ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Экономическая наука выделяет следующие типы экономического роста: Экстенсивный тип, когда объемы производства растут за счет наращивания производственных факторов — сырья, земли, оборудования, трудовых ресурсов и т.п.; Интенсивный тип, при котором увеличение производства связано с применением наиболее совершенных технологий и прочих факторов производства благодаря научно-техническому прогрессу. Интенсивный или экстенсивный экономический рост в чистом виде не характерен ни для одной страны мира. Однако для России интенсивные факторы роста составляют менее 30% общего прироста товаров и услуг. Для западноевропейских стран, Японии и США на долю интенсивных факторов воспроизводства приходится более 50%. Среди факторов, определяющих тип и качество экономического роста, можно назвать: природные и трудовые ресурсы, совокупность основных фондов (оборудование, транспорт и др.), особенности научно-технического прогресса и уровень совокупного спроса. Все эти факторов по-разному влияют на экономическое развитие, однако все они связаны между собой. Для современного этапа развития экономики России характерна определяющая роль добычи нефти и газа, тогда как большую часть государственного дохода формирует экспорт энергоносителей. После мировых событий, происходящих с 2014 года, можно проследить тенденцию к стабильному снижению цен на энергоресурсы и сырье. С начала 2015 года это увеличивает дефицит государственного бюджета. В современных условиях для такой модели экономического роста все более отчетливо проявляются ее слабые стороны. Сложившаяся ситуация обнаружила острую необходимость формирования новой структуры экономики, ориентированной не на сырьевой экспорт, на достижение устойчивого роста экономики.

Важную роль в создании подобной структуры играет именно государственный сектор, который должен создавать условия для разработки и внедрения инновационных технологий в производственный сектор.

58 СТРУКТУРНЫЕ И ИНСТИТУАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОСССИИ

Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с целью преодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего, преобразования отношений собственности.

Институциональные преобразования — это создание условий для действия рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования системы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новой системы управления народным хозяйством и т.д.


Таким образом, формирование социально-ориентированной смешанной экономики требует реализации следующих основных направлений и элементов:

1. Формирование системы рыночных отношений:

1.1. Либерализация цен; хозяйственных операций; внешнеэкономических отношений.

1.2. Структурные преобразования: разгосударствление; приватизация; демонополизация и создание конкурентной среды

1.3 Институциональные преобразования: создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов); формирование нового законодательства, а также правил и норм, регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета, налогов, предпринимательства и др.); подготовка кадров для рынка.

2. Формирование социальной ориентации:

-первоочередные меры помощи бедным слоям населения;

-создание новой системы социальной защиты

3. Преобразование структуры народного хозяйства

-конверсиЯ

-стимулирование прогрессивных отраслей;

-программы структурного преобразования отраслей и регионов.

Данные направления и элементы характеризуют лишь основные пути преобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всю сложность и многообразие конкретных направлений при формировании смешанной экономики. Последующий анализ реальных экономических отношений переходной экономики позволяет рассмотреть все многообразие форм и методов формирования новой экономической системы России.

59 ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Переходная экономика – это обязательный этап при переходе от одной экономической системы страны в другую, более эффективную, с точки зрения правительства.

При переходной экономике большая часть нововведений переходной экономики строится на старых методах и опыте. То есть система переходной экономики сочетает в себе элементы старой системы. Также реализуется переход к совершенно другому типу экономической системы, но не как не способу регулирования этой системы, а как новой форме правления.

Нестабильность перехода к новой системе, которая характеризуется беспорядком, а также кризисными процессами в период самого перехода, то есть когда новая система еще не полноценно вошла в свои права, а старая система не потеряла полностью свою власть. Данный период считается не самым лучшим для страны, так как чаще всего из-за этого страдают многие секторы экономики: торговля, производство, сельское хозяйство и т.д. Видоизменение укладов экономики во многих экономических институтах. В экономическом укладе реализуется свой тип всех экономических отношений. Так, известны следующие уклады в экономике: муниципальный, частная собственность (мелкое производство), капиталистический, а также государственный. Укладом называют сектор экономики страны, где рассматривается сама форма собственности в зависимости от средств производства. Налаживание производственной сферы страны. Вся экономика страны держится и зависит от производственных процессов в стране, от их развития и качества, то именно этот сектор претерпевает большие изменения, а именно, иначе начинает работать распределительная функция, меняются группы потребителей, новшества с поставщиками сырья, по-другому организован обмен и т.д.



Когда страна попадает в струю переходной экономики, происходят изменения не только, связанные с распределением, обменом и потреблением, но и с системой формирование собственности. Все преобразования и изменения в области собственности в период переходной экономики называют разгосударствление. Существует три основных понятия собственности: Общественная или государственная собственность. Это все движимое и недвижимое имущество государства, принадлежащее правительству или отраслям культуры, спорта, искусства и т.д.; Колхозно – кооперативная собственность. Колхозный кооператив – это союз фермеров, в собственности у которых могут находиться земли, пашни, земляные угодья, постройки сельскохозяйственного назначения, фермы и т.д.; Частная собственность. Это собственность граждан и населения страны в целом. В частной собственности у людей может быть все что угодно: квартиры, дома, земля, машины, торговые здания, рестораны, гостиницы и т.д.

Переходная экономика к рыночным отношениям в России должна была дать большую свободу граждан, освободить их тотального контроля государства, от ограничений покупки и продажи собственности. В целом, надо отметить, что так и произошло, начиная с 1990-х годов, россияне стали более свободно владеть и пользоваться своим имуществом. Если ранее выдача жилья, продажа и покупка четко регламентировалось правительством советского союза, то в новой России это исчезло не до конца, но контроль ослабел, и появились новые возможности. Первое, что заставили сделать как граждан страны, так и многих предпринимателей – это осуществить приватизацию жилья и имущества. Если ранее все жилье, в котором проживало население, а также большая часть политиков и государственных служащих – это была собственность самого государства, то с переходной экономикой гражданам дали возможность взять это все в частные руки. Как только эта возможность появилась, почти 95% населения оформили имущество на себя. Надо заметить, что это произошло не случайно, рыночные отношения подразумевает полную независимость отдельных элементов политики и экономики друг от друга. В случае с частной собственностью
, государство за счет приватизации сняло с себя обязанности по обслуживанию, ремонту жилых домов, заводов, больших зданий, которые использовались предпринимателями уже под новые нужды.

Также с переходом на новую форму экономической системы большинство крупных культурных центров стали также частичными хозяевами театров, музеев, с целью уменьшения финансирования их деятельности со стороны государства и переходящие на частично самостоятельное обеспечение. Таким образом, политика собственности при переходной экономике меняется. Так, в России, при переходе к рыночной экономике произошла серьезная реформа, и собственность от государства начала активно переходить в частные руки, что, с одной стороны, дало много возможностей гражданам, а с другой, многие общественные здания остались без должного финансирования. Так что изменения в области собственности носили как положительный характер в одних направлениях, также отрицательный в других.

60 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКИ

Первая задача социальной ориентации рыночной экономики -- достижение благосостояния человека. Под благосостоянием понимается такой уровень удовлетворения утилитарных потребностей, который создает необходимые предпосылки для ощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии «блага». Более конкретными характеристиками благосостояния является, прежде всего, уровень реального потребления, рассматриваемый как по своему минимальному значению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между наиболее высокодоходными и наименее богатыми, или (что точнее для переходной экономики) наиболее бедными слоями населения.

Следует отметить, что в переходный период меняются цели, сущность и задачи социальной политики. Важнейшими ее характеристиками в КАС являлись: патерналистская роль государства, жесткое централизованное распределение социальных благ и реализация социальных гарантий, наличие бюджетных источников всех видов финансирования социальной политики.

Несмотря на то, что для всех групп и слоев населения провозглашался одинаковый уровень социальных гарантий, многие из них носили декларативный характер, а установка на всеобщность труда нередко шла вразрез с его эффективностью и потребностями производства. Социальные программы были направлены главным образом на решение проблем городского населения, интересы же сельских жителей ущемлялись и во многих случаях игнорировались. Удовлетворение важнейших социальных потребностей в жилье, образовании, здравоохранении, подготовке к труду исключительно за счет общественных фондов потребления не создавало условий для увеличения доходов домашних хозяйств. Это ставило государство перед необходимостью проводить политику, которая сдерживала бы рост всех видов доходов населения. В результате цена труда оставалась низкой, исчезали стимулы к высокопроизводительному труду, проявлению инициативы, предприимчивости.