Файл: Psychologia universalis Серияpsychologia universalisоснована издательством Гардарики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
§ 6. Типология семьи 51
В зависимости от с е м е й н о г о стажа с у п р у ж е с к о й жизни вы- деляют: семью молодоженов (семья «медового месяца»); молодую семью (от полугода—полутора лет до рождения детей); семью, ждущую ребенка; се-
мью среднего супружеского возраста (от 3 до 10 лет совместного прожива- ния); семью старшего супружеского возраста (10—20 лет супружеского стажа) и, наконец, пожилые супружеские пары (супруги, воспитавшие взрослых детей, создавших собственные семьи, и реализующие в настоя- щем семейные роли бабушек и дедушек) [Зацепин, 1991].
В зависимости от к о л и ч е с т в а детей семьи подразделяются на без-
детные, однодетные, малодетные и многодетные. Бездетными считают се- мьи, в которых в течение 8—10 лет после заключения брака при условии фертильного возраста супругов не появляется ребенок. Причинами отсут- ствия детей в семье могут быть как медико-биологические так и нежелание супругов иметь детей. Отметим, что в настоящее время преоб- ладают социальные и психологические причины роста бездетных семей.
Последние традиционно зачисляются в группу риска. Невозможность реа- лизовать стремление к материнству и отцовству, незавершенность лично- стной идентичности нередко инициирует создание новой семьи тем супру- гом, для которого отсутствие детей является серьезной семейной проблемой. С другой стороны, высокий удельный вес разводов в бездетных семьях может быть вызван дисгармоничностью собственно супружеских отношений. В этом случае отказ иметь детей, напротив, является не причи- ной, а следствием трудностей отношений супругов. Однодетные и малодет- ные семьи доминируют в демографическом раскладе современных россий- ских особенно городских. Многодетной, соответственно, сегодня называют семью, имеющую трех и более детей. Многодетная семья являет- ся по статистике наиболее устойчивой к разводам.
По месту п р о ж и в а н и я выделяют городские, сельские семьи и се-
мьи, проживающие в отдаленных районах. Различаются они стилем жизни,
семейным укладом, характером социальной занятости супругов и ролевой структурой, уровнем и образом потребления, наконец характером осуще- ствления воспитательной функции. Например, семьи, проживающие в от- даленных районах, бывают вынуждены отправлять своих детей на учебу в школы-интернаты, что влечет за собой продолжительную разлуку с роди- телями и депривацию родительской заботы и протекции.
Критерий типа п р о ж и в а н и я позволяет выделить патрилокальную,
матрилокальную и неолокальную семьи. Патрилокальный тип семьи опре- деляет место жительство жены в доме мужа после замужества. Матрило- кальный характеризуется проживанием семьи в доме жены. В наше время наиболее распространенным является неолокальный тип проживания, при котором нуклеарная семья стремится к отдельному от родителей и других родственников проживанию. Сегодня все чаще стала встречаться еще одна форма проживания супругов — годвин-брак, предполагающий раздельное
52 Глава 1. Культурно-историческая природа семьи проживание супругов. Такой тип брака получил название по имени одного из активных сторонников такой формы проживания — У. Годвина, утверж- дающего, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее полному личностному развитию каждого из них в силу различий их по- требностей, интересов и склонностей [Ощепкова, Эпштейн, 1995].
В зависимости от особенностей распределения ролей, гла- в е н с т в а и х а р а к т е р а в з а и м о д е й с т в и я выделяют традиционную,
авторитарную, эгалитарную, демократическую семьи.
Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределени- ем семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских.
Авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу), так и матриархального (главой семьи яв- ляется жена).
Эгалитарная семья (равноправная, эквивалентная) — семья без главен- ства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной, неоформ- ленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья — это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу при- ходит традиционный или демократический.
Демократическая {партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в рас- пределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом.
По критерию профессиональной занятости и карьеры супругов можно выделить семью полной занятости, где в общественном производст- ве заняты оба супруга; семью частичной занятости, где работает один из супругов, как правило, муж; семью пенсионеров, где оба супруга не работа- ют, и, наконец, так называемую двухкаръерную семью, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супру- гов и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга. Такая семья представляет собой тип молодой семьи, обуслов- ленный процессами изменения места женщины в производстве и социаль- но-политической жизни общества.
Очевидно, что только карьерная мотивационная направленность еще не гарантирует возможности существования и функционирования двухкарь- ерной семьи. Необходимы следующие дополнительные условия:
•наличие в семье эмоционально позитивных отношений любви, приня- тия, уважения и равноправия между супругами;
•разделенная супругами общность ценностей, в том числе ценностей профессионального и карьерного роста;
•особый вид профессий, прежде всего творческих (наука и искусство),
позволяющих обеспечить, с одной стороны, наиболее полную самоактуали-
§ 6. Типология семьи 53
зацию личности, а с другой — не стесненные жесткими временными рамка- ми условия профессиональной деятельности (гибкий график работы, воз- можности использования выходных дней, работа дома);
• отложенное по взаимному согласию супругов родительство, позволя- ющее обоим завершить профессиональное образование и реализовать пер- вые карьерные планы;
•наличие ресурсов функционирования и поддержки семьи (помощь прародителей — бабушек и дедушек — в воспитании детей, хорошее физи- ческое здоровье и устойчивость к перегрузкам).
В зависимости от с о ц и а л ь н о й однородности, т.е. от принадлеж- ности супругов к одному или близкому социальному слою, общности обра- зовательного и культурного ценза, близости профессий по интеллектуаль- ной, аффективной, социальной «нагруженночсти», разделяют социально
гомогенные (однородные) и гетерогенные (разнородные) семьи. Социально гетерогенные семьи менее устойчивы, супружеские отношения нередко строятся здесь по принципу доминирования — подчинения, нарушается взаимопонимание, достаточно высока конфликтность.
Критерий ценностной направленности семьи позволяет выде- лить такие типы семей, как детоцентристская и личностно-центристская,
семья «потребления», психотерапевтическая («семья-отдушина», по
А.Н. Обозовой), семья «здорового образа жизни», семья «тщеславия», спор-
тивно-походная (семья «бивуачного типа», по В.И. Зацепину), «интеллек-
туальная».
Воспитание детей, личность ребенка, забота о нем составляют приоритет- ную ценность функционирования детоцентристской семьи. Личностно-цент- ристская видит главное предназначение семьи в создании условий личност- ного роста и самореализации каждого из членов семьи; супружество рассматривается здесь в первую очередь как свободный духовный союз авто- номных личностей. Семья «потребления», реализующая модус «иметь»
(Э. Фромм), направлена на накопительство и создание благоприятных усло- вий для наиболее полного удовлетворения прагматических потребностей.
Супружество здесь — партнерство, основанное на получении взаимной выго- ды, когда каждый член семьи стремится «урвать самый привлекательный ку- сок семейного пирога», пусть даже и за счет интересов других. Психотера- певтическая семья высшей ценностью почитает взаимопонимание,
эмоциональную поддержку, удовлетворение потребности в любви, привя- занности и безопасности своих членов. Здесь каждый может быть уверен в том, что его выслушают, поймут и примут. Семья «здорового образа жизни»
концентрирует внимание на здоровье, правильном режиме дня, питания, от- дыха, чистоте и порядке, разумной и «здоровой» организации семейного бы- та. Семья «тщеславия» ведет борьбу за социальной статус, престиж, продви- жение по лестнице достижений, ложно понимаемого успеха и признания.
«Быть лучшим», принятым в высших кругах — главная цель такой семьи. Ее-
54 Глава
Культурно-историческая семьи ли кто-то из членов семьи «не вписывается» в заданный стандарт успеха, то от него безжалостно избавляются. Например, развод может быть обусловлен стремлением мужа подобрать себе новую спутницу жизни, отвечающую его карьерным планам, а жена подбирает себе нового мужа в соответствии с но- выми модными веяниями, касающимися рода занятий, внешности, принад- лежности к определенному кругу. В центре внимания спортивно-походной,
бивуачной семьи интерес к новому, походы, путешествия, проведение досу- га. Бытовая сторона семейной жизни неинтересна и незначима для такой се- мьи. Для «интеллектуальной семьи» приоритетны ценности интеллектуаль- ные — познание, образование, посещение музеев, чтение книг, обмен интеллектуальной информацией, поощрение увлечений и интересов членов семьи, стимулирующих умственный и творческий рост.
Особые у с л о в и я с е м е й н о й ж и з н и приводят к созданию семей
студенческих (незавершенность решения задачи приобретения профессии и материальная зависимость от прародительской семьи) и дистантных.
Дистантные семьи отличаются тем, что в их жизнедеятельности длитель- ное время отсутствует одно из важнейших условий семьи — совместное проживание. Образование дистантных семей связано с особым типом про- фессий и «вахтовым» методом труда. Дистантные семьи являются функци- онально неполными и образуют группу риска.
В зависимости от х а р а к т е р а с е к с у а л ь н ы х о т н о ш е н и й выде- ляют два типа семей, выходящих за пределы принятого социокультурного стандарта: открытую и гомосексуальную.
Открытая семья характеризуется открытыми в отношении возможно- стей установления сексуальных связей границами для обоих супругов. Та- кая семья представляет собой современный вариант полигамного брака,
где сохранена лишь одна семейная функция — сексуальная и отброшены все остальные, но в отличие от полигамного брака здесь признается право обоих супругов на свободные от ограничений сексуальные отношения.
Свингерство, как обмен брачными партнерами в пределах объединения не- скольких семей, на фоне укрепления социального престижа семьи и возра- стания угрозы СПИДа в последнее время утрачивает свою популярность.
Гомосексуальная семья — это устойчивое длительное сожительство одно- полых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоцио- нальной насыщенностью отношений. Возникновение и легализация таких семей связаны с либерализацией общества и ростом терпимости к гомосек- суальному поведению. Одна их серьезных проблем гомосексуальной се- мьи — рождение и воспитание детей, в частности проблема адекватного объ- яснения ребенку, чем отличается его семья от остальных, необходимого для обеспечения принятия им такой формы брачных отношений и формирова- ния традиционной полоролевой ориентации.
Альтернативными брачному союзу формами существования являются одиночество, сожительство, гражданский брак и пробный брак.
§ 6. Типология семьи 55
Одиночество может выступать в двух формах — в форме осознанного предпочтения личностью жизнедеятельности вне брачного союза и в форме вынужденного одиночества. Известно, что чередование периодов активного межличностного общения и периодов уединения является необходимым ус- ловием функционирования человека. Однако в случаях осознанного одино- чества речь идет о личностном выборе человека в контексте целей всего жиз- ненного пути (или, во всяком случае, достаточно продолжительного его этапа), а не о кратковременном периоде. По мнению А. У. Хараша, осознанное и принятое одиночество характеризует направленность человека на самопо- знание и общение с самим собой как индивидуальным уникальным субъек- том в условиях высокого уровня развития коммуникативной деятельности и умения общаться с самим собой как партнером. Такое понимание смыкается с трактовкой одиночества в контексте проблемы осознания личностью своего подлинного Я в рамках гуманистического подхода (А. Маслоу, К. Роджерс,
В. Сатир). В аналитической психологии (К.Г. Юнг) предпочтение человеком одиночества также связывается с процессом индивидуации личности и раз- витием самости. Таким образом, одной из причин предпочтения одиночест- ва как модели жизни может стать фокусирование субъекта на задачах само- познания и саморазвития, когда коммуникация с самим собой и активная творческая деятельность становятся достаточным основанием для успешно- го их решения. В психоаналитическом подходе причины одиночества усмат- риваются в специфических чертах характера человека, низком уровне разви- тия потребности в общении и установлении межличностных отношений,
нереализованной потребности в близости (Э. Эриксон, С. Г. Салливен), вы- боре жизненной стратегии «движения от людей» (К. Хорни). В когнитивист- ском подходе в качестве причин осознанного одиночества выступают когни- тивные модели, «оправдывающие» одиночество как предпочтительную форму жизнедеятельности либо препятствующие осознанию самого факта одиночества (теория каузальной атрибуции). Страх и социальная тревога,
обусловленные негативным опытом отвержения и пренебрежения со сторо- ны значимого социального окружения, непереработанный опыт «несчастной любви» также могут стать основой личного предпочтения одиночества бра- ку. Причинами вынужденного одиночества могут быть низкая коммуника- тивная компетентность личности, препятствующая установлению близких межличностных отношений; ограниченность социальных и межличностных связей (узость «рынка женихов и невест»); внешние ограничения и запреты на заключение брака с избранником; нарушения в развитии эго-идентичнос- ти, приводящие к культивированию элитаризма, кастовости, изоляции и тенденции отвержения (Э. Эриксон); неадекватная и искаженная Я-концеп- ция (К. Роджерс).
Наряду с традиционными, юридически узаконенными формами брака все большее распространение получают такие формы партнерства, как сожи-
тельство и гражданский брак. Распространение в современном обществе со-