Файл: 1. История управленческой мысли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
себя. Во-первых, тотальный контроль является слишком затратным, а во-в вызывает негативную реакцию или неверное понимание целей контро персонала организации.
Функциональным называют контроль деятельности отдельной функц подразделения, отдельного участка предприятия.
Выборочным называют контроль, позволяющий сделать вывод о каче услуг и работ на основе оценивания части партии изделий или отдельны
(отдельных сотрудников). Так, например, в крупносерийном и массовом контролю подвергают только часть партии произведенной продукции – выборку. Если качество изделий в выборке соответствует установленным тре вся партия признается годной, в противном случае вся партия бракуется. контроля менеджменту приходится прибегать для сокращения затрат на контрольных функций и повышения его рентабельности.
В зависимости от субъекта контроля контроль разделяют на внутренний
Внутренний
контроль осуществляется субъектами самой собственниками, администрацией, назначенными сотрудниками. Такой кон оценивать результативность и эффективность работы подразделений и ком эффективность расходования ресурсов, производительность труда и персонала, выявлять слабые места и ошибочные решения и т.п.
Внешний контроль осуществляется внешними, по отношению к субъектами управления: государственными или независимыми контрольн контрагентами компании (кредитными организациями, страховыми и т.п.) общ
Основная цель внешнего контроля – составить мнение ответственных органов деятельности контролируемой организации законам, о ее финансовом эффективности деятельности.
Кроме того, контроль по форме может быть открытым, наглядным и н
Открытый контроль представляет собой такую систему оценивания и учет которая закреплена в соответствующих регламентах: приказах, распоряжения
(например, положение о мониторинге трудовой дисциплины сотрудников пред
Особенностью наглядного контроля является удобство периодического его результатами. Как правило, результаты наглядного контроля различ оформляются в виде диаграмм, гистограмм и учетно-плановых графиков (рис. 3
Рис. 32. Пример контрольной гистограммы с линией тренда
Скрытый контроль осуществляется без оповещения контролируе например, широко распространенной является методика «тайный покуп
shopping) (иногда используется словосочетание «таинственный покупатель контроля заключается в том, что контролирующее лицо под видом покупа качество работы конкретных сотрудников (как правило, продавцов, менедже клиентами и т.п.) оказывающих услуги клиентам. Эта методика применяется, с для того, чтобы выявить нарушения в обслуживании, допускаемые персонало другой – для выявления и поощрения самых лучших и добросовестных работ


Эффективным можно назвать контроль, параметры которого отвеча требованиям (рис. 33):
Рис. 33. Принципы эффективного контроля
Организуя контрольные процедуры, очень важно помнить, что ко оказывать на сотрудников как положительное, так и отрицательное влияние (р
Рис. 34. Поведенческие аспекты контроля
К основным рекомендациям по организации эффективного контроля следующее:
1.
Сотрудники должны знать и разделять цели и ценности компании. Прич характер системы контроля должны быть понятны исполнителям.
2.
Менеджмент должен устанавливать адекватные, понятные работникам нормы. Для чего должно быть организовано двухстороннее общение «работник
3.
Руководство должно отказываться от чрезмерно сложного и частого кон
Сложность механизмов контроля должна соответствовать сложности управляе организации. Частота контрольных замеров должна соответствовать динамике контролируемых процессов и уровню информационной неопределенности. Чем происходят изменения и чем неопределеннее информация об условиях протека тем чаще и точнее должны осуществляться контрольные процедуры.
4.
В организации должен соблюдаться принцип справедливого вознагражд сотрудников по результатам контроля, а также принцип обязательных последу

Вопросы для самопроверки:
1.
Что представляет собой контроль, как функция менеджмента?
2.
Что такое масштаб допустимых отклонений?
3.
Что представляет собой предварительный контроль? Зачем он осуществ
4.
Перечислите принципы эффективного контроля.
Литература по теме:
Основная литература:
1.
Михненко П.А. Теория менеджмента: учебник. – М: МФПУ «Синергия», 20
Дополнительная литература:
1.
Вересов Н.Н. Все схвачено: психологические аспекты и сущность управл контроля. // Элитариум: Центр дистанционного образования, http://www.elitarium
2.
Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. – М.: П
3.
Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и пер
Таганрог: ТРГУ, 2003.
4.
Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. / пер. с англ. 3-
Вильямс, 2008.
5.
Шеметов П.В. Эффективный управленческий контроль. // Элитариум: Цен дистанционного образования, http://www.elitarium.ru, 2009.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Корпоративный менеджмент» www.cfin.ru
Журнал «Управление компанией» www.management.web-standart.net/
Практические задания:
Задание 1.
Представьте себе, что вы – генеральный директор крупного предприятия,
продукты питания. Контроль каких процессов вы будете осуществлять с п менеджеров? Составьте и заполните таблицу (см. пример оформления).
Пример оформления
Сфера
Содержание контрольных мероприятий
Комментарии
Персонал
Производство
Продажи
Другое
Задание 2.
Представьте, что вы управляете отделом, отвечающим за сбор информа клиентов о продукции вашей компании (рекламаций, предложений и подчинении – семь человек. Сформируйте свою систему допусков на откл отдела от установленных норм. Заполните таблицу (см. пример оформления).
Пример оформления

Контролируемый процесс
Допустимое отклонение
от нормы
Ваши действия
случае
превышения
допустимых
отклонений
1
Распорядок рабочего дня –
прибытие сотрудников на работу.
Опоздание:
… мин.
Однократно:
Повторно:
Сроки выполнения
Затягивание сдачи
Однократно:

клиентов (по итогам анализа за один месяц):
… %
Повторно:
4
Сроки выполнения отделом отчетов о работе за квартал
(три месяца) и отправка их руководству компании.
Подумайте, кто (что) в этом
случае будет являться
объектом контроля?
Затягивание сдачи отчетов:
… дней
Однократно:
Повторно:
Тема 8. Принципы разработки управленческих решений
Вопросы темы:
1.
Понятие управленческого решения.
2.
Классификация управленческих решений.
3.
Основы разработки рациональных управленческих решений.
4.
Методы коллективной разработки управленческих решений.
Цель изучения темы:

изучение сущности и содержания понятия «управленческое решение».
Задачи изучения темы:

ознакомление с основными методами коллективной разработки управл решений;

изучение содержания и роли управленческих решений в менеджменте;

изучение классификации управленческих решений;

изучение основ разработки рационального управленческого решения.
Успешно изучив тему, Вы:
Будете знать:

классификацию управленческих решений;

основы разработки рационального управленческого решения.
Будете уметь:

анализировать типы управленческих решений;

пользоваться схемой разработки рационального управленческого решен подготовки решения.
Будете владеть:

навыками структурирования и анализа информации, необходимой для п эффективного управленческого решения.
Вопрос 1. Понятие управленческого решения.
Решение – это выбор одного варианта действий из нескольких возможн
В менеджменте принятие решений, а также их реализация предс значительно более сложный, чем в бытовой практике, систематиз ответственный процесс, учитывающий интересы не одного человека, а цело
Поэтому принять управленческое (организационное) решение – значит ответ как поступить в данной ситуации, чтобы результат оказался наиболее успешн для организации, а необходимые затраты времени, сил и ресурсов – минимальн
Управленческое решение – это выбор, который осуществляет менедж реализации основных функций управления.
Иными словами, принятие управленческих решений является составной функции менеджмента:
планирования деятельности организации

Принято говорить, что управленческие решения являются неп
результатом деятельности любого менеджера, ведь именно с помощью у решений менеджер и оказывает свое управленческое воздействие на организа подчиненных ему сотрудников действовать определенным образом.
К основным условиям принятия решений в организации относятся:

наличие четко и однозначно поставленной цели, на достижение которой данное решение;

наличие вариантов достижения цели, т.е. возможных методов решения;

наличие ограничивающих факторов, которые не позволяют принимать ориентируясь лишь на поставленную цель и желание самого менеджера.
К ограничивающим факторам относятся: экономические, технически правовые, нравственно-этические и другие факторы. Так, например, отсутстви финансовых средств, не позволит руководителю принять решение о з оборудования до тех пор, пока не будут получены средства.
Есть несколько базовых требований, предъявляемых к управленческим того, чтобы они считались результативными и эффективными:
1.
Решение должно быть реализуемым. Другими словами, в основе решени лежать соответствие между целями и имеющимися у организации ресурсами:
материальными, финансовыми, человеческими, информационными и временн
2.
Решение должно включать в себя механизм реализации, т.е. в решении д указано, какими действиями будет достигаться поставленная цель.
3.
Решение должно приниматься и реализовываться в масштабе времени у
процессов. Различные организационные процессы имеют различную динамику решения задач, поэтому управленческое решение должно соответствовать этой
4.
Решение должно быть устойчивым по эффективности. Допустим, руков компании приняло решение о развертывании автономной системы энергоснаб предприятия. Эффективность такого решения может быть выражена ожидаемы затрат на энергию. Однако это решение будет признано неустойчивым по эффе если в процессе строительства выяснится, что в результате роста цен на запасн техническое обслуживание заданное снижение затрат не будет достигнуто.
5.
Решение должно быть гибким (адаптивным). Это требование заключает грамотное решение обязательно должно предполагать возможность изменения
(корректировки) цели или алгоритма достижения цели при изменении условий внутренней среды. Одним из условий адаптивности решения является наличие описания внешних факторов или состояний организации, при которых реализа решения должна быть приостановлена и начата разработка нового решения.
Вопрос 2. Классификация управленческих решений.
Сначала рассмотрим классификацию управленческих решений в з количества вариантов возможных действий.
Все управленческие решения можно условно разделить на четыре группы
1.
Стандартные.
2.
Бинарные.
3.
Многовариантные.
4.
Инновационные.
Стандартным называют решение , предполагающее однозначный выбор в
Стандартные решения принимаются, как правило, в хорошо известных повторяющихся ситуациях. Принимая такое решение, менеджер понимает, чт не является наилучшим, но в силу различных обстоятельств (ограничен желание следовать традициям, нежелание заниматься поиском оптимального он останавливает свой выбор именно на хорошо известном, зарекомендо лучшей стороны в прошлом, варианте действий.
Бинарным
называют решение
, предполагающее выбор одн взаимоисключающих вариантов.

высшее образование, абитуриент оказывается перед многовариантным реше именно вуз поступать. По мнению психологов, бинарное решение является п наиболее сложным, т.к. отсутствие промежуточных («запасных») варианто повышает вероятность неправильного решения.
Многовариантным называют решение, требующее от менеджера сде некоторого числа возможных вариантов действий.
Это наиболее распространенный тип решения, поскольку в большин менеджера имеется некоторое число возможных вариантов действия (п
Например, принимая решение о заключении договора на поставки сырья, м выбирать между несколькими потенциальными поставщиками. При этом выбор будет зависеть от соотношения разнообразных требований: це устанавливаемой потенциальным поставщиком; времени доставки; ка репутации фирмы-поставщика на рынке и т.п. Основным требованием к решен является его взвешенность.
Инновационным называют решение, принимаемое в условиях, когда невозможно сделать предположение о каких-либо вариантах действий, когда нова и неопределенна.
В этом случае руководителю приходится формировать абсолютно ново аналогов, творческое решение.
Как управленческие решения классифицируются по способу их
Разработка и принятие решения – это сложный психологический процесс. Дел лицо, принимающее решение, всегда воздействуют его опыт, социальн ценности, особенности воспитания и многое другое. Однако поведение чело всегда подчиняется законам логики. Поэтому способы разработки и принятия быть как строго формализованными и высоконаучными, так и спо объяснимыми). Возможны, правда, и промежуточные варианты.
Рассмотрим классификацию управленческих решений по способу их разр из данного классификационного признака, управленческие решения бывают т
1.
Интуитивные.
2.
Основанные на суждениях (эмпирические).
3.
Рациональные.
Интуитивные решения.Вряд ли можно говорить о чисто интуитив иначе пришлось бы прибегать к таким понятиям, как «озарение» или «ясновид случае человек использует имеющуюся у него информацию, размышляет факты. Тем не менее, интуитивным решением называют выбор, который сдел на основе ощущения его правильности.
Интуитивным решением называют выбор, который сделан толь неосознанного ощущения его правильности.
Собственно говоря, выбор в этом случае не подчиняется какому-то строг механизму или правилу. Говорят, что при этом «работает» наше подсознание.
В каких случаях менеджерам приходится останавливаться на интуитив
Причиной могут стать две крайности:
1.
Когда выбор должен быть сделан из огромного количества возможных в
2.
Когда очевидных вариантов нет вообще.
Решения, основанные на суждениях (эмпирические решения). Ча принимают решения, которые принесли успех в прошлом в сходных си решения называются эмпирическими или основанными на суждениях.
Решения, основанные на суждениях – это выбор варианта действий, знаниями или накопленным опытом.


Имеются ли недостатки у метода суждений? Конечно. Во-первых, сужден соотнести с ситуацией или проблемой, которые ранее не возникали в данной являются абсолютно новыми. Второй недостаток более существенен: так опирается на опыт, чрезмерное частое использование этого способа может при в организации, лишить ее развития. Увлеченный этим методом руководитель самого себя может встать на путь пренебрежения новыми, перспективны принятия решений.
Рациональные решения. Разработка и принятие рационального решения многоэтапный процесс.
Рациональное решение – это процедура, предполагающая осуществл анализа информации и формирование основанных на нем выводов.
Алгоритм разработки рационального решения рассмотрим в следующем в
Вопрос 3. Основы разработки управленческих решений.
Итак, рациональным называется такое управленческое решение, д которого применяется пятиэтапная схема (рис. 35).
Рис. 35. Схема разработки рационального управленческого решени
Указанные пять этапов составляют только стадию разработки управленч
Однако на практике этим деятельность менеджера не ограничивается. Мало принять решение – необходимо реализовать его (т.е. выполнить) точно и в ср требует проведения дополнительных мероприятий: правильного доведения и исполнителей и, иногда – адаптации (некоторых изменений) условий работы о
Обязательным условием точного выполнения управленческого реш осуществление своевременного контроля этапов его реализации. Контролиров сроки выполнения отдельных этапов, качество их выполнения, а также возмож ситуации, влияющей на выполнение решения. В процессе реализации р приходится прибегать к его корректировке (изменениям и доработке). Это нео в тех случаях, когда становится ясно, что принятое ранее решение уже удовлетворяет компанию и его нужно в чем-то изменить, чтобы он эффективным.
Вопрос 4. Методы коллективной разработки управленческих решений
Очень часто складываются такие ситуации, когда менеджер не может пр самостоятельно. Ему может потребоваться помощь коллег, других сотрудников специально подобранных экспертов. Методы разработки управленчес предполагающие участие группы людей, называются коллективными методами коллективной разработки решений.
Рассмотрим наиболее распространенные из них:

case – ситуация, случай). Этот метод требует хорошей теоретической подгото анализа и знаний особенностей организации и бизнеса.
Метод экспертных оценок предназначен для принятия решени неформализуемых (т.е. не поддающихся количественному описанию) представляет собой анализ, прогнозирование ситуации и формирование реш обработки мнений экспертов. Предъявляет высокие требования к компетентн
Процедура применения этого метода называется экспертизой.
В каких случаях руководителям приходится прибегать к экспертиз руководители обращаются к помощи экспертов по таким вопросам, как:

определение целей развития бизнеса;

многовариантное распределение ресурсов;

выявление периодов времени наступления различных событий в жизни или рынка;

формирование вариантов управленческих решений и оценка их приори
Из каких этапов состоит экспертиза? Вот наиболее распространенная посл шагов:
1.
Постановка цели экспертизы.
2.
Формирование аналитической группы.
3.
Подбор экспертов.
4.
Проведение опроса.
5.
Обработка информации, получаемой от экспертов.
6.
Приведение информации в форму, удобную для принятия окончательно
Метод «мозгового штурма»(Brain-Storm Method ) – выработка р свободной генерации идей участниками процедуры. Этот метод предназначен решений на инновационном уровне. Он предъявляет четкие требовани процедуры и аналитическим способностям членов группы обработки идей.
Метод «мозгового штурма «, называемый также методом «мозгово предложен в 1953 году американским изобретателем и предпринимателем А
целью была разработка рекомендаций по организации процедуры коллективн и выдвижения предложений в таких областях, как наука, техника, торговля и настоящее время этот метод хорошо известен и широко распростра спланированный и проведенный мозговой штурм позволяет достичь таки которые оказываются невозможными при использовании других методов.
В менеджменте метод мозгового штурма предполагает творческий под возникших проблем или выбору направления дальнейшего развития орга всего к этому методу приходится прибегать при необходимости исследовани изученных областей, при отсутствии «накатанных» дорог.
Главное, что отличает метод мозгового штурма от других процедур пои формирование как можно более широкого спектра идей и способов решени проблемы. Основой методологии метода является выход за границы представлений, имеющихся у специалистов в рассматриваемой области и выд неординарных предложений. Как ни странно это звучит, но зачастую им жизненный и профессиональный опыт, научные знания и высокое служеб становятся препятствием для нетрадиционных, ярких и новаторских предложе
Мозговой штурм осуществляется в два этапа:
1.
Коллективная генерация идей. На этом этапе создаются условия для выдв можно большего числа разнообразных идей и предложений. Продолжительнос коллективной генерации идей составляет не более 20-30 минут. Все высказанны фиксируются в протоколе.
Основным правилом проведения мозгового штурма является строгий за критику высказываемых предложений. Приниматься к рассмотрению и должны все без исключения предложения, насколько бы фантастичес абсурдными они не казались. Не допускается никакая предварительная оценк суждений, причем запрещается выражать свое отношение даже мимикой и ж таким образом можно создать обстановку, максимально благоприятствующ творческому поиску вариантов решения проблемы. Более того, высказывание и в каком-то смысле фантастических идей должно не только допу