Файл: Лекция Тема Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей педагогического общения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• Убеждающая -
• Внушающая цель -
• Побуждающая (главная) +
2. - Закройте дверь!
- А почему так грубо?
• Информирующая +
• Убеждающая -
• Внушающая цель -
• Побуждающая (главная) -
В какой ситуации можно считать речевое общение эффективным? Разумеется, если достигнуты поставленные цели (пример 1). Но так бывает, как мы видим, не всегда.
1.3. Виды общения
Виды общения могут быть рассмотрены по разным признакам:
• По цели: информационное и фатическое (контактоустанавливающее).
• По используемым средствам: вербальное (от лат. verbalis – словесный) и невербальное, например, с помощью жестов.
• По положению субъектов: контактное и дистантное (во времени и в пространстве).
• По наличию посредника: непосредственное и опосредованное, например, с помощью Интернета.
• По сфере общения: официальное (деловое) и неофициальное (бытовое).
• По активности субъектов: монолог, диалог и полилог.
Педагогическое общение преимущественно информационное, хотя без элементов фатической коммуникации (установление контакта, его поддержание и прерывание) оно невозможно. Педагогическое общение может быть прямым и косвенным, контактным и дистантным, непосредственным и опосредованным. В нем сочетаются официальный и неофициальный аспекты общения, используются вербальные и невербальные средства, сочетаются диалог, монолог и полилог.
Специфика педагогического общения проявляется не столько в многообразии его видов, сколько в речевом наполнении различных ситуаций общения. Но какими бы разными они ни были, можно говорить о единой модели общения, схеме, включающей в себя признаки любой ситуации.
МОДЕЛЬ ОБЩЕНИЯ
Как бы ни были различны ситуации педагогического общения, есть в них нечто общее. Ученые пытаются выделить все составляющие сложного явления, называемого по-разному: модель общения, ситуация общения, коммуникативное пространство. В самом общем виде модель общения включает в себя четыре фактора и четыре ряда понятий:
• Субъекты общения – коммуниканты: адресант (автор) и адресат со всеми их особенностями.
• Условия общения – действительность, не зависящая от личности и определяющая ее речевое поведение: предмет речи (то, о чём говорится), время, место, средства общения (коды), способы общения (каналы).
• Процесс общения - речевая деятельность (РД), ее виды, этапы и единицы.
• Продукт общения – текст .
Рассмотрим подробнее основные компоненты модели общения.
УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ
Условия общения - один из организующих факторов процесса коммуникации. Еще Л. Блумфилд писал: "Ситуации, которые побуждают человека говорить, охватывают все предметы и события во вселенной. Чтобы дать научно точные определения значения для каждой формы языка, мы должны были бы иметь точные научные сведения обо всем, что окружает говорящего". В ограниченном варианте перечень таких условий может включать в себя: предмет речи, код, канал связи, время и место общения.
1). Предмет речи.
Предмет речи – это тема общения, та внешняя по отношению к акту сообщения ситуация, то положение дел, которое побуждает к взаимодействию. То, о чем вы говорите, определяет ваше речевое поведение. Цицерон писал: «Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не объявил и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием». Содержание речи реализуется в речевой форме, кодируется.
2). Код.
Код - средство общения. Автор может выбрать любое средство общения:
а) языковой (вербальный) код реализует, по данным исследователей, две трети нашей коммуникации. Внутри кода возможно использование любой подсистемы: литературный язык или просторечие, различные стили и жанры, устная или письменная формы речи и т.д.;
б) невербальный код: жесты, телодвижения, мимика, взгляды;
в) вещественно-знаковый код: скульптура, картины и другие предметы искусства.
Выбранный автором код должен быть знаком адресату. Степень владения кодом обоими субъектами влияет на эффективность общения. Так, хорошо владея кодом, автор может не только прямо передавать сообщение (прямое общение), но и вкладывать в него скрытый смысл (косвенное общение).
3). Канал связи.
В общении друг с другом люди могут использовать разные способы, или каналы связи:
а) зрительный (оптический, графический, письменный), связанный с использованием средств общения невербальных и вербальных; при этом коммуникант играет роль пишущего или читающего;
б) звуковой (вокальный, устный), участник общения выполняет коммуникативные роли говорящего или слушающего;
в) тактильный: прикосновение, рукопожатие, похлопывание по плечу.
В реальном общении педагог часто одновременно использует несколько каналов общения: он устно излагает новый материал и при этом использует наглядность.
4). Время и место.
Для высказывания важны время и место акта коммуникации. Время может быть неограниченным и задаваться извне, причем по отдельности регулируются время передачи сообщения и время получения сообщения. Обстановка определяет, каким быть общению: официальным, деловым или неофициальным, бытовым. Существенным фактором протекания коммуникации могут оказаться различные сопутствующие обстоятельства: посторонние шумы, присутствие чужих людей и т.п.
АДРЕСАТ И ЭТАПЫ РЕЧИ
Итак, подготовку публичного выступления необходимо начать с анализа будущей аудитории, с создания ее характеристики по разным параметрам.
1. Характеристика аудитории
1. Социально-демографические данные: пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность, профессиональные интересы, уровень образованности и культуры и пр.
Максимально полные сведения о составе аудитории позволят продумать содержание речи с учетом ценностей, потребностей и интересов слушающих и подобрать речевые средства, уместные и эффективные в общении с данными людьми.
2. Мотивы слушания: интеллектуальные, прагматические, эстетические, морально-этические, дисциплинарные и пр.
3. Компетентность: знание предмета, позиция по обсуждаемому вопросу, готовность к восприятию речи, личная заинтересованность темой.
Степень осведомленности слушающих по обсуждаемым вопросам определяет поведение оратора. Если аудитория даже частично состоит из специалистов, говорящий должен тщательно обосновывать каждый выдвигаемый тезис, излагая мысли от частных случаев к общим выводам (индуктивно). Тому же, кто выступает перед неподготовленной публикой, лучше предлагать слушающим готовые тезисы без доказательств, располагать мысли от общего к частному (дедуктивно), использовать разнообразные стилистические средства, повышающие эмоциональное воздействие речи.
4. Эмоциональный настрой. Уже в момент выхода оратора на трибуну аудиторию связывает между собой какое-либо эмоциональное отношение: к теме, к оратору. На эмоции аудитории влияет временной и физический контекст ситуации, поэтому при помощи искусного выбора времени и места выступления можно уже до начала речи объединить членов аудитории сильными эмоциями, способствующими эффективному речевому воздействию.
Задача оратора – прочитать эти начальные эмоции (доброжелательность, равнодушие или враждебность), а затем при необходимости приглушить отрицательные или усилить положительные чувства, переключить эмоциональные реакции слушающих с одного объекта на другой, вызвать новое эмоциональное состояние.
Одна из рекомендаций гласит: «Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика». Чтобы ее реализовать, мы должны учитывать фактор адресата на каждом этапе речевой деятельности. Решая любую речевую задачу, автор должен помнить о слушателях:
1. Изобретение речи:
-
Чего я хочу добиться от слушателей: заинтересовать, убедить, призвать? -
Выбранная тема им интересна? Близка? Нова? Актуальна для них? -
Понятна ли главная мысль?
2. Расположение речи:
-
Ясна ли логика? -
Достаточна ли информация? -
Быстро ли движется речь? -
Успевают ли слушатели идти со мной?
3. Словесное выражение:
-
Все ли слова понятны? -
Достаточно ли я выразителен?
СТРУКТУРА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Речевая деятельность – это процесс производства и приема речевого сообщения во взаимодействии людей:
Создание речи – достаточно сложный процесс, и, чтобы легче им овладеть, мы будет опираться на традиции риторики и на современные исследования речевой деятельности.
Обратимся к авторитету Цицерона: "Вся деятельность и искусство оратора предстает в пяти частях... Во-первых, он должен определить, что сказать; затем расположить изобретенное, не только в определенном порядке, но и соответственно весу каждого аргумента; затем стилистически украсить это; после этого удержать в памяти и, наконец, произнести речь эффектно и с обаянием" ("Об ораторе").
Античный риторический канон (греч. kanon - правило) выделяет на "пути от мысли к слову" пять этапов:
1) инвенция (inventio) - изобретение содержания речи: "изобрести, что сказать";
2) диспозиция (dispositio) - расположение мыслей: "расположить изобретенное";
3) элокуция (elocutio) - словесное оформление мысли: выбор силя, жанра, языковых средств, соответствующих цели говорящего, содержанию его речи и речевой ситуации;
4) запоминание (memorio) - заучивание речи наизусть;
5) произнесение (actio) - произнесение речи перед слушателями.
Риторический канон, безусловно, претерпел изменения. Сегодня никто не требует от оратора заучивания текста выступления. Еще со времен Петра I приветствуется свободная речь. В 1720 году царь издал указ, который гласил: "Указую: господам сенаторам речь в присутствии схода держать не по писаному, а токмо словами, дабы дурь каждого всем видна была".
В структуре любой деятельности (в том числе и речевой) можно выделить четыре этапа: 1) ориентировка, 2) планирование, 3) реализация, 4) контроль.