Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
условием этого процесса является включение обучающихся в различные
формы публичных презентаций.
В процессе социокультурной практики обучающиеся учатся ставить цели,
задачи, создавать продукты с помощью выбранных способов деятельности.
Социокультурное развитие обуславливает становление гражданской
идентичности личности, успешную социализацию подрастающего
поколения.
Включение учащихся в социальную проектную деятельность дает им
возможность осваивать новые способы действий, ставить и решать
различные задачи, видеть результат, развивать умение позитивно
сотрудничать, создавая проектный продукт. Участие в признаваемой и
одобряемой культурной практике дает возможность обучающимся
приобрести уверенность в собственной значимости, обеспечивая реализацию
потребности в самовыражении. Учащиеся осваивают основные социальные
роли, нормы, правила отношений, место в обществе. Происходит
профессиональное определение.
При подготовке современного специалиста среднего звена необходим
системный подход, в основе которого развитие профессиональной
социальной и духовно- нравственной компетентности личности с учетом
специфики образовательной организации. Основные ориентиры данной
работы сформулированы Презедентом Российской Федерации В.В. Путиным:
«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России-
зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и
малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к
культуре, традициям людей, которые живут рядом», отражены в
концептуальных и нормативно- правовых документах: Национальной
доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации
российского образования, Государственной программе РФ «Развитие
образования» на 2013-2020 годы, Стратегия развития молодежи РФ на
период до 2025 года, Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации до 2025 года и др.
В соответствии с законом № 273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» воспитание рассматривается как целенаправленная
деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на
создание условий для развития духовности обучающихся на основе
общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание помощи в
жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и
профессиональном становлении; создание условий для самореализации
личности.
Профессиональное образование не может быть сведено к обучению.
Оно подразумевает и системную работу педагогического коллектива по
профессиональному воспитанию студентов. В результате освоения
социокультурной практики (практикумы, проекты, учебная и
производственная практика) организуемой в разных видах деятельности,
формируются социальная активность, инициатива, навыки командной
работы, универсальные учебные действия, самостоятельность,
ответственность, приобретается социальный опыт общественного поведения.
Появляется социальная адаптированность, самоуважение, адекватная
самооценка, мотивированность к достижению успеха, осознание своих
возможностей, сильных и слабых сторон.
Проектирование является культурной формой деятельности
обучающихся в современном образовательном процессе. Социальное
проектирование, конкурсы, встречи со специалистами, участие в
благотворительных и просветительских акциях, позволяют комплексно
решать задачи подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Широко представлены социокультурные практики и в создании
выпускных квалификационных работ студентов. Это способ
социокультурных действий и инициатив студентов для преобразований в
обществе.
Социокультурная практика формирует новое социокультурное
содержание, которое присваивается обучающимися в процессе
взаимодействия на разных этапах развития, происходит приобщение к
культуре в широком смысле слова.
Таким образом, обучение в современном образовательном
пространстве создает необходимость самоопределения, саморазвития,
самореализации личности.
Деятельность образовательной организации является ведущей,
определяющей базовые ценности и установки обучающихся.
Образовательный процесс является практикой социокультурного
преобразования личности. В его основе социальное действие в контексте
возрастно- нормативной модели развития. Результатом такой работы
является приобщение личности к общей социальной культуре.
В основе социокультурной практики лежит различная деятельность: познавательная, игровая, проектная, художественная. Социокультурная практика в образовании характеризуется следующими особенностями:
Включение студентов педагогических специальностей в социальные практики дает им возможность осваивать новые способы деятельности, решать различные задачи, видеть результат, развивать навык сотрудничества, приобретать уверенность в своей значимости, реализовывать потребность в самовыражении, создавать в результате реальный проектный продукт.
Следует отметить, что подготовка современного специалиста требует системного подхода, в основе которого – развитие профессиональной социальной и духовно-нравственной компетенции личности. Это нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Стратегии развития молодежи до 2025 года, Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г.
Профессиональное образование не сводится лишь к обучению, оно подразумевает системную работу по профессиональному воспитанию студентов. В результате освоения социокультурной практики формируются социальная активность, инициатива, навыки командной работы, универсальные учебные действия, ответственность, социальный опыт общественного поведения.
В 2018 году Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ стала создателем нового вида студенческой практики – социокультурной практики первокурсников. Студенты в буквальном смысле исследуют город: посещают музеи, парки, театры, усадьбы Москвы, изучают городскую инфраструктуру, посещают фестивали и конференции, пишут рецензии, статьи, отзывы и т.д.
Нам представляется возможным использовать студентами – будущими педагогами приобретенные в результате социокультурной практики знания и опыт в дальнейшем, в формате их участия во внеурочной деятельности, которая в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами является обязательной на всех уровнях общего образования.
свое эссе.
Модель современной школы сегодня направлена на практическую деятельность учащихся, раннюю профессиональную ориентацию и самоопределение. Думаю, со мной согласится большинство педагогов, что именно внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности индивидуализации образовательного процесса, повышения интереса к предмету, решения целого ряда воспитательных задач, развития у учащихся самостоятельности, в том числе в принятии решений, осмысленного выбора будущей профессии. Вместе с традиционными уроками внеурочная деятельность формирует развивающую образовательную среду.
Совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие, обучение и отработку практических знаний, является методом обучения. В современном и динамичном мире образовательным организациям необходимо подстраиваться под формы обучения: семинары, экскурсии, уроки. Классно-урочная система пополнилась факультативами, кружками и внеклассными мероприятиями, которые направленны на глубокое и узконаправленное познание предмета или явления.
Внеурочная работа также имеет задачи обучения, развития и воспитания, как и школьный урок, однако имеет ряд особенностей по своему виду организации и использованию более широкого спектра средств обучения. Так, например, практическую работу с использованием дополнительных инструментов или лабораторных измерительных приборов сложно будет уместить на одном или двух уроках физики или химии. Тогда учитель может организовать дополнительный внеклассный урок, на котором можно осветить больше возможностей приборов и интересных аспектов дисциплины, с целью более глубокого погружения обучающихся и привлечения их внимания к данной проблеме.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС стала обязательной и значимой частью учебно-воспитательного процесса в школе на всех уровнях общего образования. Этот вид деятельности не только способствует развитию интересов, способностей учащихся, развитию опыта творческой деятельности, но и создает условия для сотрудничества, неформального общения, расширения рамок общения в социуме [3]. Важным аспектом является тот факт, что внеурочная деятельность чаще, чем это бывает в урочной деятельности, предоставляет возможность ученику находиться в состоянии успеха [1]. Объясняется это просто. Ведь в большинстве своем ученик сам выбирает, исходя из своих интересов и приоритетов, формы внеурочной деятельности: различные курсы, мероприятия, проекты, в которых будет участвовать.
Посредством различных используемых в практике школы форм внеурочной работы появляется отличная возможность для организации межличностных отношений не только между одноклассниками, между учащимися различных классных коллективов, но и между учителем и учащимися. Тем самым формируются и развиваются коммуникативные компетенции, что в современном обществе является едва ли не самым важным [2].
В основной образовательной программе каждой школы внеурочная деятельность представлена содержательно в виде программы (на уровне среднего общего образования – Программа воспитания и социализации) и организационно – в виде плана внеурочной деятельности. Если в Программе определены цель, задачи, принципы, направления внеурочной деятельности, планируемые результаты, то план внеурочной деятельности конкретизирует в каких формах и в каком объеме она реализуется.
Основными формами внеурочной деятельности в старшей школе являются общешкольные образовательные события, клубная деятельность, ученическое самоуправление [4], социальные практики, курсы внеурочной деятельности, внеклассные мероприятия, работа над индивидуальным проектом, формирование портфолио и др. В реализации внеурочной деятельности участвуют преподаватели, что позволяет расширить знания учащихся по предмету, подготовить их к участию в олимпиадах, конкурсах, к единому государственному экзамену, а значит повысить качество преподавания и результативность образовательной организации [5].
На уровне среднего общего образования по обществознанию с большой эффективностью используются разнообразные формы внеурочной деятельности: курсы «Актуальные вопросы обществознания», «Я – законопослушный гражданин», внеклассные мероприятия (имитационная игра «Школьное государство», деловая игра «ЕГЭ на 100 баллов», диспуты «Я – будущий избиратель», «Я отвечаю за проступок», дебаты «Реклама в школе»), работа клуба «Интеллектуальная молодежь», социальные проекты «Георгиевская ленточка», «Связь поколений». «Протяни руку помощи» и другие.
Каждый ребёнок – будущий учёный, инженер, архитектор, кинорежиссёр, а, возможно, большой знаток достопримечательностей или традиций своего региона. Важно помочь каждому найти занятие по душе, создать необходимые условия для самореализации и развития навыков у детей и молодежи.
Один из главных помощников в этом – дополнительное образование, которое, безусловно, должно быть самым разнообразным, доступным, современным, интересным и позволяет выстроить индивидуальную траекторию ребенка.
В конце марта была утверждена Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, которая предполагает обновление системы дополнительного образования, в частности создание и развитие сети технологических кружков самой разной направленности, открытие новых школьных музеев, театров, спортивных клубов и медиацентров. Стоит отметить, что в московской системе образования многие направления уже активно реализуются, в том числе в рамках таких городских проектов, как «Кружки от чемпионов», «Наука в школе!», «Учебный день в музее» и других.
Городская среда и запрос граждан на просвещение даёт всё больше путей развития экскурсионного движения, как часть образовательного процесса. После посещения объектов учащиеся составляют сравнительную характеристику и презентацию, освещающие основные аспекты, а также перспективы развития сферы деятельности объекта в регионе. Внеурочная работа такого типа имеет не только развлекательный и игровой момент, прежде всего она направлена на личную и коллективную вовлеченность в процесс образования. Работа во время и после внеурочного мероприятия будет затрагивать следующие виды учебной деятельности: репродуктивный (подготовка доклада или устный ответ), продуктивный (логически-поисковый) и творческий.
формы публичных презентаций.
В процессе социокультурной практики обучающиеся учатся ставить цели,
задачи, создавать продукты с помощью выбранных способов деятельности.
Социокультурное развитие обуславливает становление гражданской
идентичности личности, успешную социализацию подрастающего
поколения.
Включение учащихся в социальную проектную деятельность дает им
возможность осваивать новые способы действий, ставить и решать
различные задачи, видеть результат, развивать умение позитивно
сотрудничать, создавая проектный продукт. Участие в признаваемой и
одобряемой культурной практике дает возможность обучающимся
приобрести уверенность в собственной значимости, обеспечивая реализацию
потребности в самовыражении. Учащиеся осваивают основные социальные
роли, нормы, правила отношений, место в обществе. Происходит
профессиональное определение.
При подготовке современного специалиста среднего звена необходим
системный подход, в основе которого развитие профессиональной
социальной и духовно- нравственной компетентности личности с учетом
специфики образовательной организации. Основные ориентиры данной
работы сформулированы Презедентом Российской Федерации В.В. Путиным:
«…Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России-
зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и
малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к
культуре, традициям людей, которые живут рядом», отражены в
концептуальных и нормативно- правовых документах: Национальной
доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации
российского образования, Государственной программе РФ «Развитие
образования» на 2013-2020 годы, Стратегия развития молодежи РФ на
период до 2025 года, Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации до 2025 года и др.
В соответствии с законом № 273 ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в
Российской Федерации» воспитание рассматривается как целенаправленная
деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на
создание условий для развития духовности обучающихся на основе
общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание помощи в
жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и
профессиональном становлении; создание условий для самореализации
личности.
Профессиональное образование не может быть сведено к обучению.
Оно подразумевает и системную работу педагогического коллектива по
профессиональному воспитанию студентов. В результате освоения
социокультурной практики (практикумы, проекты, учебная и
производственная практика) организуемой в разных видах деятельности,
формируются социальная активность, инициатива, навыки командной
работы, универсальные учебные действия, самостоятельность,
ответственность, приобретается социальный опыт общественного поведения.
Появляется социальная адаптированность, самоуважение, адекватная
самооценка, мотивированность к достижению успеха, осознание своих
возможностей, сильных и слабых сторон.
Проектирование является культурной формой деятельности
обучающихся в современном образовательном процессе. Социальное
проектирование, конкурсы, встречи со специалистами, участие в
благотворительных и просветительских акциях, позволяют комплексно
решать задачи подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Широко представлены социокультурные практики и в создании
выпускных квалификационных работ студентов. Это способ
социокультурных действий и инициатив студентов для преобразований в
обществе.
Социокультурная практика формирует новое социокультурное
содержание, которое присваивается обучающимися в процессе
взаимодействия на разных этапах развития, происходит приобщение к
культуре в широком смысле слова.
Таким образом, обучение в современном образовательном
пространстве создает необходимость самоопределения, саморазвития,
самореализации личности.
Деятельность образовательной организации является ведущей,
определяющей базовые ценности и установки обучающихся.
Образовательный процесс является практикой социокультурного
преобразования личности. В его основе социальное действие в контексте
возрастно- нормативной модели развития. Результатом такой работы
является приобщение личности к общей социальной культуре.
В основе социокультурной практики лежит различная деятельность: познавательная, игровая, проектная, художественная. Социокультурная практика в образовании характеризуется следующими особенностями:
-
общественно-полезная деятельность, направленная на благо других людей и общества в целом; -
осуществляется без финансового вознаграждения за оказанные услуги; -
социокультурная деятельность осуществляется на основе свободы выбора, инициативно, индивидуально или коллективно «по велению сердца»; -
деятельность, направленная на количественное и качественное преобразование, идеальное и материальное изменение действительности; -
реализуется поисковая мотивация обучающихся в индивидуальном образовании; -
осуществляется в событийной детско-взрослой общности; -
социальное проектирование, является механизмом реализации социокультурной практики.
Включение студентов педагогических специальностей в социальные практики дает им возможность осваивать новые способы деятельности, решать различные задачи, видеть результат, развивать навык сотрудничества, приобретать уверенность в своей значимости, реализовывать потребность в самовыражении, создавать в результате реальный проектный продукт.
Следует отметить, что подготовка современного специалиста требует системного подхода, в основе которого – развитие профессиональной социальной и духовно-нравственной компетенции личности. Это нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, Стратегии развития молодежи до 2025 года, Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 г.
Профессиональное образование не сводится лишь к обучению, оно подразумевает системную работу по профессиональному воспитанию студентов. В результате освоения социокультурной практики формируются социальная активность, инициатива, навыки командной работы, универсальные учебные действия, ответственность, социальный опыт общественного поведения.
В 2018 году Лаборатория социокультурных образовательных практик Института системных проектов МГПУ стала создателем нового вида студенческой практики – социокультурной практики первокурсников. Студенты в буквальном смысле исследуют город: посещают музеи, парки, театры, усадьбы Москвы, изучают городскую инфраструктуру, посещают фестивали и конференции, пишут рецензии, статьи, отзывы и т.д.
Нам представляется возможным использовать студентами – будущими педагогами приобретенные в результате социокультурной практики знания и опыт в дальнейшем, в формате их участия во внеурочной деятельности, которая в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами является обязательной на всех уровнях общего образования.
свое эссе.
Модель современной школы сегодня направлена на практическую деятельность учащихся, раннюю профессиональную ориентацию и самоопределение. Думаю, со мной согласится большинство педагогов, что именно внеурочная деятельность предоставляет широкие возможности индивидуализации образовательного процесса, повышения интереса к предмету, решения целого ряда воспитательных задач, развития у учащихся самостоятельности, в том числе в принятии решений, осмысленного выбора будущей профессии. Вместе с традиционными уроками внеурочная деятельность формирует развивающую образовательную среду.
Совместная деятельность учителя и ученика, направленная на развитие, обучение и отработку практических знаний, является методом обучения. В современном и динамичном мире образовательным организациям необходимо подстраиваться под формы обучения: семинары, экскурсии, уроки. Классно-урочная система пополнилась факультативами, кружками и внеклассными мероприятиями, которые направленны на глубокое и узконаправленное познание предмета или явления.
Внеурочная работа также имеет задачи обучения, развития и воспитания, как и школьный урок, однако имеет ряд особенностей по своему виду организации и использованию более широкого спектра средств обучения. Так, например, практическую работу с использованием дополнительных инструментов или лабораторных измерительных приборов сложно будет уместить на одном или двух уроках физики или химии. Тогда учитель может организовать дополнительный внеклассный урок, на котором можно осветить больше возможностей приборов и интересных аспектов дисциплины, с целью более глубокого погружения обучающихся и привлечения их внимания к данной проблеме.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС стала обязательной и значимой частью учебно-воспитательного процесса в школе на всех уровнях общего образования. Этот вид деятельности не только способствует развитию интересов, способностей учащихся, развитию опыта творческой деятельности, но и создает условия для сотрудничества, неформального общения, расширения рамок общения в социуме [3]. Важным аспектом является тот факт, что внеурочная деятельность чаще, чем это бывает в урочной деятельности, предоставляет возможность ученику находиться в состоянии успеха [1]. Объясняется это просто. Ведь в большинстве своем ученик сам выбирает, исходя из своих интересов и приоритетов, формы внеурочной деятельности: различные курсы, мероприятия, проекты, в которых будет участвовать.
Посредством различных используемых в практике школы форм внеурочной работы появляется отличная возможность для организации межличностных отношений не только между одноклассниками, между учащимися различных классных коллективов, но и между учителем и учащимися. Тем самым формируются и развиваются коммуникативные компетенции, что в современном обществе является едва ли не самым важным [2].
В основной образовательной программе каждой школы внеурочная деятельность представлена содержательно в виде программы (на уровне среднего общего образования – Программа воспитания и социализации) и организационно – в виде плана внеурочной деятельности. Если в Программе определены цель, задачи, принципы, направления внеурочной деятельности, планируемые результаты, то план внеурочной деятельности конкретизирует в каких формах и в каком объеме она реализуется.
Основными формами внеурочной деятельности в старшей школе являются общешкольные образовательные события, клубная деятельность, ученическое самоуправление [4], социальные практики, курсы внеурочной деятельности, внеклассные мероприятия, работа над индивидуальным проектом, формирование портфолио и др. В реализации внеурочной деятельности участвуют преподаватели, что позволяет расширить знания учащихся по предмету, подготовить их к участию в олимпиадах, конкурсах, к единому государственному экзамену, а значит повысить качество преподавания и результативность образовательной организации [5].
На уровне среднего общего образования по обществознанию с большой эффективностью используются разнообразные формы внеурочной деятельности: курсы «Актуальные вопросы обществознания», «Я – законопослушный гражданин», внеклассные мероприятия (имитационная игра «Школьное государство», деловая игра «ЕГЭ на 100 баллов», диспуты «Я – будущий избиратель», «Я отвечаю за проступок», дебаты «Реклама в школе»), работа клуба «Интеллектуальная молодежь», социальные проекты «Георгиевская ленточка», «Связь поколений». «Протяни руку помощи» и другие.
Каждый ребёнок – будущий учёный, инженер, архитектор, кинорежиссёр, а, возможно, большой знаток достопримечательностей или традиций своего региона. Важно помочь каждому найти занятие по душе, создать необходимые условия для самореализации и развития навыков у детей и молодежи.
Один из главных помощников в этом – дополнительное образование, которое, безусловно, должно быть самым разнообразным, доступным, современным, интересным и позволяет выстроить индивидуальную траекторию ребенка.
В конце марта была утверждена Концепция развития дополнительного образования до 2030 года, которая предполагает обновление системы дополнительного образования, в частности создание и развитие сети технологических кружков самой разной направленности, открытие новых школьных музеев, театров, спортивных клубов и медиацентров. Стоит отметить, что в московской системе образования многие направления уже активно реализуются, в том числе в рамках таких городских проектов, как «Кружки от чемпионов», «Наука в школе!», «Учебный день в музее» и других.
Городская среда и запрос граждан на просвещение даёт всё больше путей развития экскурсионного движения, как часть образовательного процесса. После посещения объектов учащиеся составляют сравнительную характеристику и презентацию, освещающие основные аспекты, а также перспективы развития сферы деятельности объекта в регионе. Внеурочная работа такого типа имеет не только развлекательный и игровой момент, прежде всего она направлена на личную и коллективную вовлеченность в процесс образования. Работа во время и после внеурочного мероприятия будет затрагивать следующие виды учебной деятельности: репродуктивный (подготовка доклада или устный ответ), продуктивный (логически-поисковый) и творческий.