Файл: Конспект лекций по учебной дисциплине по дисциплине мдк. 02. 02. Технология разработки и защиты баз данных.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОЯСНЕНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА

Раздел 1 Основы теории баз данных.

Тема: Понятие базы данных, системы управления баз данных.

Тема: Классификация баз данных. Архитектура баз данных.

Тема: Администратор базы данных и его функции. Пользователи баз данных.

Раздел 2 Модели данных.

Тема: Понятие о моделировании данных

Тема: Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.

Раздел 3 Реляционная модель данных.

Тема: Основные понятия реляционной модели данных.

Тема: Инфологическая модель данных.

Проектирование инфологической модели данных

Тема: ER моделирование базы данных.

Раздел 4. Основы реляционной алгебры.

Тема: Реляционная алгебра. Операции: объединение, пересечение, разность, декартово произведение

Тема: Выборка, проекция, соединение, деление

Тема: Применение реляционной алгебры.

Раздел 5. Этапы проектирования базы данных.

Тема: Этапы проектирования базы данных.

Тема: Концептуальное моделирование предметной области.

Тема: Метод нормальных форм

Тема: Нормальные формы

Тема: ER моделирование предметной области.

Тема: Методы создания основных объектов

Тема: Создание таблиц в СУБД Access

Тема: Разработка схемы базы данных

Тема: Создание однотабличных запросов в СУБД Access.

Тема: Создание многотабличных запросов в СУБД Access.

Раздел 6. Язык запросов SQL.

Тема: Основные понятия и компоненты языка SQL.

Тема: Выражения, условия и операторы языка SQL.

Тема: Средства управления таблицами.

Тема: Средства управления данными.

Раздел 7. Оформление и работа с базой данных.

Тема: Типы и виды форм. Методы и средства создания.

Тема: Создание отчётов. Создание печатных форм отчётов

Тема: Макросы. Основные макрокоманды

1 Определение макроса

1 Определение макроса

Раздел 8. Распределенные, параллельные базы данных.

Тема: Основные условия и требования к распределённой обработке данных

1 Терминология распределенных баз данных

3 Принципы функционирования распределенной БД

1 Терминология распределенных баз данных

3 Принципы функционирования распределенной БД

Тема: Базовые архитектуры распределенных баз данных

Тема: Архитектура сервера баз данных

ПЛАН

2 Архитектура «активный сервер баз данных»

3. Архитектура сервера приложений

2 Архитектура «активный сервер баз данных»

3. Архитектура сервера приложений

Тема: Доступ к базам данных в архитектуре «клиент-сервер»

Тема: Вычисление распределенных запросов.

Тема: Транзакции и целостность базы данных.

Тема: Триггеры и хранимые процедуры.

Раздел 9. Защита базы данных.

Тема: Безопасность данных. Управление правами доступа.

Тема: Обязательные методы защиты базы данных.

3 Поддержка мер обеспечения безопасности в языке SQL

3 Поддержка мер обеспечения безопасности в языке SQL

Директивы GRANT и REVOKE

Раздел 10. Базы данных в Интернете.

Тема: Основы XML.

1 Определение XML

1 Определение XML

Тема: Доступ к данным с помощью ADO.NET.



Первое полугодие четвёртого года обучения



Номер занятия

Темы лекций

часы

1

Раздел 6. Язык запросов SQL.

Основные понятия и компоненты языка SQL.

2

2

Выражения, условия и операторы языка SQL.

2

3

Средства управления таблицами.

2

4

Средства управления данными.

2

6

Раздел 7. Оформление и работа с базой данных.

Типи и виды форм. Методы и средства создания.

2

9

Создание отчётов. Создание печатных форм отчётов

2

11

Макросы. Основные макрокоманды

2

13

Раздел 8. Распределенные, параллельные базы данных.

Основные условия и требования к распределённой обработке данных

2

14

Базовые архитектуры распределенных баз данных

2

15

Архитектура сервера баз данных

2

16

Доступ к базам данных в архитектуре «клиент-сервер»

2

17

Вычисление распределенных запросов.

2

18

Транзакции и целостность базы данных.

2

19

Триггеры и хранимые процедуры.

2

20

Раздел 9. Защита базы данных.

Безопасность данных. Управление правами доступа.

2

21

Обязательные методы защиты базы данных.

2

22

Раздел 10. Базы данных в Интернете.Основы XML.

2

23

Доступ к данным с помощью ADO.NET.

2

24

Работа с базами данных через сеть Интернет.

2




Всего за семестр

38




Всего по дисциплине

82



ПОЯСНЕНИЯ К НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА



Как писать конспект.

Конспектирование можно отнести к тем умениям, которые достаточно высоко ценятся в образовательных учреждениях. Этот навык является особо важным в учебном процессе, так как обучающимся постоянно необходимы лекции для подготовки к занятиям, зачетам и экзаменам. Поэтому нет ничего странного в появлении вопроса о том, как писать конспект. Какие цели нужно преследовать? Для чего может потребоваться умение конспектирования? Следует перечислить основные пункты, которые ответят на этот вопрос. как писать конспект:

С помощью конспектирования можно научиться обрабатывать большой поток поступающей информации, придав ей совершенно иной вид, преобразив форму и тип.

Посредством конспектирования можно выделить все необходимые данные как в устном, так и в письменном тексте. Соответственно, обучающийся, который знает, как писать конспект, сможет решить учебную или научную задачу.

С помощью конспектирования можно спроектировать модель проблемы, как структурную, так и понятийную.

Конспект позволяет облегчить процесс запоминания текста. Он позволит улучшить умение понимать специальные термины.

Запись лекции в кратком и сжатом виде позволяет набрать достаточный объем информации, необходимый для написания гораздо более сложной работы, которая предстанет в виде докладов, рефератов, дипломных и курсовых работ, диссертаций, статей, книг.

Прежде чем понять, как писать конспект, надо разобраться, что это такое. Термин включает в себя два корня. Одним из них является слово «кон», означающее начало, сужение области действий, предел. В подобном сужении, сокращении и свертывании поступающих данных и скрыт основной смысл конспектирования. Под конспектом необходимо понимать вторичное создание источников в совершенно другой форме – свернутой и сжатой. Во всех словарях конспектирование определяется с позиции краткого изложения, краткой записи.

Основные требования, которые необходимо учитывать

Если вы хотите разобраться, как писать конспект, то должны понимать, что далеко не все виды кратких записей могут считаться конспектированием. Под термином подразумевается объединение конкретного плана, выписок и важных тезисов. Главное требование, которое во все времена предъявлялось к конспектам, – запись должна характеризоваться систематичностью, логичностью, связностью. Исходя из этого, можно сказать, что те выписки с несколькими пунктами плана, которые не
отражают всей логики определенного произведения, не имеют смысловой связи, не могут считаться конспектом. Это следует понимать. Особенно если вы хотите разобраться, как правильно писать конспект.

Текст может быть использован другими людьми.

Краткая, сжатая, логически предоставленная информация, написанная кем-то одним, может быть использована другими людьми. Это связано с универсальностью данных. В связи с этим можно сказать, что к конспекту можно обратиться даже через некоторое количество лет после его написания, так как он обладает наиболее доступной формой в отличие от других записей.

Какие особенности необходимо учесть?

Хотите разобраться, как правильно писать конспект? Тогда надо ознакомиться с некоторыми особенностями его составления. Для определения полноты раскрытия темы должно хватить беглого просмотра. При этом читающий конспект человек должен понять характер текста, выявить его сложность по наличию специфических терминов. При конспектировании надо тщательно перерабатывать предоставленную информацию. При этом поможет повторное чтение и анализ, при котором можно разделить текст на несколько частей, отделив все ненужное. В конспекте должны быть выделены главные мысли – тезисы. Понятия, категории, определения, законы и их формулировки, факты и события, доказательства и многое другое. Все это способно выступить в роли тезиса.

Кроме того, одним из связующих элементов конспекта должна выступать внутренняя логика, которая не может быть заменена пространными переходами. Как уже было сказано, конспект должен обладать обязательной краткостью. И при этом он обязан основываться не только на главных положениях и выводах, но и на фактах. Надо приводить доказательства, примеры. Если утверждение не будет подкрепляться всем этим, то и убедить оно не сможет. Соответственно, его будет очень трудно запомнить. Поэтому, если вы хотите разобраться, как писать конспект урока, то надо понять, что не только основные положения должны быть записаны. Не надо пытаться избегать повторений. Особенно если они будут подводить к вопросу с другой стороны, или более выразительно его освещать.

Правила составления конспекта

Начнем с того, что преподаватель читает лекции быстро и не всегда акцентирует внимание на важных моментах, может не настаивать на записях.


Задача грамотного студента – самостоятельно распознать сильные и нужные стороны темы, записать их и желательно запомнить.

Так что вовсе необязательно конспектировать все сказанное на паре, важно научиться выделять главное.

Для этого существуют определенные правила:

1. Сокращения слов. Даже преподаватели рекомендуют делать сокращения, но только так, чтобы потом можно было разобрать, что написано.

В противном случае оформление подробного конспекта становится бессмысленным, а воспользоваться им с целью качественной подготовки к предстоящему экзамену вряд ли удастся.

2. Написание без окончаний. Как известно, в слове главная составляющая – это корень. Так почему бы не опускать ненужные окончания, которые итак понятны по смыслу?

Не стоит тратить дополнительное время при конспектировании новой темы, если поток информации из уст преподавателя непрерывный. Задумка хорошая, тем более ее поддерживают строгие педагоги.

3. Использование аббревиатур. Это поможет записать больше полезной информации в самые кратчайшие сроки с сохранением смысла содержания.

Сокращать таким способом можно не только слова, но также целые словосочетания, которые в итоге все равно будут доступны к пониманию.

4. Сокращение цифр. Вовсе не обязательно тратить драгоценное время на написание цифр буквами.

Можно всегда воспользоваться элементарными знаками математики и заменять цифрами слова и даже словосочетания, например, вместо больше, меньше, прибавить, отнять, сумма можно написать >,<,+,-, ∑.

5. Оформление конспекта. При написании конспекта желательно использовать ручки нескольких цветов, соблюдать отступы абзацев, выделять важные моменты в содержании, оставлять пустые строки для условного разделения тем и легкого восприятия, а также активно использовать цитаты, списки, перечни, подзаголовки.

6. Обязательная аккуратность. Преподаватели любят аккуратность во всем, и ведение конспекта – не исключение.

Если уделить этому важному моменту особое внимание, то конспект может повысить итоговую оценку и даже спасти «утопающего» на экзамене.

7. Важные пометки. На полях в конспекте желательно всегда делать пометки, можно графически, но так, чтобы они были понятны студенту во время подготовки к экзамену.


8. Правильно выбранная манера написания. Нельзя писать текст в конспекте без выделения темы, поскольку во время подготовки в голове будет каша, а осознание написанного так и не придет.

9. Почерк. Желательно, чтобы почерк был доступен и понятен не только студенту, но и преподавателю; мало ли, он поинтересуется написанным и будет крайне неприятно удивлен увиденным.

10. Пустые места в конспекте. Желательно не оставлять пробелов в тетради и памяти. Если что-то не успели записать, на перемене необходимо попросить конспект у более шустрого сокурсника и дописать недополученную информацию.




Так что написание конспекта – это тоже наука, которую желательно освоить еще на первом курсе.

ЛЕКЦИЯ 1

Раздел 1 Основы теории баз данных.