Файл: Перечень вопросов к зачету Методология Научное знание как система, его особенности и структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В отличие от обычного изучения психолого-педагогических явлений в естественных условиях путем их непосредственного наблюдения эксперимент позволяет искусственно отделять изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия воздействия на испытуемых. Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов и т.д. Эксперимент позволяет варьировать факторами, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, воспроизводить их неоднократно. Его сила в том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых условиях.


  1. Методы исследования передового педагогического опыта

Изучение педагогического опыта – процесс глубокого и всестороннего исследования практики обучения и воспитания, обладающий определенной логикой, последовательностью, средствами познания. Общая логика изучения опыта – это восхождение от непосредственного наблюдения внешних проявлений опыта (организационных форм обучения, эффективных методических приемов, элементов учебно-материального оснащения учебного процесса и т.п.) к выявлению его сущностных компонентов (цель, учебно-воспитательная задача, педагогические средства, последовательность и правила их использования, получаемые результаты), к объединению их в систему и установлению условий эффективности опыта, его адресной направленности и границ применимости.

Изучение педагогического опыта включает следующие реальные действия: первичную оценку опыта, распознавание разновидностей опыта и выделение передового опыта (т.е. опыта, удовлетворяющего определенным критериям), исследования передового опыта и его обобщение, подготовку необходимых технологических и информационных материалов.

Методы изучения опыта:

эмпирические (изучение педагогической документации, продуктов деятельности учащихся, статистических отчетов; собеседования с учителями, руководителями образовательных учреждений; опросы учащихся; анкетирование родителей; наблюдение учебных и внеучебных занятий и др.);

логические (сравнение результатов; анализ учебных и внеучебных занятий; сопоставление имеющейся документации с нормативной; обобщение накопленной информации и др.);


теоретические (моделирование; системный анализ; выявление закономерностей; прогнозирование и др.).

  1. 1   2   3


Сущностная характеристика метода изучения литературы и других источников

Изучение литературы, рукописей, документов, материалов, содержащих факты, характеризующие историю и современное состояние изучаемого объекта, служит способом создания первоначальных представлений и исходной концепции о предмете исследования, обнаружения неясностей в разработке вопроса. Тщательное изучение литературы позволяет отделить известное от неизвестного, зафиксировать установленные факты, накопленный опыт, четко очертить изучаемую проблему.

Алгоритм работы с литературой:

- составление списка подлежащих изучению произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи в сборниках и др. Библиографию по теме исследования лучше составлять, выписывая необходимые данные о каждом источнике: автор, название, место и год издания, издательство, количество страниц;

- определение способа обработки содержания: изучение с конспектированием; выборочное чтение, сопровождающееся выписками; общее ознакомление;

- результаты изучения литературы по каждому вопросу полезно оформить в виде тематических обзоров, рецензий, рефератов, в которых, изложив суть отдельных положений, нужно четко выявить основные точки зрения, вскрыть совпадающие, различающиеся в них точки зрения, обозначить мало разработанные, неясные и дискуссионные положения.


  1. Сущностная характеристика метода моделирования

Основной сущностной характеристикой моделирования и его главной отличительной чертой (по отношению к другим методам) является опосредованность, так как исследователь, решая познавательную задачу с помощью метода моделирования, ставит между собой и изучаемым фрагментом действительности объект-заместитель оригинала, то есть модель, исследование которой и позволяет получить новое знание об изучаемом явлении.

При исследовании объекта с помощью метода моделирования в качестве своеобразного инструмента познания выступает модель. Модель обладает познавательным потенциалом лишь тогда, когда она находится в определенном соответствии с исследуемым объектом, способна замещать его в ходе исследования и выполнять роль аккумулятора и источника получения о нем новой информации.



  1. Сущностная характеристика метода наблюдения

Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и фиксация проявлений поведения испытуемого, на основании чего получают суждения о психических явлениях субъекта.

Наблюдение – активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах или проверять исходные предположения, связанные с ними, исторически является первым научным методом психологических исследований.

От эксперимента наблюдение отличается тем, что не предполагает вмешательства в жизнь, путём создания специальных условий.

От пассивного созерцания окружающей действительности наблюдение отличается тем, что оно:

1) подчинено определенной цели;

2) проводится по определенному плану;

3) оснащено предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

Термин «наблюдение» используется в трех разных значениях:

1) наблюдение как деятельность направлено на обслуживание практической деятельности;

2) наблюдение как метод;

3) наблюдение как методика.

Наблюдение как метод науки включает в себя систему принципов познавательной деятельности, положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях. Наблюдение как метод психологии отличается универсальностью, т.е. применимостью к изучению широкого круга явлений, гибкостью, т.е. возможностью по мере необходимости менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять по ходу наблюдения дополнительные гипотезы. Для проведения исследования методом наблюдения необходимо минимальное аппаратурное обеспечение.

Специфика наблюдения как научного метода психологии состоит:

1) в типе отношения к объекту изучения (невмешательстве);

2) в наличии прямого визуального или слухового контакта наблюдателя с наблюдаемым.


  1. Сущностная характеристика метода экспертных оценок

Под методом экспертных оценок обычно понимают комплекс логических и математических процедур, направленных на получение от специалистов информации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и выбора рациональных решений. Сущность этого метода заключается в проведении квалифицированными специалистами интуитивно-логического анализа проблемы с качественной или количественной оценкой суждений я формальной обработкой результатов.


Комплексное использование интуиции, логического мышления и соответствующего математического аппарата позволяет получить эффективное решение поставленной проблемы. Экспертные оценки не являются изобретением нашего времени. Экспертиза издавна применялась при принятии решений. Из истории известны такие формы реализация экспертизы, как советы старейшин и мудрецов, государственные и военные советы, сенаты, коллегии и т.п. Метод экспертных оценок отличается от традиционной экспертизы наличием следующих двух особенностей:

- научной организацией всех этапов экспертизы;

- применением математического аппарата как при организации экспертизы, так и при обработке и анализе полученной информации.

Метод экспертных оценок как наилучший инструмент анализа неформализуемых проблем начал интенсивно создаваться последние 30-40 лет. В настоящее время в нашей стране и за рубежом этот метод широко применяется при решении самых различных проблем, связанных с планированием развития народного хозяйства, созданием современных образцов вооружения, управлением войсками и многих других.



  1. Применение статистических методов и средств формализации в психолого-педагогическом исследовании

В гуманитарных науках, таких как педагогика и психология, статистические методы прочно утвердились тогда, когда эти на­уки стали активно использовать эксперимент в качестве метода научного исследования, где измерениям различных параметров, факторов, признаков отводится важная роль.

Правда, нельзя не отметить, что по ходу «математизации» педагогической науки не удалось избежать и определенных издержек. Некритически вос­приняв положение о том, что в каждой науке столько науки, сколь­ко в ней математики, практические работники школ, методисты, дидакты пытались и отчасти пытаются сейчас формализовать бук­вально все элементы педагогического процесса. Например, разра­батывались методики оценки эффективности обучающих воздей­ствий учителя на основе подсчета количества используемых тех­нических средств обучения, плакатов, раздаточного материала, демонстраций, количества учащихся, отвечающих у доски, об­щего числа правильных ответов учащихся, количества выпол­ненных упражнений, решенных задач и т. д. И в зависимости от общего числа набранных баллов давалась оценка обучающей де­ятельности педагога. Неслучайно, что такие механистические процедуры оценки работы учителей большинством из них не были приняты в качестве рабочих средств анализа урока, по­скольку развивающий эффект урока связан прежде всего с внут­ренними психическими процессами школьника, которые не­возможно оценить через внешние формы урока и которые да­леко не всегда коррелируют с внешними педагогическими воз­действиями.