ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕРКАНТИЛИЗМ:
Основные принципы меркантилистов основывались на следующем: Расширение экономических связей между странами; Основное богатство – это деньги, то есть золото и серебро; Высокие пошлины на импорт; Протекционизм; Ограничения вывоза валюты из страны; Ограничение импорта; Стимулирование экспорта; Способствование развитию мануфактур, национального производства, росту объемов выпуска и экспорта промышленных товаров; Перепродажа товаров из одних стран в другие; Импорт допускается лишь при активном торговом балансе; На позднем этапе концепция денежного баланса смещается к концепции торгового баланса.
ФИЗИОКРАТЫ Основные принципы физиократов основывались на следующем: Богатством является продукция сельского хозяйства; Источником богатства является труд населения, которое занято в сельском хозяйстве; Отрицание принципов меркантилизма; Управления экономическими процессами считается излишним, а процессы в экономике должны идти естественным, натуральным путем.
СПРОС Рост цен на товары-комплименты
Рост дохода потребителя (падаетспрос на некачественные товары)Падение дохода потребителя(нормальные товары)Утрата (ослабление) вкусапотребителей (мода)Ожидание падения будущих ценОжидание падения будущих доходов(нормальные товары)Сокращение числа потребителейПадение цен на товары-комплиментыРост дохода потребителя(нормальные товары)Рост дохода потребителя (товарынизкого качества)Усиление вкуса потребителей (мода)Ожидание роста будущих ценОжидание роста будущих доходов(нормальные товары)Рост числа потребителей — Цена — Объемспроса — КриваяспросаНеценовые детерминанты спросаФакторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах нарассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Срединаиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют доходыпотребителей, моду, цены на взаимодополняющие и взаимозаменяемые товары.Взаимодополняющие товары (товары-комплементы) – товары, у которых с ростомцен на один из них падает спрос на другой.Взаимозаменяемые товары (товары-субституты) – товары, рост цен одногокоторых ведет к росту спроса на другой.
Развитие предмета экономической теории.
Предметом экономической науки (эн) является поведение людей в процессе производства благ в мире ограниченных ресурсов и управление им. Различают два объекта эн: 1) микроэкономика – часть эн, изучающая поведение человека в условиях рыночной экономики; 2) макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий сферу национального хозяйства в целом и вырабатывающий методы борьбы с инфляцией, безработицей, экономическим спадом и другими проблемами. Экономическая теория – это универсальная наука, изучающая экономические явления и процессы, функционирование хозяйства, экономические отношения, основанные на логике, историческом опыте и теоретических концепциях.
В 4-3 вв. до н.э. были сделаны самые ранние суждения об экономике (экономии) Ксенофонтом, Платоном и Аристотелем. Предметом изучение было хозяйство древней виллы. Основной вопрос – что является источником богатства домашнего хозяйства.
В 16-19 вв. происходит развитие эн (политэкономии) со становлением капитализма. Предмет изучения – экономика государства. В это время создаются школы:
1) Меркантилизм (в пер. «торговец»). Его представителями Антуан Монкретьен, Дэвид Юм. Источник богатства в экономике меркантилисты видели в торговле. Основа - учение о вмешательстве государства в экономике.
2) Физиократия (от греч. - власть природы). Его представителями являлись Франсуа Кенэ, Жак Тюрго. Вследствие неразвитости производства физиократы исследовали его состояние лишь в аграрном секторе экономики. Физиократы выделили 4 стадии воспроизводства.
3) Классическая школа. Представители: Адам Смит, Давид Рикардо. Впервые в истории экономической мысли ее представители рассмотрели всю экономику в целом, раскрыв при этом понятие рынка и механизм ценообразования. На базе ее теоретического наследства возникли два противоположных учения — марксизм и маржинализм.
Марксизм - учение об экономическом строе капитализма и смене его новым, передовым строем – коммунизмом. Основоположник марксизма - Карл Маркс.
Современная экономическая теория – экономикс. В нее входят школы:
-
Неоклассическая школа. Основоположник Альфред Маршалл. Используя механизмы спроса-предложения и рыночного ценообразования, Маршалл соединил воедино производство и обмен, не противопоставляя их друг другу.
2) Маржинализм - экономическая теория, возникшая во второй половине XIX в. и с противоположных марксизмом позиций оценившая наследие классической школы. Внимание к предельным величинам: доход, продукт, издержки. (представители: Уильям Джевонс, Карл Менгер, Фридрих фон Визер).
3) Кейнсианство. Представитель – Джон Кейнс. Ввел понятие макроэкономики. Особенность учения заключается в том, что: а) идеи неоклассиков перенесены на уровень всей национальной экономики (макроэкономики); б) обоснована роль государства в регулировании рынка.
4) Институционализм. Его представители Торстейн Веблен, Уэсли Митчел. Это научная школа, введшая в научный анализ, помимо рынка, различные институты - корпорации, профсоюзы, государство, а также национальные особенности, традиции и т.д.
5) Монетаризм. Ответвление неоклассики ставящее во главу анализа экономики денежные отношения, считая из решающим фактором в экономике. Представитель Милтон Фридмен.
Функции и методы эн.
Функции экономической теории. 4 функции: познавательная, практическая, методологическая, идеологическую. Познавательная функция выражается в изучении и объяснении сути экономических процессов. Выработка нового знания помогает предвидеть будущее состояние экономики. Практическая функция заключается в разработке принципов и методов рационального хозяйства, научного обоснования экономической стратегии проведения реформ. Методологическая функция выражается в том, что экономическая теория является теоретическим фундаментом для целой группы наук: -отраслевых (экономика строительства, промышленности, сельского хозяйства и т.д.);- функциональных (бухгалтерский учет, финансы, маркетинг и др.); - межотраслевых (статистика, эконометрика, экономическая история, демография и т.д.).
Методы.
- научной абстракции - освобождение наших представлений о предметах исследования от частного, случайного кратковременного, единичного и нахождение в них сущностного, постоянного типичного;
- математического анализа и синтеза - создание математических моделей той или иной экономической теории;
- исторического и логического подхода - экономические процессы рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;
- индукции и дедукции; индукция - из анализа частного выводятся общие положения и принципы; метод дедукции (гипотетический) - на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.
Потребности, блага, ресурсы. Ограниченность ресурсов.
Потребности — это нужды людей, выражающиеся в благах, товарах, услугах, требующихся для жизнедеятельности и развития. Неудовлетворенные потребности являются для человека побудительным мотивом, стимулом к трудовой деятельности по созданию или приобретению недостающих благ.
Закон возвышения потребностей: человеческие потребности непрерывно растут количественно и качественно, т.е. с удовлетворением наиболее насущных потребностей появляются новые более высокого порядка.
Экономические потребности – потребности, которые удовлетворяются с помощью результатов общественного производства, результатом которого является экономическое благо (товар). Блага — это все то, что удовлетворяет естественные потребности людей. Труд – основное отличие экономического и не экономического блага. Основные свойства экономического блага: а) редкость, б) ограниченность, в) платность (стоимость).
Пирамида потребностей Маслоу.
1) Потребность в самоактуализации (реализация способностей, развитие личности).
2) Потребность в уважении (компетентность, признание, авторитет).
3) Потребность в социальных связях (вхождение в общность).
4) Потребность в безопасности (защищенность от боли, страха и т.д.).
5) Физиологические потребности (голод, жажда, половое влечение и гл.).
Экономические ресурсы — это все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг. К ним относятся: природные (естественные) ресурсы; материальные ресурсы; человеческие ресурсы; финансовые ресурсы в виде денежных средств; информационные ресурсы.
Проблема ограниченности ресурсов. Часть благ, таких как воздух, вода, солнечный свет, ветер доступны без ограничения. Такие ресурсы называются свободными и в хозяйственных расчетах не учитываются. Остальные ресурсы всегда существуют в ограниченном количестве. Эта ограниченность носит как абсолютный (все ресурсы исчерпаемы), так и относительный (в каждый момент времени ресурсы ограничены относительно потребностей) характер.
Факторы производства. Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Экономические ресурсы участвуют в производстве, поскольку основной целью общественного производства является удовлетворение потребностей. Результатом взаимодействия факторов является создание благ.
Микроэкономика-это изучение того, как отдельные лица и компании принимают решения о распределении ограниченных ресурсов. Макроэкономика - это изучение экономики в целом.
Итак, экзогенные переменные – это переменные, которые задаются извне, их значение формируется вне модели. Эти переменные являются в модели независимыми величинами, а их изменение называется автономным изменением. Эндогенные переменные – это переменные, значение которые формируется внутри модели; эти переменные являются зависимыми. Любая модель увязывает те или иные экзогенные и эндогенные параметры. Она позволяет показать, как изменение экзогенных переменных влияет на изменение величины эндогенных переменных. В разных моделях одна и та же величина может быть и экзогенной, и эндогенной. Исключение составляют переменные государственного управления (политические переменные), которые, как правило, в макроэкономических моделях являются экзогенными: государственные закупки товаров и услуг
, аккордные налоги, налоговые ставки, величина трансфертов, учетная ставка процента, норма обязательных резервов, денежная масса.
Так, например, в модели (функции) потребления С = C(Yd) потребительские расходы (С) выступают в качестве эндогенной (зависимой) величины, а в модели совокупного спроса AD = C + I + G + NX потребительские расходы (С) являются экзогенной (независимой) величиной, т.е. переменной, определяющей величину совокупного выпуска и совокупного дохода. При построении макромоделей используются следующие типы функциональных уравнений: поведенческие функции (например, функция потребления, функция сбережения), институциональные функции (например, налоговая функция), определительные функции, которые характеризуют зависимости, вытекающие из определения сущности экономического явления, функции, которые характеризуют технологические условия производства (например, производственная функция).
ТЕОРИЯ ТОВАРА И ДЕНЕГ
Товар - это продукт труда, предназначенный для продажи. Товарный мир многообразен. В качестве объектов купли и продажи выступают жизненные блага (продукты питания, одежда, обувь и т.п.), предметы и средства труда, в том числе земля, ее недра, а также рабочая сила, имущественные комплексы (предприятия, организации, корпорации), ценные бумаги (акции, облигации, долговые обязательства), произведения искусства, иные ценности. Любой товар имеет множество свойств, определяемых его материальным содержанием, формой, целевым назначением, иными качественными и количественными (объемными) характеристиками.
Стоимость - фундаментальная экономическая категория, выражающая проблему измерения затрат на воспроизводство товаров и оценки их общественной значимости. Стоимость товаров формируется в процессе их производства и проявляется в обмене. При этом покупатели и продавцы оценивают стоимость товаров через призму их потребительной и меновой стоимости.
Конкретная полезность - совокупность тех свойств товара, которые могут быть использованы потребителем в тех или иных условиях.
Производительность - это плодотворность конкретного труда, она измеряется количеством продукции, создаваемой в единицу рабочего времени (час, день и т.д.).
На рост производительности труда влияет ряд факторов:
1) внедрение более совершенной техники;
2) улучшение технологии производства;
3) совершенствование организации труда;
4) повышение уровня квалификации, умелости, искусности работников;
5) вовлечение в эксплуатацию более плодородных земель, более богатых месторождений полезных ископаемых.