Файл: Школа России 14 классы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Мои представления о мире детства, о душе ребенка обогатило это произведение тем, что с самого детства закладывается фундамент формирования, характера, жизненных позиций. Многие события, произошедшие с нами в детстве, влияют на жизнь в целом. Это начинается еще в самом раннем детстве, будь то, сила воли, характера, отстаивание своей точки зрения и т.д.

 

 

Задание 5. 

Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.

2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.

 

Перечень произведений для анализа по установленному плану:

-        Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;

-        С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;

-        М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);

-        А. Фет «Весенний дождь»;

-        В. Брюсов «Детская»;

-        Д. Кедрин «Бабье лето»;

-        Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;

-        В. Берестов «Хитрые грибы»;

-        А.А. Блок «Ветхая избушка».

 
    1. Анализ стихотворения «Бабье лето» Кедрина


Дмитрий Борисович Кедрин – один из тончайших лириков середины XX века. Его пейзажная зарисовка времен Великой Отечественной войны «Бабье лето» — пример сочетания классического описания погоды и звучания исповедальной ноты.

Стихотворение написано в октябре 1941 года. Его автору исполнилось 34 года, он женат, был принят в Союз писателей, но на общественной, так сказать, работе себя не проявил, шел своим путем. Во время войны стремился на фронт, но подвело слабое зрение. Однако военным корреспондентом работать ему довелось. Творчество его с трудом доходило до читателя, множеству стихотворений отказывали в публикации не из-за какой-то крамолы, а именно из-за камерности, повседневности тем и мотивов, обращения к исторической России. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – сам автор, однако он говорит не от своего имени, а от имени людей. Один вопрос и два восклицания придают интонации теплый оттенок. Тому же способствует употребление уменьшительных суффиксов: щелке, денька, паутинок, сучка, дождик.

Бабье лето – период особого межсезонья, возврата не палящей летней жары, а мягкого тепла, грибных дождиков, солнечных дней. Паутина принадлежит паукам-бокоходам, обычно молодняку. В сухую летнюю погоду они перебираются с места на место по воздуху, между делом ищут и приют для зимовки. Маленькие путешественники летят неведомо куда в поисках лучшей жизни. Эпитеты: прощального, поздним, зябкого, быстрый, серебристым. Инверсия: хлынет дождик. Олицетворение: жить осталось, сжалься. Обращения: солнце! Осень! Повторы: «паутинки» и «дни» упоминаются в 3 строфах. Метафора «паутинки – это мы» и мольбы, совсем не шуточные, сжалиться и защитить нас, людей, от «зимней тьмы». Нужно не забывать, что война уже началась, а осень 1941 года – ее сложнейший начальный период, сопровождавшийся потерями. Последнее четверостишие в своей кульминации получает философский подтекст. Кстати говоря, здесь возможен и вариант авторской речи от имени тех самых крохотных пауков: пожалей нас. В любом случае, двоякий смысл толкования этих строк сохраняется.


Произведение «Бабье лето» создано Д. Кедриным, поэтом и переводчиком, за 4 года до смерти. Значение его поэзии было оценено спустя много лет после трагической кончины поэта.

 

 

Задание 6. 

 

Прочитайте рассказ В.Г. Короленко «Дети подземелья» и представьте развёрнутый ответ на следующие вопросы:

1.      Как меняется мировоззрение Васи после знакомства с «дурным обществом»?

2.      Почему он приносит куклу своей сестры Марусе?

3.      Как этот поступок повлиял на его отношения с отцом?

4.      Как вы считаете, чем определена главная мысль данного произведения?

 

Характер Васи и его отношение к действительности после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился быть терпимее. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася выдержано сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика появилось сострадание и навык уменьшить чужую боль. Он понял глубину социальных неравенства и узнал, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася углядел трудность и запутанность жизни, начал задумываться над понятиями правды, верности и человеческой любви. Перестал быть барчуком в отрицательном понимании этого слова научился сочувствовать, не предавать друзей, даже под угрозой наказания, наладились отношения с отцом.

Осенью девочке стало хуже, болезнь поражала ее. Вася пожалел подругу и решил сделать ей подарок. Он попросил на время куклу у сестры и принес больной Марусе. Девочка была рада, ведь она никогда не играла такими красивыми куклами. Ей даже стало немного лучше и близкие посчитали, что она победит болезнь. К сожалению, болезнь не отступила. Но приятные дни, которые подарил Вася, подаривши куклу, щадили страдания ребенка.

История с куклой изменила многое в жизни героев. Маруся наконец-то почувствовала себя счастливой. Вася помирился со своим отцом и открыл в себе лучшие человеческие качества. Тыбурций перестал бояться того, что их раскроют, и пришел в дом судьи, чтобы рассказать правду.

Автор касается вечных тем дружбы, любви, добра; убеждает сопереживать, сочувствовать юным героям, их тяжелой жизни, полной лишений. .
Основная мысль этого рассказа состоит из того, чтобы показать/обратить внимание читателя на то, что у детей тоже имеются проблемы, и что эти проблемы, иногда, бывают более серьёзными и сложными, нежели у взрослых, и они также требуют решения... В повести "Дети подземелья" рассказчик находится в двух временных измерениях: искренность, чистота, идущие от ребёнка, переплетаются с мудростью, опытом много увидевшего взрослого человека. Дети как индикатор проявляют истинную ценность людского общества.


 

Задание 7. 

 

Выполните анализ одной басни И. А. Крылова (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      Раскройте аллегорические образы басни.

2.      Выявите изобразительно-выразительные средства и проанализируйте язык произведения.

3.      Сформулируйте идею басни.

 

Перечень произведений для ответа на вопросы:

-        «Слон и моська»;

-        «Свинья под дубом»;

-        «Осёл и соловей»;

-        «Обоз»;

-        «Мартышка и очки»;

-        «Лягушки, просящие царя»;

-        «Листы и корни»;

-        «Кукушка и петух»;

-        «Лебедь, щука и рак».

 

Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки»

Мартышка и очки. Басня Ивана Сергеевича Крылова. В произведениях знаменитого русского басенника, есть скрытый смысл, скрытая насмешка и, соответственно, аллегория. В басне про мартышку и очки лично я вижу аллегорию того, как неграмотный человек, пытаясь выдавать себя за интеллектуала и умника, как бы не хотел, всё равно выглядит необоснованно, а именно глупо и смешно. Мартышка в басне, не умея пользоваться очками по назначению, то есть одеть их на глаза вместо хвоста, обвиняет всех в том, что все рассказы об очках- клевета. Не умный человек, не умея возможности применять знания, которые ему даются в информационном пространстве, и также винит всех в том, что все врут. Некоторые недостатки людей иронично высмеиваются Крыловым в этой басне. Они учат других, все время говорят и пытаются подняться за счет самомнения, хотя даже не знают и не понимают ничего. В тексте басни заложена эта ирония. Роль безграмотного в произведении играет Мартышка. Ничего не смыслит в науке люди- это Мартышки. В обществе на всех окружающих плохо сказывается такое глубокое невежество. Особенно плохо это для высокопоставленных чиновников. Зачастую всех людей лишь смешат они таким невежеством.

Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую и образную пьесу, в которой присущи закадровые пояснения действий основных персонажей. Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая из-за возраста теряет зрение, а потому является любопытным персонажем, создающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, в отношении людей, огромным помощником для слабовидящих лиц. Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным элементом для глаз, не знающей его практического применения.


Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме представляет не проницательность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже старающейся определить запах очков. В конце концов уверенной, что ее обманули, Мартышка в злости избавляется от никчемного бесполезного предмета, разбивает очки об пол, так и не поняв способ их применения. Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда предложения, представляющих бесполезность действий Мартышки, а также при помощи включения в басню форм диалога, представляющих легкость и увлекательность произведения. Очки в басни являются символом обладания знаний, которые, по мнению автора, должны использоваться разумно и правильно, иначе знания не приводят к положительному результату. Образ Мартышки используется автором в качестве изображения неграмотных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какого либо дела, суть который для них неизвестна и непонятна, при этом предъявляют себя в виде знающих представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать плохие оценки человеческим действиям и поступкам.  Моралью басни является авторское утверждение о потребности получения знаний, образования, постоянной цели к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных стремлений, в нехватке которых человеческое сосуществование становится бесполезным. Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Но знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Автор отмечает, что особенно опасны для общества «невежды познатней», которые своим влиянием могут навредить продвижению в науке.


Пермь - 2022