Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социально-культурные изменения обусловили и введение новой терминологии: вместо «ребенок-инвалид», «аномальный ребенок» стали использоваться термины «ребенок с особыми потребностями», «ребенок с особенностями в развитии».

СКАНДИНАВСКИЕ СТРАНЫ (Дания, Швеция и Норвегия)

Объединяющее своеобразие развития науки и практики обучения детей с ограниченными возможностями в этих странах

В 70-х г. была четко обозна­чена необходимость реализации социальных прав человека, отражен­ных в соответствующих международных документах ООН и ЮНЕС­КО - Декларации прав человека, Декларации прав ребенка, комп­лекса документов о правах человека с ограниченными возможностя­ми (1971, 1975 гг. и др.).

Швеция

История школьного специального образования берет свое нача­ло с открытия в 1809 г. в Стокгольме Института для глухонемых и слепых при финансовой поддержке короля Швеции. В течение бо­лее полувека это было единственное специальное образовательное учреждение на территории страны. В период с 1859 по 1884 гг. в раз­ных городах были созданы 14 специальных учреждений для глухих детей. С 1889 г. в связи с принятием закона об обязательном обуче­нии было введено и обязательное 8-летнее обучение детей этой ка­тегории.

Швеция одной из первых стран приступила к обучению слепо­глухих: в 1882 г. Элизабет Анреп-Нордин по просьбе королевы Со­фии стала заниматься с такой девочкой, а в 1886 г. в Скаре была создана школа для слепоглухих детей.

Логопедическая помощь в стране осуществляется в двух формах ­государственной и муниципальной. В государствен­ную сферу входит 7 региональных больниц, при которых функциони­руют фониатрические отделения, где логопеды под руководством фо­ниатров и логотерапевтов проводят коррекционно-логопедическую работу с пациентами от дошкольного возраста до взрослых. При больницах имеются логопункты, где принимают пациен­тов и работают с ними только логопеды или логотерапевты. Эти фор­мы логопедической помощи подчиняются социальным службам.

Муниципальная (коммунальная) логопедическая помощь встро­ена в школьную систему. Это так называемые «школьные речевые клиники», где логопеды, одновременно являющиеся и учителями-дефектологами, проводят индивидуальные занятия с детьми школьного возраста. Один школьный логопед обслуживает несколько «школьных речевых клиник». 


Дети с умственной отсталостью первоначально содержались в приютах (первый из них был открыт в 1866 г.); в 1899 г. появились классы для приходящих учеников этой категории.

Обязательное об­разование для «обучаемых и воспитуемых» умственно отсталых де­тей было введено в 1944 г., а с 1967 г. установлено всеобщее обяза­тельное обучение для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Учредителями специальных образовательных учреждений стано­вятся муниципалитеты.

Еще в 40-х п. ХХ в. В стране были сделаны первые успешные шаги в сфере ранней и дошкольной помощи детям с ограниченными воз­можностями. Всемирно известный сегодня аудиолог, доктор медици­ны и отец глухого ребенка Эрик Веденберг разработал метод моно сенсорного (т.е. с опорой только на остаточный слух), формирования устной речи у маленьких глухих детей.

Деятельность Э. Ве­денберга послужила толчком для создания многочисленных до­школьных учреждений, работающих по его методике и носящих его имя.

Интеграционные тенденции в системе шведского образования проявились уже в 60-х п. прошедшего столетия, а через 20 лет они были законодательно закреплены и вошли в регулярную организа­ционную практику школ.


Дания

Характерной традицией развития образования в Дании является законодательное закрепление образовательных инициатив, успешно прошедших испытание практикой.

В 1871 г. было введено обязательное обучение для глухих детей, в 1926 г. - для слепых, а для умственно отсталых лишь в 1959 г. в связи с началом реализации концепции «нормализация».

Первоначально специальные школы находились в подчинении Министерства социального обеспечения, а с 1980 г. большинство из них перешло в ведение органов школьного управления на местах, которые также курировали и логопедическую помощь.

Идея включения учащихся с особыми образовательными потреб­ностями в структуру массовой народной школы появилась в Дании с начала ХХ в. В особенности это касалось тех учащихся, у которых нарушения или отклонения в развитии имели легкие фор­мы. Первые коммунальные классы для умственно отсталых детей в структуре народной школы открылись в Копенгагене в 1900 г., для детей с нарушениями слуха - в 1916 г., для детей с нарушениями зрения - в 1922 г., с речевыми нарушениями - в 1935 г., с нарушениями опорно-двигательного аппарата - в 1961 г. 

В 1969 г. после предварительно проведенного изучения соблюде­ния прав человека в различных социальных институтах страны, в том числе и в системе образования «Зеленая экспертиза» пра­вительство Дании приняло решение: интеграция - основа построения системы образования. 

В системе образования Дании ведущей была признана концепция «Школа для всех». Согласно этой концепции, каждая школа должна была иметь собственный, адекватный потребностям учащихся реа­билитационный центр (клинику), либо такая структура должна была находиться вблизи школы, с тем чтобы ученики с особыми образо­вательными потребностями могли получать там дополнительные об­разовательные услуги - логопедическую помощь, занятия с сурдо­педагогом, тифлопедагогом и другими специалистами. Здесь же про­водилось методическое консультирование учителей общеобразова­тельных классов, которые работали с детьми, имеющими те или иные нарушения развития.

Норвегия

Началом истории специального образования в Норвегии можно считать открытие в 1824 г. в Торндхайме школы для глухих детей. Первая школа для слепых появилась в 1861 г., а для умственно отста­лых - в 1875 г. В 1841 г. был создан «Приют спасения» для детей и подростков с отклоняющимся поведением. Логопедическую помощь заикающимся стали оказывать с 1874 г., а с 1919 г. уже дей­ствовала открытая школа для детей и подростков с нарушениями речи.


В 1881 г. был принят закон об обязательном обучении глухих, сле­пых и умственно отсталых детей. А с 1955 г. массовые школы обязы­вались проводить специальное обучение.

В стране получили широкое распространение психолого-педаго­гические бюро, выполняющие функции мультидисцип­линарных экспертных структур, которые силами самых различных специалистов проводят диагностику и консультирование, содействуют разра­ботке индивидуальных программ развития ребенка и контролируют их реализацию. 

Япония

Возникновение и оформление регулярно действующей системы специального образования (вторая половина XIX в.)

Оформление регулярно действующей системы специального обра­зования в Японии состоялась намного позднее, чем в индустриально развитых странах Европы. Только в 1872 г. в принят Указ об обра­зовании, где высказана необходимость открытия классов для глухих и слепых детей при начальных школах, а также обучения детей с ум­ственными и физическими недостатками.

В отличие от крупных городов, где к концу XIX в. уже имелось пять школ для слепых детей, в провинции их не было, не существо­вало там и школ для глухих детей.

В 1890 г. в Матеумото при начальной школе был открыт специальный класс для умствен­но отсталых. За довольно короткий период появилось еще несколь­ко таких классов при начальных школах разных городов страны.

В 1923 г. был принят императорский Закон об обучении слепых и глухих детей и о функционировании государственных и частных школ для детей этих двух категорий. Начальная ступень обучения была увеличена на год (достигла 6-ти лет); средняя ступень для сле­пых составляла 4 года, для глухих - 5 лет; имелась также старшая ступень, предназначенная для профессиональной подготовки школьников.

В 20- 30-х гг. прошедшего столетия продолжалась дифференци­ация специального образования: в 1926 г. открылся специальный класс для заикающихся детей при начальной школе в Янгаве, в 1933 г. - класс для слабовидящих учащихся в Наизане.


Послевоенные годы и реформирование системы образования под влиянием американских подходов

В 1956 г. под давлением японской ассоциации родителей умствен­но отсталых детей правительство приняла закон об обязательном специальном обучении детей с умственной отсталостью, с трудностя­ми в обучении, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с хроническими заболеваниями (например, лучевой боле­знью). Согласно этому закону, государство взяло на себя расходы по строительству зданий для специальных школ, по оплате труда учи­телей и оснащению школ всем необходимым.

К середине 60-х гг. хх в. достигла современного уровня система специального образования для слепых и глухих детей

Помимо самостоятельных специальных школ в Японии традици­онно продолжали сохраняться специальные классы при массовых школах. 

В 70-х п. Министерство образования Японии инициировало изучение особых образовательных потребностей де­тей с легкими формами отклонений в развитии и определение усло­вий и возможностей их обучения в системе массовой общеобразо­вательной школы. Также по заданию министерства было выполне­но исследование, направленное на изучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями с целью обоснования необходимо­сти всестороннего и полного удовлетворения потребностей таких детей в условиях как семьи, так и специальных учреждений.

В 1971 г. учебные планы специальных школ были дополнены но­вым коррекционно-развивающим компонентом - курсом «Забота и упражнение» (Його-Кунрен), который включал в себя: обеспечение психосоматического здоровья; развитие сенсорной сферы и восприятия; формирование и развитие моторных функций; воспитание воли.

Еще в 60-х п. хх в. В Японии возникло движение за раннее вы­явление и раннюю комплексную помощь детям с отклонениями в развитии (в первую очередь, глухим) и за последующее интегриро­ванное их обучение. Основоположниками этого движения считают профессора Хидео Имаи, физика и исследователя в области специ­альной педагогики в Университете образования в Токио (1953­1971), а затем руководителя отделения логопедии и сурдопедагогики в НЮlИональном институте специального образования в Йокусуке (1971- 1990); а также профессора специальной педагогики Йошисато Танака, доктора медицины, руководителя специализированной кли­ники Токийского университетского госпиталя.