Файл: Лекция Тема Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей педагогического общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Дисциплина: Педагогическая риторика

Преподаватель: к.ф.н. Семенова Ольга Ростиславовна

E-mail преподавателя semenovaor@cspu.ru

Задания для самостоятельного изучения на период
январь 2023 г.
ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть - лекция)

Тема: «Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей педагогического общения»



Изучить предложенный материал (см. приложение 1) и ответить на вопросы для самоконтроля:

  1. Как исторически развивалась риторика как наука на протяжении нескольких столетий? Какой вклад внесли ученые в развитие риторики как научной дисциплины?

  2. Какие виды общения существуют в педагогической деятельности?

  3. Что значит "учитывать фактор адресата"?

  4. Чем различаются стратегия и тактика речевой деятельности?

  5. Каковы этапы речевой деятельности?

ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)

  1. Назовите термины, отражающие основное содержание темы «педагогическая риторика». Оформите ответ по образцу.

Образец:



термин

определение

1

Невербальное общение 

общение, в котором используются неречевые знаковые системы.


2

Паралингвистическое общение 

передача дополнительной информации через изменение звучания голоса: диапазона, тональности и т.д.


3

Экстралингвистическое общение 

передача дополнительной информации через включение в речь пауз, изменение темпа речи и т.д.


4

………..

………..






















  1. Существуют различные подходы к толкованию риторики. Сравните данные определения, напишите, что их объединяет?

Платон: «Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами не только в судах и других общественных местах, но и в чистом быту… Красноречие – мастер убеждения; в этом вся его сущность и вся забота».


Аристотель: «Определим риторику как способ находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета».

Квинтилиан: «Риторика – искусство говорить хорошо».

Ломоносов М. В.: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми представлять и пристойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости её удостоверить».

Рижский И. С.: «Силою слова проницать душу других, повелевать их умами, растрогать их чувствительность разительным выражением нравственного, восхитить их воображение живейшим выражением естественного изящества есть искусство красноречия, составляющее предмет риторики».

Кошанский Н. Ф.: «Риторика (вообще) есть наука изобретать, располагать и выражать мысли и (в особенности) руководство к познанию всех прозаических сочинений. В первом случае называется общею. Во втором – частною. Ораторство, витийство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других…»

Сперанский М. М.: «Красноречие есть дар потрясать души. Переливать в них свои страсти и сообщать им образ своих понятий».

Галич А. И.: «Теория красноречия, риторика научает систематически обрабатывать сочинения на письме и предлагает изустно так, чтобы они и со стороны материи и со стороны формы, то есть и по содержанию, и по отделке, нравились читателю или слушателю, производя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, а равно и приличным выражением мыслей с помощью слов»

Лабрюйер Ж.: « Красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушать ему все, что нам угодно».

Паскаль Б.: «Красноречие – это искусство говорить так, чтобы те, к кому мы обращаемся, слушали не только без труда, но и с удовольствием, и чтобы захваченные темой и подстрекаемые самолюбием, они захотели в неё вникнуть»

Мурашов А. А.: «Риторика в настоящее время – это филологическая наука, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной и определенным образом воздействующей речи».



  1. Составьте конспект словарной статьи Профессионально-педагогическое слушание (см. Педагогическое речеведенье, с. 175) и словарной статьи Чтение (см. Педагогическое речеведенье, с. 281)(Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской, сост. А. А. Князьков. – М., 1998.)

  2. Какие виды компетенции необходимы оратору? Какие из данных советов можно связать с предметной компетенцией?

•  Будь уверен в себе, в своих знаниях, не извиняйся!

•  Будь заинтересован предметом речи.

•  Будь объективен, не подтасовывай факты в свою пользу.

•  Умей установить контакт.

•  Признавай свою неправоту быстро и решительно.

•  Отстраняй от себя похвалы.

  1. Какие принципы и законы общения отражены в пословицах? Подберите изречения, которые вам кажутся важными.

      • Недолгая речь - морока, а долгая поволока.

      • Не говори всего, что знаешь, но знай всё, что говоришь.

      • Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

      • Овладей делом, слова найдутся.

      • На ласковое слово не сдавайся, на противное не обижайся.

      • Слово не стрела, а сердце разит.

Определите, какой тип оратора перед вами: логик, популист, патетик, информатор.

Речь 1.

Для поддержания жизни людям нужна вода. Обычно населенные пункты располагаются по берегам рек, которые одновременно используются для водоснабжения и спуска сточных вод. Находящиеся в них бактерии могут явится причиной инфекционных заболеваний. Для предотвращения эпидемий необходима санитарная охрана водоемов.

Речь 2.

Как жить без воды? И пить, и умыться, и постирать - везде вода нужна. И машину помыть, и грязную воду после стирки в пруд или речку вылить - не бегать далеко. И не задумываемся над тем, что заражаем и воду, и самих себя. Отсюда и болезни...

Речь 3.

Для поддержания жизни людям нужна вода. Вот почему обычно населенные пункты располагаются по берегам рек. Но ведь эти реки одновременно используются для водоснабжения и для спуска сточных вод. В результате находящиеся в них бактерии могут явиться причиной инфекционных заболеваний. Именно поэтому для предотвращения эпидемий необходима санитарная охрана воды.

Речь 4.

Сердце кровью обливается, когда видишь, как воду, чистую, вкусную воду, ту воду, без которой человеку нет жизни, в которой мы нуждаемся ежедневно, ежечасно, как эту воду убивает наша бесхозяйственность, как горделивая красавица река превращается в мутный, грязный поток, зараженный болезнетворными микробами. Что это - глупость или преступление? Или и то и другое? Когда же мы очнемся и встанем на защиту нашей родной природы, на защиту самих себя, наших детей и внуков?


  1. Предоставить текст для выступления в качестве оратора (тему на выбор: из истории риторики, об ораторском искусстве в России; презентации приветствуются- см. темы выступлений).

  2. Написать эссе: «"Риторика - путь к успеху!" Согласны ли вы с этим утверждением? Какой смысл вы вкладываете в него?

  3. Визитная карточка. Цель ее – познакомить с собой, представить себя, заинтриговать собой. Найдите информацию о себе, своем характере, увлечениях, достоинствах и недостатках, неожиданный прием, ассоциацию, чтобы не только сообщить свои анкетные данные, но и наиболее искренне и полно представить свой внутренний мир. Итак, «заговори, чтобы я тебя увидел» (Сократ). Как можно совершенствовать свое речевое мастерство? Над чем необходимо работать именно Вам?

  4. Предложите варианты приветствия и прощания, преодолевающие традиционные и безличные формы типа: «Здравствуйте. Садитесь».

Для зачета по предмету необходимо прислать на э/почту преподавателя выполненные задания, конспекты, эссе, текст выступления и визитную курточку.
Литература:
1. Аннушкин В. И. Риторика. Вводный курс. Учеб. пособ. – М.: Флинта, 2011..

2. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. – М.: Педагогическое общество России, 2001.

3. Педагогическая риторика: Практикум» /Под общей редакцией доктора педагогических наук Н. А. Ипполитовой- М.: Олимп, 2003.

4. Педагогическая риторика в вопросах и ответах: Учеб. пособие / З. С. Смелкова, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская и др.; под ред. Н. А. Ипполитовой. - М.: МПГУ, 2011

5. Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской, сост. А. А. Князьков. – М., 1998.

Электронные ресурсы:
  1.   1   2   3

ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный портал //gramota.ru


  • Русский филологический портал URL:http:// www. philology. ru

  • Русский язык в мире// http://www.about-russian-language.com

  • Русское письмо http://character.webzone.ru

  • Филология - http://genhis.philol.msu.ru/article_302.shtml

    www.ruslang.ru ,www.slovari.ru, http://byzantinorossica.org.ru/paleoslavistics.html

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА

    ЗАЧЕМ ПЕДАГОГУ РИТОРИКА?

    Сфера образования сегодня в условиях реформирования особенно нуждается в профессионалах, сочетающих в себе черты знатока определенной области знаний и лидера общения, способного управлять развивающейся образовательной средой с помощью речи. Чтобы подготовить такого специалиста, нужно, как минимум, уточнить содержание понятия профессиональная культура педагога. Современный научный взгляд на эту проблему позволил выделить следующие составляющие профессиональной культуры педагога:

    1. Предметная компетенция - знание предмета речи, владение наукой, которую преподает учитель. Великий римский оратор Цицерон утверждал: "Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета. Если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой или даже ребяческой болтовней". Аудитория оценивает оратора как собеседника, стоящего внимания, как профессионала, носителя узкоспециальных знаний.

    2. Психологическая культура: эмоции, внимание, воля, память, рефлексия (самосознание личности).

    3. Коммуникативная культура - культура общения: понимание и уважение личности, педагогический такт, самоподача, установление и поддержание контакта и пр.

    4. Речевая компетенция, которая включает в себя:

    - культуру невербального поведения;

    - технику речи;

    - владение коммуникативными качествами речи: правильностью, богатством и пр.;

    - владение речевой деятельностью.

    Риторическая культура, соединяя в себе коммуникативную и речевую компетенции, составляет важную часть профессиональной культуры педагога, для которого речь является основным орудием труда. Ведь учитель ежедневно, ежечасно общается с людьми и не имеет более сильного средства воздействия, чем Слово.