Файл: Реферат по книге Назаровой Н. М., Моргачёвой Е. Н., Фуряевой Т. В. Сравнительная специальная педагогика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В «Акте об образование» (1921 г.) указывалось, что умственно отста­лые дети должны обучаться только в специальных школах или в спе­циальных классах.

В 1944 г. Министерством просвещения был принят новый «Акт об образовании». В нем указывались следующие задачи: упорядоче­ние системы специального образования, дифференцирование ее в соответствии с особенностями состояний и возможностей детей; диагностическое определение категорий детей, нуждающихся в спе­циальном обучении. При этом было расширено количество катего­рий «особых» детей и подростков.

В середине 50-х гг. прошедшего столетия структура специально­го образования более или менее оформилась и в таком виде она су­ществовала до середины 70- начала 80-х г., включая следующие типы учреждений: специальные школы-интернаты; дневные специ­альные школы; специальные классы при общеобразовательных шко­лах; специализированные детские сады.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Реформирование системы специального образования. Распространение и углубление теории и практики интегрированного обучения (70-90-е гг. ХХ в.)

Период 70-90-х г. прошедшего столетия стал переломным для развития специального образования Великобритании. Это было свя­зано с коренными изменениями политики в области специального образования, с его дальнейшей углубленной гуманизацией.

В 1970 г. был принят новый «Акт об образовании», юридически закрепивший многие новации и нововведения в системе специального образования. Закон исключил из педагогического обихода понятие «необуча­емость»; в нем оговаривалось, что образование должно быть предо­ставлено всем детям, несмотря на глубину и тяжесть нарушений в развитии.

В 1978 г. исследовательский комитет пришел к выводу о необходимости реформы специального образования. Это дало толчок к реформированию специального образования на основе новой концепции, которая отражена в новом законе об образовании 1981 года.

«Акт об образовании» 1981 г. с учетом некоторых поправок, вне­сенных несколько позже (1983, 1988 г.), до настоящего времени ос­тается основным законодательным документом в области специаль­ного образования и действует на территории всей страны.

К обеспечению образовательных потребностей людей с ограниченными возможностями


Значительную активную поддержку и помощь специальное образование получает от многочисленных общественных организаций, объединений и союзов: «Союз лиц с физическими недостатками», «Национальный союз глухих детей», «Общество лиц со спастическим параличом», «Королевское обще­ство умственно отсталых детей и взрослых» и др.

Определенное количество общественных объединений созданы по инициативе родителей - «Общество лиц со спастическим параличом», «Королевское общество умственно отсталых детей и взрос­лых».

Подготовка педагогических кадров

Наибольшее распространение получают такие формы как «со­трудническое обучение», предполагающее совместную работу на уроке учителя класса (основного педагога) и учителя-специалиста, ответственного за специальное обучение; деятельность «команд специального образования» при общеобразовательных школах для оказания помоши детям и подросткам с различными нарушения­ми, в задачи которых входит координация действий с обычными учителями, соблюдение соответствия общему процессу обучения в школе.

ФРАНЦИЯ

Первые опыты обучения аномальных детей. Роль выдающихся французских педагогов и врачей в становлении специального образования (XVIII-XIX вв.)

Имена французских исследователей и педагогов-практиков, прямо или косвенно связанных со специаль­ным образованием - Я. Р. Перейры, Ш. де Л'Эпе, Р. Сикара, В. Гаюи, Л. Брайля, Ф. Пинеля, Ж. Эскироля, Ж. Итара, Э. Сегена, Д. Бурневиля, А. Бине, Т. Симона, - составляют гордость мировой науки. 

Первые мероприятия по оказанию специализированной помощи людям с ограниченными возможностями были связаны с обучени­ем детей, имеющих нарушения слуха. В 1760 г. отлученный от цер­кви богослов Шарль Мишель де Л'Эпе предпринял по­пытку обучения двух неслышащих девочек.  Свои педа­гогические идеи он отразил в книге «Обучение глухонемых посред­ством методических знаков» (1776). 

Мимический метод, предложенный де Л'Эпе, продолжал совер­шенствовать и методически развивать его ученик и последователь ­Рене Сикар, который возглавил институт после смерти своего учителя. Он дополнил систему жестов «мимическими знака­ми», что позволило передавать жестами сложные лексические и грам­матические категории французского языка.



Примерно в 1850 г. врач Парижского национального института глухих Александр Бланше приступил к обучению неслышащих детей оральным методом. В отличие от мимического, этот метод строится исключительно на использовании словесных средств общения. 

Опыты обучения незрячuxбыли предприняты педагогом Ва­лентином Гаюи: на свои личные средства и в собствен­ном доме он организовал в 1784 г. в Париже школу для незрячих; ввел в программу обучения чтение, письмо, «шифрование», рукоделие и ремесла, а для некоторых, проявлявших способности воспитанников, - игру на музыкальных инструментах.

Также Гаюи самостоятельно сконструировал немало приборов для сле­пых, а также матрицы для изготовления наглядных пособий, геогра­фических карт и глобусов.  В. Гаюи получил разрешение на со­здание Национального института слепых детей (1791 г.) 

Педагогическая и воспитательная система Э. Сегена

В 1848 г. в Париже была открыта частная школа для идиотов, ру­ководимая Эдуардом Сегеном. Он разработал систему их обучения и воспитания, которую назвал «физиологической», потому что она строилась на разви­тии ощущений и чувств, которые, по мнению автора, являлись пред­посылками развития человека, в том числе - глубоко умственно отсталого. педагог суммировал в книге «Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормаль­ных детей», опубликованной в 1846 г. Детально разработанная Сегеном система обу­чения и воспитания таких детей стала основополагаюшей для мно­гих стран мира. 

К сожалению, в связи с изменением политической обстановки во Франции идеи Э. Сегена на его родине не получили поддержки; пе­дагог вынужден был эмигрировать в США.


Специальное образование Франции на современном этапе

Практика интеграции «неприспособленных» детей в условия об­щеобразовательного обучения строилась на трех основных принци­пах: максимальной близости к обычной школьной среде; обеспечении различных вариантов и видов интеграции; оказании специализированной помощи и поддержки (осуществление взаимосвязи между лечением и обучением).

В детских садах, куда принимались дети от 2 до 6 лет, но где пребывание не было обязательным, воспитанники, чаще всего дети группы риска или имеющие нарушения в развитии, находились под наблюдением со­трудников «Организации специализированной помощи».

При некоторых школах для детей, имеюших отклонения в разви­тии (чаще - интеллектуальные нарушения), создавались классы усовершенствования (или специальные классы). 

В рамках общеобразовательной школы, помимо указанных клас­сов предусматривались и другие варианты получения образования для детей с различными нарушениями. А именно следующие.

1. Обучение проходило в обычном классе общеобразовательной школы и по общей программе, но во время пребывания в школе и вне ее, ребенок получал дополнительную помощь (лечебные проце­дуры, педагогическую и психологическую помощь и поддержку и т.д.). Например, дети с двигательными расстройствами могли посе­щать обычный класс и одновременно - адаптационный центр, от­крытый при школе или находящийся поблизости.

2. Обучение сочетало обычную программу и дополнительную (в условиях школы или вне ее). Например, ребенок с нарушениями зрения, посещая общеобразова­тельную школу, работал по общей учебной программе и одновремен­но осваивал шрифт Брайля. Или ученик, имеющий выраженные нарушения слуха и занимающийся со сверстниками по общеобразо­вательной программе, мог в определенные часы бывать на занятиях по верботональному методу.

3. Обучение в специальном классе общеобразовательной школы и по специальной программе могло сочетаться с совместным с нор­мальными сверстниками изучением некоторых предметов по общей программе.

4. Обучение проходило в специальном классе и по специальной программе, но ребенок участвовал в общешкольных и досуговых мероприятиях и разделял с нормально развивающимися сверстниками многие режимные мо­менты (завтрак, обед, прогулки).

Система начального обучения включала три уровня: подготовительный (дети 6-7 лет), начальный (7-9 лет), средний (9-11 лет).


Э. Терр предложил приемы пе­дагогической адаптации: аналитический подход к чтению; отказ от ручного письма - его заменяла работа на компьютере или использование объемных букв; особое внимание к слуховым носителям информации (слухово­му распознаванию, переформулированию), в качестве дополнитель­ного приема допускалось использование жестов; адаптация формы предъявляемых упражнений; широкое использование зрительных, слуховых, пространственных опор; дробное выполнение поставленных учебных задач.

В системе специального обучения имеется также должность инспектора по вопросам специального образования.

В оказании помощи «неприспособленным» людям, в поддержке их и их семей

Значительное содействие развитию и функционированию специ­ального образования оказывают и различные общественные органи­зации. Наибольшей известностью пользуется Французская ассоциа­ция, объединяющая людей с параличом различного генеза (АПФ). 

Основатели Ассоциации сформулировали ее задачи, которые и сегодня сохраняют свою значимость: содействовать объединению людей, имеющих нарушения; добиваться для тех из них, кто из-за своего недуга находится в специализированном учреждении медицинского и социального про­филя (хосписах, лечебницах, домах престарелых и т.д.), возможно­сти выхода из них; организовать во всей стране систему взаимопомощи и солидар­ности; требовать соблюдения прав этих людей, вносить соответствую­щие изменения в законодательства на местах, а при отсутствии зако­нов - настаивать на их принятии; создать сеть добровольных помощников, объединив всех людей доброй воли; отстаивать возможность для таких детей учиться в школе; изменить порядок, согласно которому общественным положением людей с недугами занимаются только врачи; организовывать досуг и отдых на каникулах; призвать широкие слои населения к солидарности, участию в сборе средств в помощь таким людям.

В настоящее время АПФ имеет 97 представительств в местных властных органах, объединяет 190 учреждений и служб различного профиля - медико-социальные центры для детей младшего возра­ста, центры функциональной реабилитации и школьного обучения, центры профессионального обучения, мастерские и ателье под пат­ронажем Министерства труда и занятости; центры помощи и соци­ального обеспечения; учреждения по уходу за взрослыми людьми с тяжелыми нарушениями, не способными к самообслуживанию или не имеющими возможности получать уход в семье.