Файл: Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


На премьере, признавался позже артист, он передвигался на ватных ногах и пел, ничего не чувствуя, просто пел наизусть то, что знал, давая столько голоса, сколько мог.86 Публика прервала пролог неистовой овацией. Театр «Ла Скала» был завоеван Ф. Шаляпиным отныне и навсегда. Можно сказать, что именно с этого момента началась европейская, а потом и мировая слава Шаляпина. В зарубежные гастроли он отправлялся теперь почти каждый год, выступая на лучших сценах мира с неизменно громким успехом.

Следует отметить, что становление Шаляпина происходило в годы, когда в России бурлила политическая жизнь, увлекшая в свой водоворот буквально всех. Тем более не мог остаться в стороне от нее человек с таким мощным темпераментом, как Ф.Шаляпин. Артист писал в мемуарах, что отрицает строй, который подавляет свободу. И тем не менее, по его собственному признанию, более двух десятков лет он считал себя заправским социалистом87.

В детстве и ранней юности Шаляпин не задумывался о социальной несправедливости; мысль о том, что жизнь можно изменить, никогда даже не приходила ему в голову. Лишь попав молодым артистом в столицы страны, Федор узнал, что есть люди, которые собираются перестроить мир. Общаясь с писателями, артистами, художниками, учеными, певец увлекся идеей, что в жизнь народа русского войдут перемены, что люди не будут больше так много плакать, и так бессмысленно страдать, так темно и грубо веселиться в пьянстве. Можно сказать, что революционные настроения захватили Шаляпина.

Человеком, оказавшим на него в этом отношении решающее влияние, был писатель Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Именно он познакомил певца с настоящими революционерами, которых сажали в тюрьму и ссылали на север. Однажды, гостя у Горького на Капри, он признался своему другу М. Горькому, что хотел бы вступить в партию социалистов. На это Алексей Максимович, знавший импульсивную натуру Ф.Шаляпина, ответил: «Запомни: ни в какие партии не вступай, а будь артистом, как ты есть»88. Да и сам певец позже осознал, что его увлекали лишь гуманитарные порывы этих взволнованных идеями людей. Когда же изредка он пытался почерпнуть из революционных книжек какие-то теоретические знания, ему становилось невыносимо скучно.

Близились события 1905 года, и в репертуаре Ф.Шаляпина стали появляться «крамольные» произведения. В песне на стихи П. Мельшина-Якубовича, обращенной к Родине, Россию называли бесчеловечной мачехой, казнившей своих детей. На «ура» шел и романс на слова М. Конопницкой «Три дороги», в финале которого певец с присущими ему силой и подъемом трижды повторял фразу «Кто ж укажет путь широкий к правде и свободе?!»
89.

Но поистине всенародную славу получила в его исполнении песня волжских бурлаков «Дубинушка». В романе М.Горького «Жизнь Клима Самгина» есть эпизод, описывающий исполнение артистом этой песни 17 октября 1905 года: «Самгин услыхал, что шум рассеялся, уступив место одному мощному голосу. Голос этот с поразительной отчетливостью произносил знакомые слова, угрожающе раскладывая их по знакомому мотиву... И вдруг весь зал точно обрушился, разломились стены, приподнялся пол, и грянул единодушный разрушающий крик: Эх, дубинушка, ухнем!»90.

Самой благодарной публикой, воспринимавшей эту песню как призыв к действию, были рабочие. В 1906 году Ф.Шаляпин дал в Киеве благотворительный концерт, собравший более пяти тысяч человек. Разрешение на это грандиозное мероприятие певец получил не сразу. Ему пришлось убеждать губернатора, что ни о какой пропаганде он не помышляет, а просто желает петь для нуждающихся людей. К тому же, заметил он, отказ произведет на рабочих тяжелое впечатление и еще больше настроит их против властен. Аргументы подействовали, и концерт состоялся.

В перерывах между песнями из публики прорывались выкрики с просьбой спеть «Варшавянку» и «Интернационал», но этих песен Ф.Шаляпин тогда не знал и вместо них затянул «Дубинушку». О том, что за этим последовало, он вспоминал: «Эй, дубинушка, ухнем, - подхватили 5000 голосов, и я, как на Пасхе у заутрени, отделился от земли»91. С этого дня почти на всех концертах публика не отпускала Ф.Шаляпина со сцены без знаменитой песни. Стоить заметить, что несмотря на его бунтарские «выходки», о которых прекрасно знала охранка, в 1910 году певцу было пожаловано звание «Солист Его Императорского Величества». В то время это было самое высокое звание на российской сцене.

Какие бы общественные потрясения ни происходили в стране, главным для Федора Ивановича Шаляпина всегда оставалось творчество. Его международная слава росла. Известный антрепренер Сергей Дягилев, поставивший своей целью познакомить Европу с русским искусством, не мог не пригласить Шаляпина в свои проекты: «Русские исторические концерты», прошедшие в Париже в 1907 году, и спектакль «Борис Годунов», покоривший столицу Европы годом позже. В антрепризе С.Дягилева, получившей название «Русские сезоны», артист пел также в «Псковитянке» и «Хованщине» - его игре в этих спектаклях, забыв о привычной чопорности, восторженно рукоплескал Лондон.


Осенью и зимой 1907-1908 годов состоялись первые гастроли Шаляпина в Нью-Йорке на сцене «Метрополитен-опера». К сожалению, эта поездка обернулась для певца разочарованием, посчитавшего, что американцам ближе клоуны и паяцы, чем драматическое искусство92. Именно в Америке Ф.И. Шаляпин впервые столкнулся с чудесами «желтой прессы». Он добросовестно рассказал о себе дотошным журналистам, а на следующий день узнал, что газеты пишут невероятное: о том, что он атеист, что один ходит на медведя, презирает политику, не терпит нищих и надеется, что по возвращении в Россию его посадят в тюрьму. Пресса предупредила публику, что Шаляпин - «обладатель феноменального стенобитного баса». Однако стены в зале остались целыми, и критики недовольно отозвались: «Какой же это русский бас? Голос у него очень мягкий», о характере игры и ролях не говорили ничего, и в целом сошлись на том, что Ф.И. Шаляпин - «артист не для Америки»93.

Первая мировая война застала Федора Ивановича в Париже. Через Лондон и Скандинавию он добрался до Петербурга. С этого времени на целых шесть лет выезд за пределы России для Ф.И. Шаляпина оказался закрыт. Вся его театральная и концертная деятельность теперь сосредоточилась внутри страны. Много энергии и душевных сил в годы войны отдал артист в помощь фронту: устраивал благотворительные концерты, содержал на собственные средства два лазарета для низших чинов в Петрограде и в Москве - в общей сложности на 80 человек. Он часто навещал раненых, пел для них, раздавал подарки. В Москве о солдатах заботилась и семья артиста. Дочь певца Ирина вспоминала, как на открытие лазарета, расположившегося во флигеле московского дома Шаляпина, приехал городской голова: «Увидев, насколько хорошо был оборудован лазарет, он предложил Федору Ивановичу предназначить его для офицеров, на что отец ответил: «Вот потому именно, что лазарет оборудован хорошо, здесь будут лечиться солдаты»94.

В 1916 году Ф.И. Шаляпин наконец сдался на уговоры М.Горького написать автобиографическую книгу. В крымском Форосе его воспоминания записывала стенографистка, а М.Горький выполнял литературную обработку текста. Так возникла книга «Страницы из моей жизни», открывшая для поклонников певца его талант рассказчика.

Между тем, социальное и политическое напряжение в стране привело к взрыву - Февральской революции 1917 года. В мемуарах Шаляпин писал: «Все сразу надели красные ленточки... Не скрою, надел и я... Я думал: вот наступило время, когда мои боги, которых я так чтил, придут к власти, устроят жизнь хорошо для всех; жизнь радостную и правильно-работную»
95. Сам артист тоже старался принять участие в преобразованиях. Старая дирекция Императорских театров во главе с В.А. Теляковским была уволена. Императорскне театры стали называться Государственными, а Ф.И. Шаляпина назначили художественным руководителем Мариинского театра. Он попытался ввести новые правила: не ограничивать часы репетиции, установив ненормированный рабочий день. Артисты приняли нововведение в штыки, обозвали Шаляпина «генералом» и дали понять, что театр в нем не нуждается. Так ему пришлось покинуть родную Мариинку и перейти работать в Народный дом.

Октябрьскую революцию Шаляпин встретил на сцене: залпы «Авроры» прогремели как раз во время спектакля. О большевиках Федор Иванович знал в ту пору мало - зато они его своим вниманием не обошли. Реквизировали его автомобиль, сняли деньги со счетов, зачастили с обысками в петроградскую и московскую квартиры артиста. Эти «неудобства» приходилось терпеть. Во всяком случае, он и обе его семьи были живы, тогда как некоторых знакомых расстреляли. В конце концов, понадобился Шаляпин большевикам и как первая величина в артистическом мире. В апреле 1918 года он все-таки возглавил Мариинский театр. Совмещая актерскую работу с режиссерской, артист спел в восьмидесяти спектаклях. Несмотря на разруху, «на Шаляпина» публика продолжала идти. 15 ноября 1918 года постановлением Совнаркома ему было присуждено звание «Народный артист Республики». Нарком просвещения А. Луначарский объявил об этом со сцены после спектакля, и, искренне тронутый, Ф.И. Шаляпин сказал, что этот подарок ему всех подарков дороже, потому что гораздо ближе к его сердцу человека из народа.

Однажды в Мариинский театр поступило распоряжение: передать костюмы и декорации в провинцию, чтобы неимущий народ «в глубинке» тоже просвещался. Шаляпин категорически отказался выполнить это требование и поехал в Москву к Ленину. Кроме Ленина, Шаляпин встречался тогда практически со всеми большевистскими вождями: Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Дзержинским, Сталиным. Костюмы и декорации удалось отстоять.

Очарование революционными идеями у певца давно прошло, партийные проходимцы мешали работать, жить становилось все невыносимее.

И 1921 голу Шаляпину предложили спеть концерт в Ревеле - теперь это была столица Независимой Эстонии. Он сомневался, что его выпустят за границу, однако разрешение было получено. После этого концерта Ф.И. Шаляпин получил через Луначарского письмо от американского импресарио, приглашавшего его на гастроли в США. Нарком лично посодействовал этому выезду. Ф.И. Шаляпин побывал с концертами в Америке и Англии, передавая половину заработка советскому послу.


Из второй заграничной поездки Шаляпин вернулся с окрепшим решением любым способом вырваться на свободу. Но жить за границей без жены и детей для него было немыслимо. Чтобы получить разрешение на выезд для семьи, он решил пойти на хитрость, развивая мысль, что его выступления за границей приносят советской власти пользу и делают ей большую рекламу96. К такому аргументу отнеслись благосклонно, и скоро на руках у Ф.И. Шаляпина оказалось заветное разрешение. Позаботился он и о безопасности своей первой семьи, остававшейся в Москве: он просил Ф.Дзержинского не делать поспешных заключений из каких бы то ни было сообщений о нем в иностранной печати. К чести Ф. Дзержинского, он эту просьбу выполнил.

Летним утром 1922 года Ф.И. Шаляпин, стоя с семьей на палубе парохода, махал платком провожавшим его друзьям. Музыканты Мариинского оркестра играли марши, а когда пароход двинулся, грянули «Интернационал». Родину Шаляпины покинули практически с пустыми руками: удалось взять только кое-какие личные вещи и любимый шаляпинский портрет, написанный Кустодиевым, на котором Федор Иванович был изображен на фоне ярмарки. Создавать благополучие семьи приходилось с нуля. Между тем, с Шаляпиным выехали пятеро детей – Марина, Марфа, Дассия и дети Марии Валентиновны от первого брака, к которым он относился как к родным. Все усилия певца теперь сосредоточились на зарабатывании денег. Начались бесконечные гастроли. Гастролируя по миру, Ф.И. Шаляпин показывал непревзойдённые по силе и жизненной правде образы русской культуры Ивана Грозного, Ивана Сусанина, Бориса Годунова и Варлаама, Кончака и др97.

Высокие гонорары довольно скоро позволили Шаляпину купить дом в Париже, и вскоре к отцу присоединились дети от первого брака - Борис, Федор, Татьяна и Лидия. Замужняя дочь Ирина, ставшая актрисой, осталась с матерью в Москве. Чтобы понять, насколько напряженной, если не сказать изматывающей, была гастрольная жизнь артиста, достаточно перечислить страны, где проходили его выступления и спектакли - во многих по нескольку раз за год - в период эмиграции: Англия, США, Франция, Германия, Австралия, Канада, Мексика, Куба, Новая Зеландия, Австрия, Венгрия, Румыния, Чехия, Испания, Швейцария, Италия, Бразилия, Аргентина, Швеция, Латвия, Дания, Голландия, Литва, Болгария, Япония, Китай...

В большевистскую Россию Ф.И. Шаляпин возвращаться не торопился. Советское правительство настойчиво предлагало ему вернуться на родину, но артист, ссылаясь на различные обстоятельства, уклонялся. Последней каплей, переполнившей чашу терпения большевиков, стал непростительный, с их точки прения, поступок. Зайдя к священнику Георгию Спасскому с просьбой освятить свой парижский дом, Ф.И. Шаляпин увидел изможденных женщин и детей-эмигрантов из России, просивших подаяние. На следующий день Федор Иванович передал отцу Георгию 5000 франков для помощи нуждающимся. В Москве этот факт расценили как содействие белоэмигрантскому движению. Последовала реакция: в 1927 году Ф.И. Шаляпин постановлением правительства был лишен звания «Народный артист», и ему запретили въезд в Россию. Это постановление было отменено только в 1990г., певец был полностью реабилитирован и перезахоронен в Москве.