Файл: Лекция Тема Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей педагогического общения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
только приобщает личность к миру культуры, но и становится "мощным оружием мышления" (А.Р. Лурия).
Письменная речь имеет много общего с речью устной, однако отличие этих видов речевой деятельности очевидно. Познакомьтесь с особенностями письма, названными исследователями, дополните и прокомментируйте их.
Особенности письменной речи:
а) замысел речи, контроль за ней полностью осуществляет автор;
б) воздействие на читателя отсрочено, но зато он может неоднократно обращаться к написанному;
в) подготовленность речи, сознательный выбор автором средств выражения мысли налагает более высокие требования к оценке текста;
г) возможность редактирования создаваемого текста обеспечивает качество написанного;
д) отсутствие традиционных невербальных средств общения (мимика, жесты и пр.) усиливает роль графических средств выразительности.
Существует множество педагогических ситуаций, в которых учитель берет в руки перо и создает письменный текст. В зависимости от сферы общения письменная речь может принадлежать к разным стилям и жанрам. Основными жанрами письменной речи учителя являются:
1. Дневник (дневниковая запись), личное письмо – это тексты разговорного стиля, целью которых является общение: учитель размышляет о событиях, делится своими впечатлениями. Стилевыми чертами таких произведений являются непринужденность изложения, субъективность оценок, диалог с собеседником или с самим собой.
2. Отчет, характеристика ученика и другие официально-деловые бумаги, цель которых документальное оформление отношений между участниками делового общения. Создаются документы в соответствии с существующими стандартами.
3. Лекция, научная статья и другие жанры научного стиля, созданные для передачи информации с целью научения. Создание таких текстов предполагает хорошее владение материалом и знание особенностей стиля науки.
4. Заметка или статья в средства массовой информации, репортаж или интервью, очерк, эссе и другие жанры публицистического стиля, благодаря которым учитель преставляет свою позицию на суд общественности, приглашает к размышлению
, формирует общественное мнение.
И хотя доля письменных произведений в речевой деятельности педагога невелика, учитель должен быть готов к их созданию, потому что и эти тексты ученики воспринимают в качестве образцовых. Но всё же чаще педагог предстает перед своими воспитанниками как человек говорящий.
ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО
1. Начинай подготовку к выступлению за несколько дней, чтобы "вжиться" в тему.
2. Готовя текст, оценивай себя глазами аудитории.
3. Говори не им, а с ними, стремись к гармонизирующему диалогу и сотрудничеству.
4. Думай о стратегии речи: цель, тема, главная мысль.
5. Думай о тактике: содержание, структура и языковое оформление речи.
6. Организуй речевое общение, воздействуй.
7. Составь шпаргалку (она не позволит читать с листа и освободит от зубрежки).
8. Отрепетируй речь, продумай невербальное поведение, наглядность.
9. Организуй общение: невербаликой, техникой речи, средствами общения.
10. Оцени результат, зафиксируй находки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценка публичного выступления
1) Учитывал ли оратор особенности аудитории?
2) Определил ли оратор стратегию речи? Как она реализована?
3) Разработал ли автор тактику, продумал ли содержание, композицию, привел ли в систему аргументы?
4) Насколько в речи реализованы коммуникативные качества (правильность, богатство, выразительность и пр.)?
5) Оказала ли речь воздействие на вас?
6) Какое представление сложилось у вас о говорящем?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Темы выступлений
1 Индивидуальный стиль общения учителя-мастера.
2 Речевой этикет в педагогической деятельности учителя.
3 Особенности педагогического слушания.
4 Педагогические жесты как средство общения.
5 Невербальное речевое воздействие жесты
6 Школьные конфликты и пути их преодоления.
7 Средства привлечения внимания в речи учителя.
8 Выражение запрета, замечания в речи учителя.
9 Способы выражения положительной оценки в речи учителя.
10 Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.
11 Педагогическое клише в речи учителя при организации деятель-
ности учителя.
12 Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.
13 Эпистолярный жанр в деятельности учителя.
14 Язык внешнего вида учителя.
15Стили педагогического общения.
16 Речевой портрет педагога.
Письменная речь имеет много общего с речью устной, однако отличие этих видов речевой деятельности очевидно. Познакомьтесь с особенностями письма, названными исследователями, дополните и прокомментируйте их.
Особенности письменной речи:
а) замысел речи, контроль за ней полностью осуществляет автор;
б) воздействие на читателя отсрочено, но зато он может неоднократно обращаться к написанному;
в) подготовленность речи, сознательный выбор автором средств выражения мысли налагает более высокие требования к оценке текста;
г) возможность редактирования создаваемого текста обеспечивает качество написанного;
д) отсутствие традиционных невербальных средств общения (мимика, жесты и пр.) усиливает роль графических средств выразительности.
Существует множество педагогических ситуаций, в которых учитель берет в руки перо и создает письменный текст. В зависимости от сферы общения письменная речь может принадлежать к разным стилям и жанрам. Основными жанрами письменной речи учителя являются:
1. Дневник (дневниковая запись), личное письмо – это тексты разговорного стиля, целью которых является общение: учитель размышляет о событиях, делится своими впечатлениями. Стилевыми чертами таких произведений являются непринужденность изложения, субъективность оценок, диалог с собеседником или с самим собой.
2. Отчет, характеристика ученика и другие официально-деловые бумаги, цель которых документальное оформление отношений между участниками делового общения. Создаются документы в соответствии с существующими стандартами.
3. Лекция, научная статья и другие жанры научного стиля, созданные для передачи информации с целью научения. Создание таких текстов предполагает хорошее владение материалом и знание особенностей стиля науки.
4. Заметка или статья в средства массовой информации, репортаж или интервью, очерк, эссе и другие жанры публицистического стиля, благодаря которым учитель преставляет свою позицию на суд общественности, приглашает к размышлению
, формирует общественное мнение.
И хотя доля письменных произведений в речевой деятельности педагога невелика, учитель должен быть готов к их созданию, потому что и эти тексты ученики воспринимают в качестве образцовых. Но всё же чаще педагог предстает перед своими воспитанниками как человек говорящий.
ПРАВИЛА ДЛЯ ГОВОРЯЩЕГО
1. Начинай подготовку к выступлению за несколько дней, чтобы "вжиться" в тему.
2. Готовя текст, оценивай себя глазами аудитории.
3. Говори не им, а с ними, стремись к гармонизирующему диалогу и сотрудничеству.
4. Думай о стратегии речи: цель, тема, главная мысль.
5. Думай о тактике: содержание, структура и языковое оформление речи.
6. Организуй речевое общение, воздействуй.
7. Составь шпаргалку (она не позволит читать с листа и освободит от зубрежки).
8. Отрепетируй речь, продумай невербальное поведение, наглядность.
9. Организуй общение: невербаликой, техникой речи, средствами общения.
10. Оцени результат, зафиксируй находки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Оценка публичного выступления
1) Учитывал ли оратор особенности аудитории?
2) Определил ли оратор стратегию речи? Как она реализована?
3) Разработал ли автор тактику, продумал ли содержание, композицию, привел ли в систему аргументы?
4) Насколько в речи реализованы коммуникативные качества (правильность, богатство, выразительность и пр.)?
5) Оказала ли речь воздействие на вас?
6) Какое представление сложилось у вас о говорящем?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Темы выступлений
1 Индивидуальный стиль общения учителя-мастера.
2 Речевой этикет в педагогической деятельности учителя.
3 Особенности педагогического слушания.
4 Педагогические жесты как средство общения.
5 Невербальное речевое воздействие жесты
6 Школьные конфликты и пути их преодоления.
7 Средства привлечения внимания в речи учителя.
8 Выражение запрета, замечания в речи учителя.
9 Способы выражения положительной оценки в речи учителя.
10 Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.
11 Педагогическое клише в речи учителя при организации деятель-
ности учителя.
12 Способы выражения отрицательной оценки в речи учителя.
13 Эпистолярный жанр в деятельности учителя.
14 Язык внешнего вида учителя.
15Стили педагогического общения.
16 Речевой портрет педагога.