Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В «Акте об образование» (1921 г.) указывалось, что умственно отсталые дети должны обучаться только в специальных школах или в специальных классах.
В 1944 г. Министерством просвещения был принят новый «Акт об образовании». В нем указывались следующие задачи: упорядочение системы специального образования, дифференцирование ее в соответствии с особенностями состояний и возможностей детей; диагностическое определение категорий детей, нуждающихся в специальном обучении. При этом было расширено количество категорий «особых» детей и подростков.
В середине 50-х гг. прошедшего столетия структура специального образования более или менее оформилась и в таком виде она существовала до середины 70- начала 80-х г., включая следующие типы учреждений: специальные школы-интернаты; дневные специальные школы; специальные классы при общеобразовательных школах; специализированные детские сады.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Реформирование системы специального образования. Распространение и углубление теории и практики интегрированного обучения (70-90-е гг. ХХ в.)
Период 70-90-х г. прошедшего столетия стал переломным для развития специального образования Великобритании. Это было связано с коренными изменениями политики в области специального образования, с его дальнейшей углубленной гуманизацией.
В 1970 г. был принят новый «Акт об образовании», юридически закрепивший многие новации и нововведения в системе специального образования. Закон исключил из педагогического обихода понятие «необучаемость»; в нем оговаривалось, что образование должно быть предоставлено всем детям, несмотря на глубину и тяжесть нарушений в развитии.
В 1978 г. исследовательский комитет пришел к выводу о необходимости реформы специального образования. Это дало толчок к реформированию специального образования на основе новой концепции, которая отражена в новом законе об образовании 1981 года.
«Акт об образовании» 1981 г. с учетом некоторых поправок, внесенных несколько позже (1983, 1988 г.), до настоящего времени остается основным законодательным документом в области специального образования и действует на территории всей страны.
К обеспечению образовательных потребностей людей с ограниченными возможностями
Значительную активную поддержку и помощь специальное образование получает от многочисленных общественных организаций, объединений и союзов: «Союз лиц с физическими недостатками», «Национальный союз глухих детей», «Общество лиц со спастическим параличом», «Королевское общество умственно отсталых детей и взрослых» и др.
Определенное количество общественных объединений созданы по инициативе родителей - «Общество лиц со спастическим параличом», «Королевское общество умственно отсталых детей и взрослых».
Подготовка педагогических кадров
Наибольшее распространение получают такие формы как «сотрудническое обучение», предполагающее совместную работу на уроке учителя класса (основного педагога) и учителя-специалиста, ответственного за специальное обучение; деятельность «команд специального образования» при общеобразовательных школах для оказания помоши детям и подросткам с различными нарушениями, в задачи которых входит координация действий с обычными учителями, соблюдение соответствия общему процессу обучения в школе.
ФРАНЦИЯ
Первые опыты обучения аномальных детей. Роль выдающихся французских педагогов и врачей в становлении специального образования (XVIII-XIX вв.)
Имена французских исследователей и педагогов-практиков, прямо или косвенно связанных со специальным образованием - Я. Р. Перейры, Ш. де Л'Эпе, Р. Сикара, В. Гаюи, Л. Брайля, Ф. Пинеля, Ж. Эскироля, Ж. Итара, Э. Сегена, Д. Бурневиля, А. Бине, Т. Симона, - составляют гордость мировой науки.
Первые мероприятия по оказанию специализированной помощи людям с ограниченными возможностями были связаны с обучением детей, имеющих нарушения слуха. В 1760 г. отлученный от церкви богослов Шарль Мишель де Л'Эпе предпринял попытку обучения двух неслышащих девочек. Свои педагогические идеи он отразил в книге «Обучение глухонемых посредством методических знаков» (1776).
Мимический метод, предложенный де Л'Эпе, продолжал совершенствовать и методически развивать его ученик и последователь Рене Сикар, который возглавил институт после смерти своего учителя. Он дополнил систему жестов «мимическими знаками», что позволило передавать жестами сложные лексические и грамматические категории французского языка.
Примерно в 1850 г. врач Парижского национального института глухих Александр Бланше приступил к обучению неслышащих детей оральным методом. В отличие от мимического, этот метод строится исключительно на использовании словесных средств общения.
Опыты обучения незрячuxбыли предприняты педагогом Валентином Гаюи: на свои личные средства и в собственном доме он организовал в 1784 г. в Париже школу для незрячих; ввел в программу обучения чтение, письмо, «шифрование», рукоделие и ремесла, а для некоторых, проявлявших способности воспитанников, - игру на музыкальных инструментах.
Также Гаюи самостоятельно сконструировал немало приборов для слепых, а также матрицы для изготовления наглядных пособий, географических карт и глобусов. В. Гаюи получил разрешение на создание Национального института слепых детей (1791 г.)
Педагогическая и воспитательная система Э. Сегена
В 1848 г. в Париже была открыта частная школа для идиотов, руководимая Эдуардом Сегеном. Он разработал систему их обучения и воспитания, которую назвал «физиологической», потому что она строилась на развитии ощущений и чувств, которые, по мнению автора, являлись предпосылками развития человека, в том числе - глубоко умственно отсталого. педагог суммировал в книге «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей», опубликованной в 1846 г. Детально разработанная Сегеном система обучения и воспитания таких детей стала основополагаюшей для многих стран мира.
К сожалению, в связи с изменением политической обстановки во Франции идеи Э. Сегена на его родине не получили поддержки; педагог вынужден был эмигрировать в США.
Специальное образование Франции на современном этапе
Практика интеграции «неприспособленных» детей в условия общеобразовательного обучения строилась на трех основных принципах: максимальной близости к обычной школьной среде; обеспечении различных вариантов и видов интеграции; оказании специализированной помощи и поддержки (осуществление взаимосвязи между лечением и обучением).
В детских садах, куда принимались дети от 2 до 6 лет, но где пребывание не было обязательным, воспитанники, чаще всего дети группы риска или имеющие нарушения в развитии, находились под наблюдением сотрудников «Организации специализированной помощи».
При некоторых школах для детей, имеюших отклонения в развитии (чаще - интеллектуальные нарушения), создавались классы усовершенствования (или специальные классы).
В рамках общеобразовательной школы, помимо указанных классов предусматривались и другие варианты получения образования для детей с различными нарушениями. А именно следующие.
1. Обучение проходило в обычном классе общеобразовательной школы и по общей программе, но во время пребывания в школе и вне ее, ребенок получал дополнительную помощь (лечебные процедуры, педагогическую и психологическую помощь и поддержку и т.д.). Например, дети с двигательными расстройствами могли посещать обычный класс и одновременно - адаптационный центр, открытый при школе или находящийся поблизости.
2. Обучение сочетало обычную программу и дополнительную (в условиях школы или вне ее). Например, ребенок с нарушениями зрения, посещая общеобразовательную школу, работал по общей учебной программе и одновременно осваивал шрифт Брайля. Или ученик, имеющий выраженные нарушения слуха и занимающийся со сверстниками по общеобразовательной программе, мог в определенные часы бывать на занятиях по верботональному методу.
3. Обучение в специальном классе общеобразовательной школы и по специальной программе могло сочетаться с совместным с нормальными сверстниками изучением некоторых предметов по общей программе.
4. Обучение проходило в специальном классе и по специальной программе, но ребенок участвовал в общешкольных и досуговых мероприятиях и разделял с нормально развивающимися сверстниками многие режимные моменты (завтрак, обед, прогулки).
Система начального обучения включала три уровня: подготовительный (дети 6-7 лет), начальный (7-9 лет), средний (9-11 лет).
Э. Терр предложил приемы педагогической адаптации: аналитический подход к чтению; отказ от ручного письма - его заменяла работа на компьютере или использование объемных букв; особое внимание к слуховым носителям информации (слуховому распознаванию, переформулированию), в качестве дополнительного приема допускалось использование жестов; адаптация формы предъявляемых упражнений; широкое использование зрительных, слуховых, пространственных опор; дробное выполнение поставленных учебных задач.
В системе специального обучения имеется также должность инспектора по вопросам специального образования.
В оказании помощи «неприспособленным» людям, в поддержке их и их семей
Значительное содействие развитию и функционированию специального образования оказывают и различные общественные организации. Наибольшей известностью пользуется Французская ассоциация, объединяющая людей с параличом различного генеза (АПФ).
Основатели Ассоциации сформулировали ее задачи, которые и сегодня сохраняют свою значимость: содействовать объединению людей, имеющих нарушения; добиваться для тех из них, кто из-за своего недуга находится в специализированном учреждении медицинского и социального профиля (хосписах, лечебницах, домах престарелых и т.д.), возможности выхода из них; организовать во всей стране систему взаимопомощи и солидарности; требовать соблюдения прав этих людей, вносить соответствующие изменения в законодательства на местах, а при отсутствии законов - настаивать на их принятии; создать сеть добровольных помощников, объединив всех людей доброй воли; отстаивать возможность для таких детей учиться в школе; изменить порядок, согласно которому общественным положением людей с недугами занимаются только врачи; организовывать досуг и отдых на каникулах; призвать широкие слои населения к солидарности, участию в сборе средств в помощь таким людям.
В настоящее время АПФ имеет 97 представительств в местных властных органах, объединяет 190 учреждений и служб различного профиля - медико-социальные центры для детей младшего возраста, центры функциональной реабилитации и школьного обучения, центры профессионального обучения, мастерские и ателье под патронажем Министерства труда и занятости; центры помощи и социального обеспечения; учреждения по уходу за взрослыми людьми с тяжелыми нарушениями, не способными к самообслуживанию или не имеющими возможности получать уход в семье.