Файл: Помещение для стоматологического кабинета должно отвечать всем требованиям, установленным СанПиНом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Требования к внутренней отделке помещений, освещению, микроклимату, отоплению, вентиляции

Актуальные нормы проектирования для стоматологий включают следующие требования:

  • использование отделочных материалов, соответствующих назначению объекта;

  • отделка стен материалами, устойчивыми к влажной уборке и использованию дезинфектантов. Стены операционных и хирургических кабинетов для имплантологии на всю высоту отделываются керамической плиткой или материалом со схожими свойствами. Стены зуботехнической лаборатории окрашиваются или отделываются гладкими панелями без швов;

  • отделка потолков с применением водоэмульсионной краски или гладких панелей, устойчивых к влажной уборке или применению дезинфектантов. При использовании панелей важно следить за соблюдением нормативов по высоте помещения;

  • отделка полов гладкими материалами из разрешенного списка;

  • отсутствие щелей и обеспечение гладкого соединения в углах, местах стыков стен, потолка и пола, на поверхности стен;

  • использование нейтральных цветов в отделке всех поверхностей, чтобы исключить возможность влияния выбранного цвета на восприятие цвета зубов и десен пациента, пломбировочных материалов и других объектов, используемых в ходе работы стоматолога;

  • соблюдение дополнительных санитарно-гигиенических требований к отделке стоматологических организаций, в которых применяется ртутная амальгама.

Также в документе приводятся специальные требования к организации работы инженерных систем, включая освещение, отопление и вентиляции. Реализация этих требований должна обеспечивать соблюдение разрешенных параметров микроклимата в помещениях стоматологической организации.

Требования к оборудованию

Согласно СанПиН для стоматологического кабинета оборудование в таких организациях должно размещаться с соблюдением следующих санитарно-гигиенических нормативов:

  • кресла размещаются в один ряд вдоль стены, на которой находятся окна;

  • если в кабинете установлены несколько кресел, они разделяются непрозрачными перегородками высотой не меньше 1,5 метров. При этом максимальное количество стоматологических установок в кабинете определяется его площадью;

  • если в комнате не больше 3 кресел, допускается установка стерилизационного оборудования прямо в помещении. В противном случае для этого следует выделить отдельную стерилизационную. Для стерилизации воздуха в помещении устанавливаются бактерицидные облучатели. При установке облучателей открытого типа их выключатели выводятся в коридор;

  • в кабинете необходимо установить раздельные или двухсекционные раковины, подходящие для мытья рук. Если в клинике имеется отдельная стерилизационная, на кабинет достаточно одной раковины. Раковина в оперблоке не размещается; она устанавливается в предоперационной. В этом помещении, в стерилизационной и в хирургическом кабинете устанавливаются локтевые или сенсорные смесители. В зуботехнической лаборатории и других помещениях, где работают с гипсом, в стоке раковины устанавливается гипсоуловитель.


Санитарно-противоэпидемические требования к эксплуатации клиник и кабинетов

Работа стоматологических медицинских учреждений характеризуется специфическими рисками. Они учитываются СанПиН 2.1.3678-20, который регламентирует санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования к работе таких учреждений. Действующие сангигнормы стоматологического кабинета касаются:

  • правил санитарного содержания используемых помещений;

  • составления и наличия аптечек неотложной помощи;

  • обеззараживания применяемой техники;

  • гигиены медицинского персонала;

  • других аспектов работы стоматологических клиник.

Требования к санитарно-гигиеническому содержанию помещений

При организации содержания помещений руководство стоматологической медицинской организации обязано следить за соблюдением нормативов, приведенных в СанПиН 2.1.3678-20:

  • проведение влажной уборки как минимум два раза в день – после окончания каждой рабочей смены. При уборке посредством опрыскивания или протирания используются моющие и дезинфицирующие вещества, соответствующие характеру возможных бактериальных инфекций в помещении;

  • мытье окон изнутри не реже 1 раза в месяц, снаружи – не реже 1 раза в 3 месяца;

  • проведение дезинфекции предметов в зоне проведения терапии после каждого пациента. Дезинфекция проводится наиболее сильными из доступных веществ противомикробного действия, которые разрешены к применению в присутствии больных;

  • в операционных, хирургических и стерилизационных помещениях раз в неделю проводят генеральную санитарно-гигиеническую уборку, используя эффективные вещества антимикробного действия. В остальных помещениях организации такую уборку проводят раз в месяц.

Дополнительные требования к проведению уборки приведены в разделах I и II интересующего нас нормативного документа.

Требования к аптечкам

Правила оказания неотложной помощи в условиях стоматологической клиники сформулированы отдельными нормативными документами: приказами Минздрава от 31.07.2020 № 786н и от 13.11.2012 № 910н. Они регламентируют оказание такой помощи взрослым и детям соответственно. В соответствии с этими приказами, в стоматологической организации должны быть в наличии несколько видов аптечек, которые применяются в зависимости от характера неотложного состояния пациента:



  • аптечка неотложной помощи в стоматологии для общих осложнений;

  • аптечка для вывода из анафилактического шока;

  • аптечка для срочной профилактической помощи при риске заражения ВИЧ-инфекцией или гепатитом;

  • несколько видов аптечек для оказания помощи при появлении конкретных синдромов.

Требования к общему обезболиванию в амбулаторных условиях:

  • кислорода с подачей из баллонов или централизованно;

  • наркозно-дыхательной аппаратуры;

  • монитора гемодинамики (ЭКГ, АД, ЧСС, пульсоксиметрии) при использовании ИВЛ-монитора для контроля газового состава дыхательной смеси (кислород, СО2);

  • аспиратора;

  • набора для интубации трахеи (ларингоскоп, интубационные трубки);

  • набора медикаментов, расходных материалов.

Персонал, проводящий общее обезболивание в данных условиях, должен быть соответствующим образом подготовлен: иметь опыт работы в клинической анестезиологической практике (как в общехирургической, так и в челюстно-лицевой хирургии), экстренной и плановой; квалификационную категорию по специальности; владеть методами интенсивной терапии критических состояний.

Премедикация в условиях поликлиники не применяется, а проводится только атропинизация. Для проведения общего обезболивания в поликлинике пользуются масочным или внутривенным наркозами.

Перед проведением наркоза необходимо соблюдать следующие условия: удалить съемные зубные протезы из полости рта; подготовить инструментарий для проведения оперативного вмешательства; соблюдать режим голода; опорожнить мочевой пузырь, снять одежду, затрудняющую движения пациента.

Врачу-анестезиологу обязательно должна помогать медицинская сестра-анестезистка (это также необходимо и с юридической точки зрения: присутствие второго лица при проведении наркоза). При любом наркозе должен быть готов наркозный аппарат для проведения оксигенации, искусственной вентиляции легких и предотвращения других осложнений, связанных с нарушением важнейших функций организма.

К показаниям к проведению общего обезболивания в амбулаторных условиях следует отнести:

1) всех больных, которым невозможно провести хирургическое вмешательство под местной анестезией;

2) непереносимость и аллергические реакции к местным анестетикам у пациентов;

3) выполнение хирургических вмешательств у пациентов с неустойчивой психикой, проявлением тревоги, страха и наличием в анамнезе склонности к обморочным состояниям;


4) детский возраст;

5) множественное и сложное удаление зубов;

6) наличие воспалительного инфильтрата, препятствующего проведению эффективного местного обезболивания;

7) нейропсихические отклонения (шизофрения, олигофрения и т. д.).

У челюстно-лицевых больных с сопутствующими сердечно-сосудисты-ми заболеваниями показания к проведению общего обезболивания те же, что и у пациентов без этой сопутствующей патологии, однако риск анестезиологического пособия у таких пациентов выше.

Общее обезболивание этой категории больных должен проводить опытный врач-анестезиолог, хорошо владеющий методами реанимации. Выбор анестетических средств и метода общего обезболивания должен подбираться особенно тщательно: следует отдавать предпочтение ингаляционным наркотическим веществам (закись азота, фторотан, севофлюран) в небольших концентрациях. Севофлюран в настоящее время является наиболее быстродействующим, управляемым и безопасным ингаляционным анестетиком для амбулаторного применения (в том числе и у детей), но в Республике Беларусь этот препарат сейчас не применяется.

1.3 Гигиенические требования стоматологического кабинета
Прежде всего, объем стоматологического кабинета должен быть достаточным для проведения всех необходимых проводимых в нем оперативных стоматологических вмешательств. При размещении в нем одной стоматологической установки площадь кабинета должна быть не менее 15 м2.[3]

Микробное загрязнение

В полости рта и, особенно, в пораженных зубах и других патологических участках содержится большое количество самой разнообразной условно-патогенной микрофлоры. При проведении стоматологических вмешательств, особенно препарировании зубов турбинными бормашинами в полости рта образуется аэрозоль, состоящий из капель воды, частичек зубов и микрофлоры кариозных полостей. Этот аэрозоль очень быстро распространяется в закрытом объеме стоматологического кабинета, что приводит к значительному микробному его загрязнению. Проведенные микробиологические исследования показали, что микробная обсемененность воздуха кабинета возрастает в процессе работы в десятки тысяч раз. Наибольшее загрязняющее влияние оказывают турбины с воздушным охлаждением, меньше с водяным и обычные бормашины. Поэтому при обработке зубов бормашинами органы дыхания медперсонала должны быть закрыты повязками или респираторами. Во избежание попадания аэрозоля в глаза рекомендуется защищать их специальными очками, щитками и пр.


Для уменьшения уровня микробного загрязнения пространства стоматологического кабинета в нем должна поддерживаться постоянная циркуляция свежего воздуха. Постоянный приток свежего воздуха может весьма эффективно уменьшить количество условно патогенных микроорганизмов. Принято, чтобы естественная или приточная вентиляция кабинета обеспечивала троекратный обмен воздуха в течение одного часа. Естественная вентиляция обеспечивает такой обмен при объеме помещения не менее 12 м3 на одного человека, поэтому минимальный объем стоматологического кабинета составляет примерно 36 м3 на одно рабочее место врача. Необходимо практиковать небольшие перерывы между приемами больных для принудительного проветривания кабинета и длительное проветривание кабинета до, и после окончания работы. Во время этих перерывов дополнительно проводится обработка кабинетов бактерицидными ультрафиолетовыми лампами. В некоторых случаях допускается меньший объем стоматологического кабинета, но в таких случаях обязательно оговаривается принудительная вентиляция и фильтрация воздуха в кабинете с помощью кондиционеров.[5]

Температурный режим стоматологического кабинета

Для производственных помещений, к которым относятся и стоматологические кабинеты важным является движение воздуха в помещении. Весьма существенную помощь стоматологу и остальному медперсоналу могут оказать имеющиеся сейчас разнообразные установки для улавливания пыли, озонирования воздуха и др. Пожалуй, наиболее эффективным нужно признать применение кондиционеров, которые не только создают оптимальный температурный микроклимат, но и фильтруют, очищают воздух кабинета. Встроенные кондиционеры mitsubishi обеспечивают постоянный приток свежего очищенного наружного воздуха. Применение вентилятора, который перемещает только воздух стоматологического кабинета менее эффективно. Более целесообразно разместить или смонтировать их таким образом, чтобы вентилятор или удалял загрязненный воздух из кабинета или же, наоборот, нагнетал в него свежий наружный воздух. Это будет способствовать быстрому распределению и обмену воздуха стоматологического кабинета.

Очень важен температурный режим стоматологического кабинета. С одной стороны он должен обеспечивать оптимальные условия для работы врача. При активной работе медицинского персонала оптимальной является температура помещения в пределах 15-170 С. Более высокая температура в помещении вызывает быстрое утомление медицинского персонала, а также (что не менее важно) и пациента. Однако нужно учитывать, что современные методики лечения, применяемые в стоматологии, требуют значительных затрат времени. При этом пациент длительное (1-3 часа) время находится в неподвижной вынужденной позе в стоматологическом кресле. Поэтому при такой температуре в кабинете пациент будет ощущать себя довольно некомфортно. Более оптимальным является температурный режим стоматологического кабинета в пределах 18-200 С, который обеспечивает сравнительно комфортные условия, как для работы медперсонала, так и для пациента. Если все же пациент не ощущает комфорта при такой температуре в кабинете можно принять дополнительные меры для его обогрева (например, укрыть пациента пледом).[18]