Файл: 1. История управленческой мысли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Метод «Дельфи»(Delphi Method) – организация нескольких этапо анкетирования экспертов с поэтапной обработкой результатов. Это метод пр прогнозирования и поддержки принятия решений. Его особенностью явл обратной связи по результатам каждого этапа процедуры.
Метод Дельфи является очень эффективным средством подготовки у решений. Он получил свое название из легенды о дельфийских оракулах, называется методом «дельфийского оракула». Сущность метода состоит нескольких этапов письменного анонимного анкетирования экспертов. П
второго и последующих этапов содержат обработанные результаты преды также выводы и комментарии экспертов. Промежутки между этапами анкет быть от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от сложност решаемой задачи. Таким образом, в основе метода лежит принцип постепенн степени достоверности результатов.
Для грамотной и эффективной реализации этого метода руководител придерживаться следующих правил:
1.
Вопросы в анкетах предполагают ответы в количественной (измеримой)
Исключение может составлять первый этап, в ходе которого определяется пере или задач, стоящих перед компанией.
2.
Анкетирование осуществляется в несколько этапов. Анкеты второго и по этапов содержат результаты статистической обработки мнений экспертов.
3.
Эксперты обязаны привести объяснение и обоснование своего решения,
если оно отличается от некоторого усредненного значения (мнения большинст
К основным достоинствам метода Дельфи можно отнести следующее:

опрос проводится анонимно, следовательно, эксперты не могут быть под влиянию авторитетов, что позволяет привлекать в экспертную группу специал менеджеров, находящихся на различных уровнях властной вертикали;

у экспертов отсутствует возможность обсуждать результаты на уровне м общения, что также снижает влияние личностей на процесс выбора;

основной отличительной особенностью метода Дельфи является наличи связи по результатам предыдущих этапов опроса, что позволяет каждому экспе или скорректировать свое первоначальное мнение без опасения подвергнуться

для обработки информации, получаемой поэтапно, могут быть применен статистические и качественные методы, в том числе и учитывающие динамик коллективного мнения.
Метод синектики(Synectics) используется для выработки управленческ ситуации, когда приведенные выше методы не являются эффективными.
В переводе с греческого синектика – это сочетание разнородных и даже элементов. Метод синектики представляет собой коллективную творческую де целенаправленном использовании интуитивно-образного мышления учас говоря, синектика является развитием метода «мозгового штурма». Главное ее о в том, что синекторы выдвигают не законченные идеи, а лишь ассоциаци выступающие в роли кирпичиков для «бессознательного» построения
Незавершенные мысли высказываются в форме образов, метафор, сравнен ощущений.
Вопросы для самопроверки:
1.
Что такое управленческое решение?
2.
Чем управленческие (организационные) решения отличаются от обычн решений?
3.
В чем состоит различие между запрограммированными и незапрограмм решениями?
4.
Что называют интуитивным решением?
5.
Перечислите основные этапы разработки рационального управленческо
Литература по теме:


1.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: П
2.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и пер
Таганрог: ТРГУ, 2003.
3.
Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н. Управленческие решения: учебник по спец
«Менеджмент организации»; под ред. Анискина Ю.П. – М.: Омега-Л, 2006.
4.
Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации: Пе
Питер, 2011.
5.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-
Вильямс, 2008.
Интернет-ресурсы:
1.
Сайт «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru
2.
Журнал «Управление компанией» www.management.web-standart.net/
Практические задания:
Задание 1.
Прочитайте кейс «Направления развития издательского дома «Компьютер
Перед
издательским
домом
«Компьютер-Пресс»,
выпускающим
компьютерным технологиям и электронике, встал вопрос – в каком направлен
дальше? Недавно в результате успешной перестройки издательского дома и
прогнозов развития отечественного журнального рынка у издательского дома
несколько потенциальных инвесторов. Каждый инвестор готов предоставит
финансирование, позволяющее запускать от четырех до восьми новых издани
появление инвестора ставит перед издательским домом задачу выбо
дальнейшего развития. Тема электроники обладает важным преимуществом
вниманием рекламодателей. Компания может выпустить новые журналы
или расширить тематику журналов. Топ-менеджмент рассматривае
возможности, за исключением «желтых» и общественно-политических издани
Ответьте на вопросы:
1.
Какие ограничения установило руководство для стратегии развития сво
2.
О каких еще ограничениях может идти речь в данной задаче? Какие огр приняли бы вы?
3.
Что является основным критерием эффективности решения, разрабатыв издательским домом в данном примере? Какие критерии приняли бы вы?
Задание 2.
Компания «Сигма», производящая спортивные тренажеры, работает в ус конкуренции. Генеральный директор компании в течение нескольких л стратегические и тактические решения, основываясь на сопоставлении текущ прошлым опытом работы. В целом, решения дают положительные результаты.
Ответьте на вопросы:
1.
Как называется такой подход к принятию решений?
2.
К чему может привести злоупотребление таким способом принятия реш
3.
Какой подход предложили бы вы? Почему?
Задание 3.
Представьте себе, что вам необходимо выбрать учебное заведение, планируете учиться. Воспользуйтесь для этого типовой схемой разработки решения. Заполните приведенную ниже таблицу.

Этап
Содержание (описание) этапа
1
Диагностика проблемы
2
Формулировка ограничений и критериев

Ограничения:

Критерии:
3
Определение вариантов решения
4
Оценка вариантов
5
Окончательный выбор


1.
Понятие организационных коммуникаций.
2.
Свойства организационной информации.
3.
Коммуникационные потоки в организации.
Цель изучения темы:

изучение основных свойств и особенностей коммуникаций, используем менеджменте.
Задачи изучения темы:

изучение понятия «организационные коммуникации»;

ознакомление с основными свойствами, каналами и направлениями ком организациях;

изучение принципов эффективности коммуникационных процессов.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:

элементы коммуникационного процесса;

от чего зависит эффективность коммуникационных процессов.
Будете уметь:

анализировать сообщения по основным свойствам информации и опред качество и пригодность для решения различных управленческих задач.
Будете владеть:

современными технологиями эффективного влияния на индивидуально поведение в организации.
Вопрос 1. Понятие организационных коммуникаций.
Коммуникации (коммуникационный процесс ) – это обмен инфор людьми. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечени информации, являющейся предметом обмена – сообщений. Однако сам информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмен
В менеджменте коммуникации выполняют интегрирующую – объеди
Межличностные коммуникации находятся в центре деятельности любого данным исследований, менеджеры от 50 до 80% рабочего времени проводя другими людьми. У менеджеров высшего звена процент рабочего вре общением, доходит до 90%. Следовательно, отсутствие навыков м коммуникаций может значительно снизить эффективность профессионально менеджера и организации в целом.
Коммуникации в организации могут быть формальными и н
Формальными называют коммуникации соответствующие целями организации, определенные правилами, должностными инструкциями, тех процессами и т.п.
При этом содержание информации может быть различным:

техническая информация (инструкции, стандарты, схемы, технологии и

финансовая информация (отчеты об объемах продаж, прибыли, движени средств и т.п.);

управленческая информация (планы отделов, результаты контроля, прик распоряжения и т.п.);

информация социально-психологического характера (мнения сотруднико организации, выражение удовлетворения и недовольства, слухи и т.п.) и др.
В самом общем случае, элементами коммуникационного процесса являют
1.
Отправитель – лицо, которое генерирует информацию и передает ее др
2.
Сообщение – собственно информация, закодированная с помощью симв
3.
Канал – средство и среда передачи информации.
4.
Получатель – лицо, которому предназначена информация и которое ин
(истолковывает) ее.


Рис. 36. Элементы коммуникационного процесса
Обмен информацией между отправителем и получателем прохо взаимосвязанных этапов:
1)
зарождение идеи;
2)
кодирование и выбор канала передачи;
3)
передача сообщения;
4)
декодирование информации принимающей стороной.
Что такое кодирование? Всегда ли мы кодируем передаваемую информац обходиться без этого этапа? Кодирование – это преобразование информации в для передачи и восприятия получателем. В разговоре мы используем систем которая называется «русский язык». К способам кодирования относятся математические символы и т.п. К используемым нами символам (кодам) о жесты и интонации.
Поэтому очень важно, чтобы у отправителя и получателя были одинако кодирования», другими словами, чтобы получатель точно и в полном объеме п отправителя. К сожалению, даже в бытовом общении это удается далек менеджменте же значение точности и полноты восприятия информац многократно.
Важным элементом коммуникаций является обратная связь (рис. 37)
обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникатив изначальный получатель становится отправителем и передает свою информ начальному отправителю, который играет роль получателя. Обратная способствовать снижению ошибок в понимании информации и значительно эффективности управления.
Рис. 37. Обратная связь в коммуникациях
Часто в процессе обмена информацией происходит некоторое искажение присутствия на каждом этапе передачи определенных помех, иногд
«информационным шумом». Кроме того, на пути коммуникаций могут
«преграды»:
1.
Преграды, обусловленные восприятием. Люди могут по-разному интерпр и ту же информацию в зависимости от знаний, воспитания и опыта.
2.
Семантические барьеры – неправильная трактовка значений слов.
3.
Невербальные преграды – неправильная трактовка значений же интонации и т.п. Зачастую невербальная передача происходит одновременн
(словесной) и может усиливать или изменять смысл слов.
4.
Плохая обратная связь.
5.
Неумение слушать.
Вопрос 2. Свойства организационной информации.
й ф
й
коммуникационные потоки и мешающий принятию правильных управленчес
2.
Полнота – свойство информации исчерпывающе характеризовать инте объект, процесс, событие. Использование в управлении неполной информации привести к искажению ее смысла и снижению качества работы.
3.
Достоверность – отсутствие скрытых ошибок. Принятие управленчески основе недостоверной информации повышает риск ошибочных действий и убы компании. Тем не менее, иногда менеджерам приходится принимать экстренны свой страх и риск», не имея возможности повысить достоверность информации увеличения ее количества и точности обработки.
4.
Своевременность – соответствие запросам потребителя информации в н времени. В некоторых случаях информация может оказаться устаревшей либо п слишком рано (опережающей решения). Принятие управленческих решений н несвоевременной информации также может значительно снизить результатив эффективность работы организации. При этом умение осознать ценность «опер информации – важное качество эффективного менеджера.
5.
Доступность – возможность получения информации данным потребит
Необходимая информация должна быть своевременно и в полной мере доступн менеджерам, которые на ее основе принимают управленческие решения. Часто снижения эффективности работы компании является невозможность вовремя п необходимые данные.
6.
Защищенность – невозможность несанкционированного доступа к инф изменения. Задача защиты информации в организациях, как правило, возлагае специальные службы.
7.
Эргономичность – удобство формы и объема информации с точки зрени пользователя. Эргономичность информации обеспечивается применением совр аппаратных и программных средств получения, обработки и хранения информ
Организационные коммуникации могут быть эффективными только в т менеджеры, отвечающие за организацию и регулирование коммуникацио обеспечивают реализацию всех перечисленных свойств информации.
Вопрос 3. Коммуникационные потоки в организации.
Организационные коммуникации принято делить на внешние и внутренн
Внешние коммуникации связывают организацию с ее внешней средой работы любая компания использует различные средства коммуникации с эле внешнего окружения:

потребителями (реклама и программы продвижения товаров на рынок);

общественностью (создание привлекательного имиджа организации на общенациональном или международном уровне);

государственными органами (письменные отчеты, информация о финан своем размещении, соблюдении трудового и иного законодательства и т.п.);

партнерами (контракты, согласования, рекламации и т.п.) и другими эле окружения.
Внутренние коммуникации осуществляются в рамках организации: межд между подразделениями. Как правило, такие коммуникации связаны с деятельности работников или подразделений. Внутри организации инфо перемещаться по разным каналам, в разных направлениях и с разной скорост основные каналы передачи информации в организации.
Вертикальными коммуникациями называютперемещение инфор уровнями управления. Она может передаваться по нисходящей – с высших уров или по восходящей – с нижних уровней на высшие (рис. 38).
По нисходящей руководители передают подчиненным приказы и распоря нормы, сообщают о текущих задачах, рекомендуемых процедурах и т.п. передаются отчеты о работе, предложения сотрудников и т.п.
Коммуникации выполняют функцию оповещения руководства о том, что делается на низших путем руководство, например, может узнавать о текущих или назревающ
Наличие восходящих коммуникаций значительно повышает эффектив


Рис. 38. Вертикальные коммуникации
Любая организация состоит из множества подразделений, поэтому дл задач и действий между ними необходим обмен информацией. А это знач нисходящих и восходящих информационных потоков, организации нуждаю
горизонтальных коммуникациях – информационных связях между подразд между отдельными сотрудниками), принадлежащими к одному уровню управл
Например, директора магазинов, входящих в розничную торгову периодически встречаться для обсуждения общих проблем, координации стра обмена информацией о продукции. В наукоемких компаниях менеджеры ср специалисты проектно-исследовательских, производственных и маркетинговы встречаться для обсуждения действий по обновлению продукции. В преподаватели разных кафедр могут обсуждать взаимосвязь учебных дисципли
Внутренние коммуникации могут быть межличностными и орган
Межличностные связывают двух и более человек, а к организационным коммуникации, при которых хотя бы одним из участников является группа (по
С точки зрения общения коммуникацию подразделяют как вербал письменной и устной речи) и невербальную (мимика, жесты, позы, а также изображения, например, графики, диаграммы).
Эффективность коммуникационных процессов зависит, прежде всего, факторов:
1.
Определение потребности в информации.
2.
Осведомленность персонала о наличии необходимой информации.
3.
Обеспечение возможности доступа персонала к необходимой информац
Вопросы для самопроверки:
1.
Что представляют собой коммуникации в организации?
2.
Перечислите основные элементы коммуникационного процесса.
3.
Перечислите основные свойства информации.
4.
Дайте характеристику вертикальным и горизонтальным коммуникация
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 20
Дополнительная литература:
1.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: П
2.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и пер
Таганрог: ТРГУ, 2003.
3.
Крейнер С. Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире кор менеджмента. – СПб.: Крылов, 2004.
4.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-
Вильямс, 2008.
5.
Шеметов П.В. Организационные коммуникации: совершенствование и у ими // Элитариум: Центр дистанционного образования http://www elitarium ru