Файл: Лекция Тема Риторическая теория и риторическая практика как отражение общих закономерностей педагогического общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




1 этап – ориентировка.

Пусковым моментом любого речевого действия является речевая ситуация, то есть такое стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию. Начинается общение с анализа, с ориентировки в ситуации общения.

Ориентировка в ситуации общения связана с осуществлением таких операций:
•  учет адресата : с кем общаюсь? (а не кому говорю!);
•  учет места общения: где говорю?
•  учет времени общения: когда и как долго общаюсь?

Результатом ориентировки становится возникновение (или отсутствие) мотивации, желания общаться. Человек вступает в общение только если ощущает потребность взаимодействовать. Мотивация - движущая сила любой деятельности.

Если ориентировка в ситуации привела к возникновению мотивации, начинается 2 этап речевой деятельности.

2 этап речевой деятельности – планирование.

Это создание внутреннего плана высказывания. В планировании речи важными являются два шага:

1) определить стратегию речи - магистральную линию речевого поведения и
2) продумать тактику речи - шаги, ведущие к цели.

Стратегия и тактика речевой деятельности подробно рассмотрена ниже.

3 этап речевой деятельности – реализация.

Это звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформления. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, связаны с решением следующих задач:
•  установление контакта с адресатом: психологического, эмоционального, интеллектуального;
•  самоподача через преодоление барьеров общения: негативной установки, боязни контакта, ожидания непонимания и пр.;
•  создание мотивация общения у адресата с помощью специальных приемов привлечения внимания.

4 этап контроль - это оценка создаваемого высказывания и его корректировка с точки зрения цели и внутреннего плана. Контроль может быть:

а) текущим, осуществляемым в процессе речи, и
итоговым ;

б) по своей направленности он бывает смысловым (контроль над содержанием речи), эстетическим (оценка речи с точки зрения богатства, выразительности и пр.), нормативным (контроль за соблюдением норм языка и общения).

Итак, нарисуем еще раз схему действий человека в речевой деятельности: проанализировав ситуацию общения, он ставит перед собой коммуникативную цель (желаемые последствия в реальности) и вырабатывает стратегию, которая конкретизируется в тактике с помощью особых приемы. Разработанные планы реализуются с помощью вербальных и невербальных средств, а затем оценивается полученный результат.

СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА РЕЧИ

Риторическая стратегия - магистральная линия речевого поведения, избранная для достижения коммуникативной цели. К стратегическим элементам речевого общения можно отнести выбор цели, ситуации общения, партнеров, предмета речи и условий общения. Например, стратегия реализуется в установлении определенных отношений между участниками общения, выбором предпочтений в оппозициях: иерархия – равенство, близость – отстраненность, борьба – сотрудничество. В зависимости от особенностей общения возможны три коммуникативные стратегии:
1) cтратегия близости.
2) cтратегия отстранения (дистанцирования).
3) cтратегия отказа от выбора.

Стратегия речи как её "боевая схема" (П. Сергеич) включает в себя три умственных действия. Вырабатывая стратегию, автор решает следующие задачи:
•  определяет конкретную цель: зачем говорю? (выбирает род и тип речи);
•  выбирает тему сообщения (учитываются её интересность и актуальность для адресата, название должно быть конкретным и привлекать внимание): о чем говорю?
•  формулирует идею, главную мысль («царствующую мысль», по Сперанскому): что хочу сказать?

Стратегия реализуется в тактике, в продумывании частностей речи, в определении конкретных задач, ведущих к достижению цели:

 1) продумывание содержания речи и подбор материала (инвенция речи): что скажу? чем докажу?

 2) систематизация материала, создание композиции (диспозиция речи): в какой последовательности?

 3) выбор средств общения (элокуция): какими словами?


Реализуется стратегия с помощью различных риторических тактик, связанных со структурированием речи, конкретным воплощением плана речи и регулированием процесса общения.

Риторическая тактика - система приемов или форм, служащая для реализации стратегии.

Например, прием «пулеметных вопросов» служит тактике избегания молчания, весьма характерной для стратегии «близости», «сближения» между партнерами по общению. Этот прием состоит в том, что собеседник находится «под обстрелом» вопросов личного характера, следующих один за другим в быстром темпе. Осуществляется этот прием с помощью следующих коммуникативно-речевых средств: быстрый темп речи, упрощенность синтаксических конструкций и др. Функция приема – показать, что говорящий проявляет личную заинтересованность в собеседнике, хочет сблизиться с ним.

В ситуации спора говорящий часто использует прием «удержания слова». При попытке собеседника перебить его говорящий продолжает фразу, усилив ее громкость, темп речи, иногда повторяет часть фразы.

Тактика «сохранения лица» может быть реализована приемом «обиженное молчание», когда в ответ на замечание собеседник молчит, сохраняя характерную позу и направление взгляда.

Риторические приемы. Практические рекомендации по совершенствованию коммуникативного эффекта говорения (и слушания – тоже) могут быть представлены в форме характеристики риторических приемов привлечения и удержания внимания слушателей.

Главное условие достижения нужного коммуникативного эффекта речи – заинтересованное внимание слушателя. Таков критерий, которым руководствуется говорящий, – произносит ли он развернутую речь или организует диалогическое общение. Умение удержать внимание слушателей приобретает особую значимость в тех ситуациях, когда решение коммуникативной задачи требует монологического высказывания, относительно развернутого во времени. Умение привлечь внимание обеспечивает и помогает сохранить нужный контакт в любой ситуации.

С позиций риторических речь идет, прежде всего, о приемах привлечения слушателя (слушателей) к «соучастию» в развитии темы общения.

Что-то говорящий может продумать еще на этапе планирования высказывания и реализовать в установке. Но главное – готовность к действию на основном этапе, когда говорящий в момент произнесения речи, почувствовав – по реакции слушателей – падение внимания, должен восстановить его. Словом, задача состоит в том, чтобы, контролируя обратную связь, уметь поддерживать интерес слушателей.


Назовем некоторые конкретные приемы привлечения внимания слушателей и создания интереса к теме в начале речи:

· неожиданная, возможно парадоксальная, формулировка темы;

· проблемная постановка основного вопроса;

· формулировка гипотезы, столкновение двух возможных гипотез;

· загадка и обещание разгадки;

· сентенция, возможная ссылка на мнение авторитетных лиц;

· метафора или сравнение, представляющие предмет разговора образно (лучше – через знакомый образ, но увиденный в новом ракурсе);

· «крючок»: неожиданный факт, неожиданное изменение стиля и пр.

Приемы удержания интереса слушателей основываются на общности психологических законов восприятия и речевой коммуникации: подбор информации должен отвечать интересам и потребностям адресата (важно соотношение нового и известного); подача материала по возможности должна быть проблемной; активизируют внимание слушателей приемы привлечения к соучастию, к соразмышлению.

Приемы соучастия:

· сделать слушателя действующим лицом воображаемой ситуации («Представьте себе, что вы...»);

· подчеркнуть общность интересов - профессиональных, возрастных и пр.; (в подтексте: «Это должно вас заинтересовать, потому что...»);

· делегировать слушателям возможность принимать решение («Как вы знаете...»).

Приемы внушения:

· через идентификацию напомнить о принадлежности собеседника к определенной социальной группе, апеллировать к общности побуждений и реакций («Каждый демократически настроенный человек...»);

· негативное внушение: ссылки на запрет, недопустимость каких-то действий (интерес возбуждается самим фактом «запретности»);

· сопоставление «за» и «против» – контрастная аргументация («так ли это?», «однако на самом деле...»);

· использование интонационных средств: неровность эмоционального «рисунка» текста (усиление, нажим в конкретном месте).

Активизируют внимание и так называемые «приемы текстового ожидания»:

· указание на возможность выбора из нескольких объяснений, решений («или – или?», «может так, а может...», «есть ли однозначное объяснение?» и т.п.);

· намеренный пропуск одного из обещанных объяснений («Назову три причины...» – а назвать две), неизбежно вызывающий реакцию слушателей («А третья?»).

Это и известные приемы «апелляции к авторитету», и использование афоризмов.


ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Речевая деятельность многообразна: она может быть связана с восприятием и пониманием текстов (рецептивная речевая деятельность) и с их созданием (продуктивная речевая деятельность), может протекать в устной и письменной форме. Основными видами речевой деятельности являются:

•  говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

•  слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

•  письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

•  чтение - восприятие графических символов и их понимание.

Устная форма речи связана с говорением и слушанием, письменная речь - с письмом и чтением.

Говорение и письмо - это процессы производства устной и письменной речи. Протекают эти продуктивные процессы следующим образом: мы формируем и формулируем свои мысли во внутренней речи, затем центробежные импульсы из центра речи в мозге идут к органам речи: речевому аппарату или руке. В результате производятся звуки или пишутся буквы, которые доходят до органов слуха или зрения адресата.

При восприятии речи центростремительные импульсы от уха или глаза идут в мозг и там расшифровываются на основе знаний и опыта адресата. Значение воспринятого слова обрастает множеством конкретных смыслов. Так происходит сложнейший процесс понимания речи. В. Гумбольдт отмечал: «Всякое понимание слагается из объективного и субъективного». В результате, «никто не понимает слово в точности так, как другой… Всякое понимание поэтому всегда есть вместе и непонимание, всякое согласие в мыслях и чувствах – вместе и расхождение». Восприятие и понимание устной речи мы называем слушанием, а речи письменной - чтением.

Наука исследует коммуникативное поведение человека в условиях разной речевой деятельности и стремится сформулировать правила, соблюдение которых обеспечивает успешность коммуникации для говорящего и слушающего, пишущего и читающего.

Особое место в педагогической деятельности занимает письменная речь. Письмо - это продуктивный вид речевой деятельности, обеспечивающий выражение мысли в графической форме.

По данным исследователей, письмо занимает только 9% в речевой деятельности человека. Однако трудно переоценить его роль в передаче знаний, в формировании общественного сознания и духовного богатства человечества.

Овладение письменной речью - сложный, многомерный процесс, который человек осуществляет всю жизнь. Ведь совершенствование умения писать не