Файл: Презентация по дисциплине Методология и методы социальнопсихологического исследования.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

III. Исследование.

I. Специфика методологии психологии. 2.1. «Анатомия» психологического знания

Кроме того, отечественные социогуманитарии в последнее время скорее привносят в нашу социальную практику знание, произведенное западной наукой, нежели сами являются производителями знания.

Трудно не согласиться с тем, что «самая актуальная проблема психологии на современном этапе – это интеграция психологического знания».

В основании психологического знания лежат базовые психологические «идеологии», такие, как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ.

Эти «идеологии» и соответствующий им уровень организации психологического знания называют по разному: парадигмами, подходами, ориентациями, системами знания и т.д.

В психологической литературе трудно найти удовлетворительное определение наиболее глобальных систем психологического знания и их слагаемых.

Когнитивизм, бихевиоризм и психоанализ можно охарактеризовать и как глобальные психологические методологии.

Примеры более фундаментальных и известных психологических обобщений:

Основные виды психологических объяснений аналогичны существующим в других науках:

Приведем примеры собственно научных психологических предсказаний, содержащихся в трудах психологов.

Например, большое значение имеют базовые «идеологии» и знание контекста, которые для многих наук мало актуальны.

2. Психологическое знание достаточно бессистемно.

3. Психологическое знание релятивно.

Причем можно выделить три основных слагаемых этой релятивности:

Во-первых, то, что считается знанием в рамках одних психологических школ и направлений, далеко не всегда признается таковым с позиций других.

4. Психологическое знание в значительной степени зависимо от процесса его социализации.

5. Психологическое знание эфемерно и мало похоже на знание точных наук.

Релятивность психологического знания тоже не следует переоценивать. Несмотря на его «скользящий» характер в нем остаются инвариантные и неизменные компоненты, например, психологические законы.

Исследователи, обеспокоенные состоянием психологического знания, могут избрать для себя одну из трех стратегий:

II. Методы социально-психологического исследования. 2. Метод наблюдения. 2.1. Наблюдение как метод и методика.

При психологическом наблюдении в качестве единиц наблюдения чаще используются специально выделенные категории, если оно строится на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении.

Системой категорий в узком смысле называют такую совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса

К примеру Категориальная система Р. Бейлза.

2. Метод наблюдения.

2. Метод наблюдения.

В большинстве социально-психологических экспериментов именно наблюдение является способом регистрации зависимой переменной.

3. Метод опроса.

3. Метод опроса.

Построение:

3. Метод опроса.

Этапы построения:

3. Метод опроса.

В социологии выделяются три направления логической понятийной операционализации, которые затем определяют структуру вопросника и содержание вопросов:

3. Метод опроса.

Виды:

3. Метод опроса.

Виды:

3. Метод опроса.

Правила формулировки:

3. Метод опроса.

Требования к ответам (предлагаемым):

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

Деловые отношения связывают людей как исполнителей производственных, общественных, учебных и т.д. функций.

Личные взаимоотношения это и дружба, и товарищество, и вражда, и т.п.

4. Метод социометрии.

Социометрия начинается с социометрического вопроса (критерия выбора):

4. Метод социометрии.

Требования к исследователю:

4. Метод социометрии.

Требования к группе:

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

4. Метод социометрии.

Групповая социограмма отображает всех членов группы и связи между ними. Существует несколько видов групповых социограмм как пример социограмма-мишень.

4. Метод социометрии.

Социометрические индексы – это количественные оценки полученных результатов. Они также делятся на индивидуальные и групповые.

Индекс психологической экспансивности индивида в группе. Индекс групповой экспансивности характеризует тип и интенсивность группового взаимодействия.

Индекс интегрированности группы характеризует степень включенности членов группы в общение в данном виде совместной деятельности

Индекс групповой сплоченности отражает отношение общего числа установленных в исследовании взаимных выборов в группе к теоретически возможному числу взаимных выборов.

Виды документов:

По степени персонификации документы подразделяются на:

Методы анализа документов делятся на две основные группы – традиционные и формализованные.

Главные процедуры контент-анализа имеют целью:

Единицы контент-анализа:

Количественными единицами контент-анализа являются единицы контекста и единицы счета.

Единицы контекста обозначают тот сегмент текста, в пределах которого определяется частота упоминания соответствующих категорий и подкатегорий.

Единицы счета подразумевают либо:

Требования к выделению категорий контент-анализа:

Второй этап. Составление кодировочной инструкции. Осуществляется соотнесение категорий с конкретными содержательными элементами текста, т.е. отыскание их индикаторов.

Составляется словарь индикаторов категорий либо дается развернутое описание категорий в терминах исследуемых текстов.

Четвертый этап. Кодировка всего массива исследуемых текстов – квантификация содержания, т.е. перевод в цифровое выражение всей совокупности исследуемых текстов.

Пятый этап. Статистическая обработка полученных количественных данных. Обычно используются процентные и частотные распределения, коэффициенты корреляции и т.п.

Шестой этап. Интерпретация полученных данных на основе задач и теоретического контекста исследования.

6. Метод эксперимента.

Эксперимент – исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает:

6. Метод эксперимента.

6. Метод эксперимента.

Первое условие относится к временнóй последовательности и формулируется следующим образом: причина должна предшествовать по времени эффекту.

Второе необходимое условие для обоснованного вывода о причинной зависимости В от А состоит в том, что воздействие или воздействия должны быть статистически связаны с эффектом.

Третье условие каузального вывода состоит в том, что не должно быть правдоподобного альтернативного объяснения появления В помимо А.

1. Теоретический этап исследования (постановка проблемы).

На этом этапе решаются следующие вопросы:

а) цель и задачи исследования;

б) объект исследования;

в) материальные и временные возможности экспериментирования;

г) степень научной разработанности вопроса, которая зафиксирована в частной объяснительной теории.

2. Методический этап исследования.

На этом этапе осуществляется разработка методики эксперимента и экспериментального плана.

Разработка экспериментального плана предполагает:

3. Экспериментальный этап исследования.

На этом этапе осуществляется непосредственное экспериментирование, т.е. создание экспериментальной ситуации, наблюдение, управление ходом эксперимента и измерение реакций испытуемых.

4. Аналитический этап исследования.

На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная обработка полученных данных, формулирование новых научных гипотез.

7. Качественные методы.

7. Качественные методы.

При решении конкретных прикладных исследовательских задач можно выделить несколько уровней анализа :

7. Качественные методы.

Вербальные техники:

7. Качественные методы.

Невербальные техники:

Peer-группа. Суть его заключается в глубинном интервьюировании, но не одного, а трех-четырех человек одновременно.

Номинальная группа – это группа только по названию. Каждый участник интервьюируется индивидуально, а обобщение ответов и мыслей предоставляется другим участникам.

Десантная группа отличается от остальных групповых методов тем, что она проводится в реальной обстановке, например, в торговом зале магазина.

Фокус-группа является базовым групповым методом качественного анализа.

Мозговой штурм.

Синектика – более структурированный подход к выработке идей.

Дельфи-группа предназначена для выработки идей о будущем, создания прогнозов.

Конфликтная группа формируется из людей с ярко выраженными противоположными взглядами.

Группа модификации поведения используется для изучения того, насколько необходим потребителям тот или иной предмет домашнего обихода.

Адаптационная группа. Респонденты сталкиваются с фирменными или «слепыми» (немаркированными) товарами.

Расширенная творческая (креативная) группа. В отличие от фокус-группы здесь основное внимание уделяется проективным техникам исследования.

7. Качественные методы.

Цель: изучение путей влияния первых впечатлений на последующие процессы социального взаимодействия и знакомства.

Задачи:

Ход работы

Ход работы

Ход работы


МИНОБРНАУКИ

Уфимский университет науки и техники

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

По дисциплине:

«Методология и методы социально-психологического исследования»

Выполнила: студентка 4 курса

факультета психологии

заочной формы обучения

Фаузетдинова К.С.

СОДЕРЖАНИЕ

III. Исследование.

I. Специфика методологии психологии. 2.1. «Анатомия» психологического знания

Современная отечественная психология немало лет находилась в условиях, с одной стороны, высокой востребованности психологического знания, с другой стороны, – ослабления попыток упорядочить это знание и явного пренебрежения к методологическим вопросам.

Кроме того, отечественные социогуманитарии в последнее время скорее привносят в нашу социальную практику знание, произведенное западной наукой, нежели сами являются производителями знания.

Диспропорция между неудовлетворительным состоянием психологического знания и его высокой востребованностью не может не настораживать, поскольку рано или поздно психологическому сообществу могут быть предъявлены вполне оправданные претензии. А как известно, попытки решить частные вопросы, не разрешив предварительно общих, часто оказываются бесплодными.

Трудно не согласиться с тем, что «самая актуальная проблема психологии на современном этапе – это интеграция психологического знания».

  • К числу основных структурных элементов психологического знания можно отнести (рассматриваемое ниже «препарирование» психологического знания – это, разумеется, аналитическая абстракция):
  • 1)базовые «идеологии» (и сопряженные с ними системы методологических принципов);

    2) категории;

    3) теории;

    4) законы;

    5) обобщения;

    6) объяснения и интерпретации;

    7) прогнозы и предсказания;


8) факты и феномены
;

9) знание контекста (установления фактов и проявления феноменов);

10) эмпирически выявленные корреляции между феноменами;

11) описания;

12) методики;

13) технологии;

14) знания, ассимилированные психологией из смежных наук.

В основании психологического знания лежат базовые психологические «идеологии», такие, как бихевиоризм, когнитивизм и психоанализ.

Эти «идеологии» и соответствующий им уровень организации психологического знания называют по разному: парадигмами, подходами, ориентациями, системами знания и т.д.

В психологической литературе трудно найти удовлетворительное определение наиболее глобальных систем психологического знания и их слагаемых.

Когнитивизм, бихевиоризм и психоанализ можно охарактеризовать и как глобальные психологические методологии.

Наличие подобного «аффективного» подкрепления соответствующих теорий дает основание характеризовать глобальные системы психологического знания именно как идеологии, выполняющие не только познавательные, но и мировоззренческие функции.
  • Психологические категории, как и базовые психологические «идеологии», тоже можно рассматривать как вспомогательные конструкты, представив их как средство выражения психологического знания, а не знание как таковое.
  • Психологические категории разнообразны по своему происхождению, однако наиболее очевидны три их источника:

    1) обыденный опыт (это термины обыденного языка: ощущение, восприятие, эмоции, чувства и др.);

    2) термины других наук (например, ключевые категории концепции К. Левина – «поле», «валентность» и др. – позаимствованы им у естественных наук, хотя чаще психология заимствует категории у более близких социогуманитарных дисциплин);

    3) третий источник психологических категорий носит «внутренний» характер.

  • В отличие от глобальных систем психологического знания, психологические теории определяются довольно четко – как «системы взаимосвязанных гипотез и утверждений относительно какого-либо феномена или системы феноменов», «системы ясных утверждений, делающих возможными предсказания относительно эмпирических явлений» хотя в описание этих теорий, как правило, включается обильный материал не-теоретического (часто эмпирического и др.) характера, который редко укладывается в какую-либо систему.
  • Такие определения мало отличаются от привычного определения теории, а психологические концепции определяются как типовой случай научных теорий вообще.

Психологические законы в основном устанавливаются эмпирическим путем, отражая, как и любые законы, устойчивую связь явлений. Однако в системе психологического образования изучение психологических законов почему-то отходит на задний план.
  • Закон Фрейда – Фестингера: механизм сознания, столкнувшись с противоречивой информацией, начинает свою работу с того, что пытается исказить эту информацию или вообще удалить ее с поверхности сознания.
  • Закон Джемса: сохранение осознаваемого обеспечивается только путем его изменения.
  • Закон Бардина: зона неразличения дифференциального признака сама является дифференциальным признаком, т.е. зависит от других признаков, используемых в опыте.
  • Закон Хика: чем менее вероятен предъявленный стимул или требуемая реакция, тем больше времени над этой ситуацией работает сознание.
  • Закон классификации: любой конкретный стимул (объект) всегда появляется в поверхностном содержании сознания в качестве некоего класса стимулов (объектов), при этом класс не может состоять из одного члена.
К психологическим обобщениям можно отнести констатации связей, которые носят достаточно устойчивый характер, но в силу своего более частного характера или каких-либо других причин не могут претендовать на статус законов или пока не устоялись в качестве таковых (примерами таких обобщений могут служить выводы, содержащиеся в заключительной части любой диссертационной работы).

Примеры более фундаментальных и известных психологических обобщений:

  • Если в прошлом поведение человека подкреплялось в некоторой стимульной ситуации, то, чем больше нынешняя ситуация похожа на ту, в которой осуществлялось подкрепление, тем больше вероятность того, что будет осуществлена и соответствующая активность.
  • Чем чаще, в рамках определенного интервала времени, человек подкрепляет активность другого, тем чаще другой будет осуществлять эту активность.
  • В процессе восприятия люди стремятся к балансу между минимизацией когнитивных усилий, с одной стороны, и удовлетворением своих основных когнитивных потребностей – с другой.
  • Как правило, вероятность непосредственной актуализации установки является функцией ее доступности в памяти.
  • Как правило, люди обращают большее внимание на информацию, которая соответствует их установкам, оценивают не-однозначные события в соответствии с этими установками, лучше запоминают информацию, соответствующую им.
  • Негативные события кажутся более вероятными, когда человек пребывает в плохом настроении, чем когда он пребывает в хорошем настроении, а позитивные события – наоборот.
Психологические объяснения и интерпретации по своим социальным характеристикам близки к психологическим обобщениям, однако отличаются от них своей когнитивной направленностью – они ориентированы не на фиксацию связи явлений, а на ее объяснение. Поскольку объяснение является одной из основных функций науки, объяснения и интерпретации тоже составляют значительную часть психологического знания.

Основные виды психологических объяснений аналогичны существующим в других науках:

  • объяснение через подведение под общий закон;
  • объяснение через сведение к теории;
  • объяснение через указание влияющих на объясняемое событие факторов и предшествовавших ему событий и т.д.
Широко распространено представление о том, что предсказания в психологии, в отличие от предсказаний естественных наук, ненадежны, недостоверны, и вообще эта дисциплина еще не в состоянии строить надежные предсказания. Такая точка зрения не лишена оснований, но все же не вполне справедлива.

Приведем примеры собственно научных психологических предсказаний, содержащихся в трудах психологов.

  • Диады, члены которых физически находятся ближе друг к другу, будут более устойчивы и будут обладать лучшими возможностями достижения позитивных результатов, чем диады, члены которых физически разделены друг с другом.
  • Чем меньше люди, вступающие в контакт, знакомы друг с другом, тем большие трудности они будут иметь в предсказании поведения друг друга.
  • Чем большие подкрепления люди получают из взаимодействия друг с другом, тем устойчивее это взаимодействие.
  • Психологические предсказания достаточно разнообразны. Их можно разделить на две глобальные категории:

    а) общие предсказания (или предсказания-обобщения): примеры общих предсказаний, которым присущ квантор всеобщности, были приведены выше. Такие предсказания представляют собой обобщения и распространяются на всех людей или, по крайней мере, на достаточно большие социальные группы. б) частные предсказания: относятся к конкретным людям или социальным группам и характерны преимущественно для психологической практики. Это предсказания о том, как будут восприняты действия того или иного политика, как поведет себя та или иная группа потенциальных потребителей нового товара и т.д.
Психологические факты и феномены обычно рассматриваются как одна из главных составляющих эмпирического знания психологии. От других видов эмпирического опыта они отличаются относительно устойчивым характером: к фактам и феноменам обычно относят явления, которые обладают достаточной воспроизводимостью и проявляются более или менее постоянно – по крайней мере, при определенных обстоятельствах. Кроме того, к ним принято причислять не любые относительно стабильные психологические явления, а лишь явления, достаточно существенные для психологической науки, отражающие какие-либо психологические закономерности. Важное свойство психологических фактов и феноменов состоит в том, что они, хотя и имеют аналоги в обыденном опыте, как правило, фиксируются в специально организованных условиях психологического исследования.