Файл: Лекция Тема Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей педагогического общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
только приобщает личность к миру культуры, но и становится "мощным оружием мышления" (А.Р. Лурия).

Письменная речь имеет много общего с речью устной, однако отличие этих видов речевой деятельности очевидно. Познакомьтесь с особенностями письма, названными исследователями, дополните и прокомментируйте их.

Особенности письменной речи:
а) замысел речи, контроль за ней полностью осуществляет автор;
б) воздействие на читателя отсрочено, но зато он может неоднократно обращаться к написанному;
в) подготовленность речи, сознательный выбор автором средств выражения мысли налагает более высокие требования к оценке текста;
г) возможность редактирования создаваемого текста обеспечивает качество написанного;
д) отсутствие традиционных невербальных средств общения (мимика, жесты и пр.) усиливает роль графических средств выразительности.

Существует множество педагогических ситуаций, в которых учитель берет в руки перо и создает письменный текст. В зависимости от сферы общения письменная речь может принадлежать к разным стилям и жанрам. Основными жанрами письменной речи учителя являются:

1. Дневник (дневниковая запись), личное письмо – это тексты разговорного стиля, целью которых является общение: учитель размышляет о событиях, делится своими впечатлениями. Стилевыми чертами таких произведений являются непринужденность изложения, субъективность оценок, диалог с собеседником или с самим собой.

2. Отчет, характеристика ученика и другие официально-деловые бумаги, цель которых документальное оформление отношений между участниками делового общения. Создаются документы в соответствии с существующими стандартами.

3. Лекция, научная статья и другие жанры научного стиля, созданные для передачи информации с целью научения. Создание таких текстов предполагает хорошее владение материалом и знание особенностей стиля науки.

4. Заметка или статья в средства массовой информации, репортаж или интервью, очерк, эссе и другие жанры публицистического стиля, благодаря которым учитель преставляет свою позицию на суд общественности, приглашает к размышлению
, формирует общественное мнение.

И хотя доля письменных произведений в речевой деятельности педагога невелика, учитель должен быть готов к их созданию, потому что и эти тексты ученики воспринимают в качестве образцовых. Но всё же чаще педагог предстает перед своими воспитанниками как человек говорящий.

ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО

1. Начинай подготовку к выступлению за несколько дней, чтобы "вжиться" в тему.

2. Готовя текст, оценивай себя глазами аудитории.

3. Говори не им, а с ними, стремись к гармонизирующему диалогу и сотрудничеству.

4. Думай о стратегии речи: цель, тема, главная мысль.

5. Думай о тактике: содержание, структура и языковое оформление речи.

6. Организуй речевое общение, воздействуй.

7. Составь шпаргалку (она не позволит читать с листа и освободит от зубрежки).

8. Отрепетируй речь, продумай невербальное поведение, наглядность.

9. Организуй общение: невербаликой, техникой речи, средствами общения.

10. Оцени результат, зафиксируй находки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Оценка публичного выступления

1) Учитывал ли оратор особенности аудитории?

2) Определил ли оратор стратегию речи? Как она реализована?

3) Разработал ли автор тактику, продумал ли содержание, композицию, привел ли в систему аргументы?

4) Насколько в речи реализованы коммуникативные качества (правильность, богатство, выразительность и пр.)?

5) Оказала ли речь воздействие на вас?

6) Какое представление сложилось у вас о говорящем?

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Темы выступлений

1 Индивидуальный стиль общения учителя-мастера.

2 Речевой этикет в педагогической деятельности учителя.

3 Особенности педагогического слушания.

4 Педагогические жесты как средство общения.

5 Невербальное речевое воздействие жесты

6 Школьные конфликты и пути их преодоления.

7 Средства привлечения внимания в речи учителя.

8 Выражение запрета, замечания в речи учителя.

9 Способы выражения положительной оценки в речи учителя.

10 Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.

11 Педагогическое клише в речи учителя при организации деятель-

ности учителя.

12 Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.

13 Эпистолярный жанр в деятельности учителя.

14 Язык внешнего вида учителя.

15Стили педагогического общения.

16 Речевой портрет педагога.