Файл: Ее часть, фрагмент или элемент станут доступными ограниченному или.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

изменила состав своего портфеля. Спустя полгода ситуация с
Жениными деньгами исправилась, а убеждение сменилось на
другое: «Инвестиции стоят затраченного на них внимания и
времени».
Итак, мы поговорили о том, как бессознательные убеждения и декларации влияют на наше умение управлять деньгами.
Многие считают, что между бессознательным и сознанием существует непроницаемая стена и то, что находится «по ту сторону», никак нельзя изменить. Другие полагают, что воля и разум решают все. Правда посередине: нужна работа, и с ней
«стена» вполне преодолима. Иногда эта работа по осознанию своих убеждений бывает длинной и трудной, а иногда нужные изменения происходят достаточно быстро.

Богатство и этика: два дискурса
В предыдущей главе среди бессознательных убеждений можно выделить целый кластер, касающийся этики: «Все богачи —
воры», «Много честно не заработаешь», «Стыдно хвалить себя —
надо, чтобы работодатели сами оценили хорошую работу и подняли зарплату». Об этом этическом облаке, окутывающем богатство, и о его психологической подоплеке стоит поговорить особо.
По поводу взаимосвязи богатства и этики в современном обществе есть два главных дискурса:
Богатые — плохие парни
Это частое мнение подкреплено нашим интуитивным пониманием природы справедливости. Богатый человек исторически был в среднем более энергичен, более склонен к экспансии, а в мире ограниченных ресурсов вполне естественно думать, что если кто-то накопил этих ресурсов слишком много, то другим (например, мне) их не хватит. Большая часть христианских конфессий также не одобряет богатство («Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в
Царство Божие»).
На уровне деревни, общины подобное понимание несправедливости может быть и верным, но на более высоком уровне (отрасли, города, страны, мира) оно сомнительно.
Человек, встроенный в современные экономические отношения,
обычно богатеет не отбирая ресурсы у других, а, наоборот,
создавая новые рабочие места или инвестируя. Безусловно,
богатые иногда бывают и «плохими парнями», вернее, плохие парни иногда становятся богатыми: наркоторговцы, например,
или владельцы государственных монополий в странах, где власть и собственность срослись воедино. Но в большинстве случаев прямой связи нет. Более высокий уровень дохода в развитом обществе означает, что человек очень хорошо умеет играть по имеющимся правилам. А эти правила в наше время предполагают, что человек не должен проявлять явную или скрытую агрессию по отношению к другим, нарушать этические нормы. Чем более развито общество, тем лучше оно защищается от социопатов и наказывает их и тем реже способность силой или хитростью отбирать у других ресурсы становится конкурентным преимуществом. Хотя, повторяю, и существуют страны,
местности или отрасли, где это не так. Исключения достаточно значимы — но все-таки остаются исключениями.
Богатство угодно Богу
Этот дискурс возник в Новое время, после распространения протестантизма. Лютер, в отличие от других христианских мыслителей, оправдывал богатство как естественный результат усердия, предприимчивости и следования «призванию» — то есть предназначению профессионала, которым может быть и ведение бизнеса. Конечно, к богатству в обязательном порядке должны были прилагаться добродетели: следование правилам, в том числе моральным нормам, безупречность отношений с покупателями и поставщиками, благочестие и благотворительность. Кроме того,
предприниматель создает новые рабочие места. В своем предельном выражении дискурс «благочестивого богача» вполне ханжеский. Любой инвестор или предприниматель ведет свои дела в реальных земных обстоятельствах, любой потребитель испытывает грешные земные желания, любой, у кого есть вклад в банке, не только спасает душу, но и собирает земные богатства.
Отголоски протестантского дискурса мы видим в скромности таких богачей, как основатель IKEA Ингвар Кампрад или

всемирно известный инвестор Уоррен Баффетт, в черных водолазках и отсутствии понтов у стартаперов Кремниевой долины, в общем тренде на аскетизм, экологичность и непритязательность у состоятельных людей США и Европы.
(Разумеется, этот тренд соседствует с другим, более древним и привычным трендом — шика и роскоши богачей.)
Прочитав предыдущую главу, читатель уже понимает, что оба этих дискурса, в сущности, примеры убеждений по поводу богатства, которые для многих стали бессознательными,
интернализовались, вошли в нашу систему понятий. Людям в
России как наследникам православной и советской систем ценностей ближе, конечно, первый дискурс — о богатых мерзавцах. Нам тем проще его воспринять, что имущественное расслоение в России, контраст дворцов богатых чиновников и провинциальных зарплат и вправду наводит на неутешительные мысли: похоже, данные убеждения имеют некоторое отношение к правде. Но это не значит, что они верны всецело.
Если сверить эти убеждения с реальностью, мы увидим, что люди нередко применяют их не только по отношению к конкретным мерзавцам, сочетающим власть с собственностью, но и к рутинным жизненным ситуациям, которые не имеют вообще никакого отношения к этике. Человек не может решиться попросить о повышении зарплаты, найти новую работу или повысить квалификацию, а объясняет это тем, что «все богачи —
плохие парни», «я недостаточно плохой, чтобы разбогатеть». Но в его ситуации вовсе нет никакого морального выбора. Ему никто не предлагает манипулировать, интриговать или расталкивать других локтями. От того, что он получит дополнительный доход,
никому не будет хуже. Мы возвращаемся к началу: в масштабах общества (а не малой общины) человек, который становится богаче, совсем необязательно отбирает ресурсы у других. Скорее,
он их находит, а если речь о бизнесе — генерирует и перераспределяет.
Таким образом, оба дискурса о богатстве верны лишь условно,
отчасти.
Во-первых, они не относятся к большинству реальных ситуаций. Никому из нас не придется «стать хищником, чтобы разбогатеть». Даже увольнение сотрудников или жесткие переговоры можно провести этично. Если же вам действительно предлагают деньги за что-то, что противоречит вашим ценностям, вы всегда можете отказаться и выбрать другой путь увеличения дохода.
Во-вторых, в жизни добро и зло чаще соседствуют, чем противоборствуют, в том числе и в ситуациях, связанных с деньгами. Поэтому вместо этических абсолютных оценок
(«плохой и хороший») при разборе наших отношений с деньгами уместнее и продуктивнее говорить о самооценке.


Что такое самооценка
Самооценка — это представление человека о том, какое место он сам, его личность и деятельность занимают среди других людей.
Таким образом, самооценка — всегда понятие сравнительное и социальное. Не бывает самооценки без мысленного сравнения себя с другими людьми, вписывания себя в социальный контекст.
Самооценка человека зависит от среды, по отношению к которой он себя оценивает. Так как каждый из нас живет одновременно в нескольких средах, обычно самооценка складывается из сложной системы оценок по многим шкалам:
я отличный инвестбанкир, но в личной жизни недавно потерпел болезненную неудачу;
я уверенно чувствую себя с детьми, но, выйдя на работу после декрета, ощущаю, что отстаю от коллег в компетенциях;
я художник, ценимый в профессиональной среде. У меня проходят выставки, продаются картины, но я не богат.
Недавно я побывал в гостях в роскошном доме одноклассника-бизнесмена и почувствовал зависть.
Но хотя самооценка и зависит от среды, важный критерий самооценки — это ценности человека, то есть его внутренние представления о важном и неважном, о цели своей жизни.
Художник может полностью построить самооценку на признании в профессиональной среде или даже на внутреннем ощущении качества своих работ, так что низкий доход почти не будет на нее влиять. Таким образом, люди с устойчивой самооценкой прежде всего строят ее на внутренних ценностях — на том, насколько они следуют избранному пути.

Напротив, у людей с неустойчивой самооценкой она колеблется, такие люди постоянно сравнивают себя с разными средами по разным параметрам. Вопросы самооценки занимают в их переживаниях большое место, и им требуются частые внешние подтверждения собственной значимости, потому что внутренняя опора у них слабая.
Поговорим о том, как уровень самооценки влияет на доход и благополучие человека.

Стабильно низкая самооценка:
неуверенность в себе
Стабильно низкая самооценка негативно влияет на доход человека. Он оценивает свою значимость для общества как низкую, считает, что стоит мало, — и не претендует ни на развитие, ни на то, чтобы просить больше за свою работу. Он не ищет возможностей, не пытается выйти из невыгодных для себя ситуаций.

1   2   3   4   5   6   7   8   9

По каким причинам самооценка может быть стабильно низкой?
Социальные причины, которые стали психологическими
Молодой человек рос на рабочей окраине, побывал в армии,
затем сделал неплохую карьеру. Для дальнейшего развития ему необходимо получить высшее образование, и работодатель готов его оплатить. На первой же сессии перспективный сотрудник видит, что остальные обучающиеся имеют более высокий бэкграунд, чем он сам, и его обуревают сомнения: ведь он с детства привык считать себя «сильным, но не очень умным».
Высшее образование, учеба — это не для него. Он готов отказаться от дальнейшего повышения.
Низкая ли у него самооценка? Вспомним, что мы говорили выше: самооценка — всегда сравнение. Молодой человек ощущает себя принадлежащим к той среде, в которой он вырос. В
ценности этой среды не входит успех, развитие: там важно
«просто как-то прожить», нормальными являются и алкоголизм, и правонарушения. Он может постоять за себя, для армии или
среди друзей его самооценка нормальная. Но ему предстоит рывок, переход в другой слой общества, и он боится «не дотянуть»
до его требований. Его самооценка снижается, ему некомфортно.
Социальные причины низкой самооценки могут быть разными. Это и быстрый переход в другой социальный класс, и эмиграция, где приходится все начинать с нуля в чужой культуре,
и длительные трудности в жизни, создавшие препятствия для развития.
Социальные причины могут «залипать» и становиться психологическими. Например, в реальности человек давно адаптировался на новом месте, но чувство неуверенности осталось и мешает двигаться дальше. Он преуменьшает свои навыки, боится их использовать. Он продолжает воспринимать себя как новичка, неудачника, маргинала, чужака — в зависимости от того, какая ситуация вызвала изначальное снижение самооценки. Его новые качества не интегрированы в его личность.
Психологические травмы и интроекции
Почему одного в школе травили, но заниженная самооценка не

«залипла», а другой надолго остался с самоощущением жертвы?
Почему одна девушка, после того как мама высмеивала ее за лишний вес, спокойно и адекватно относится к собственной внешности, а другая считает себя дурнушкой?
Потому что событие само по себе необязательно становится психотравмирующим и необязательно влияет на самооценку в долгосрочной перспективе. Но если случилось так, что это событие легло на восприимчивую почву (например, сочеталось с другими факторами уязвимости), — чужое мнение может быть интроецировано, то есть «проглочено», стать из внешнего фактора внутренним. Именно так получается, что «в голове включается мама» — то есть подсознание начинает

транслировать мнение авторитетного человека, которое воспринимается как собственное. При этом на сознательном уровне могут быть совершенно иные ценности, но в определенных ситуациях больная тема заставляет подсознание говорить громче.
Если у человека много таких «непереваренных» интроектов и все они негативные, он может иметь стабильно низкую самооценку и считать себя недостойным хороших денег, да и вообще успеха. С такими убеждениями, настойчиво говорящими изнутри, стоит работать вместе с психотерапевтом —
самостоятельно осознать и побороть их обычно очень сложно,
они лежат слишком глубоко.
Сниженный фон настроения, хроническая усталость,
недостаток энергии
Когда человеку грустно или у него нет сил, может снижаться и самооценка. Это связано с тем, что в плохом настроении и при нехватке энергии мы часто пессимистично настроены относительно своих возможностей, занижаем их. Приходят в голову негативные обобщения: «У меня ничего не получится», «Я
никогда не смогу…». Ценности могут быть на месте, но путей к их реализации мы не видим.
Итак, стабильно низкая самооценка мешает увеличению доходов.
У человека с низкой самооценкой сформировался неверный образ самого себя. В реальности у него уже есть те умения, знания,
навыки, опыт, которые необходимы для повышения дохода, но сам он их не видит или преуменьшает и поэтому не использует.

Якобы низкая самооценка
Предположим, человек не торопится просить о повышении зарплаты, считает, что «хорошая работа продает себя сама» или,
как говорит булгаковский Воланд, «сами придут и все дадут».

Низкая ли у него самооценка?
Необязательно. Как правило, люди, которые так себя ведут,
как раз убеждены в том, что они работают отлично и достойны высокой зарплаты. Настолько отлично и настолько достойны, что дополнительное подчеркивание своих достоинств может их даже унизить. Они считают, что продавать себя, говорить о своих плюсах — стыдно, так делают только «фальшивые бриллианты»,
тогда как настоящие должны сиять скромно и неподдельно.
Возможны разные оттенки: «нехорошо лезть вперед» (страх оказаться не настолько совершенным и высокоморальным,
обнаружить амбиции, опередив коллег), «мышиная возня и суета»
(не царское дело — хвалить самого себя!), «скромный и гордый»
(«Я-то себя оцениваю высоко, а может быть, другие оценивают низко? Ведь это будет непереносимо стыдно!»)
Иными словами, на поверку «низкая самооценка» у людей,
которые не хотят продавать себя, говорит о том, что среди ценностей у них выходит на первый план не доход и индивидуальные достижения, а другие вещи:
стремление быть хорошим, скромным, удобным для других;
внутреннее самоощущение благородства (так как у них есть убеждение, что хвастаются только выскочки);
избегание чувств (стыда, обиды), неизбежных для них при отказе.