Файл: 1 Содержание и значение уроков физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит построение в одну шеренгу. Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Выполняют построение в одну шеренгу. Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Выполнить команду «Налево!». Бег в противоположную сторону. Выполнить ходьбу с заданием Беседа по теме «Бег – одно из самых полезных физических упражнений» | Даёт команду: «Налево!». Просит повернуться в противоположную сторону обычного движения. Даёт команду: «Шагом марш!», затем: «Бегом марш!». Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет контроль. Проводит беседу по теме. Наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что равномерный | Выполняют 3–5 поворотов. По команде «Бегом марш!» переходят на бег (1,5–2 мин). Выполняют упражнения. Слушают, отвечают на вопросы, | Фронтальная. | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной формео пользе бега и его разновидностях; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. | Осуществление самоконтроля по образцу. |
Обычная ходьба с заданиемЕсли в речи учителя звучит «пять», дети должны сразу замереть на месте. Дав такое задание, учитель начинает рассказывать о пользе физической культуры для укрепления здоровья человека. Во время своей речи учитель периодически (с разными интервалами и стараясь сделать это наиболее неожиданно) произносит «пять». Первые в шеренге несколько раз произносят тоже «пять», учитель перестает говорить дальше и ждет реакцию класса, отмечает тех, кто услышал и выполнил. Убедившись, что все дети всё поняли, он продолжает свою речь, но теперь, произнося «пять», учитель не останавливается, а произносит еще два-три предложения. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | легкий бег сберегает намного больше сил, чем любой другой, и помогает размять мышцы и суставы. Не стоит бегать в обычных помещениях, потому что можно пораниться | обсуждают тему беседы | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Познакомить с понятием «колонна». Выполнить построение в колонну. Беседа по теме «Различные формы физической подготовки». | Объясняет, что построение в затылок друг другу называется «колонна». Формулирует задание, осуществляет контроль. Проводит беседу: 1. Физическая культура – это определенная система, в которой используются разнообразные формы занятий. 2. В физической культуре используются различные формы физической подготовки, с помощью которых можно улучшить здоровье человека. 3. Общая физическая подготовка – для всех едина. 4. Специальная физическая подготовка – подбирается | Слушают, задают вопросы. Выполняют задание. Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная. Индивидуальная, фронтальная. . | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о роли физической культуры и её значениив жизни человека; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; осуществляют пошаговый контроль своих действий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи; обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания | Выполнение действий по инструкции. Устные ответы. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Бег и ходьба «змейкой» и по «спирали» | одному или группе людей в различных видах спорта. Формулирует задание: бег в колонне «змейкой» (по очереди); ходьба «змейкой» и по «спирали». Осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют упражнения (2–3 раза) | Индивидуальная, фронтальная | | Выполнение действий по инструкции |
Бег и ходьба «змейкой» и по «спирали»: Направляющий начинает обегать всех своих одноклассников «змейкой», не пропуская ни одного прохода. Добегает до конца и встает последним, разомкнувшись на руки вперед. Учитель называет следующего (второго), тот бежит, встает последним уже за направляющим и так далее, пока весь класс не пробежит и направляющий опять не станет первым. Если по прямой места не хватает, тогда учитель помогает выстраиваться каждому последующему бегуну по кругу. Выполняя это упражнение первый раз, следующего называют только тогда, когда добежал предыдущий. Второй раз следует называть детей побыстрее, чтобы в «змейке» одновременно участвовало два, а при хорошем исполнении и три ученика. Пробежав всем классом 3 раза, ученики переходят на ходьбу. Обучение ходьбе «змейкой» (выполняется всем классом) и «по кругу» затруднений вызвать не должно, а вот движение по постоянно суживающейся спирали учителю придется показывать. Он встает направляющим, и класс двигается за ним, совершая движение по кругам, которые становятся все меньше и меньше, пока весь класс не превратится в «свернутую змею». Когда движение уже невозможно, следует разворот на 180 градусов, и направляющим становится последний ученик. Он-то и начинает движение по кругу в обратном направлении, «раскручивая спираль». | ||||||
IV. Первич-ное осмысление и закрепление | Подвижная игра «Жмурки» ( Упражнения для релаксации | Объясняет правила игры «Жмурки», контролирует выполнение задания. Проводит у п р а ж н е н и я : И. п. – ноги вместе, руки за спиной. Стоять с закрытыми глазами, медленно выполнять наклоны головы: 1 – направо; 2 – и. п.; 3 – налево; 4 – и. п. (Повторить 4 раза, открыть глаза) | Участвуют в игре согласно правилам. Выполняют упражнения | Фронтальная. Индивидуальная, фронтальная | Коммуникативные: умеютдоговариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; взаимодействовать со сверстниками в игре. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и в процессе участия в игре; понимают и принимают инструкцию педагога и четко следуют ей | Выполнение действий по инструкции |
Подвижная игра «Жмурки» Выбирают водящего – «жмурку» (ему завязывают глаза). Начинают произносить текст все дети вместе (кроме водящего) и хлопать в ладоши, потом говорит один водящий, он сам отбивает ритм. Первые несколько раз учителю следует помочь детям подобрать правильный ритм, а на третий или четвертый раз дети должны справиться сами (ритм и слова придется учителю подсказывать детям). Хлопок выполняется на каждое слово (кроме последних двух, там выполняется два хлопка: «поделись» и «берегись»): – Где стоишь? – На мосту! – Что молчишь? – Я жую! – Ты едой поделись! – Вас поймаю, берегись! После этих слов «жмурка» начинает ловить. Во время игры желательно тоже несколько раз произнести «пять». | ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Для чего нужны физические упражнения? – Какие формы физической подготовки вы знаете? – Какие виды бега вы знаете и в чём польза бега? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Технологическая карта урока 7
Метание малого мяча на дальность
Цели деятельности учителя | Формировать знания об истории возникновения Олимпийских игр; учить технике метания предмета на дальность |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: излагать факты истории развития физической культуры и истории Олимпийских игр, характеризовать роль физической культуры и её значение в жизни человека; получат возможность научиться: технически правильно выполнять метание предметов на дальность. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладеют способностьюоценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником; регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная |
Образовательные ресурсы | Малые мячи |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит построение в одну шеренгу. Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Выполняют построение на спортивной площадке. Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Повторить понятия «право» и «лево». Выполнить повороты «направо», «налево». Бег с соблюдением дистанции | Даёт команду: «В одну шеренгу становись!». Повторяет с учащимися «право» и «лево» с помощью команд: «Правую руку вверх», «Левую руку вверх», «Правую руку вниз», «Левую руку вниз». Даёт команду: «Бегом марш!» | Повторяют несколько раз упражнения, поворачивают направо. Выполняют бег (1,5–2 мин) | Фронтальная. Индивидуальная, фронтальная | Личностные: активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками; проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем | Выполнение действий по инструкции |
III. Изучение нового материала | Беседа по теме «История, девиз и символика Олимпийских игр». (см. приложение 1). | Проводит беседу. Наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что физическая культура имеет большое значение в жизни человека. | Слушают, отвечают на вопросы. | Индивидуальная, фронтальная. | Познавательные: общеучебные – осознанно высказываются в устной форме об истории Олимпийского движения; самостоятельно выделяют и формулируют цели и способы их осуществления; | Устные ответы. |
Беседа «История, девиз и символика Олимпийских игр». Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н. э. в Греции и продолжались один день. Участниками были воины, которые соревновались исключительно в беге. Только на XVIII Олимпийских играх состоялись соревнования по пятиборью. Позднее в программу вошли: кулачный бой, бег колесниц, бег в вооружении, панкратион и другие. В V веке до н. э. продолжительность Игр увеличилась до пяти дней. Олимпийские игры древности проводились в городе Олимпии, на берегу реки Алфей. Участвовать в Играх могли только свободнорождённые греки. Женщин к соревнованиям не допускали. На время проведения Игр в Греции объявлялся священный мир, который строго соблюдался греческими городами. В 394 г. до н. э. императором Феодосием I Олимпийские игры были запрещены. Решение возродить и проводить их один раз в 4 года было принято на международном конгрессе в Париже в 1894 году. Инициатором выступил французский педагог Пьер де Кубертен. Конгресс создал Международный олимпийский комитет (МОК). С тех пор стали проводиться летние и зимние Олимпийские игры. Продолжительность летних Игр не может превышать 15 дней, а зимних – 10. Девиз Олимпийского движения состоит из трёх слов: «Быстрее, выше, сильнее». Непременный символ всех Олимпийских игр – сплетённый из пяти колец знак, обозначающий пять частей света: Австралия – зелёное кольцо, Азиатский материк – жёлтое кольцо, Африка – чёрное кольцо, Америка – красное кольцо, Европа – голубое кольцо. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Разминка в движении ( Обучение технике метания предмета на дальность. Выполнить метание предмета | Проводит разминку в движении, обеспечивает эмоциональный настрой. Раздаёт мячи для метания. Показывает правильное положение ног и рук при выполнении метания. Вместе с учащимися выполняет метание. Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль | Выполняют движения разминки. Выстраиваются в одну шеренгу. Слушают, задают вопросы. Броски выполняют по очереди, по команде учителя. Собирают мячи (мешочки) | Индивидуальная, фронтальная Индивидуальная | логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей | Осуществление самоконтроля по образцу. Выполнение действий по инструкции |
Разминка в движении во время ходьбы по кругу обратить внимание детей на соблюдение дистанции. (упражнения выполняются по 10–20 секунд – в зависимости от правильности выполнения.) 1. Руки в стороны, круговые движения предплечьями внутрь и наружу – одновременно и по очереди. 2. Руки в стороны, повороты рук ладонями вверх, ладонями вниз. 3. На каждый шаг – поднять правое плечо; поднять левое плечо; опустить правое плечо; опустить левое плечо. 4. Круговые движения плечами вперед и назад. 5. Круговые движения руками вперед-назад – одновременно и по очереди. 6. На каждый шаг – поднять ногу, согнутую в колене, захватить ее руками и подтянуть к груди (не наклоняясь), отпустить. Выполнять упражнение сначала с правой ноги, затем – с левой. 7. На каждый шаг выпады вперед. 8. Движение спиной вперед, на каждый шаг выпады назад. 9. Подскоки с правой и левой ноги по очереди. Перейти на обычный шаг и остановиться. | ||||||
IV. Первич-ное осмысление и закрепление | Подвижная игра «Жмурки». Упражнение на релаксацию | Проводит подвижную игру «Жмурки». Даёт сыграть 2–4 раза в зависимости от быстроты ловли игроков. Объясняет упражнение: стоя с закрытыми глазами, сделать 8 наклонов головой в правую и левую сторону (по 4 в каждую) | В процессе игры самостоятельно воспроизводят речевое сопровождение. В положении «основная стойка» выполняют упражнение | Индивидуальная, фронтальная | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений и в процессе участия в игре; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей. Коммуникативные: умеютдоговариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; контролировать действия партнера | Выполнение действий по инструкции |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Как и когда зародились Олимпийские игры? – Что послужило причиной для дальнейшего развития и становления Олимпийского движения? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |