Файл: Историческая тематика творчества Федора Шаляпина в контексте современного исторического образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 1930 голу произошел разрыв в отношениях Ф.И. Шаляпина с М. Горьким. Кроме нежелания Ф.И. Шаляпина возвращаться в советскую Россию, причиной был также конфликт, связанный с незаконной публикацией в 1926 году ленинградским издательством «Прибой» книги «Страницы из моей жизни». Ф.И. Шаляпин подал судебный иск с материальными претензиями к советской власти, на что М.Горький отреагировал предельно резко, обвинив Шаляпина в излишней жадности. Их дружбе была поставлена точка.

Обвинений и кривотолков за годы жизни в эмиграции обрушилось на Ф.И. Шаляпина столько, что он чувствовал необходимость рассказать о себе правду, объяснить причины своих поступков и очистить свое имя. К тому же очень важным для него было передать основы своего творческого метода будущим поколениям артистов. В 1932 году Шаляпин написал книгу «Маска и душа. Мои сорок лет на театрах». Ярким, образным языком, свидетельствующим о незаурядном литературном таланте, он повествовал о своем пути в искусстве и рассказывал о том, что стояло за ярлыками, которые то и дело пытались на него наклеить, - от монархиста, склоняющего колени перед царем, до прислужника большевиков. Ни тем, ни другим он не был. Значительную часть книги артист отдал описанию своих отношении с новой властью и о бесчинствах большевиков, свидетелем которых он был.

«В своей последней книге, вышедшей в 1932 за границей ("Душа и маска"), Ш. с откровенностью разоблачил полную идейную ничтожность и беспринципность своей «общественной» деятельности, окончательно скатившись в лагерь махровой реакции»98, - говорилось о Ф.И. Шаляпине в Большой Советской Энциклопедии, выходившей в 1930-е годы.

Казалось бы, после такого «пасквиля» на советскую власть Ф.И. Шаляпин должен был окончательно утвердиться в статусе персоны нон грата. Однако есть свидетельства - в частности, об этом говорил американский импресарио Сол Юрок, - что Сталин звал артиста на родину, обещая дать и дом, и дачу намного лучше, чем у него были.

Репутация Шаляпина в те годы не потускнела. По-прежнему его имя привлекало толпы зрителей и слушателей. По-прежнему с ночи становились очереди чающих достать билет на спектакль или концерт с его участием. Огромными тиражами расходились граммофонные пластинки с оперными ариями, романсами, народными песнями, церковными песнопениями в его исполнении. Он бывал бесконечно требователен к себе и качеству пластинок, по нескольку раз повторял запись одного и того же произведения, прежде чем удостоверялся
, что она безупречна.

В последние годы жизни Федор Иванович сильно тосковал по России, но понимал, что милость советских вождей переменчива. Еще М.Горькому, когда тот уговаривал его вернуться, он писал: «Я у вас там слыву отчаянным преступником, а в таких случаях с вами трудно. Пошлют в Соловки, как ни оправдывайся - нет уж. Я стар для таких прогулок»99.

Стар он становился и для непрерывных гастролей — годы, болезни и накопившаяся усталость брали свое. Последний раз он выступил с концертом 23 июня 1937 года в британском Истборне. 12 апреля 1938 года Федор Иванович Шаляпин умер от лейкемии в своей парижской квартире. Последними его словами, обращенными к жене, были: «Маша, почему в этом театре так темно? Скажи им, чтоб зажгли свет...»100.

Многие друзья, навещавшие Федора Ивановича в последние недели жизни, вспоминали, что он часто говорил о русском театре, тосковал по нему, спрашивал, почему оторван от него. Так он прощался с родиной, оставшись верным ее искусству101. Ф.И. Шаляпина похоронили в Париже с такими почестями, каких не удостаивался ни один иностранец. «Большая и значительная страница повернулась с его смертью, - писал русский художник А.Н. Бенуа. - Он же был именно гением. Всё - от бога, и всё легко… Его способность - одним своим присутствием на сцене держать тысячи людей в своей власти, - была невероятной»102.

До самой смерти Ф.И. Шаляпин оставался гражданином России и не принял иностранного подданства. Он мечтал быть похороненным на родине. Его желание исполнилось через 46 лет после смерти. В дождливый осенний день 1984 года, произошло Шаляпин «вернулся» на родную землю и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

2.2 Историческая тематика творчества артиста
Ф.И. Шаляпин воплотил на оперной сцене образы целой галереи русских персонажей. Эти образы поражали зрителей своей глубиной, правдивостью и разнообразием. Ф.И. Шаляпиным были представлены образы правителей России, таких как Борис Годунов и Иван Грозный, образы простых русских крестьян Ивана Сусанина и несчастного Мельника, образы монаха Варлаама и кузнеца Еремки, вождя раскольников Досифея и жестокого опричника Вязьминского, циничного князя Галицкого и светского бонвивана графа Томского. И все эти образы – это не только реалистично сыгранные роли, но и правдивые страницы нашей истории, переданные через певцом через воплощение русского быта и характера.

Однако многие годы великие произведения русских композиторов, гордость русской национальной музыки, не ставились на сцене императорских оперных театров. Бездарные управляющие театрами выбирали для постановок поверхностные оперы иностранных композиторов. Был необходим новый, национальный оперный театр, и таким театром в России конца XX века стала частная опера Саввы Ивановича Мамонтова, который решил создать театр с исключительно русским репертуаром. Пользуясь всеми своими редкими талантами, Ф.И. Шаляпин на сцене оперы С.И. Мамонтова создал целое созвездие гениальных образов-характеров.

Героическая тема занимала ведущее место в русском искусстве оперного театра, часто становясь трибуной для решения крупных социальных проблем. Первое творение русской музыкальной классики – «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») Глинки, отразившее в себе дух эпохи 1812-1825 годов, было названо автором «отечественной героико-трагической оперой». В опере идет речь о событиях 1613 года, связанных с походом польского войска на Москву. Поляки шли в Кострому с целью убийства 16-летнего претендента на престол Михаила Романова, но заблудились. Дорогу им вызвался показать костромской крестьянин Иван Сусанин, но вместо этого завёл их в гиблые болота, где и погиб вместе с ними.

В частной опере С. Мамонтова выступления Ф.И. Шаляпина начались именно с исполнения им главной партии Ивана Сусанина. Таким образом, созданная Ф.И. Шаляпиным галерея трагических образов открывается монументальной фигурой Ивана Сусанина, в котором героическая романтика переплетается с сердечностью и радушием русского крестьянина. Образ Ивана Сусанина стал одним из самых удачных в репертуаре артиста.
Искусно пользуясь гримом и сценическим костюмом, Ф.И. Шаляпин показал зрителю сутулого, немного сгорбленного от трудов, с загорелой шеей земледельца Сусанина. Начиная от сильных грубых рук крестьянина и заканчивая его походкой и каждым движением - все было продумано певцом в образе Сусанина. Но самое главное - это величие духа и патриотизм русского крестьянина, который смог принести в жертву жизнь за свою родину, все это удалось воплотить Шаляпину в этом образе гениального творения М.Глинки103.

Опера имела большой успех у публики и критиков и сыграла судьбоносную роль в карьере Ф.И. Шаляпина, так как именно в этой постановке раскрылся его огромный талант как исполнителя русской классической музыки, которую он прекрасно чувствовал и понимал.

Когда несколько лет спустя Большой императорский театр также решил поставить спектакль «Жизнь за царя», то Ф.И. Шаляпину принесли в гримерку костюм для роли Ивана Сусанина: бальный кафтан и красные сафьяновые сапоги. Увидев этот наряд, Ф.И. Шаляпин бросил его на пол, да еще и притоптал ногами, велев принести ему мужицкий армяк и лапти. Театральные чиновники были шокированы: никогда до этого артисты Большого театра не позволяли себе проявлять строптивость перед дирекцией театра. Но им пришлось уступить требованиям Ф.И. Шаляпина: на премьеру ему принесли темно-жёлтый армяк, лапти и онучи104.

Характеру Ивана Сусанина в дальнейшем репертуаре Ф.И. Шаляпина противопоставляются характеры властителей, монархов и самодержавных деспотов: царь Борис, Иван Грозный, Филипп II Испанский, Олоферн. Но как бы ни были многогранны эти шаляпинские образы, их объединяющей чертой было горькое одиночество, трагическая надломленность и раздвоенность души, совести, чувств. Ф.И. Шаляпин сумел обнажить тяжесть душевных драм своих венценосных героев, которая пошатнула их могущество и привела к катастрофе.

Ф.И. Шаляпин очень тщательно готовился к каждой исторической роли, скрупулезно работая над деталями образа. Он писал: «Если лицо историческое, я обязан обратиться к истории, чтобы не противоречило исторической истине»105.

Знакомясь с ролью Бориса Годунова для оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, Ф.И. Шаляпин выучил не только музыкальные партии всех действующих лиц оперы, но также изучил исторические сведения о жизни Б. Годунова, прочитал трагедию А.С. Пушкина «Борис Годунов» и исторические труды Н.А. Карамзина. Он даже поехал на личную встречу с известным историком профессором В.О. Ключевским для консультации, которую тот ему любезно предоставил и оказал всяческое содействие, за что Ф.И. Шаляпин был благодарен ему всю жизнь. Огромное впечатление на Ф.И. Шаляпина произвели диалоги между Василием Шуйским и Борисом Годуновым в изображении В. О. Ключевского. Он так артистически точно сумел их передать, что Ф.И. Шаляпину подумалось: «Как жаль, что Василий Осипович не поет и не может сыграть со мною князя Василия!»
106. Прочувствовав глубоко эпоху, в которую сформировалась личность его персонажа, Ф.И. Шаляпину увидел весь трагизм судьбы Б. Годунова и смог создать на сцене правдивый и глубоко эмоциональный образ правителя.

Следует отметить, что Ф.И. Шаляпин в опере «Борис Годунов» исполнял все три басовые партии. И каждый из его персонажей был уникален и не похож на другого. Так, его Борис Годунов – человек сильный, волевой, властный с острым умным взглядом. Но за этой внешней силой зритель видит плохо скрываемую тревогу, а образе царе нет покоя, в нем явственно ощущается глубокая печаль. Ужас перед карой за совершенное преступле­ние - убийство царевича Димитрия - мучает Бориса Годунова. Именно так понимал Шаляпин трагедию царя Бориса. Важное место в сердце Годунова занимают его отношения с мятежными боярами, которые были обижены в своем самовластии Иваном Грозным и его опричниной. Тревожат Годунова и тайные отношения бояр с Литвой. Годунова ничто не радует: ни торжественный перезвон колоколов, ни коронование на царство. В Борисе Ф.И. Шаляпина сошлись в единое целое мощный государственный ум, трепетное сердце отца и не дающая покоя совесть, сознающая непоправимость содеянного. Масштабность образа и переживаний Бориса - правителя огромной разоренной страны - подсказывали мысль и о страдающем народе, сила которого заставляла шататься царский трон.

Горящий, открытый взгляд, в котором отражена глубокая, затаенная мука, нос горбинкой, скорбное очертание губ, черные спутанные кудри, волнистая борода, тяжелая рука, унизанная перстнями, держащая жезл, - таким был царь Борис в изображении Ф.И. Шаляпина. На смертном одре царь Борис оставляет сыну Федору политическое завещание. Голос умирающего почти не слышен, его оставляют последние силы, но вдруг он делает сверхъестественное усилие - и его голос вновь звучит сильно и властно. Яростно Борис просит сына не вверяться наветам бояр. В этой интонации Ф.И. Шаляпин передал презрение, и ненависть и силу духа, которые не покинули Бориса даже перед смертью. В каждой фразе раскрываются сокровенные черты характера Бориса Годунова, соратника Ивана Грозного. Ф.И. Шаляпин показал Бориса именно таким - подозрительным, мудрым, осторожным, безжалостным к предателям, опасающимся только суда своего народа. Критики отмечали, что с появлением в репертуаре партии Бориса Годунова Ф.И. Шаляпин был признан первым оперным певцом России.

Образ Пимена – совершенно иной. Это мудрый и опытный старик, который много чего повидал в своей жизни. В отличие от Бориса Годунова, муки совести ему неведомы, потому смотрит Пимен спокойно и прямо. Голос Ф.Шаляпина звучит тоже совсем по-другому, из него уходят характерные для Бориса царственность и напряженность.