Файл: Перечень вопросов к зачету Методология Научное знание как система, его особенности и структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перечень вопросов к зачету Методология


  1. Научное знание как система, его особенности и структура


Наука – это форма духовной деятельности людей, на­правленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действитель­ности и способствовать ее изменению.

Основные особенности научного позна­ния – обнаружение объективных зако­нов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. На основе знания законов функционирования и раз­вития исследуемых объектов наука осуществляет предвиде­ние будущего с целью дальнейшего практического освое­ния действительности. Существенным признаком научного познания явля­ется его системность, т. е. совокупность знаний, приве­денных в порядок на основании определенных теорети­ческих принципов, которые и объединяют отдельные зна­ния в целостную органическую систему. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровож­дается – в той или иной мере – осознанием методов и при­емов, посредством которых исследуются данные объекты.

Непосредственная цель и высшая ценность научного по­знания – объективная истина, постигаемая преимуществен­но рациональными средствами и методами, но разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, зако­нов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства как приборы, инст­рументы, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее.

Научному познанию присущи строгая доказатель­ность, обоснованность полученных результатов, достовер­ность выводов.

Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно – в совокупности специфических своих элементов. В структуре научного знания существуют элементы, не укладывающиеся в традиционное понятие научности: философские, религиозные, магические представления; социально-психологические стереотипы, интересы и потребности; определенные конвенции, метафоры; следы личных пристрастий и антипатий, привычек, ошибок и т.д.



  1. Методология психологии и педагогики: определение, задачи, уровни и функции

Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли.

Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики, т.е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. Из философии знаем, что методология – это наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса. В широком смысле слова методология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов в их применении к решению сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя.

Вместе с тем, это и учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности. Методология в узком смысле этого слова – это учение о методах научного исследования.

Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии педагогики:

1) дескриптивной, т.е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта,

2) прескриптивной – нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.

В структуре методологического знания Э.Г. Юдиным выделяются четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический.

Содержание первого, высшего философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функ­ции выполняет вся система философского знания.

Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой тео­ретические концепции, приме­няемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

Третий уровень – конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, такие, например, как проблемы системно­го подхода или моделирование в педагогических исследованиях.



Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.


  1. Методологические принципы научного исследования

Принцип единства теории и практики, которые являются взаимообусловленными. Практика – критерий истинности того или иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, оказывается умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью.

Принцип объективности, что требует учета всех факторов, которые характеризуют то или другое явление Искусство исследователя заключается в том, чтобы найти пути и средства проникновения в суть феномена, не внеся при этом ничего внешнего, субъективного.

Принцип конкретности, который указывает на существенные стороны и закономерности объективных процессов и конкретные подходы к их оценке.

Принцип развития, который состоит в формировании научного знания с отображением различий, количественных и качественных изменений объекта познания.

Принцип закономерности, который нуждается в обусловленности явлений с учетом отношений и связей между ними.

Принцип системности, т. е. системный подход к изучаемым объектам. Он предполагает рассмотрение объекта изучения как системы: выявление определенного множества ее элементов (выделить и учесть все их невозможно, да этого и не требуется), установление классификации и упорядочение связей между этими элементами, выделение из множества связей системообразующих, т. е. обеспечивающих соединение разных элементов в систему.

Принцип всесторонности изучения процессов и явлений. Любой феномен связан многими нитями с другими явлениями и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу. К примеру, образовательный процесс в вузе сложен, динамичен и неразрывно связан со многими факторами.


Принцип единства исторического и логического. Логика познания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю. История развития личности, например, служит своеобразным ключом к пониманию конкретной личности, принятию практических решений по ее воспитанию и обучению.


  1. Актуальность исследования

Актуальность исследованияэто та причина, по которой в настоящее время возникла потребность в данном исследовании, злободневность данной темы. В актуальности следует объяснить, по какой причине тема данного исследования назрела именно сейчас, в данный момент, почему она не была раскрыта ранее, что этому препятствовало. Также необходимо выявить, насколько выбор данной темы обусловлен развитием современной науки, накоплением новых методов исследования и сведений, недостатками в уже осуществленных исследованиях, необходимостью проведения исследования в новых условиях.

Формулирование темы и обоснование ее актуальности – первые два шага, позволяющие определить общие контуры проблемного поля и возможности, которые дает разработка  данной темы.

Нельзя подменять обоснование актуальности темы для науки объяснением своего субъективного интереса к ней. Нередко актуальность темы путают с конкретным вкладом данного исследования в науку, с новизной темы (новая тема может быть и неактуальной) или ее малоизученностью (последняя как раз может оказаться следствием ненужности данной темы для науки).

Одна из самых распространенных ошибок – попытка подменить обоснование актуальности темы доказательством актуальности работы, т.е. утверждениями о важности и нужности данной конкретной работы для науки. Помимо того, что это функционально и методически бессмысленно на этапе выбора темы и обоснования этого выбора, декларации ученика о сугубой важности и нужности его текста для научного сообщества выглядят, мягко говоря, не вполне скромными и очень редко соответствуют истине.

Критерии актуальности темы для различных научных специализаций имеют свои особенности. Так, для исторических специальностей актуальность темы определяется в первую очередь важностью события, явления, процесса, персоналии для определенной эпохи, а также их влиянием на последующее историческое развитие неких явлений, процессов, структур и т.п., в том числе воздействием на современную ситуацию в какой-либо области.


Но во всех случаях главным критерием актуальности является возможность получить в результате разработки соответствующей темы новое, актуальное научное знание по конкретному кругу проблем.


  1. Объект, предмет, цели и задачи исследования

Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Это та часть практики или научного знания, с которой работает исследователь.

Предмет исследования – сформированный образ объекта исследования, отражающий конкретные часть (элемент), аспект или черту, признак или характеристику сути, структуры или онтологии объекта исследования, конкретный объем референтного объекту опыта, на который направлена и в отношении которого осуществляется (есть намерение осуществлять) исследовательская деятельность.

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Задачи исследования – это система конкретных требований, предъявляемых к разработке и решению сформированной проблемы. По отношению к цели, задачи - необходимое средство ее реализации, они указывают на возможность ее достижения с помощью проведения процедур исследования. Они служат средством реализации цели, носят инструментальный характер, указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью исследовательских процедур.


  1. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования

Формой предвосхищения, предвидения результатов выступает гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счёт чего можно получить искомый результат. В форме гипотезы проявляется реальное движение познания к новым, более глубоким обобщениям на основе предвидения.

В логическом плане происходит движение от анализа научных фактов, не объясняемых имеющейся теорией, к ведущей идее преобразования и новому замыслу, которые затем развёртываются в гипотезу.

Научный факт как понятие неправомерно смешивать с явлением. Явление – момент бытия, эмпирическая единица знания, отражение отдельного как такового, взятого вне его связей и взаимодействий, а факт – отражение многих явлений и связей, их обобщение, результат идеализации, предположения о том, что все аналогичные явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений.