Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результатом такого подхода стала разработка и внедрение в практику разноуровневой социальной модели, предусматривающей удовлетворение основных потребностей индивида с ограниченными возможностями, что позволяло ему чувствовать себя полноценной личностью.
Экологический подход в обучении предполагает отказ от терминов «нарушение», «дефект», а также от дифференцированных учебных заведений для детей и подростков с ограниченными возможностями. Возникла и реализовывалась в ряде стран модель инклюзивного обучения, предполагающая изменение всей системы образования с ориентацией на образовательную интеграцию.
Основоположником экологического подхода считают американского педагога и социолога У. Бронфенбреннера, который ввел системное представление о социальном контексте жизни детей. Социальные взаимосвязи ребенка он разделил на несколько уровней: микро- (семья), мезо- (семья, школа), экзо- (профессиональная сфера деятельности родителей, окружение старших братьев и сестер), макросистемы (бедность, культурные традиции, мораль). Ключевыми в его трудах стали понятия «системность», «интеграция», «ценностность», «целостность»: 1) системность в контексте экологического образования используется для упорядочения существующих отношений, интересов и интерактивных взаимодействий внутри одной системы; 2) интеграция - термин, отражающий совокупность связей и отношений ребенка; 3) ценностность указывает на необходимость учета в рамках педагогического сопровождения в социализации ребёнка всего многообразия норм и ценностей, существующих в обществе; 4) целостность отражает понимание человека как единой, неделимой, целостной системы.
Таким образом, нарушенное развитие понимается как дифференцированная потребность в поддержке. Задача специальной педагогики состоит - быть pecypco-ориентированной. Особую значимость приобретают индивидуализация педагогического содействия и воздействия среды.
Экологическая парадигма развития специальной педагогики не отрицает полностью понятий «нарушение развития» и «нарушение воспитания», но они занимают иное место в ряду решаемых педагогических задач. Базовым становится педагогическое понятие «особые образовательные потребности».
Ранняя комплексная помощь ребенку и его семье
Идея ранней педагогической помощи детям с проблемами в развитии возникла и упрочилась в научном русле экспериментальной педагогики в ХХ в.
Уникальные возможности ранней помощи основываются на исключительной пластичности детского мозга, находящегося в процессе своего становления и развития, что обеспечивает особую эффективность проводимой стимуляции, раннего сенсорного развития и обyчения.
По данным Л.И. Аксеновой, Л.Ю. Панариной, Н.Ш. Тюриной, А.П. Янна, А. Лёве, О. Шпека комплексная ранняя помощь во многих развитых странах мира к середине ХХ в. уже сформировалась в достаточно самостоятельную и интенсивно развивающуюся отрасль научного и практического знания, характерной чертой которой стали междисциплинарность и полифундаментальность.
В соответствии с новыми экспериментальными данными в зарубежной науке оформляется интегрированная теория раннего развития. Разработка методики ранней помощи, или раннего вмешательства в психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности началась с программ опережающего обучения.
Не менее важной причиной, обусловившей активную разработку и внедрение программ «раннего вмешательства» послужила экономическая целесообразность их применения. Было рассчитано, что реализация таких программ значительно сократит впоследствии число детей дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном образовании, на финансирование которого государство тратит значительные ресурсы - материальные, технические, кадровые и др.
Следующим этапом и появление новой модели ранней помощи считают тенденцию к регионализации в ее оказании (примерно в 80-х гг. ХХ в.): из крупных центров она перемещается в небольшие региональные структуры комплексной медико-психолого-педагогической помощи с мультидисциплинарным штатом специалистов. Региональная служба ранней помощи ориентировала свою деятельность на психолого-педагогическую помощь семье в целом.
Таким образом постепенно сформировалась «семейно-центрированная модель» ранней помощи. Ее развитию и упрочению способствовало возникновение мобильных служб ранней помощи, когда не родители с ребенком должны были приезжать к специалистам, а наоборот (надомное вuзитирование представителями мобильной службы ранней помощи).
Одной из важных форм построения зарубежных моделей раннего социально-педагогического вмешательства являются организация и функционирование
лекотек - библиотек игрушек, которые впервые появились в Скандинавских странах в середине 60-х гг. прошлого столетия. Лекотеки служили местом встреч родителей, объединенных аналогичными проблемами, с профессионалами для обсуждения возможности помощи и взаимопомощи, для уточнения и дополнения программ развития детей.
Наибольшим признанием в мировой практике пользуются такие программы ранней диагностики и ранней помощи, как Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3-х лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до пяти лет, Гавайский профиль раннего обучения, Руководство Портейдж, Мюнхенская функциональная диагностика; Программа ранней диагностики развития «Тандем» (Голландия), программа Союза экспериментального обучения и развития ребенка при Вашингтонском университете (США), программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» (Сидней, Австралия, 1975), программы ранней помощи, созданные на основе исследований и практики работы «Детского центра» в Мюнхене, руководимого Т. Хелльбрюгге.
Общие предпосылки и терминология
Термин «социальная интеграция» появился в США и изначально применялся к расовым, этническим меньшинствам, позднее - к детям эмигрантов и лишь в последнее время используется в отношении людей с ограниченными возможностями и предусматривает не ограничиваемое участие человека в жизни общества. Зарубежная педагогика рассматривает интеграцию как совместную жизнь и учение обычных детей и детей с ограниченными возможностями при сопровождении этого процесса организационными, дидактическими и методическими мерами.
Понимание значимость этих преобразований для осуществления «правильной» интеграции привело к уточнению терминологии, появлению термина «inchиsoon» - «включение», который получил распространение во всем мире благодаря международным документам.
В 1994 г. в Испании была проведена Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями, на которой предложили принять в «форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе».
Инклюзивное образование предусматривает не только включение и активное участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но и перестройку массового образования для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Сегодня трактовка и характер использования термина «inclusion» в разных странах различаются. В немецкоязычных странах продолжают пользоваться терминами «интеграция», «совместное обучение», «включение». Представитель интеграционной педагогики А. Хинц указывает на различия практики интеграции, которая базируется на принятии двух дифференцированных путей образования для обычных детей и детей с ограниченными возможностями, и инклюзии.
В современной специальной и общей педагогике в германоязычных странах выделяются четыре базовые концепции интеграции в общество детей и молодежи с особыми потребностями: кооперативно-деятельностная, экосистемная, реальнопроцессуальная и медико-философская.
По мнению Зарубежья
, в последнее время сформировалась интеграционная педагогика. Ее возникновение и становление связаны с утверждением новых концепций дошкольной, школьной и социальной педагогики, в которые вошли важнейшие идеи и компетенции специальной педагогики и специального образования. В центре внимания - человек с его индивидуальными потребностями и возможностями в образовании и развитии. Интеграционная педагогика является по сути своей педагогикой индивидуальности, предназначенной для работы со всеми детьми.
Интеграция осуществляется в самых разнообразных формах:
Классы диагностики и содействия для детей с проблемами в развитии и поведении. Такие классы функционируют как в школах для детей с нарушениями умственного развития, так и в обычной начальной школе. В таких классах содержание обучения рассчитано на три года, малое количество учащихся, хорошее кадровое и материальное обеспечение.
Интегрированные в массовую школу специальные классы предназначены для детей с нарушениями в развитии, которые нуждаются в специальном педагогическом сопровождении специального педагога. Эти классы относятся к системе специального образования.
Интеграционные классы по численному составу рассчитаны максимум на 20 учеников, руководствуются двумя учителями, в соответствии с принципом индивидуализации.
Интеграционные обычные классы возникают там, где требуется территориальная близость интеграции. Они рассматриваются как обычные классы школьной параллели, которые по необходимости принимают отдельных учащихся с особыми образовательными потребностями.
Сравнительный аспект интеграции
Результаты изучения школьной интеграции во многих странах, показывают, что в некоторых из них специальное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется внутри самого образовательного учреждения в подавляющем большинстве случаев специальным педагогом и/или специальными педагогами специальной школы, а также школьными психологами и другими сотрудниками. При этом во многих странах в классе наряду с обычным учителем работает ассистент, имеющий, как правило, дефектологическое образование. Специализированная помощь внутри школы ориентирована не только на детей с особыми образовательными потребностями, но и на работающих педагогов, а также родителей.