Файл: 1 билет Сердце тьмы Дж. Конрада.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Билет 6

Мартин Хайдеггер

(1889-1976) – нем. философ. Ему не только удалось свести воедино, но и поставить на новую основу важнейшие философские направления своего времени (феноменология, философия жизни, герменевтика и онтология). Кроме того, X. был единственным философом нынешнего столетия, заново продумавшим философию как целое в ее истории. Благодаря ему открылся новый взгляд на классических авторов, таких как Гераклит, Платон, Аристотель и Кант. Так же как и Гегель, X. искал ответ на вопрос, каким образом философия, оглядываясь на свою историю, может быть предметной и как она может избежать участи архивариуса, занятого лишь классификацией и хранением традиции. Влияние X. на современную мысль огромно: Сартр, Фуко в значительной степени испытали его воздействие.

X. род. в простой католической семье. Начатое в 1909 изучение католической теологии он прерывает через два года, чтобы полностью отдаться философии. В 1912 защищает диссертацию “Учение о суждении в психологизме” . Темой работы, представленной на соискание доцентуры, было “Учение о категориях и значении у Дунса Скота”. Однако в заключительной главе работы о Дунсе Скоте уже содержатся положения, предвосхищающие центральные темы позднейшей мысли X. Собственные философские позиции X. впервые формулирует в лекциях 1919. Здесь X. активно полемизирует с феноменологией Гуссерля, чьим ассистентом он стал в 1918.

В 1923 – приглашен в ун-т Марбурга. Лекции, читанные в этот период, стали материалом для труда “Бытие и время” 1927. “Бытие и время” X. рассматривал как первую половину своего проекта. Хотя здесь и состоялась систематическая разработка важнейших тем, работа все же осталась фрагментом. Революционный импульс хайдеггеровского мышления привел его в 1933 в национал-социалистическую партию. Он становится ректором Фрейбургского ун-та и пытается смотреть на эту должность как на политический уход из обывательского мира. Годом позже он Уходит в отставку с поста ректора и ведет в своих лекциях критику новоевропейского мышления, сутью которого является техническое распоряжение миром и которое находит катастрофическое выражение в национал-социализме. После войны X. была запрещена преподавательская деятельность, в 1951 последовал официальный уход на пенсию.

Главный труд X. – “БЫТИЕ И ВРЕМЯ” (1927). X. стремится продемонстрировать, что эта “собственность” здесь-бытия состоит в способности выносить его “временность”. Время должно стать “горизонтом” понимания бытия. Сюда же относится и анализ “предвосхищающего движения к смерти”. Смерть есть возможное во всякое мгновение. Соответственно, предвосхищение смерти есть радикальный опыт возможности, в котором будущее не пытаются изменить, заполняя его определенными представлениями и планами.


Билет 7

Кожев

Александр Кожев наст. имя Александр Владимирович Кожевников (28 апреля 1902, Москва, Россия — 4 июня 1968, Брюссель, Бельгия) — французский философ-самоучка русского происхождения.

Уроженец Москвы, Александр Кожевников был племянником известного русского художника-абстракциониста Василия Васильевича Кандинского, с которым он поддерживал связь через корреспонденцию и которому посвятил несколько своих исследований. Пятнадцатилетний Кожевников горячо приветствовал Октябрьскую революцию, но после неприятного инцидента с ЧК он навсегда покинул Советскую Россию в 1920.

Выехав из России, Кожевников отправился в Германию, где изучал философию в Берлинском и Гейдельбергском университетах с 1921 по 1927. Руководителем его докторской диссертации, посвящённой Владимиру Соловьёву, был мыслитель-экзистенциалист Карл Ясперс. Решающее влияние на формирование раннего мировоззрения Кожевникова имели труды Гегеля, Маркса, Гуссерля и Хайдеггера.

Впоследствии Александр Кожевников постоянно жил во Франции (с получением французского гражданства в 1937) и сократил свою фамилию на французский манер — Кожев. Знаменитые «Лекции по „Феноменологии духа” Гегеля» Кожева, посещавшиеся известнейшими интеллектуалами Франции и Европы, были прочитаны в Париже в период с 1933 по 1939. В печатном виде этот блестящий курс философии Гегеля увидел свет в 1947 в качестве книги «Введение в чтение Гегеля».

Благодаря своим успешным лекциям Кожев обрёл признание не только в научных, но и в административных кругах. Следствием этого было то, что после Второй мировой войны, во время которой Кожев участвовал в Движении Сопротивления, его пригласили работать во французском министерстве внешней торговли, а также одним из влиятельнейших советников в кабинете Валери Жискар д'Эстена. Александр Кожев 4 июня 1968, непосредственно после своего выступления в Брюсселе на заседании Европейского экономического сообщества, на котором он председательствовал.

В 1999 в «Le Monde» был опубликован материал, утверждающий, что из некоего документа французской разведки следует, что Кожев на протяжении трёх десятилетий вёл разведывательную деятельность в пользу СССР. Само существование этого документа весьма спорно, особенно в свете того, что Кожев скептически относился к построению социализма в Советском Союзе, называя его внутреннюю политику катастрофической, а претензии на статус бесклассового государства смехотворными. Кроме того, он неоднократно называл СССР единственной страной, продолжающей жить в условиях капитализма XIX века, называя партийную элиту буржуазией и сравнивая индустриализацию с «аналогичным» периодом европейской истории 1847—1887


Вместе с тем, Кожев настаивал (неизвестно, с иронией или без) и на своем «сталинизме». Подобно Гегелю, когда-то предлагавшему Наполеону I свою поддержку, Кожев даже написал письмо Сталину; в 1953 он искренне оплакивал смерть генсека.

Кожев, наряду с русским, французским, немецким, английским и древнегреческим, владел также такими восточными языками, как китайский, санскрит и тибетский.

Билет 8

Беккет

Сэмюэл Беккет (Samuel Beckett) (1906–1989), французский философ и писатель, романист, драматург, поэт и эссеист. Лауреат Нобелевской премии по литературе 1969 года.

Беккет по происхождению – ирландец, родился 13 апреля 1906 года в Дублине, в протестантской семье среднего достатка. Жизнь Беккета начиналась так же, как жизнь другого известнейшего литературного выходца из Ирландии – Оскара Уайльда: он учился не только в той же школе, но и в том же привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж). Так же, как и Уайльд, Беккет с детства интересовался литературой и театром. Но во время учебы в Тринити-колледже проявилось их главное расхождение: основной сферой интереса Беккета стала не английская, а французская литература. Это и определило его дальнейшую творческую жизнь.

В 1929 году, отправившись в первое заграничное путешествие, Беккет выбирает для этой цели Париж, где знакомится с уже широко известным Дж. Джойсом. Вдохновленный литературными экспериментами Джойса, Беккет становится его литературным секретарем и помогает Джойсу в работе над романом "Поминки по Финнегану". И параллельно начинает пробовать свои силы в самостоятельном творчестве. Первым литературным опытом Беккета стало большое критическое исследование "Данте-Бруно", "Вико-Джойс" (1929). Здесь он рассматривает взаимоотношения общефилософских воззрений писателя с его эстетикой, направлением и характером творчества. Проблемы индивидуального и универсального, антитеза добра и зла, получившие в этом сочинении философское осмысление, позже разрабатывались Беккетом в его художественной литературной практике.

В конце 1930 года Сэмюэл Беккет возвращается в Тринити-колледж, преподавателем. Однако размеренная университетская жизнь не удовлетворяет писателя, и он отправляется путешествовать по Ирландии, Франции, Англии и Германии.

В 1937 году он окончательно обосновывается в Париже. В 1938 году с большим трудом и благодаря помощи друзей ему удается опубликовать завершенный трагико-иронический роман "Мэрфи", который критики и читатели встречают без особого воодушевления. Правда, роман положительно оценил Джойс, что благоприятно сказалось на репутации Беккета как серьезного художника.


В 1939 году приезжает в Ирландию навестить мать, но узнав о начале Второй мировой войны, возвращается в Париж. Во время войны Беккет, на протяжении всей своей жизни последовательно сторонившийся политики, принимал активное участие в движении Сопротивления в оккупированном Париже. Однако провал его группы заставил Беккета скрываться. В 1942 году, едва избежав ареста, он вместе со своей подругой бежал на юг Франции в Руссильон, где, работая земельным рабочим, вернулся к литературе. Здесь он начал роман "Уотт", завершенный к окончанию войны.

В 1945 году Сэмюэл Беккет вернулся в освобожденный Париж.

Эти же эксперименты были продолжены Беккетом в драматургии, где в силу видовых особенностей театрального искусства, прозвучали особенно радикально. Мировую известность принесла Беккету его первая пьеса – "В ожидании Годо", написанная в конце 1940-х годов и поставленная в Париже в 1953 году режиссером Р. Бленом. Статичная, «герметическая» структура пьесы, в которой ничего не происходит, а второе действие фактически повторяет первое, отсутствие действия, трагическая бессмысленность человеческого существования, странные бессмысленные диалоги вынесли на сценическую площадку эстетику и проблематику экзистенциализма, что прежде полагалось совершенно невозможным. В этой пьесе особенно ярко проявилась характерная беккетовская символика: сочетание места действия – дороги (казалось бы, олицетворяющей движение) с предельной статикой. Так дорога в эстетике Беккета приобретает совершенно новый смысл: вечного остановленного мгновения, загадочного и непостижимого пути к смерти.

Сразу после премьеры Беккет стал считаться признанным классиком и основоположником нового эстетического направления – абсурдизма.

В конце первого действия, когда мальчик приходит сказать, что месье Годо «не придет сегодня, но непременно придет завтра», а Владимир допрашивает его, мальчик рассказывает, что он ходит за козами, а его брат — за овцами. То, что эти два слова встречаются рядом, позволяет вспомнить об одной из наиболее известных притч Иисуса, часто используемом в искусстве и в проповедях, притче об овцах и козлах.

Эта притча, разумеется, повествует о спасении и проклятии; овцы спасены, козлы прокляты. Важно, что вестник, приходящий к Владимиру и Эстрагону пасет коз. Второе действие завершается после появления похожего вестника (определенного не того же самого, но не обязательно его брата-пастуха). Этот мальчик, в ответ на вопросы, информирует, что у Годо седая борода, запугав тем самым Владимира до того, что он молит о милости и ожидает наказание.


Если Беккет и в самом деле не скрывает личность Годо сознательно, но действительно не знает, кто он (предполагается, что можно это знать), тогда он исключает традиционное представление о многозначности текста

Дерево в «Годо» выполняет, во-первых, функцию связи между публикой и целым «другим миром», который включает, помимо других вещей (которых мало), природу. ...дерево — знак отношения, посредник между сценой и дорогой, определяющий это отношение как несимметричное (сцена может быть дорогой, но не наоборот, благодаря дереву). ...

Эпизод, в котором Диди и Гого пытаются определить, дерево ли это, является навязчивым примеров диалектики представления и отношения

В искусстве Древнего Египта Дерево описывается как производящее Солнце. Мировое Дерево, живой источник излучение энергии/жизни, является далеким прообразом христианского креста, устройства из мертвого дерева, к которому умирающее тело прикреплено гвоздями.

владимир-русское имя,лаки-счастливый,поцо-глубокий колодец, эстрагон -тархун.

Билет 9

Под покровом небес. Боулз

Пол Боулз (англ. Paul Bowles, 1910—1999) — композитор и американский писатель, признанный классик американской литературы XX века.

В восемнадцать лет Боулз покинул Америку, путешествовал по Европе, Северной Африке, Мексике и Центральной Америке. По возвращению домой он начал изучать музыку. В 1931 году он впервые едет в Танжер (север Марокко). Город и люди произвели неизгладимое впечатление на писателя. Боулз вновь возвращается в Америку и пишет музыкальные произведения для театров и камерных оркестров, а также публикует критические статьи о театральных постановках. В 1937 году он знакомится с Джейн Ауер (Jane Auer — девичья фамилия), 20-летней начинающей писательницей. На следующий год они женятся, но живут совместно только полтора года, после чего Джейн уходит к любовнику. Тем не менее они продолжают поддерживть дружеские отношения и работают вместе. В дальнейшем в нескольких романах Боулза о Марокко и Алжире пишутся под влиянием его отношений с Джейн.

В 1943 году Джейн публикует свой первый роман, который был воспринят критиками довольно неоднозначно. После Второй мировой войны Джейн работает над своим вторым романом, а Пол уезжает в Танжер (1947). В 1948 Джейн возвращается к своему мужу. В Танжере они общаются с известными писателями Трумэном Капоте, Теннесси Уильямсом и Гором Видалом. Здесь Боулз создает своё самое знаменитое произведение — роман «Под покровом небес» (1949), который - с участием Боулза в финальной сцене фильма - был экранизирован итальянским кинорежиссёром Бернардо Бертолуччи в 1990 году. Книга «Под покровом небес» названа экспертами журнала «Тайм» в числе ста лучших романов XX века.