости перестрой- ки своих отношений на новой основе. Подросток отвергает старые способы общения со взрослым и ищет новые формы взаимодействия, в которых он смог бы реализовать свою потребность во взрослости и автономии, избегая при этом открытых форм негативизма и конфронтации с родителями. Роди- тель осознает то, что подросток взрослеет и меняется, приобретает черты но- вой и в чем-то «чужой» личности, признает неэффективность старых методов и приемов воспитания. Это вызывает у него тревожность и неуверенность, од- нако он пытается найти новые способы взаимопонимания и воспитания в от- ношениях с подростком. Для этого типа взаимодействия характерно острое переживание отсутствия взаимопонимания и отчужденности на фоне психо- логической готовности к поиску новых форм общения и построению нового типа отношений. Как правило, констатируется высокий уровень эмоциональ- ной заинтересованности и принятия обеими сторонами, «мягкий» принима- ющий тип воспитания в анамнезе. Часто встречается в неполных семьях, где воспитание ребенка обладает высокой смысловой ценностью для матери. Ха- рактеризуется высокой психологической готовностью к.принятию психоло- гических рекомендаций консультанта и хорошим прогнозом.
Кооперативно-направленный тип детско-родительских отношений в своей основе имеет недостаточный уровень психологической компетентно- сти партнеров и неадекватный образ детско-родительских отношений, что и выступает основным препятствием в перестройке и налаживании этих от-


§
Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 227
ношений в период подросткового кризиса. Характеризуется общим поло- жительным эмоциональным настроем и выраженной потребностью во взаи- модействии с партнером, но в силу низкой компетентности участников ак- кумулирует отрицательный опыт такого взаимодействия, что и становится причиной обращения в консультацию. Низкий уровень взаимопонимания между партнерами может быть скорригирован на основе повышения уров- ня коммуникативных навыков и умений и формирования у родителя адек- ватного образа возрастных и индивидуальных особенностей подростка.
Искаженный тип детско-родительских отношений включает различные варианты, общим радикалом которых выступает противоречивость и дис- гармоничность образов детско-родительских отношений у подростка и ро- дителя. Наиболее неблагоприятным вариантом является асимметричность эмоциональных отношений (эмоциональная вовлеченность родителя в процесс воспитания и враждебность либо эмоциональная холодность под- ростка или, напротив, амбивалентность или эмоциональное отвержение со стороны родителя и эмоциональная зависимость подростка). Достаточно распространенным вариантом является также несовпадение представле- ний подростка и родителя о степени родительской «строгости» и протек- ции в воспитании. Например, в практике психологического консультиро- вания широко распространены следующие варианты искажений, когда подросток преувеличивает авторитарные черты родителя, считает его ди- рективным, воспринимая «диктатором», пренебрегающим интересами под- ростка, хотя родитель считает себя «альтруистом, положившим свою жизнь и благополучие на алтарь интересов ребенка»; или когда родитель уверен в том, что он уделяет достаточно времени и сил воспитанию ребен- ка, в то время как подросток остро переживает свое одиночество, отстра- ненность и пренебрежение родителем своими обязанностями («им нет до меня дела!»). Отметим, что в последнем случае инициатива в обращении за психологической помощью достаточно часто принадлежит подросткам.
Искаженный тип детско-родительских отношений требует в каждом от- дельном случае разработки индивидуальной коррекционной программы с учетом особенностей истории развития ребенка и личностных качеств ро- дителей и ребенка в каждом отдельном случае.
Наконец, комплементарно-дисгармоничный тип детско-родительских отношений предполагает наличие согласованных семейных мифов, кото- рые выступают в форме общности неадекватного восприятия родителем и подростком реальных объективных отношений, причем обе стороны, как родитель, так и подросток, принимают определенное распределение ролей в этих отношениях. Например, родитель навязывает подростку образ ком- плементарных ролей: «родитель — благодетель и опекун, подросток — за- висим и недееспособен», тот родителю — «подросток — любимое дитя, ба- ловень, которому разрешается все, родитель — заботлив и полон прощения,
заботится о благополучии подростка, забывая о себе». Принятие подобно-
15*


228 Глава 3. Детско-родительские отношения го распределения ролей и их ригидное исполнение приводит к значитель- ному ущербу как для личности родителя, так и для личности подростка.
В основе подобной мистификации лежат удовлетворение значимого для одной из сторон мотива и зависимость одного из партнеров, позволяющего навязать себе удобное для второго участника диады видение детскр-роди- тельских отношений.
Итак, в результате проведенного исследования были выявлены факты расхождения образов детско-родительского взаимодействия у подростков и их родителей. Существенными оказались расхождения в восприятии ро- дителями и подростками эмоциональной близости в отношениях между ними и последовательности системы родительского воспитания. Наиболее близкими и совпадающими в подавляющем большинстве случаев были оценки удовлетворенности детско-родительскими отношениями и автори- тетности родителей.
Анализ детско-родительского взаимодействия позволяет утверждать, что центральное место в детско-родительских отношениях в семьях с детьми —
младшими подростками занимает сфера эмоциональных отношений — при- нятие и эмоциональная близость. Именно процессы эмоционального взаимо- действия определяют авторитетность родителя в семье и удовлетворенность детско-родительскими отношениями, а также особенности делового сотруд- ничества. Характер эмоционального принятия подростка родителем выступа- ет как исходный пункт и основа развития детско-родительских отношений.
Так, низкий принятия обусловливает строгость родителя, жесткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности родителя и общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями.
Высокий уровень принятия, напротив, способствует установлению согла- сия между родителем и подростком, делает родителя более гибким и, соот- ветственно, мягким в воспитании, приводя к росту авторитетности родите- ля и удовлетворенности внутрисемейными отношениями. Эмоциональная близость как способность к эмпатии, эмоциональному взаимопониманию и сопереживанию выступает условием и следствием развития продуктивного делового сотрудничества в детско-родительских отношениях, определяя ха- рактеристики типа семейного воспитания и его гармоничность. Эмоциональ- ная близость и сотрудничество обусловливают друг друга таким образом, что высокая степень эмпатии позволяет партнерам построить эффективное, лич- ностно-ориентированное общение и сотрудничество, результатом которого, в свою очередь, становятся сокращение эмоциональной дистанции и налажива- ние лучшего эмоционального взаимопонимания и формирования чувства
«Мы». Эмоциональная близость, обеспечивая лучшее взаимопонимание на основе сопереживания, делает родителя более последовательным и менее же- стким в реализации своей воспитательной функции, повышает удовлетворен- ность детско-родительскими отношениями обоих участников. Полученные результаты позволяют, на наш взгляд, подойти к решению вопроса о том, чем