Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социально-культурные изменения обусловили и введение новой терминологии: вместо «ребенок-инвалид», «аномальный ребенок» стали использоваться термины «ребенок с особыми потребностями», «ребенок с особенностями в развитии».
СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ (Дания, Швеция и Норвегия)
Объединяющее своеобразие развития науки и практики обучения детей с ограниченными возможностями в этих странах
В 70-х г. была четко обозначена необходимость реализации социальных прав человека, отраженных в соответствующих международных документах ООН и ЮНЕСКО - Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, комплекса документов о правах человека с ограниченными возможностями (1971, 1975 гг. и др.).
Швеция
История школьного специального образования берет свое начало с открытия в 1809 г. в Стокгольме Института для глухонемых и слепых при финансовой поддержке короля Швеции. В течение более полувека это было единственное специальное образовательное учреждение на территории страны. В период с 1859 по 1884 гг. в разных городах были созданы 14 специальных учреждений для глухих детей. С 1889 г. в связи с принятием закона об обязательном обучении было введено и обязательное 8-летнее обучение детей этой категории.
Швеция одной из первых стран приступила к обучению слепоглухих: в 1882 г. Элизабет Анреп-Нордин по просьбе королевы Софии стала заниматься с такой девочкой, а в 1886 г. в Скаре была создана школа для слепоглухих детей.
Логопедическая помощь в стране осуществляется в двух формах государственной и муниципальной. В государственную сферу входит 7 региональных больниц, при которых функционируют фониатрические отделения, где логопеды под руководством фониатров и логотерапевтов проводят коррекционно-логопедическую работу с пациентами от дошкольного возраста до взрослых. При больницах имеются логопункты, где принимают пациентов и работают с ними только логопеды или логотерапевты. Эти формы логопедической помощи подчиняются социальным службам.
Муниципальная (коммунальная) логопедическая помощь встроена в школьную систему. Это так называемые «школьные речевые клиники», где логопеды, одновременно являющиеся и учителями-дефектологами, проводят индивидуальные занятия с детьми школьного возраста. Один школьный логопед обслуживает несколько «школьных речевых клиник».
Дети с умственной отсталостью первоначально содержались в приютах (первый из них был открыт в 1866 г.); в 1899 г. появились классы для приходящих учеников этой категории.
Обязательное образование для «обучаемых и воспитуемых» умственно отсталых детей было введено в 1944 г., а с 1967 г. установлено всеобщее обязательное обучение для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Учредителями специальных образовательных учреждений становятся муниципалитеты.
Еще в 40-х п. ХХ в. В стране были сделаны первые успешные шаги в сфере ранней и дошкольной помощи детям с ограниченными возможностями. Всемирно известный сегодня аудиолог, доктор медицины и отец глухого ребенка Эрик Веденберг разработал метод моно сенсорного (т.е. с опорой только на остаточный слух), формирования устной речи у маленьких глухих детей.
Деятельность Э. Веденберга послужила толчком для создания многочисленных дошкольных учреждений, работающих по его методике и носящих его имя.
Интеграционные тенденции в системе шведского образования проявились уже в 60-х п. прошедшего столетия, а через 20 лет они были законодательно закреплены и вошли в регулярную организационную практику школ.
Дания
Характерной традицией развития образования в Дании является законодательное закрепление образовательных инициатив, успешно прошедших испытание практикой.
В 1871 г. было введено обязательное обучение для глухих детей, в 1926 г. - для слепых, а для умственно отсталых лишь в 1959 г. в связи с началом реализации концепции «нормализация».
Первоначально специальные школы находились в подчинении Министерства социального обеспечения, а с 1980 г. большинство из них перешло в ведение органов школьного управления на местах, которые также курировали и логопедическую помощь.
Идея включения учащихся с особыми образовательными потребностями в структуру массовой народной школы появилась в Дании с начала ХХ в. В особенности это касалось тех учащихся, у которых нарушения или отклонения в развитии имели легкие формы. Первые коммунальные классы для умственно отсталых детей в структуре народной школы открылись в Копенгагене в 1900 г., для детей с нарушениями слуха - в 1916 г., для детей с нарушениями зрения - в 1922 г., с речевыми нарушениями - в 1935 г., с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в 1961 г.
В 1969 г. после предварительно проведенного изучения соблюдения прав человека в различных социальных институтах страны, в том числе и в системе образования «Зеленая экспертиза» правительство Дании приняло решение: интеграция - основа построения системы образования.
В системе образования Дании ведущей была признана концепция «Школа для всех». Согласно этой концепции, каждая школа должна была иметь собственный, адекватный потребностям учащихся реабилитационный центр (клинику), либо такая структура должна была находиться вблизи школы, с тем чтобы ученики с особыми образовательными потребностями могли получать там дополнительные образовательные услуги - логопедическую помощь, занятия с сурдопедагогом, тифлопедагогом и другими специалистами. Здесь же проводилось методическое консультирование учителей общеобразовательных классов, которые работали с детьми, имеющими те или иные нарушения развития.
Норвегия
Началом истории специального образования в Норвегии можно считать открытие в 1824 г. в Торндхайме школы для глухих детей. Первая школа для слепых появилась в 1861 г., а для умственно отсталых - в 1875 г. В 1841 г. был создан «Приют спасения» для детей и подростков с отклоняющимся поведением. Логопедическую помощь заикающимся стали оказывать с 1874 г., а с 1919 г. уже действовала открытая школа для детей и подростков с нарушениями речи.
В 1881 г. был принят закон об обязательном обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. А с 1955 г. массовые школы обязывались проводить специальное обучение.
В стране получили широкое распространение психолого-педагогические бюро, выполняющие функции мультидисциплинарных экспертных структур, которые силами самых различных специалистов проводят диагностику и консультирование, содействуют разработке индивидуальных программ развития ребенка и контролируют их реализацию.
Япония
Возникновение и оформление регулярно действующей системы специального образования (вторая половина XIX в.)
Оформление регулярно действующей системы специального образования в Японии состоялась намного позднее, чем в индустриально развитых странах Европы. Только в 1872 г. в принят Указ об образовании, где высказана необходимость открытия классов для глухих и слепых детей при начальных школах, а также обучения детей с умственными и физическими недостатками.
В отличие от крупных городов, где к концу XIX в. уже имелось пять школ для слепых детей, в провинции их не было, не существовало там и школ для глухих детей.
В 1890 г. в Матеумото при начальной школе был открыт специальный класс для умственно отсталых. За довольно короткий период появилось еще несколько таких классов при начальных школах разных городов страны.
В 1923 г. был принят императорский Закон об обучении слепых и глухих детей и о функционировании государственных и частных школ для детей этих двух категорий. Начальная ступень обучения была увеличена на год (достигла 6-ти лет); средняя ступень для слепых составляла 4 года, для глухих - 5 лет; имелась также старшая ступень, предназначенная для профессиональной подготовки школьников.
В 20- 30-х гг. прошедшего столетия продолжалась дифференциация специального образования: в 1926 г. открылся специальный класс для заикающихся детей при начальной школе в Янгаве, в 1933 г. - класс для слабовидящих учащихся в Наизане.
Послевоенные годы и реформирование системы образования под влиянием американских подходов
В 1956 г. под давлением японской ассоциации родителей умственно отсталых детей правительство приняла закон об обязательном специальном обучении детей с умственной отсталостью, с трудностями в обучении, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с хроническими заболеваниями (например, лучевой болезнью). Согласно этому закону, государство взяло на себя расходы по строительству зданий для специальных школ, по оплате труда учителей и оснащению школ всем необходимым.
К середине 60-х гг. хх в. достигла современного уровня система специального образования для слепых и глухих детей
Помимо самостоятельных специальных школ в Японии традиционно продолжали сохраняться специальные классы при массовых школах.
В 70-х п. Министерство образования Японии инициировало изучение особых образовательных потребностей детей с легкими формами отклонений в развитии и определение условий и возможностей их обучения в системе массовой общеобразовательной школы. Также по заданию министерства было выполнено исследование, направленное на изучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями с целью обоснования необходимости всестороннего и полного удовлетворения потребностей таких детей в условиях как семьи, так и специальных учреждений.
В 1971 г. учебные планы специальных школ были дополнены новым коррекционно-развивающим компонентом - курсом «Забота и упражнение» (Його-Кунрен), который включал в себя: обеспечение психосоматического здоровья; развитие сенсорной сферы и восприятия; формирование и развитие моторных функций; воспитание воли.
Еще в 60-х п. хх в. В Японии возникло движение за раннее выявление и раннюю комплексную помощь детям с отклонениями в развитии (в первую очередь, глухим) и за последующее интегрированное их обучение. Основоположниками этого движения считают профессора Хидео Имаи, физика и исследователя в области специальной педагогики в Университете образования в Токио (19531971), а затем руководителя отделения логопедии и сурдопедагогики в НЮlИональном институте специального образования в Йокусуке (1971- 1990); а также профессора специальной педагогики Йошисато Танака, доктора медицины, руководителя специализированной клиники Токийского университетского госпиталя.