Файл: Использование икт на уроках технологии у младших школьников.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Различные учебные инструменты представляют собой разнообразные педагогические нагрузки, которые способствуют всестороннему пониманию студентами исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию навыков оптимизации учебного процесса. Использование различных традиционных и новых методик обучения может существенно поддержать процесс обучения в начальной школе и повысить качество обучения учащихся.

Информационно – комуникационные технологии уже давно присутствуют во многих школах. Они получили своё распространение ещё в 19 веке. Появляются тематические электронные издания по истории, энциклопедии, альбомы, учебники, комплекты мультимедийных презентаций. Такие материалы сущетсвуют на электронных носителях и проектируются на экран с помощью мультимедийного проектора. Мультимедиа –это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных областей: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
На сегодняшний день развиваются следующие направления новых информационно-технических средств обучения:
1) универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы

2) компьютерные средства телекоммуникаций;

3) компьютерные обучающие и контролирующие программы, компьютерные учебники;

4) мультимедийные программные продукты.
Все программы развивающего обучения нацелены на активизацию познавательного инетереса младшего школьника. В идеале младшеклассник самостоятелен и инициативен, обладает сформированными привычками, с разноплановыми потребностями и наклонностями. Именно в этом случае знакомство с копрьютерными технологиями неизбежно.
На мой взгляд, компьютер является мощным стимулом для развития творческого потенциала детей, в том числе самых инфантильных и расторможенных.
ИКТ выполняют несколько дидактических функций: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция направлена на формирование ЗУН, которые обеспечивают готовность обучающихся к будущей жини, к осознанному усвоению информации.
Развивающая функция ориентирована на создание в процессе познания важнейших компонентов учебной деятельности. В результате работы учеников с использованием информационных технологий увеличивается развивающий эффект обучения: на полную мощность активизируются познавательные процессы.


Воспитывающая функция определяет возможность формирования правильных взаимоотношений с окружающими.

Используя информационные технологии, педагог хочет достичь следующие цели: во-первых, обеспечить содержательную и технологическую поддержку основным средствам обучения, усиление наглядной основы формирования у младших школьников естественнонаучных и обществоведческих знаний.

Во-вторых, сформировать общую культуру, эрудицию младших школьников,

В-третьих, сформировать информационную культуру обучающихся, познакомить и развить потребность в этом.

И безусловно, активзировать познавательный интерес детей, углубив их инетерес к предмету «Технология» в начальной школе.

1.2 Развитие познавательного интереса младших школьников через внедрение информационно–коммуникационных технологий
В 21 век - век новых технологий значительно увеличилась сфера влияния информационной среды на подрастающее поколение. Общение современных детей с друг другом зачастую осуществляется в сети: социальные сети форумы, онлайн – игры, переписка по электронной почте. Все эти способы почти стёрли такое понятие, как «живое общение». Именно поэтому большие возможности, предоставленные нам всемирной паутиной, мы, как будущие учителя, обязательно должны использовать для приобщения обучающихся к информационной культуре.
Важно объяснить ребенку как быстро преобразовывать и использовать в жизни огромное количество информации. В помощь педагогу в решении этой задачи комплекс традиционных методов обучения и современных ИКТ, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке мобилизирует, дифференциирует и индивидуализирует процесс обучения.
Рабочий опыт учителей образовательной организации в данной области доказывает, что эффективное применение информационных технологий очень ценно и значительно повышает познавательный интерес обучающихся.
Наглядность, простота в использовании, конечно, делает учебныё процесс лучше и лучше, развивает творческий потенциал, живой интерес детей, а также мотивирует к самостоятельному изучению.
Преимущества ИКТ видно изначально, а в ходе их использования, у учителя появляется мотивация к самообразованию. Также они позволяют педагогу быть современным, интересным и нужным.
Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель проводит немалую работу -
продумывает очередность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран, решает, как будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечивать педагогическое общение на уроке, рефлексию с учащимися, достигать развивающего эффекта обучения. Таким образом, педагоги включают в презентации видео, анимированные модели явлений, путуществуют с учениками на виртуальную экскурсию, с помощью наглядности демонстрируют взаимосвязь с другими сферами жизни.
Использование ИКТ в начальной школе оказывает помощь в организации самоконтроля знаний обучающимися в работе с тестами, предоставляет возможность им структурировать знания, повторять, закреплять изученное, решать интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память, воображение.
Презентации ко многим урокам - комплекс учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей.
Важнейшее достоинство урока с использование ИКТ- это, конечно же, усиление наглядности, способствующей воспитанию эстетического вкуса детей, появлению положительных эмоций.
Медиопособия, созданные учителями, содержат изображения, видеоматериалы, тестовые задания.
Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой усилен звуковой иллюстрацией, музыкальным сопровождением, анимированными и звуковыми эффектами. Эти эффекты для улучшения обратной связи сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.
Создавая самостоятельно мультимедийные пособия, учителя начальной школы уделяют внимание цветовому решению слайдов, так как цвет имеет огромное влияние на эмоциональный фон учеников, а также учитывают их возрастные особенности.
Изучая такие уроки, можно сказать, что смена видов деятельности хорошо влияет на развитие познавательного интереса младшеклассника.

Уроки с использованием презентационного материала, мультимедийных пособий, приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.
Для обобщающих уроков по некоторым темам необходимо использовать электронный материал в аудитории, оснащенной одним компьютером, подключенным к проектору. В этой ситуации будет актуальна фронтальная форма работы, в рамках которой возможна систематизация, обогащение или углубление знаний обучающихся.


Множество загадочного и неизвестного находят дети в современном мире. Ребенку нелегко отыскать ответы на актуальные вопросы, но исходя из чрезмерной любознательности, он сам старается найти ответы на все интересующие его вопросы. Младшешкольники с особым энтузиазмом участвуют в разных экспериментах и исследованиях. Важным средством появления интереса к исследовательской деятельности является творческое проектирование. Самое главное - правильно организовать познавательную деятельность обучающихся, создать кофортную обстановку для новых свершений.

Метод проектирования ( на нем лучше не сосредотачиваться) позволяет детям найти что-то новое, как в мире, так и в себе; создает отличные условия для раскрытия собственного потенциала, индивидуализации освоения знаний, коллективных форм их внедрения. В завершении проектной деятельности учащиеся учатся быть активными, а не пассивными участниками образовательного процесса, а продукт их творческой деятельности имеет научную значимость. Младшеклассники самостоятельно находят новую для них информацию, а после вводят новые для них понятия, но ни в коем случа не берут их готовыми от педагога или из учебников.

Например, перед тем как сделать объёмную аппликацию с изображением тюльпана, они представляют, как выглядит этот цветок.
Проектный подход применим к изучению любого школьного урока и очень эффективен на уроках музыки, литературы, технологии, окружающего мира, где самое главное – наглядность.

Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности. В процессе изучения обучащиеся получают специальные знания, умения и навыки исследовательского поиска: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи, осваивают практику презентаций результатов собственных исследований, овладевают умениями аргументировать собственные суждения.

Дидактические функции диафильмов состоят в том, что они и есть средства формирования чувственных образов объектов и явлений, которые составляют первичный этап процесса становления новых природоведческих знаний, позволяют выделить существенные признаки экранизируемой действительности и, следовательно, способствуют эффективному формированию понятий.

Таким образом, различные виды средств обучения являются носителями особых свойств и функций, которые определяют их дидактические возможности. Такое представление обо всех средствах обучения является основой для теоретического обоснования дифференцированного подхода к их использованию.
В работе многие педагоги постоянно используют презентации на уроках окружающего мира, русского языка, литературного чтения, искусства, технологии. По стандартам ФГОС школьники работают с родителями за компьютером и ищут необходимую информацию в образовательном пространстве. Важной задачей начального образования является научить каждого ребенка за короткое время усваивать, преобразовывать и использовать огромное количество информации. Детям нужна информация по самым разным предметам. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы умело сочетать работу с поиском информации в книгах и Интернетом.

На уроке технологии используются презентации, которые являются инструкцией по изготовлению конкретного материала. Это облегчает задачу как учителю, так и ребенку. Дети с большим интересом следят за презентацией, например, по теме: «Гжельские узоры».

Разнообразные цветовые палитры, анимационные эффекты-все это позволяет удерживать пристальное внимание школьников на протяжении достаточно длительного времени. Ценность использования презентации в начальной школе трудно недооценить.( требования к презентации)
Одной из наиболее серьезных проблем, затрудняющих обучение в начальной школе, особенно при поступлении, является неспособность большинства детей полностью понять и усвоить полученную на уроке информацию. Развитие способности младших школьников "читать" информацию, передаваемую таким образом, является основополагающим для развития информационных навыков, и, прежде всего, учитель должен ознакомиться с основными правилами стандарта об образовании.
Согласно концепции информатизации Отечественной школы рекомендуется изучение информационных технологий в 1-6 классах, если у образовательной организации есть возможность. Её основная задача-формирование основных элементов информационной культуры в процессе использования образовательных игровых программ.

Информатика и информационные технологии предназначены для обеспечения всеобщей компьютерной грамотности и вводятся с третьего класса в качестве учебного модуля из раздела «Практика использования информационных технологий».

Пропедевтический этап характеризуется глубокой индивидуализацией обучения, что позволяет ребенку развиваться по собственной траектории и с собственной скоростью. Это достигается за счет использования определенного набора развивающих игр и специфических приемов проведения занятий.