Файл: Использование икт на уроках технологии у младших школьников.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В стандарте информатики в начальной школе целями преподавания данного предмета являются:
1. Овладеть навыками использования компьютерных технологий для работы с информацией в учебной деятельности и в повседневной жизни;
2. Развитие технического и логического мышления;
3. Формирование исходных представлений о мире профессий;
4. Повышение интереса к информационно-коммуникационной деятельности.
Исходя из опыта, компьютер в начальной школе должен использоваться не только как тренажер или демонстратор, но и как средство удовлетворения потребностей учащихся.
Человек имеет дело с информацией на протяжении всей своей жизни. Ребенок обрабатывает информацию на каждом уроке. Многие педагоги и психологи считают, что школьный курс не развивает мышление, а дает учащимся знания, задавая вопросы, вынося суждения, делая выводы, выявляя и анализируя ключевые особенности. Именно поэтому очень важно использовать ИКТ-технологии на уроках в начальной школе.
Основной целью образования в области информатики и информационных технологий является развитие во внеучебной жизни всех сфер образовательного процесса, особенно во всех видах производственной деятельности.
Проведенный анализ учебной программы по ИКТ в начальной школе свидетельствует о развитии познавательной активности учащихся и их творческого потенциала, формировании учебной активности, гибкости и инклюзивности.
Выводы
Какие приемы еще используются на уроках технологии. У Вас заявлен познавательный интерес.
Глава II. Использование ИКТ в работе учителя начальных классов
2.1 Анализ программ по использованию ИКТ в начальной школе
Начальная школа - это та основа, от которой зависит дальнейшее образование ребенка. И это накладывает особую ответственность на учителей начальных классов. Задача педагога - не только научить детей читать и писать, но и заложить основы духовности, развить лучшие качества и научить их учиться. Последнее особенно важно сейчас в быстро меняющемся мире, наполненном информацией. Трудно научить ребенка относиться к информации, поэтому так тяжело научитб его учиться.
Кроме того, одной из главных задач учителей начальных классов является повышение интереса учащихся к учебе и творчеству. Интерес к учебному процессу - это мощный инструмент, который побуждает учеников больше узнавать о предмете и развивать свои способности. Одним из путей решения этой проблемы является использование различных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе начальной школы, что позволяет разнообразить формы и средства обучения, а также творческую деятельность учащихся.
Если информация не воспринимается, она не может быть понята, усвоена и не может стать элементом личной собственности, ее культуры.
Использование компьютера в учебном процессе-(внедрение новых информационных технологий) - усиливает образовательный процесс, оптимизирует его, повышает интерес учащихся к изучению предмета, усвоение его способствует развитию логического мышления, культуры интеллектуального труда, формированию навыков самостоятельной работы,а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу образовательного процесса, его результативность.
Компьютер - это средство визуализации в образовании, где для редактирования текста и исправления ошибок в творческих работах детей используются их практические навыки.
Особенности компьютерного обучения включают в себя поэтапную последовательность самостоятельной деятельности обучающихся, а также возможность обучения, способствующую активизации учебного процесса.
Грамотное использование современных информационных технологий в начальной школе направлено на усиление познавательной активности, повышение качества школьной успеваемости, использование электронного обучения в классах начальной школе; развитие информационного мышления у школьников, формирование информационно-коммуникативных умений, приобретение школьниками компьютерных навыков с соблюдением правил безопасности.
Актуальность обучения ИТК-технологиям в начальной школе очевидна. В 1987 году создатель школьного курса информатики А. П. Ершов говорил, что с одной стороны, требует проведения исследований и экспериментов по этому аспекту, а с другой стороны, суть этого возраста - эксперимент, завершенный при преподавании начального курса элементарной информатики во 2-4 классах.
Например, «Компьютерная практика (использование информационных технологий)» по предмету"Технология" вводится с третьего класса в качестве учебного модуля. В каких программах (авторы)
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и общего образования (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373), которые в ходе напсиания данной работы были мной проанализированы. Таким образом, можно выделить основные направления развития элементарной фундаментальной информатики в областях различных предметов: изучение основ алгоритмического и логического мышления, визуального представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; действие в соответствии с алгоритмом и выполнение простейших действий.
Планируемые результаты формирования ИКТ-компетентности обучающихся
1. Обращение с устройствами ИКТ: уметь подключать устройство ИКТ к электрическим и информационным сетям; распечатать информацию на бумаге и правильно обращайтесь с расходными материалами; соблюдать требования безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, особенно учитывая специфику работы с различными экранами.
2. Создание письменных текстов: создавать тексты на русском языке; редактировать и структурировать тексты в соответствии с его смыслом с помощью текстового редактора; использовать инструменты для орфографического и синтаксического контроля русского текста ;
3. Создание графических объектов: умение создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
4. Коммуникация и социальное взаимодействие: воспринимать воспитательное наставление в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий,получение замечаний, совершенствование работы); соблюдение нормы информационной культуры, этики и права, а также уважение личной информации и информационных прав других лиц.
5. Поиск и организация хранения информации: использование различных способов поиска информации в информационном пространстве, умение выстривать запросы в поиск, умение искать информацию и анализировать результаты поиска; использование технологий поиска информации на персональных компьютерах, в информационной среде учреждений и в образовательном пространстве; использование различных библиотечных каталогов, в том числе электронных книг для поиска необходимого.
6. Моделирование, проектирование и управление: Организация личной и групповой деятельности с помощью дизайна и организация своего времени с помощью ИКТ.
Таким образом, исходя из анализа программ по использованию ИКТ в начальной школе, можно выделить следущие цели обучения такого формата:
1. Информационная картина мира. Формирование общих представлений об информации и информационных процессах как элементах действительности;
2. Формирование опыта создания и преобразования текстов, иллюстраций, различных диаграмм, графиков;
3. Приобретение знаний и умений по предмету: создание простых текстов, чертежей с помощью компьютера, использование электронных конструкторов и др.;
4. Обеспечение готовности младших школьников к решению информационных задач на последующих этапах общего образования;
5. Как один из важнейших элементов информационной культуры человека,воспитывающий способность младшекласников адаптироваться к быстро меняющейся информационной среде;
6. ИКТ-технологии являются опорой для каждого школьника, особенно, в начальной школе. Ярким примеров являются уроки технологии.
7. Качественное усвоение информации через внедрение информационных технологий.
Какие именно ИКТ-технологии по стандарту можно использовать на уроках технологии?
Использование информационных технологий на уроках технологии поможет учителю повысить мотивацию к обучению и приведет к ряду положительных результатов:
1. Повышение эффективности образовательного процесса;
2. Облегчение понимания обучающихся и восприятие материала;
3. Повышение психологической обоснованности принятия необходимых выводов, решений и обобщений;
4. Сокращение время подачи учебных материалов;
5. Развитие детской активности и самостоятельности;
6. Развитие внимания, памяти, информационно-коммуникативных навыков и логического мышления;
7. Уменьшение количества ошибок, допущенных ребёнком во время реальной работы, повышение качества получаемого продукта.
Таким образом, информационные технологии вместе с правильно подобранными (или разработанными) методиками обучения создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Чаще всего на уроках технологии применяют инновационные методы обучения с использованием интернет-технологий:
- Текстовый редактор Microsoft Word (письменное представление готовой работы);
- Электронные таблицы (разработка системного подхода);
- Программа Microsoft Power Point (демонстрация презентаций).
2.2 Технологическая карта урока с использованием ИКТ
Конспект урока по технологии на тему:
«Упаковка подарков»
Класс: 3
Цель урока - научить изготавливать упаковку для подарков.
Планируемые результаты:
-личностные: научатся развивать эстетические потребности, ценности; научатся формировать установки на безопасное поведение, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям. Учатся развивать творческие способности: глазомер, при выполнение практической работы, точности, аккуратности, воображения, фантазии.
-предметные: учатся формировать приемы создания единой композиции; формировать навык работы с инструментами;
закрепляют прием наклеивания и подбора элементов декора на бумажную основу; формируют приемы создания единой композиции.
Оборудование для учителя: презентация, готовое изделие, видео.
Оборудование для ученика: ножницы, коробка для подарка, бумажная салфетка, клей-карандаш, декоративная лента, скотч, украшения.
Этапы урока:
-
Организационный момент -
Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний -
Объяснение нового материала: анализ образца. Планирование предстоящей деятельности (Предпоказ) -
Постановка творческой задачи -
Самостоятельное выполнение работы -
Подведение итогов урока -
Уборка рабочего места
Ход урока
I. Организационный момент. Настраиваем класс на работу.
(на слайде).
Здравствуйте, ребята!
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
(Садятся те, кто любит зиму, лето, осень, весну).
II. Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний.
Все мы знаем, что на различные праздники есть одна традиция. Кто-нибудь знает о чём я говорю?
(Ответы детей) Дарить друг-другу подарки.
Верно.Каждый любит получать и дарить подарки. Это заложено в нас родителями с самого детства. Ведь они всегда знали, что именно нужно подарить на праздник, потому что отлично понимали своих детей.
Ребята, что такое подарок?
Понятие "подарок" появилось очень давно. В русском языке у этого слова есть брат-близнец - "гостинец". Это означает, что,согласно обычаю, человек входил в дом с подарком, и всегда был готов отдать его в этом доме. Древние народы были уверены – подарок обладает магической силой: вещь, преподнесённая от чистого сердца, приносит удачу, а если не от души, с неприязнью, то обязательно навредит.