Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ГЕРМАНИЯ

Выдающиеся педагоги-энтузиасты из истории развития специального образования Германии

Признанным основоположником теории и практики обучения детей, имеющим нарушения слуха и речи, в Германии является Са­муэль Гейнике, принявший участие в открытии в 1778 г. в Лейпциге школы-ин­терната (института) для глухих детей. Эта школа, будучи по сути государственной, а не част­ной, принимала на бесплатной основе детей не только из высшего сословия, но и из социальных низов. Она сохранилась и функцио­нирует в настоящее время. 

Историческая заслуга С. Гейнике состоит в том, чтоон первым обратил внимание на значение словесной речи и словесного мыш­ления для глухого ребенка, считая их формирование необходимым для получения образования, для воспитания личности и для после­дующей самостоятельной жизни в среде слышащих.  Гейнике остался в истории образования как талантливый сурдо­педагог, доказавший необходимость перехода от практики обучения глухих речи к целостному процессу их личностного развития, и давший импульс для дальнейшего развития дидактики и самобытных методик в сурдопедагогике.

Первая школа для слепых в Германии была основана в 1806 г. при участии тифлопедагога Валентина Гаюи. Она называлась «Берлинский королевский институт для слепых».

Таким образом, Герма­ния получила государственную основу специального образования.

Влияние передовых научных и общественных деятелей на оформление политики властей в области образования (первая половина XIX в.)

На становлении в Германии системы образования в первой поло­вине XIX в., безусловно, сказались идеи и деятельность выдающегося немецкого философа Вильгельма Гумбольдта. Гумбольдт сумел вывести начальные школы страны из подчинения церкви. Он перестроил и Прусскую Академию наук, по его инициативе был основан Берлинский университет, сегодня носящий его имя.

В 1832 г. Иоганн фон Курц открыл в Мюнхене «Техническое индустриальное учи­лище для бедных детей». Его отличие от приютов спасения состояло в том, что здесь воспитанникам были предоставлены воз­можности профессионального образования и последующей профес­сиональной занятости. С 1844 г. это учреждение стало государствен­ным.


В первой половине XIX в. это были лишь единичные учрежде­ния, создававшиеся преимущественно представителями церкви: в 1835 г. пастор Хальденванг открыл «Приют спасения для слабоумных детей» в Вильдберге; в 1852 г. пастор Йозеф Пробст основал такое же заведение в Эксберге по аналогии с тем, что онувидел в Швейцарии в Абендсбергскам приюте И. Гуг­генбюля. Через некоторое время (1842 г.) появилась отделение для слабоумных в структуре учреждения для глухонемых, созданная в 1838 г. К.Ф. Кернам. Первое государственное учебное заведение для детей с умственной отсталостью было открыта в 1846 г. в Губертусбурге.

Появились и научные рабаты в области логопедии, посвященные проблемам заикания, - труды Р. Шультесса, увидевшие свет в 1830 г. К 1832 г. были разработаны специальные рекомендации для учите­лей, занимающихся преодолением заикания, в 1841 г. опубликованы материалы, связанные с разными методами решения проблем в функционировании речевых органов.

Уже в первой половине XIX в. возникает и широко об­суждается идея совместного обуче­ния нормальных детей и детей с отклонениями в развитии. В Берлине был предложен иной вариант совместного обучения. Здесь «дополнительные классы», которые с 1898 г. по 1911 г. входили в состав массовых школ, должны были оберегать детей, отстающих в развитии, от социальной дискриминации. Однако во второй половине XIX в. интерес к совместному обу­чению в народной школе умственно отсталых, глухих и слепых за­метно снизился. 

Во второй половине XIX в. педагогическая общественность стра­ны пришла к заключению, что государственные специальные обра­зовательные учреждения, где обучение детей с ограниченными воз­можностями обеспечивается силами квалифицированных педагогов, являются более прогрессивной формой, нежели малоквалифициро­ванная поддержка таких детей в условиях массовой школы.

По мнению А. Лёве (1992), к позитивным результатам периода стремления к совместному обучению следует отнести убежденность педагогов Германии в необходимости обучения глухих устной речи, что в немалой степени способствовало выдвижению этой страны в европейские лидеры по обучению глухих на основе устного метода. Одним из наиболее значительных педагогов этого направления был Иоганн Фаттер.



Объединение немецких земель в единое государство. Становление теории и практики образования, в том числе специального

В рассматриваемый период в Германии оформляется самостоя­тельное научное направление - «лечебная педагогика», на станов­ление и развитие которой оказал влияние ряд факторов как социаль­ного, так и научного характера.

С середины XIX в. специальное образование в Германии посте­пенно обособляется, хотя внутри школьные структуры для особых детей в рамках массовых школ еще имеют значительное распространение. Но постепенно, к началу ХХ в., внутришкольное содействующее обу­чение начинает вытесняться и уступать место самостоятельным вспо­могательным школам, а также специализированным школам для глу­хих и слепых детей.

Первое учреждение для умственно отсталых детей было основа­но в Ансбахе священником В. Лёхе (1854), в последующие годы та­кие заведения начинают действовать в Гамбурге (1863), Билефельде (1872) и в других городах Германии.

Особый тип вспомогательной школы для детей с учебными про­блемами был обоснован учителем-дефектологом Г.Э. Штётцнером. В 1864 г. в своей работе он раскрыл теоретическую концепцию вспомогательной школы как самостоятельного образо­вательного учреждения. 

Вспомога­тельные школы как самостоятельные образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью появились в Германии в ряде городов: в Брауншвейге (1881), затем в Лейпциге, в Дортмунде и Хальберштадте (1885) и др. В 1898 г. в Ганновере был создан союз вспомогательных школ Германии.

Даже для лечебной педагогики была характерна понятийная не­согласованность в обозначении феномена проблемного развития. Для указания на одни и те же проявления порой без всякого обо­снования употреблялись различные термины: «вырождение», «не­правильное развитие», «аномалии», «затруднения» и др.

В обучении детей с нарушениями слуха в середине XIX - начале ХХ вв. отмечалось не только увеличение числа школ, но и формиро­вание самобытных дидактико-методических подходов к образованию учащихся этой категории.

Вторая половина XIX в. в сурдопедагогике Германии связана с именем Иоганна Фаттера, который, осмыслив всю со­вокупность разработанных его предшественниками дидактических идей, создал на этой основе собственную «методу», или дидактиче­скую систему. В ее основу было положено органичное соединение овладения глухими детьми словесной речью с изучением учебных предметов и формированием навыков общения с окружающими. 


Таким образом, система специального образования в начале ХХ в. получила в Германии широкое признание и распространение.

Веймарская республика и последующая фашистская диктатура (1919 - 1944 гг.)

В задачи вспомогательной школы в этот период входило: аккумулировать учащихся с наследственными заболеваниями, выполняя задачи социальной и расовой гигиены; формировать экономическую и социальную полезность учащих­ся этой категории; освобождать массовую школу от не нужного балласта. Здесь речь идет не только об умственно отсталых детях, но также и о подрост­ках с девиантным и асоциальным поведением. При этом и затрудне­ния в обучении, и отклонения в поведении объяснялись биологиче­скими факторами.

Нравственное и организационное возрождение системы образования в послевоенный период

В то же время сразу после войны проблемы людей с ограниченными возможностями отошли на вто­рой план. Вся система специальных школ на территориях обоих государств оказалась разрушенной; в прямом смысле были разрушены здания школ и интернатов, не хватало учителей и воспитателей. Но основ­ная проблема заключалась в том, что в немецком общественном со­знании по-прежнему существовала идея дискриминации детей с на­рушениями развития.

В 1958 г. в Марбурге было основано федеральное объединение «По­мощь умственно отсталому ребенку». Итак, благодаря инициативе родителей, несогласных с политикой государства, положение умственно отсталых в отношении их обуче­ния стало меняться.

Постепенно в Федеративной Германии начинает происходить размежевание вспомогательных и специальных школ. Вспомогатель­ная школа становится школой для детей «с нарушениями процесса обучения», в контингент которой уже не входили «слабоумные и идиоты».

В ГДР «неспо­собные к обучению слабоумные дети» также исключались из вспо­могательных школ и передавались на попечение школ-интернатов.

Таким образом, после Второй мировой войны в ФРГ существо­вали два типа школ для детей с проблемами умственного развития: вспомогательные для имеющих трудности в обучении и специальные для умственно отсталых. 


Специальные школы стали «самостоятельными образовательными и воспитатель­ными учреждениями» с собственной учебной программой и административным управлением.

Согласно терминологии постановления, в стране имелись следующие типы специальных школ: шко­лы для слепых, школы для слабовидящих, школы для глухих, шко­лы для слабослышащих, речевые школы, школы для детей с наруше­ниями опорно-двигательного аппарата, школы при больницах, вспо­могательные школы, школы для трудновоспитуемых детей, школы для несовершеннолетних в местах заключения, специальные профес­сиональные школы.

Основанное в 1922 г. Общество лечебной педагогики в 1933 г. было распущено национал-социалистским режимом. Но его про­должением стало Интернациональное общество ортопедагогики (лечебной педагогики), которому удалось сохранить его традиции и задачи.

Возникла и получила научное обоснование новая концепция спе­циальной педагогики, разработанная А. Сандером, О. Шпеком, Г. Вайссом, методологической основой которой стала психолого-эко­логическая парадигма. В ней были выделены четыре главных аспек­та - личность ребенка, деятельность, семья, процесс. А. Сандер обо­значил как ведущие следующие понятийные пары аспектов: потреб­ностно-ориентированный (центрированный на личности), деятель­ностно-ориентированный (целостный), семейно-ориентированный (экологический), процессуально-ориентированный (динамический).

Основываясь на этих идеях, активный сторонник интеграции У. Пройс-Лаузитц в начале 80-х гг. разработал дидактико-методиче­скую концепцию совместного обучения. Ее основное положение утверждает, что каждый человек обладает базовой способностью к обучению.

Перестройка связей и взаимодействия общего и специального образования (90-е гг. ХХ в. - начало XXI в.)

Очередной этап развития системы специального образования в Германии ознаменовался перестройкой ее организационных основ, сокращением числа специальных школ, резким увеличением количе­ства специальных классов в общеобразовательных школах, изменени­ями во взаимоотношениях массового и специального образования.

Таким образом, концепция интеграционного варианта специаль­ного образования была признана нормативно-правовой базой для организации массовой практики.