Файл: 1 Содержание и значение уроков физической культуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
IV. Первич-ное осмысление и закрепление | Выполнение упражнений, различных по ритму (см приложение 2). Выполнить ходьбу с заданием | Показывает и поясняет упражнения. Проводит комплекс упражнений. Проводит построение. Формулирует задание. Контролирует правильное выполнение движений с закрытыми глазами | Выполняют упражнения, соблюдая заданный ритм. Шагают в колонне по кругу: три шага с открытыми глазами, три – с закрытыми | Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем | Выполнение действий по инструкции |
Комплекс упражнений, различных по ритму 1. И. п. – о. с. 1 – руки вперед; 2 – руки в стороны; 3 – руки вверх (обратить внимание на тех, кто ошибся, и проследить за тем, чтобы они сделали шаг вперед); 4 – и. п. (Повторить 8 раз, используя разные ритмы отсчета.) 2. Упражнение «Моторчик» (см. Приложение к технологической карте урока 9). 3. И. п. – о. с. 1 – наклон вправо; 2 – наклон вправо с поворотом, правая рука вперед, как бы толкает стену; 3 – наклон вправо; 4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. (Повторить 4 раза.) 4. И. п. – о. с. 1–4 – движение «волна» туловищем вперед (как бы подлезая под препятствие, ноги при этом остаются на месте) и вернуться в и. п. (Повторить 4 раза в медленном темпе.) 5. И. п. – о. с. 1 – наклон вперед, руки вверх (отметить ошибающихся); 2 – наклон, руки в стороны; 3 – наклон, руки вверх; 4 – наклон, руки в стороны. Можно поднять сначала правую руку вверх, затем левую, чтобы немного запутать учеников (смотреть, чтобы никто не ошибался). (Повторить 4 раза.) 6. Прыжки из и. п. – о. с. 1 – прыжок в стойку ноги врозь, хлопок над головой; 2 – прыжок в и. п. (Повторить 8 раз.) перейти на ходьбу на месте и остановиться. Обратить внимание на детей. Если все сразу догадались, то хлопки выполняются перед грудью. 7. И. п. – о. с. 1 – прыжок в стойку ноги врозь; 2 – прыжок в стойку ноги скрестно, правая впереди; 3 – прыжок в стойку ноги врозь; 4 – в стойку ноги скрестно, левая впереди. (Повторить 8 раз, постепенно увеличивая скорость выполнения.) В конце упражнения перейти на шаг и остановиться. Учащиеся должны внимательно выполнять упражнения, соблюдать ритм выполнения. | ||||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщитьполученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Для чего нужен человеку режим дня? – Какие ритмы выполнения упражнений вы сегодня запомнили? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Технологическая карта урока 11-12
Развитие выносливости
Цели деятельности учителя | Формировать представления о физических качествах человека; познакомить со способами развития выносливости |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: характеризовать физическую нагрузку и регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств; получат возможность научиться: оказывать посильную помощь и поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий; соблюдать технику безопасности при выполнении упражнений, способствующих развитию выносливости. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – используют различные способы сбора, обработки и анализа информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами учебного предмета; овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умеют излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям; регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий; овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Образовательные ресурсы | |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит построение. Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Выполняют построение в шеренгу. Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос |
II. Актуализация знаний | Упражнения для отработки ориентировки в пространстве. Упражнения по восстановлению дыхания | Даёт команды: «Направо!», «Налево!». Контролирует выполнение движений. Повернув учащихся в сторону движения, даёт команды: «Налево в обход шагом марш!», «Бегом марш!». Проводит упражнения на восстановление дыхания: вдох – руки вверх, подняться на носки; выдох – полунаклон вперед, расслабленные руки вниз. (Проводит 3–4 раза) | Выполняют повороты 3–4 раза – в зависимости от правильности выполнения. Выполняют бег по кругу (2 мин) и переходят на шаг, выполняя упражнения на восстановление дыхания | Фронтальная. Индивидуальная, фронтальная | Личностные: активно включаются в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимопомощи и сопереживания; проявляют дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Выполнение действий по инструкции |
III. Изучение нового материала | Беседа на тему «Физические качества человека. Что такое выносливость?» Выполнение упражнений, способствующих развитию выносливости (см. приложение | Проводит беседу и наводящими вопросами даёт понять учащимся, что выносливость можно развивать не только бегом, но и прыжками, плаванием, лыжной подготовкой, подвижными и спортивными играми. Показывает и объясняет задания, осуществляет выборочный контроль | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Выполняют упражнения | Индивидуальная, фронтальная. Индивидуальная, работа в парах | Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о физических качествах человека и способах их развития; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем; адекватно воспринимают оценку учителя | Устные ответы. Выполнение действий по инструкции |
Комплекс беговых и прыжковых упражнений Беговые и прыжковые упражнения выполняются по краю площадки поочередно с соблюдением дистанции, обратно учащиеся возвращаются шагом для восстановления. 1. Приставным шагом правым боком. 2. Приставным шагом левым боком; приставным шагом, два шага правым, два шага левым боком. 3. С высоким подниманием бедра. 4. Со сгибанием (захлестом) голени назад. 5. Бег скачками. 6. Бег прыжками. 7. Прыжки на обеих ногах с небольшим продвижением вперед. 8. Прыжки на левой ноге с продвижением вперед. 9. Прыжки на правой ноге с продвижением вперед. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Первич-ное осмыс-ление и закрепление | Повторение прыжков в длину с места. Отработка техники прыжка. Подвижная игра «Два Мороза» | Формулирует задание, обеспечивает мотивацию выполнения, контролирует выполнение. Проводит игру; создаёт эмоциональный настрой и обеспечивает мотивацию выполнения | Выполняют прыжки в длину (5–6 попыток). Участвуют в игре | Индивидуальная. Фронтальная | Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной игровой деятельности; используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в игре | Выполнение действий по инструкции |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщить полученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Какие понятия называются физическими качествами человека? – Как правильно развивать такое качество, как выносливость? | Отвечают на вопросы. Определяют свое | Фронтальная эмоциональное состояние на уроке | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Оценивание учащихся за работу на уроке |
Технологическая карта урока 13-14
Упражнения, способствующие развитию прыгучести
Цели деятельности учителя | Совершенствовать умение самостоятельно подбирать собственный, наиболее эффективный ритм и темп бега; научить разновидностям прыжков; выучить упражнения, способствующие развитию прыгучести |
Тип урока | Решение частных задач |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: организовывать занятия физической культурой с различной целевой направленностью; самостоятельно подбирать ритм и темп бега и выполнять его с заданной дозировкой нагрузки; получат возможность научиться: в доступной форме объяснять технику выполнения различных прыжков, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): познавательные – овладеют способностью оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами; коммуникативные – выражают готовность слушать собеседника и вести диалог; овладевают диалогической формой речи, способностью вступать в речевое общение, умением пользоваться учебником; регулятивные – овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах |
Образовательные ресурсы | |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимо-действия | Универсальные учебные действия | Виды контроля | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
I. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Проводит построение в шеренгу. Проверяетготовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой на изучение нового предмета | Выполняют построение. Слушают и обсуждают тему урока | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника | Устный опрос | |||
II. Актуализация знаний | Расчёт на «первый – второй». Упражнения на развитие внимания и сообразительности Бег без остановки. Дыхательные упражнения | Даёт команду: «На первый – второй рассчитайсь!». Формулирует задание, контролирует правильность выполнения. Даёт команду: «Первые – направо, вторые – налево!», затем: «Бегом марш!», постоянно ориентируя учащихся во времени. Даёт команду перейти на ходьбу и проводит упражнения на восстановление дыхания: вдох – руки вверх; выдох – руки расслабленно опустить, немного наклониться (выполнить 2–3 раза). | Выполняют расчёт на «первый – второй». Выполняют упражнения. Выполняют бег (3 мин) без остановки. По команде «Шагом марш!» переходят на шаг, выполняют дыхательные уп- ражнения. | Индивидуальная. Фронтальная. Фронтальная. | Личностные: проявляют дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении упражнений;действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя; принимают инструкцию педагога и четко следуют ей; осуществляют итоговый и пошаговый контроль. Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в совместной игровой деятельности | Выполнение действий по инструкции. Осуществление самоконтроля по образцу. Выполнение дейст- вий по инструкции | |||
Упражнения на развитие внимания По команде «Шаг влево!» дети делают шаг влево, образуя две колонны. Проверить правильность выполнения. При необходимости повторить все команды. Ходьба по кругу по команде «Первые номера – налево, вторые номера – направо в обход шагом марш!». Первая и вторая колонна следуют в противоположные стороны. Предупредить детей, что первые номера идут по внутреннему кругу, а вторые – по внешнему, и медленно, помогая направляющим, провести две колонны рядом друг с другом. Пройти два круга. На втором круге поравнявшиеся колонны остановить командой «Стой!». Командой «Класс, в одну шеренгу становись!» перестроить класс обратно. | |||||||||
| Игра-упражнение «Запрещённое движение» | Проводит игру. Обеспечивает эмоциональный настрой и мотивацию выполнения | Участвуют в игре | Фронтальная | | | |||
Игра «Запрещённое движение» Сегодня запрещенным движением будет положение «руки в стороны». Это значит, что одновременно обе руки в стороны быть не должны. Будьте внимательны! 1. Упражнение «Заводим моторчик». И. п. – о. с. Руки перед грудью, кисти сжаты в кулак. Круговые движения предплечьями к себе и от себя со сменой темпа выполнения от медленного к быстрому и наоборот. По окончании упражнения встряхнуть руками. Выполнять 10 секунд к себе и 10 секунд от себя. 2. И. п. – о. с. Правая рука вверху. 1–4 – рывки руками назад; 5–8 – то же, левая рука вверху. (Повторить 4 раза.) 3. И. п. – о. с. Руки перед грудью. 1–2 – рывки руками перед грудью; 3–4 – рывки руками, руки в стороны. Обратить внимание на тех, кто ошибается при выполнении упражнения. 1–2 – рывки руками перед грудью; 3–4 – рывки руками – правая в сторону, левая перед грудью; 5–6 – рывки руками перед грудью; 7–8 – рывки руками – левая в сторону, правая перед грудью. 4. И. п. – о. с. Руки на поясе. 1 – наклон головы вправо; 2 – и. п.; 3 – наклон головы влево; 4 – и. п.; 5 – наклон туловища вправо; 6 – и. п.; 7 – наклон туловища влево; 8 – и. п. (Учитель повторяет 2 раза с детьми, а потом ученики выполняют под счет учителя самостоятельно еще 2 раза.) 5. И. п. – о. с. Руки на поясе. 1 – поворот туловища направо, левая рука вперед (тянется); 2 – и. п.; 3 – поворот туловища налево, правая рука вперед; 4 – и. п. Выполнить 2–3 раза и на счёт 1–2 сделать руки в стороны (проверить внимательность класса), после чего продолжить упражнение. Упражнение выполнять внимательно, следя за движениями учителя, и стараться не ошибаться. 6. И. п. – о. с. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и обхватить ее обеими руками. Удерживать 10 счетов (учитель вслух медленно считает). Выполнить то же самое, удерживая левую ногу. 7. И. п. – о. с. Руки на поясе. 1 – выпад правой ногой вперед; 2 – и. п.; 3 – выпад левой ногой вперед; 4 – и. п. Считать медленно, чтобы ученики могли зафиксировать положение (можно добавить элемент: руки вперед и в сторону). | |||||||||
III. Изучение нового материала | Понятие рваного ритма. Беседа по теме «Прыжки – одно из важнейших двигательных умений человека» (см. приложение 3). Подвижная игра «Воро-бушки-попрыгунчики | Объясняет учащимся, что рваный ритм забирает намного больше сил, чем равномерный. Поэтому следует рассчитывать свои силы при выполнении физических упражнений. Проводит беседу. Наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что выполнение прыжков различными способами является важнейшим компонентом развития прыгучести. Проводит подвижную игру; создаёт эмоциональный настрой, осуществляет контроль | Выполняют упражнения, слушают, отвечают на вопросы. Слушают, участвуют в диалоге. Участвуют в игре | Индивидуальная, фронтальная. Фронтальная, индивидуальная. Фронтальная | Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, задают вопросы; строят понятные речевые высказывания. Познавательные: общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о значении прыжков в физическом развитии человека; логические – осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя. Коммуникативные: договариваются и приходят к общему решению в совместной игровой деятельности; используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в игре | Устные ответы. Устные ответы. Выполнение действий по инструкции | |||
Содержание беседы «Прыжки – одно из важнейших двигательных умений человека» Различают прыжки на обеих ногах и на одной, с разбега и без, на лыжах, в воду. Мы попробуем разучить лишь некоторые из них. Упражнение следует начинать по сигналу, выполняется до обозначенной отметки (линии, черты, на которой может стоять сам учитель), а по второму сигналу необходимо вернуться на свои места (прыжки выполняются с продвижением на 10–15 м). 1. Прыжки на месте на обеих ногах вверх без глубокого приседа. 2. Прыжки на обеих ногах без глубокого приседа с продвижением вперед до условной отметки. Ученики начинают прыгать по сигналу и по сигналу возвращаются. 3. Прыжки на обеих ногах из глубокого приседа. 4. То же, но каждый прыжок выполняется по сигналу. Учитель считает количество прыжков, совершенных детьми, объявляя каждого, допрыгавшего до конца. 5. Прыжки на обеих ногах правым боком. 6. Прыжки на обеих ногах левым боком. 7. Прыжки спиной вперед. 8. Прыжки на правой и левой ноге по очереди до черты и обратно, первый раз не соревнуясь, а второй (после небольшого отдыха) – наперегонки. После выполнения прыжков сделать встряхивающие движения ногами. | |||||||||
Подвижная игра «Воробушки-попрыгунчики» В центре площадки чертится круг диаметром 4 метра. В кругу стоит водящий; играющие запрыгивают и выпрыгивают к водящему на обеих ногах. Задача водящего – «запятнать» в кругу игрока. Играют до 3–5 пойманных игроков. | |||||||||
IV. Первич-ное осмысление и закрепление | Упражнение на расслабление | Проводит упражнения, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет контроль | Выполняют упражнения на расслабление медленно | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем | Выполнение действий по инструкции | |||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщитьполученные на уроке сведения | Проводит беседу по вопросам: – Какие виды прыжков вы знаете? – Какие физические качества развиваются у человека с помощью прыжков? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |