Файл: Использование икт на уроках технологии у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

Московский государственный областной университет(МГОУ)

Кафедра начального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине « Методика преподавания технологии в начальной школе»

на тему:

«Использование ИКТ на уроках технологии у младших школьников»


Выполнила студентка:

группы 15.ПООБ.17.НО.1

очной формы обучения

факультета психологии

Михайлова А.А

Научный руководитель:

Канидат педагогических наук,

Брыкина Е.К
Дата защиты:

Оценка:

Регистрационный номер 44.03.01

Дата регистрации 01.09.2017

Мытищи, 2020

Оглавление

Введение.........................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы познавательного интереса младших школьников с использованием информационно-комуникационных технологий....................................................................................................4

1. 1 Использование информационно-коммуникационных технологий.......................................................................................................4-11

1.2 Развитие познавательного интереса младших школьников через

внедрение информационно–коммуникационных технологий.................12-16

Глава II. Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

2.1 Анализ программ по использованию ИКТ в начальной школе.........17-23

2.2 Технологическая карта урока с использованием ИКТ........................24-29

Заключение......................................................................................................30

Литература...................................................................................................31-33

Введение

В настоящее время на первой ступени образования стоит его развивающая функция, становление и развитие личности младшего школьника. Привить обучающемуся потребность к самостоятельному постижению науки, поиску знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из важнейших задач современной российской школы.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:

- разнообразить познавательную деятельность обучающихся;

- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);


- индивидуально подойти к ученику, применяя задания разного уровня.

Актуальность данного исследования заключается в стремлении учителей начальных классов модернизировать образование, повысить эффективность процесса обучения. Одним из способов в улучшении методики преподавания предметов в начальной школе стало использование информационных технологий.

Кто разрабатывал методику проведения уроков технологии и методику использования ИКТ в образовании

Где противоречие?
Задачи исследования:

  1. Изучить способы применения информационно-коммуникационных

технологий на уроках технологии в начальной школе;

2) Изучить методическую литературу по использованию информационно-коммуникационных технологий на занятиях;

3) Изучить способы применения информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальой школы.
Объект исследования: программы по использованию ИКТ в начальной школе.

Предмет исследования: процесс использования ИКТ на уроках технологии у младших школьников.

Цель

Методы

Глава I. Теоретические основы познавательного интереса младших школьников с использованием информационно-комуникационных технологий

1.1 Использование информационно-коммуникационных технологий

Что такое ИКТ? В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Если говорить о теории, то можно выделить публицистика Существует несколько определений данного понятия:

1)Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность технологий, разработанных для повышения эффективности использования информации и улучшения коммуникации

2) Информационные технологии – это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
Информационные технологии возникли впоследствии появления новейших средств накопления информации, развития средств связи, возможности обработки информации с помощью персонального компьютера.


Наиболее подходящим термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные технологии обучения - это обобщенное название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров

К ИКТ относят компьютеры, программное обеспечение и средства электронной связи.

Информационные технологии разделяют на три группы: сберегающие, рационализирующие и созидающие (творческие) информационные технологии экономят труд, время и материальные ресурсы (принтер, сканер, ксерокс).

  1. Рационализирующие информационные технологии – это автоматические системы поиска и заказов (системы поиска книг в библиотеках).

  2. Созидающие (творческие) информационные технологии включают человека в процесс работы с информацией (текстовый редактор).


Информационные технологии могут быть разделены в зависимости от их функционального назначения. .Дворецкая ( Инициалы) выделяет следующие виды информационных технологий: презентации, образовательные игры и программы развития, учебные материалы,учебные программы, виртуальные экспериментальные системы, электронные учебники,электронные энциклопедии.

Презентация-это документ или набор документов, предназначенных для представления чего-либо. Цель презентации-донести до целевой аудитории полную информацию об объекте в визуальной форме.

Это может быть сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звуковых последовательностей, организованных в единое целое. Кроме того, презентация имеет сюжет, сцену и структуру, чтобы облегчить восприятие информации. Что отличает презентацию от других инструментов ИКТ, так это ее интерактивность, то есть способность человека взаимодействовать через контроль.
Образовательные игры и программы развития предназначены для младшеклассников. Этот тип включает в себя интерактивные программы с игровыми сценами. Выполняя различные задания во время игры, учащиеся развивают опорно-двигательный аппарат, воображение, логическое мышление и познавательный интерес.
Учебные материалы - это особый вид учебных пособий, преимущественно визуальных: карты, таблицы, карточки с текстом, но с помощью проектора.


Программа обучения выполняет функции учебного материала. Современные учебные программы позволяют отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.

Виртуальная экспериментальная система-это программная система, которую школьники могут использовать для проведения экспериментов, которые могут быть запрещены из соображений безопасности в школе.

Электронные учебники-это специальные устройства или программное обеспечение, используемые в учебном процессе, а не традиционные бумажные учебники.
В начальной школе используется такое средство обучения, как наглядность. Наглядность является одним из ведущих средств в обучении. Она содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к получаемым знаниям, увеличивает интерес к знаниям, упрощает процесс их усвоения, поддерживает внимание ребенка.

Существуют несколько видов наглядности:

  1. Картинная и картинно-динамическая наглядность – это картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино. Функция – познакомиться с фактами, предметами, явлениями через их отображение.




  1. Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция – воспроизведение звуковых образов.




  1. смешанная наглядность – учебный, звуковой кинофильм; функция – демонстрация наиболее полного живого отображения действия.


По функциональному назначению ИКТ подразделяют на технические средства передачи учебной информации (диапроекторы, магнитофоны, телевизоры, проигрыватели и т. д.), контроля знаний (специальные программы, видеомагнитофоны), тренажерные (клавиатура на тренажере), обучения и самообучения (телевизор и учебная программа), вспомогательные (электронная доска, электромагнитофоны) и комбинированные (лингафонные устройства, замкнутые телевизионные системы, компьютерные системы).

По принципу устройства и работы технические средства обучения бывают механические (макет часов), электромеханические (швейная машинка), оптические (телескопы), звукотехнические (проигрыватель), электронные (мультимедийный телевизор) и комбинированные (магнитофон).

По роду обучения выделяют технические устройства индивидуального (презентация), группового (телевизор), поточного. По логике работы технические средства обучения могут быть с линейной программой, то есть не зависит от обратной связи (обучающие презентации, телевизор, телепередачи); и с разветвленной программой, обеспечивающий различные режимы работы (электронные учебники).

По характеру воздействия на органы чувств выделяют визуальные (картины), аудиосредства (проектор) и аудиовизуальные (телевизор) технические средства обучения. По характеру предъявления информации технические средства обучения можно разделить на экранные (картины), звуковые (запись, проектор), экранно-звуковые (видеозапись).

Учебные персональные компьютеры, используемые для обучения любым предметам, особенно технологиям, стали очень популярными в школах. Эти программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Персональный учебный компьютер, оснащенный часами, может выступать в качестве репетитора и экзаменатора, самостоятельно настраивать и анализировать ошибки, а также обеспечивать практические навыки в тренировочных упражнениях.

В первоначальном введении школьники часто уделяют большое внимание изучению других методов. Для повышения эффективности первого урока, по словам Баженовой, необходимо специально научить детей использовать новые инструменты, подготовить их к восприятию и памяти, провести инструктаж, выполнить познавательные задания, проверить готовность к работе и четко определить цели работы,объекты оценки и контроля. Информационно-коммуникационные технологии-самая запоминающаяся составляющая современной среды воспитания детей.

Это слово используется как синоним понятия СМИ.

СМИ- это (компьютерные системы, телевидение, радио, печатные издания и др.). Независимо от того, насколько маленький ребенок, все эти средства существуют почти каждый день в его жизни, играют роль в формировании его представлений о мире, вкладываются в нравственность и эстетику. Мои исследования по этой теме показали, что изучение современных медиа младшеклассниками не только формирует их представление о функции и роли СМИ в жизни каждого человека, но и предоставляет, прежде всего, уникальные средства развития самого ребенка. В процессе работы ребенка с медийными текстами (фильмы, телепередачи) активизируется множество навыков и умений, приобретенных ребенком в других видах искусства, развивается эмоциональная реакция, внимание, умение правильно выражать свои эмоции посредством речевого анализа. Все это позволяет говорить о том, что медиаобразование обучающихся позволяет не только использовать новые технологии в учебном процессе, но и строить, синтезировать знания и навыки, формировать медиакультуру детей. Кроме того, Баженова в своей работе подчеркивает тот факт, что человек, входящий в компьютеризированный мир, должен знать теоретические основы информатики и уметь использовать компьютер в своей профессиональной деятельности. Именно поэтому перед учителями стоит непростая задача, ведь школа обязана быть готовой к жизни в современном обществе, а это значит, что для решения проблемы модернизации необходимо раннее знакомство детей с компьютером, причем не на уровне экскурсий и игр,а в форме регулярных занятий. Используемая программа должна быть разумной, эффективной и совместимой с основным курсом. Компьютер будет влиять не только на все сферы личностного развития ребенка, когда у него будет программа, соответствующая методике и методике каждого конкретного учителя. Поэтому учителя сами должны участвовать в разработке необходимых программных средств.