Файл: Школа России 14 классы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое занятие 4


Выполнил:

Обучающийся Зелянина Юлия Сергеевна

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна


Задание 1.  

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

 

Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

«Школа России» 1-4 классы


Авторы:  Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М

1

 «Гуси лебеди»

 1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.


2

 Русская народная сказка «Царевна Лягушка»


 1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.


3

 Пушкин  “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

 1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.


4

 А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике»

его Балде»


 1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.


2. Начальная школа XXI века»

Авторы: Вербицкая М. В., Оралова О. В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.


1

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки».  Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица». 
П.П. Бажов «Серебряное копытце».  В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница
А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

2

 Р. Киплинг «Рики-тики-тави». Л.Лагин «Старик Хоттабыч.» Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С. Прокофьева «Ученик волшебника». В. Голявкин «Рассказы». Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».

1. Приключения

2. Волшебные сказки

3. Бытовые сказки

4. О животных

3

Свифт Д. «Путешествие Гулливера» Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи» Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот» Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона» Толстой А.К. «Илья Муромец»

1. Приключения

2. Волшебные сказки

3. Бытовые сказки

4. О животных

4

Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам», Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В.П. Катаев «Сын полка», А.И. Куприн «Скворцы»

  1. Бытовые сказки

  2. Волшебные сказки

  3. О животных


 

После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

1.      Каково назначение сказок по каждой программе?

2.      В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

Ответ:

1.Назначение сказок в программе «Школа России»  овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

—  развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

—  обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

«Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте.

Назначение сказок в программе «Начальная школа XXI века» это  умение отвечать на вопросы по содержанию произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; давать характеристику героям произведения; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений.

Особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе определяют способы работы с литературным произведением, необходимо учитывать его жанровое своеобразие. Рассмотрим особенности жанра сказки.               

  Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д. 2.                 Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция; 3.                 В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные.


 

Задание 2. 

 

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      название книги, класс обучающихся;

2.      смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;

3.      ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4.      ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);

5.      предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.

 

Перечень книг для анализа по установленному плану:

-        Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;

-        Тургенев И. С. «Бежин луг»;

-        Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;

-        Куприн А. И. «Белый пудель»;

-        Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;

-        Свирский А. И. «Рыжик»;

-        Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;

-        Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;

-        Олеша Ю. К. «Три толстяка»;

-        Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;

-        Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;

-        Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».

 

Литературный анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова П.П. 4 класс может использовать, чтобы определить жанр, основная мысль произведения и чему оно учит.

Анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова

Автор — Ершов Петр Павлович

Жанр — Волшебная литературная сказка в стихотворной форме

Главные герои:

Иван,

Конек-горбунок,

Царь,

Царь-девица,

Братья Ивана,

Рыба-кит,

Месяц

Главная мысль: любое дело по плечу, если есть у тебя верный друг.

Чему учит сказка «Конек-Горбунок?» Это произведение нравоучает как быть настоящим ценным другом, также учит упорству силе воли и увлеченности. Эта сказка демонстрирует, что нужно дорожить дружбой, приходить на подмогу своим друзьям всегда и во везде. Хороший товарищ всегда может помочь в беде и даже сможет уберечь твою жизнь. Подходит для детей в возрасте 7-10 лет.

Сюжет сказки

Жила была когда-то семья одна и были в семье три сына. Два сына были отрадные толковые молодцы, а младшего все именовали Дураком. Вот, как-то раз, на пшеничном поле завелись воры и отец сыновей стал отправлять каждого сына охранять поле
, но старшие сыновья были изнеженные и заснули ночью и ничего не увидели, а младший сын разглядел ночью красивого коня, который измял пшеницу и поймал его. Конь просил пощады у Ивана и тот пожалел его, отпустил коня и за это конь дал Ивану маленького конька-горбунка, который стал Ивану настоящим и верным другом и помогал ему выполнить самые замысловатые задания царя, а также выручал его из всех опасностей. Благодаря такой настоящей дружбе Ивана-Дурака и Конька-горбунка, Иван стал красавцем и женился на прекрасной царевне.

Отзыв о сказке «Конек-горбунок»

Сказка Ершова очень интересна, она написана в стихотворной форме и читать её легко. В сказке огромнейшее количество волшебства и необычное переплетение сюжетов. Действия в сказке формируются хоть и предсказуемо, по-обычному для сказок сценарию, но подкупают своей красочной живописностью и юмором. За приключениями Ивана и Горбунка следишь с непрерывным вниманием и нарастающим интересом. Конёк-горбунок самый милый и привлекательный герой из всех волшебных персонажей.

Также могу предложить альтернативу этой сказки «Сивка-Бурка». Есть схожесть и отличие этих сказок. «Конек-горбунок» написан в стихах и это авторская сказка, а «Сивка-Бурка» написана в прозе и это народная сказка, небольшая по объему, но не менее интересна.

 

 

Задание 3.  

Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      общая характеристика сказки;

2.      время, место написания;

3.      фольклорная и литературная основа;

4.      главные герои;

5.      основной конфликт;

6.      тема, идея сказки.

 

Перечень сказок для анализа по установленному плану:

-        «Сказка о Мертвой царевне»;

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о царе Салтане...»;

-        «Сказка о золотом петушке»

-        «Сказка о Медведихе»;

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о попе и работнике его Балде».

Ответ:

 
В 1833 г. написана «Сказка о рыбаке и рыбке». Сюжет «Сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «Жадная старуха» и был подарен Пушкину собирателем фольклора писателем В.И. Далем. В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в зарубежном фольклоре. Так, в сборнике братьев Гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим выводом: жадность вредна, довольствуйтесь тем, что у тебя есть. Сказка Гриммов лишена социальной окраски: оба действующих лица - старик и старуха - поровну пользуются почестями и богатствами, доставшимися им по милости золотой рыбки. Сказка Пушкина представляет собой сатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей: «Что ты, баба, белены объелась?» Сказки А.С. Пушкина - сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром. Примером может служить «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Она была написана в 1831 г. и впервые напечатана в 1832 г. в третьей части «Стихотворений А.С. Пушкина». «Сказка о царе Салтане» перекликается с народной сказкой «О чудесных детях». Обращаясь к устному народному творчеству, А.С. Пушкин видит в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы. Далеко не все современники поняли новаторство Пушкина и увидели рождение нового поэтического жанра. Это произведение - не подражание и не переложение народной сказки, а прямой ее наследник не только по внешним признакам, но и по реалистической основе и глубокому социальному содержанию. В нем с самого начала дается тонкое сатирическое снижение образа царя: «Во все время разговора он стоял позадь забора…». По цензурным условиям А.С. Пушкин не мог откровеннее высмеять высокородного любителя подслушивать. Но в черновой прозаической программе «Сказки о царе Салтане» поэт четко наметил черты его характера: «Царь имел привычку гулять поздно по городу и подслушивать речи своих подданных. Он с приятной улыбкой подошел к меньшой сестре, взял ее за руку и сказал: будь же царицей и роди мне царевича! Потом, обратясь к старшей и средней, сказал он: ты будь у меня при дворе ткачихой, а ты - кухаркой». В сказке отражены многообразные оттенки человеческих чувств:

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государственной жене -

и раскрываются сложные взаимоотношения между людьми («А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…»).

«Сказка о царе Салтане» завершается не моралистическим выводом, как было у многих других писателей-сказочников, а веселым пиром славящим торжество добра. Положительные персонажи в длительной борьбе побеждают: князь Гвидон встречается с отцом; ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха посрамлены.
 

 

Задание 4.  

Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:

1.      Каков характер основных событий?

2.      Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?

3.      Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.

4.      Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?

 

Основным характером событий является Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, происходившие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, жизненные принципы. Среда обитания и взрослые воздействуют на личностный рост взрослеющего ребенка, любой инцидент может стать важнейшим мотивом для его поведения в будущем. Автор также отмечает важность семейных отношений, а внутренние переживания героя раскрывают «диалектику его души».

В повести о детстве так мало внешней динамики, приключений потому, что в ней рассказывается, что был наставник, который воспитывает в детях дисциплинированность, представление о субординации и требовательность к себе. Также повлияло на это смерть матери, которая очень любила своего сына. И у мальчика открылись глаза на то, какая неискренность среди взрослых.

Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, восприимчивый к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит моральная ответственность. Он любит всех и сам любим членами семьи, но немного отчужденный и не уверенный. Николенька раним, мягок, не очень увлечен учебой, но очень внимателен к своим поступкам.  Главный герой, из дворянской семьи. Умный не по годам, но сам учебный процесс не привлекает его. Николенька стремится во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за повышенной чувствительности и вспыльчивости. Он добрый, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто берет пример со старших или более сильных ровесников.