Файл: Использование икт на уроках технологии у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В стандарте информатики в начальной школе целями преподавания данного предмета являются:

1. Овладеть навыками использования компьютерных технологий для работы с информацией в учебной деятельности и в повседневной жизни;

2. Развитие технического и логического мышления;

3. Формирование исходных представлений о мире профессий;

4. Повышение интереса к информационно-коммуникационной деятельности.

Исходя из опыта, компьютер в начальной школе должен использоваться не только как тренажер или демонстратор, но и как средство удовлетворения потребностей учащихся.

Человек имеет дело с информацией на протяжении всей своей жизни. Ребенок обрабатывает информацию на каждом уроке. Многие педагоги и психологи считают, что школьный курс не развивает мышление, а дает учащимся знания, задавая вопросы, вынося суждения, делая выводы, выявляя и анализируя ключевые особенности. Именно поэтому очень важно использовать ИКТ-технологии на уроках в начальной школе.

Основной целью образования в области информатики и информационных технологий является развитие во внеучебной жизни всех сфер образовательного процесса, особенно во всех видах производственной деятельности.

Проведенный анализ учебной программы по ИКТ в начальной школе свидетельствует о развитии познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, формировании учебной активности, гибкости и инклюзивности.

Выводы

Какие приемы еще используются на уроках технологии. У Вас заявлен познавательный интерес.


Глава II. Использование ИКТ в работе учителя начальных классов

2.1 Анализ программ по использованию ИКТ в начальной школе
Начальная школа - это та основа, от которой зависит дальнейшее образование ребенка. И это накладывает особую ответственность на учителей начальных классов. Задача педагога - не только научить детей читать и писать, но и заложить основы духовности, развить лучшие качества и научить их учиться. Последнее особенно важно сейчас в быстро меняющемся мире, наполненном информацией. Трудно научить ребенка относиться к информации, поэтому так тяжело научитб его учиться.


Кроме того, одной из главных задач учителей начальных классов является повышение интереса учащихся к учебе и творчеству. Интерес к учебному процессу - это мощный инструмент, который побуждает учеников больше узнавать о предмете и развивать свои способности. Одним из путей решения этой проблемы является использование различных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе начальной школы, что позволяет разнообразить формы и средства обучения, а также творческую деятельность учащихся.

Если информация не воспринимается, она не может быть понята, усвоена и не может стать элементом личной собственности, ее культуры.

Использование компьютера в учебном процессе-(внедрение новых информационных технологий) - усиливает образовательный процесс, оптимизирует его, повышает интерес учащихся к изучению предмета, усвоение его способствует развитию логического мышления, культуры интеллектуального труда, формированию навыков самостоятельной работы,а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу образовательного процесса, его результативность.

Компьютер - это средство визуализации в образовании, где для редактирования текста и исправления ошибок в творческих работах детей используются их практические навыки.

Особенности компьютерного обучения включают в себя поэтапную последовательность самостоятельной деятельности обучающихся, а также возможность обучения, способствующую активизации учебного процесса.

Грамотное использование современных информационных технологий в начальной школе направлено на усиление познавательной активности, повышение качества школьной успеваемости, использование электронного обучения в классах начальной школе; развитие информационного мышления у школьников, формирование информационно-коммуникативных умений, приобретение школьниками компьютерных навыков с соблюдением правил безопасности.
Актуальность обучения ИТК-технологиям в начальной школе очевидна. В 1987 году создатель школьного курса информатики А. П. Ершов говорил, что с одной стороны, требует проведения исследований и экспериментов по этому аспекту, а с другой стороны, суть этого возраста - эксперимент, завершенный при преподавании начального курса элементарной информатики во 2-4 классах.

Например, «Компьютерная практика (использование информационных технологий)» по предмету"Технология" вводится с третьего класса в качестве учебного модуля. В каких программах (авторы)


Федеральные государственные образовательные стандарты начального и общего образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373), которые в ходе напсиания данной работы были мной проанализированы. Таким образом, можно выделить основные направления развития элементарной фундаментальной информатики в областях различных предметов: изучение основ алгоритмического и логического мышления, визуального представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; действие в соответствии с алгоритмом и выполнение простейших действий.

Планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся

1. Обращение с устройствами ИКТ: уметь подключать устройство ИКТ к электрическим и информационным сетям; распечатать информацию на бумаге и правильно обращайтесь с расходными материалами; соблюдать требования безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, особенно учитывая специфику работы с различными экранами.

2. Создание письменных текстов: создавать тексты на русском языке; редактировать и структурировать тексты в соответствии с его смыслом с помощью текстового редактора; использовать инструменты для орфографического и синтаксического контроля русского текста ;

3. Создание графических объектов: умение создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;

4. Коммуникация и социальное взаимодействие: воспринимать воспитательное наставление в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий,получение замечаний, совершенствование работы); соблюдение нормы информационной культуры, этики и права, а также уважение личной информации и информационных прав других лиц.


5. Поиск и организация хранения информации: использование различных способов поиска информации в информационном пространстве, умение выстривать запросы в поиск, умение искать информацию и анализировать результаты поиска; использование технологий поиска информации на персональных компьютерах, в информационной среде учреждений и в образовательном пространстве; использование различных библиотечных каталогов, в том числе электронных книг для поиска необходимого.

6. Моделирование, проектирование и управление: Организация личной и групповой деятельности с помощью дизайна и организация своего времени с помощью ИКТ.

Таким образом, исходя из анализа программ по использованию ИКТ в начальной школе, можно выделить следущие цели обучения такого формата:

1. Информационная картина мира. Формирование общих представлений об информации и информационных процессах как элементах действительности;

2. Формирование опыта создания и преобразования текстов, иллюстраций, различных диаграмм, графиков;

3. Приобретение знаний и умений по предмету: создание простых текстов, чертежей с помощью компьютера, использование электронных конструкторов и др.;

4. Обеспечение готовности младших школьников к решению информационных задач на последующих этапах общего образования;

5. Как один из важнейших элементов информационной культуры человека,воспитывающий способность младшекласников адаптироваться к быстро меняющейся информационной среде;

6. ИКТ-технологии являются опорой для каждого школьника, особенно, в начальной школе. Ярким примеров являются уроки технологии.

7. Качественное усвоение информации через внедрение информационных технологий.

Какие именно ИКТ-технологии по стандарту можно использовать на уроках технологии?

Использование информационных технологий на уроках технологии поможет учителю повысить мотивацию к обучению и приведет к ряду положительных результатов:

1. Повышение эффективности образовательного процесса;

2. Облегчение понимания обучающихся и восприятие материала;

3. Повышение психологической обоснованности принятия необходимых выводов, решений и обобщений;

4. Сокращение время подачи учебных материалов;

5. Развитие детской активности и самостоятельности;

6. Развитие внимания, памяти, информационно-коммуникативных навыков и логического мышления;

7. Уменьшение количества ошибок, допущенных ребёнком во время реальной работы, повышение качества получаемого продукта.

Таким образом, информационные технологии вместе с правильно подобранными (или разработанными) методиками обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Чаще всего на уроках технологии применяют инновационные методы обучения с использованием интернет-технологий:

- Текстовый редактор Microsoft Word (письменное представление готовой работы);

- Электронные таблицы (разработка системного подхода);

- Программа Microsoft Power Point (демонстрация презентаций).

2.2 Технологическая карта урока с использованием ИКТ


Конспект урока по технологии на тему:

«Упаковка подарков»

Класс: 3

Цель урока - научить изготавливать упаковку для подарков.
Планируемые результаты:

-личностные: научатся развивать эстетические потребности, ценности; научатся формировать установки на безопасное поведение, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям. Учатся развивать творческие способности: глазомер, при выполнение практической работы, точности, аккуратности, воображения, фантазии.
-предметные: учатся формировать приемы создания единой композиции; формировать навык работы с инструментами;

закрепляют прием наклеивания и подбора элементов декора на бумажную основу; формируют приемы создания единой композиции.
Оборудование для учителя: презентация, готовое изделие, видео.

Оборудование для ученика: ножницы, коробка для подарка, бумажная салфетка, клей-карандаш, декоративная лента, скотч, украшения.
Этапы урока:

  1. Организационный момент

  2. Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

  3. Объяснение нового материала: анализ образца. Планирование предстоящей деятельности (Предпоказ)

  4. Постановка творческой задачи

  5. Самостоятельное выполнение работы

  6. Подведение итогов урока

  7. Уборка рабочего места


Ход урока

I. Организационный момент. Настраиваем класс на работу.


(на слайде).
Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок.

Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

(Садятся те, кто любит зиму, лето, осень, весну).
II. Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний.

Все мы знаем, что на различные праздники есть одна традиция. Кто-нибудь знает о чём я говорю?

(Ответы детей) Дарить друг-другу подарки.

Верно.Каждый любит получать и дарить подарки. Это заложено в нас родителями с самого детства. Ведь они всегда знали, что именно нужно подарить на праздник, потому что отлично понимали своих детей. 

 Ребята, что такое подарок? 

Понятие "подарок" появилось очень давно. В русском языке у этого слова есть брат-близнец - "гостинец". Это означает, что,согласно обычаю, человек входил в дом с подарком, и всегда был готов отдать его в этом доме. Древние народы были уверены – подарок обладает магической силой: вещь, преподнесённая от чистого сердца, приносит удачу, а если не от души, с неприязнью, то обязательно навредит.