ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Законодательство о труде также не было рассчитано на защиту интересов работника в условиях перехода к рыночной экономике. Оно было направлено на искусственное поддержание полной занятости и не гарантировало отсутствие безработицы и материальную поддержку безработным. При уравнительном распределении и активном использовании общественных фондов потребления оно позволяло многим работника получать заработную плату не по результатам труда, а лишь за присутствие на работе. Фактически была широко распространена фиктивная занятость.

Централизованно проводимая государственная социальная политика как по характеру мер, так и по источникам финансирования, по существу, делала принцип зарабатываемости доходов и благ декларативным и лозунговым, не обеспечивающим необходимый качественный уровень общественного обслуживания в области здравоохранения, образования, дошкольного воспитания. Ее безадресность, бессистемность, некомплексный характер в совокупности с бюджетным остаточным принципом финансирования привели к ряду существенных диспропорций и перекосов в социальной сфере.

Кроме того, проводимая централизованная политика доходов, направленная на их повышение, прежде всего у низкооплачиваемых категорий населения, при длительной стабилизации розничных цен породила ряд негативных тенденций:

- ухудшилось материальное положение работников с фиксированным уровнем дохода -- учителей, врачей, работников культуры и др.;

- возникли диспропорции между заработной платой руководителей, менеджеров и подчиненных;

- упал престиж высококвалифицированного труда.

В конце 1980 -- начале 1990-х гг. стало очевидным, что действующая модель социальной политики пришла в противоречие с новыми политическими и экономическими реалиями. Поэтому весьма актуальным стал вопрос о пересмотре ее сути и механизмов.

В настоящее время сформировались две основные концепции перехода от командной экономики к рыночной: шоковая терапия, предусматривающая быстрые, радикальные преобразования в экономике и обществе, и теория постепенного длительного построения рыночной экономики - градуализм. На начальном этапе преобладало мнение о более высокой эффективности шоковой терапии. Однако впоследствии ее теоретики вынуждены были признать необходимость в более длительном периоде времени для создания рыночных институтов и в связи с этим -- преимущество постепенного перехода к рынку [5, с.355].


Но независимо от концепции, можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

1. преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику;

формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;

реформирование отношений собственности как основы экономической системы;

создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;

5. создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Практика показывает, во всех постсоциалистических странах, в том числе и в Беларуси, процесс трансформации осуществляется по нескольким основным направлениям:

- либерализация экономики, связанная, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие шаги - освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

- реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

- макроэкономическая стабилизация народного хозяйства, под которой понимается политика, направленная на устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

- реструктуризацияэкономики и отдельных предприятий, включающая мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

- интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля [6, с.251].


Отметим, что социально ориентированная рыночная экономика базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами предпринимателей.

Следует отметить, что роль государства в управлении экономикой при переходе к рынку не снижается, а во многих отношениях возрастает, в том числе как политического руководителя переходных к рынку процессов; гаранта социальной защищенности малоимущих слоев общества; защищенности общества от коррупции, криминальной среды; своеобразного арбитра в обеспечении политической устойчивости общества и др.

Создавая условия для формирования и развития рыночной экономики, государство в своей экономической политике стремится к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры, финансовая и ценовая стабильность, высокая степень занятости, благоприятная для жизни окружающая среда.

Весьма важно, что модель социально ориентированной рыночной экономики базируется на новых принципах и механизмах взаимодействия компонентов социальной и экономической эффективности. Приоритетное место в ней отводится социальным целям. Среди них: качество и продолжительность жизни населения, защита и улучшение среды обитания людей; социальные гарантии и социальная справедливость; сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей с учетом традиций и национальных особенностей страны. Нельзя противопоставлять социальные цели и экономическую эффективность, так как социальные расходы -- не безвозвратные затраты, а общественно необходимые вложения в человеческий капитал, в высшей степени эффективные как в социальном, так и в экономическом смысле.

Достижение большего социального равенства и социальной справедливости также необходимо рассматривать не только как политический принцип, желательный сам по себе, но и как фактор, способствующий повышению экономической эффективности.

Итак, типовая модель социально ориентированной экономики отличается следующими параметрами:


- "смешанная экономика", в которой достаточно весома доля государственной собственности (при развитом институте частной собственности);

- макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но и охватывает другие сферы экономики (структурная, инвестиционная политика) и трудовых отношений (регулирование занятости);

- особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений в экономике, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

- высокая доля государственного бюджета в ВВП;

- развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.

Уровень социальной защиты высок: налоговая система обеспечивает выравнивание доходов, признается обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.

Что касается наше страны, то следует отметить, что важнейшие направления трансформации экономики Беларуси -- реформирование социальной сферы и становление новой модели социальной политики. В основу подходов формирования последней положен принцип «от социального иждивенчества -- к социальным гарантиям», подразумевающий создание для каждого трудоспособного гражданина республики условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи, усиление адресности социальной поддержки со стороны государства слабо защищенных групп населения [5, с. 389].

Также необходимо отметить, что в Республике Беларусь сложилась своя модель трансформационной экономики, в основе которой лежат значительная регулирующая роль государства; принцип постепенности, эволюционности преобразований; четкая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого гражданина в отдельности; сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти; социальная направленность идущих реформ; активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией [5, с. 389].

Таким образом, социальная политика в трансформационной экономике -- это комплекс социально-экономических мер государства, предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на
повышение уровня и качества жизни населения, его защиту от безработицы и роста цен, обеспечение системы социальных гарантий. Социальная политика государства в переходной экономике имеет особенности, выражающиеся в поддержке различных слоев населения, социальной поддержке малоимущих граждан, создании условий для развития предпринимательства, финансировании в достаточном объеме образования и здравоохранения, заботе об охране экологии, окружающей среды, регулировании сферы трудовых отношений.