ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под интенсивностью труда понимается степень его напряженности. Мерой интенсивности труда служит расходование энергии в единицу рабочего времени. С ростом интенсивности увеличивается масса труда и количество потребительных стоимостей, создаваемых в единицу времени. Стоимость единицы изделия при этом не изменяется.

Различные виды труда отличаются сложностью. Сложный труд - умноженный или возведенный в степень простой труд - создает в единицу времени большую массу стоимости в сравнении с простым трудом.

По своей природе деньги - особый товар, выполняющий функцию всеобщего эквивалента. Сущность денег раскрывается в их функциях. Основная функция денег - мера стоимости. Чтобы выполнять эту функцию, деньги сами должны иметь стоимость. Стоимость денег определяется затратами труда на их производство и обеспечение обращения.

Функцию меры стоимости деньги выполняют благодаря масштабу цен. Масштаб цен - это денежная единица страны, развернутая на кратные (равные) части. Масштаб цен устанавливается государством в законодательном порядке.

Чтобы функционировать в качестве меры стоимости, деньги не обязательно должны быть в наличии, эту функцию они могут выполнять как мысленно представляемые деньги при двух условиях: 1) известна собственная стоимость денег, 2) известна стоимость оцениваемых товаров.

Вторая функция - средство обращения. Эту функцию выполняют реальные (товарные) деньги и их заменители: бумажные деньги, векселя, банкноты, чеки, боны и т.п. Обмен товаров посредством денег называется товарным обращением. Оно происходит по формуле Т - Д - Т.

Третья функция денег — средство платежа. Эта функция появилась в результате развития кредитных и финансовых отношений. Деньги используются для оплаты товаров или услуг, проданных ранее в кредит, для осуществления налоговых платежей, выплаты заработной платы, оплаты жилья и т.д.

Четвертая функция - средство накопления (сбережения).Эту функцию деньги начинают выполнять в том случае, когда за продажей товаров и получением выручки не следует купля.

Знаменитый представитель количественной теории денег Ирвинг Фишер предложил некую формулу, которая, с его точки зрения, показывает зависимость денежного объема от уровня цен. Это уравнение обмена. Выглядит оно так: mV =PQ, где m – масса наличных денег в обращении, V – скорость оборота денежной наличности, P – цена товаров, Q – их количество.

Экономисты утверждают, что это равенство может применяться чисто теоретически, в практических целях оно не пригодно


ОТЛИЧИЕ БАНКНОТЫ ОТ БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ

Сравнительные признаки Банкнота Бумажные деньги

По происхождению Возникла из функции денег как средства платежа Возникли из функции денег как средства обращения

По методу эмиссии Выпускает в обращение Центробанк Выпускает в обращение Казначейство

По возвратности Классические банкноты по истечении срока векселя, под который они выпущены, возвращаются в Центробанк Не возвращаются, а «застревают» в каналах обращения

По разменности По возвращении в банк разменивалась на золото или серебро Всегда были неразменными

Современные банкноты потеряли все гарантии и не обмениваются на золото или серебро. Они поступают в обращение по трем каналам: 1) банковское кредитование хозяйства – обеспечивает связь денежного обращения с динамикой воспроизводства общественного каптала; 2) банковское кредитование государства – банкноты эмитируются взамен государственных долговых обязательств; 3) прирост официальных золотовалютных резервов в странах с активным платежным балансом.

РЫНОК:

Рынок - это обязательный компонент товарного хозяйства. Важнейшими историческими условиями возникновения рынка являются следующие:

¨ общественное разделение труда и специализация;

¨ экономическая обособленность производителей, полностью

самостоятельных, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведённую продукцию). Эта обособленность исторически возникает на базе частной собственности и затем распространяется на коллективную собственность (кооперативы, акционерные общества, государственные предприятия и т.д.);

¨ разрешение проблемы трансакционных издержек - издержек в сфере

обмена, связанных с передачей прав собственности. Они включают расходы,

связанные с получением лицензии на выбранную субъектом хозяйственную

деятельность, с поиском информации, на ведение переговоров и т.п.;

¨ для эффективного функционирования рынка необходима самостоятельность производителя, свобода предпринимательства, свободный обмен ресурсами. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые укажут производителям ориентиры наиболее эффективных направлений их деятельности.

Рынок охватывает сферу товарного обращения и характеризуется совокупностью экономических отношений по поводу купли-продажи товаров. Рынок как экономическую категорию можно рассматривать в узком и широком смысле слова.



В последнем случае имеется в виду «рыночное хозяйство» или рыночная экономика, где на всех фазах общественного воспроизводства широко используются товарно-денежные отношения с соответствующими им институтами - биржами, коммерческими банками, службами маркетинга и т.д.

В узком смысле рынок - это совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Следовательно, субъектами рыночных отношений могут быть общество в целом в лице государства, предприятия различных форм собственности, отдельные лица. Объектами выступают различные товары и услуги, рабочая сила, ценные бумаги, научно-технические разработки и т.д.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платёжеспособного спроса покупателей на основе свободного взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальной основой рыночных отношений является движение товара и денег.

Структура рынка(внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка) очень многообразна и в основе классификации могут лежать различные признаки

¨ по общественному разделению трудавыделяют местный (в пределах села, города), региональный, национальный и мировой;

¨ по правовому признаку можно выделить легальный и нелегальный (теневой) рынки;

¨ по характеру продаж различают оптовый и розничный, экспортный и импортный рынки;

¨ по уровню насыщения различают равновесный, дефицитный и избыточный рынки;

¨ по степени зрелости: неразвитый, развитый, формирующийся;

¨ по отраслевому признаку выделяют: автомобильный, нефтяной, компьютерный и т.д.;

¨ по степени ограничения конкуренции различают свободный, монополистический, олигополистический, смешанный рынки;

¨ согласно экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют рынки предметов потребления, услуг, жилья, средств производства, земли, инвестиций, ценных бумаг, труда и т.д.

Все вышеперечисленные рынки взаимосвязаны, и нарушения в становлении и развитии любого из них будут отражаться и на всех других.

Сущность рынка находит своё выражение в главных его экономических функциях, отражающих основное назначение данной категории и её сущность (рис. 2).


Основные функции рынка

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства, потребления, а также торговцев-посредников; во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Рынок содействует углублению общественного разделения труда и росту интеграционных процессов в экономике.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок даёт ответы на вопросы: что, как и для кого производить?

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики.

Ценообразующая функция — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. Рынок выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы.

Контролирующая функция сводится к контролю конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда.

Информационная функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя - в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

КАДИНЛИСТСКАЯ И ОРДИНАЛИСТСКАЯ ТЕОРИИ ПОЛЕЗНОСТИ Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Кардиналисткую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921) и Л. Вальрас (1834-1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Эту теорию разделял А. Маршалл.


Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а возможностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщения потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности. Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

СПОНТАННЫЙ ПОРЯДОК И ИЕРАРХИЯ Хозяйственная система - особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ. Процесс производства, обмена, распределения и потребления благ, осуществляющийся в разнообразных формах, всегда оказывается организованным тем или иным образом. Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственный субъект должен располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Можно сказать, что различные субъекты хозяйственных систем в истории человеческой цивилизации, будь то первобытная община, рабовладельческая латифундия, феодальное поместье, капиталистическое или социалистическое предприятие - это различным образом устроенные информационные системы.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации выбора: спонтанный, или стихийный порядок и иерархию.

В спонтанных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т. е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществлять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю. Расчет соотношений выгод и издержек не в малых группах, а при «расширенном порядке человеческого сотрудничества», как именует ф. Хайек современную хозяйственную систему, называемую капитализмом выглядит по-другому. Ведь информация об имеющихся ресурсах, о вкусах и предпочтениях потребителей рассеяна, рассредоточена, она не находится в некоем Центре. В таких