ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 8
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению
Практическое занятие 4
Выполнил:
Обучающийся Зелянина Юлия Сергеевна
Преподаватель:
Ледовская Инна Викторовна
Задание 1.
Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.
Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.
Название программы, автор | Класс | Название сказок | Классификация сказок |
«Школа России» 1-4 классыАвторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М | 1 | «Гуси лебеди» | 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. |
2 | Русская народная сказка «Царевна Лягушка» | 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. | |
3 | Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” | 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. | |
4 | А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике» его Балде» | 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. | |
2. Начальная школа XXI века» Авторы: Вербицкая М. В., Оралова О. В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э. | 1 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица». П.П. Бажов «Серебряное копытце». В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино» | 1. Сказки о животных; 2. Волшебные сказки; 3. Бытовые сказки. |
2 | Р. Киплинг «Рики-тики-тави». Л.Лагин «Старик Хоттабыч.» Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С. Прокофьева «Ученик волшебника». В. Голявкин «Рассказы». Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова». | 1. Приключения 2. Волшебные сказки 3. Бытовые сказки 4. О животных | |
3 | Свифт Д. «Путешествие Гулливера» Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи» Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот» Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона» Толстой А.К. «Илья Муромец» | 1. Приключения 2. Волшебные сказки 3. Бытовые сказки 4. О животных | |
4 | Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам», Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В.П. Катаев «Сын полка», А.И. Куприн «Скворцы» |
|
После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:
1. Каково назначение сказок по каждой программе?
2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?
Ответ:
1.Назначение сказок в программе «Школа России» овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.
Назначение сказок в программе «Начальная школа XXI века» это умение отвечать на вопросы по содержанию произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; давать характеристику героям произведения; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.
Особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе определяют способы работы с литературным произведением, необходимо учитывать его жанровое своеобразие. Рассмотрим особенности жанра сказки.
Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д. 2. Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция; 3. В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные.
Задание 2.
Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. название книги, класс обучающихся;
2. смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;
3. ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);
4. ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);
5. предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.
Перечень книг для анализа по установленному плану:
- Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;
- Тургенев И. С. «Бежин луг»;
- Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;
- Куприн А. И. «Белый пудель»;
- Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;
- Свирский А. И. «Рыжик»;
- Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;
- Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;
- Олеша Ю. К. «Три толстяка»;
- Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;
- Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;
- Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».
Литературный анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова П.П. 4 класс может использовать, чтобы определить жанр, основная мысль произведения и чему оно учит.
Анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова
Автор — Ершов Петр Павлович
Жанр — Волшебная литературная сказка в стихотворной форме
Главные герои:
Иван,
Конек-горбунок,
Царь,
Царь-девица,
Братья Ивана,
Рыба-кит,
Месяц
Главная мысль: любое дело по плечу, если есть у тебя верный друг.
Чему учит сказка «Конек-Горбунок?» Это произведение нравоучает как быть настоящим ценным другом, также учит упорству силе воли и увлеченности. Эта сказка демонстрирует, что нужно дорожить дружбой, приходить на подмогу своим друзьям всегда и во везде. Хороший товарищ всегда может помочь в беде и даже сможет уберечь твою жизнь. Подходит для детей в возрасте 7-10 лет.
Сюжет сказки
Жила была когда-то семья одна и были в семье три сына. Два сына были отрадные толковые молодцы, а младшего все именовали Дураком. Вот, как-то раз, на пшеничном поле завелись воры и отец сыновей стал отправлять каждого сына охранять поле
, но старшие сыновья были изнеженные и заснули ночью и ничего не увидели, а младший сын разглядел ночью красивого коня, который измял пшеницу и поймал его. Конь просил пощады у Ивана и тот пожалел его, отпустил коня и за это конь дал Ивану маленького конька-горбунка, который стал Ивану настоящим и верным другом и помогал ему выполнить самые замысловатые задания царя, а также выручал его из всех опасностей. Благодаря такой настоящей дружбе Ивана-Дурака и Конька-горбунка, Иван стал красавцем и женился на прекрасной царевне.
Отзыв о сказке «Конек-горбунок»
Сказка Ершова очень интересна, она написана в стихотворной форме и читать её легко. В сказке огромнейшее количество волшебства и необычное переплетение сюжетов. Действия в сказке формируются хоть и предсказуемо, по-обычному для сказок сценарию, но подкупают своей красочной живописностью и юмором. За приключениями Ивана и Горбунка следишь с непрерывным вниманием и нарастающим интересом. Конёк-горбунок самый милый и привлекательный герой из всех волшебных персонажей.
Также могу предложить альтернативу этой сказки «Сивка-Бурка». Есть схожесть и отличие этих сказок. «Конек-горбунок» написан в стихах и это авторская сказка, а «Сивка-Бурка» написана в прозе и это народная сказка, небольшая по объему, но не менее интересна.
Задание 3.
Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:
1. общая характеристика сказки;
2. время, место написания;
3. фольклорная и литературная основа;
4. главные герои;
5. основной конфликт;
6. тема, идея сказки.
Перечень сказок для анализа по установленному плану:
- «Сказка о Мертвой царевне»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о царе Салтане...»;
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о Медведихе»;
- «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
Ответ:
В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у тебя есть. Сказка Гриммов лишена социальной окраски: оба действующих лица - старик и старуха - поровну пользуются почестями и богатствами, доставшимися им по милости золотой рыбки. Сказка Пушкина представляет собой сатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей: «Что ты, баба, белены объелась?» Сказки А.С. Пушкина - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832 г. в третьей части «Стихотворений А.С. Пушкина». «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы. Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. Это произведение - не подражание и не переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора…». По цензурным условиям А.С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. Но в черновой прозаической программе «Сказки о царе Салтане» поэт четко наметил черты его характера: «Царь имел привычку гулять поздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошел к меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицей и роди мне царевича! Потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня при дворе ткачихой, а ты - кухаркой». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государственной жене -
и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»).
«Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром славящим торжество добра. Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены.Задание 4.
Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:
1. Каков характер основных событий?
2. Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?
3. Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.
4. Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?
Основным характером событий является Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, происходившие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, жизненные принципы. Среда обитания и взрослые воздействуют на личностный рост взрослеющего ребенка, любой инцидент может стать важнейшим мотивом для его поведения в будущем. Автор также отмечает важность семейных отношений, а внутренние переживания героя раскрывают «диалектику его души».
В повести о детстве так мало внешней динамики, приключений потому, что в ней рассказывается, что был наставник, который воспитывает в детях дисциплинированность, представление о субординации и требовательность к себе. Также повлияло на это смерть матери, которая очень любила своего сына. И у мальчика открылись глаза на то, какая неискренность среди взрослых.
Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, восприимчивый к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит моральная ответственность. Он любит всех и сам любим членами семьи, но немного отчужденный и не уверенный. Николенька раним, мягок, не очень увлечен учебой, но очень внимателен к своим поступкам. Главный герой, из дворянской семьи. Умный не по годам, но сам учебный процесс не привлекает его. Николенька стремится во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за повышенной чувствительности и вспыльчивости. Он добрый, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто берет пример со старших или более сильных ровесников.