Файл: Перечень вопросов к зачету Методология Научное знание как система, его особенности и структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


И все же статистические методы сегодня стали неотъемлемой частью педагогических и психологических исследований, поскольку без них при решении целого ряда исследовательских задач невозможно дать объективную интерпретацию результатов измерений. Дело в том, что психолого-педагогические измерения, выполненные с помощью различных тестов, опросников, всегда сопровождаются некоторой ошибкой, которую вызывают несовершенство диагностического инструментария (чаще всего он отражает некоторую модель изучаемого объекта, которая никогда не бывает абсолютно тождественной его сущности), различные обстоятельства, связанные с условиями проведения измерений. Поэтому результат психолого-педагогического исследования имеет вероятностный характер, следовательно, необходимо доказывать статистическую достоверность (значимость) полученных результатов. Это обусловило применение в педагогике и психологии статистических методик сравнения уровней исследуемых параметров, интегральных характеристик результатов измерений, мер вариации параметров и т. д.


  1. Интерпретация результатов исследования

Интерпретация в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение. По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта.

В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не тривиального.


  1. Искусство общения и поведения исследователя

Успех деятельности педагога-исследователя во многом зависит от стиля профессионального общения, т.с. от индивидуально- типологических особенностей его взаимодействия с респондентами, определяется коммуникативными возможностями, его творческой индивидуальностью, уровнем развития качеств личности, обеспечивающих контакт с людьми, позволяющих раскрыть их, получить объективные данные при исследовании субъективных явлений.

В ряду этих качеств особое место занимает общительность исследователя. Каждый неоднократно наблюдал, как люди, оставаясь замкнутыми, ушедшими в себя с одним человеком, становились откровенными, открытыми с другим. Есть люди, которые сами по себе выступают как бы стабилизатором доверительного, содержательного и откровенного общения. Именно такими обязаны быть педагоги-исследователи. И если нередко увлеченного ученого представляют как некоего отшельника, замкнутого, ушедшего в себя человека, то педагог-исследователь при наличии таких черт личности в лучшем случае способен заниматься самонаблюдением, он нс сможет плодотворно, эффективно влиять на предмет исследования, добывать объективные и достоверные данные.


Скромность педагога-исследователя – не только украшение, один из наиболее оптимальных способов избежать «острых углов» в научной работе, максимально интенсифицировать доброжелательность коллег, но и одно из важнейших условий поиска истины.


  1. Научная добросовестность и этика исследователя

Добросовестность и честность присуща как отдельным исследователям, так и учреждениям, в которых они работают. Для отдельных людей - это аспект морального характера и личного опыта. Для учреждений - это вопрос создания среды, которая способствует ответственному поведению, опираясь на стандарты передового опыта, надежность и законность институциональной практики.

Исследование - это методическое и критическое постижение нового, научное изыскание. Это также профессиональная деятельность, т. е. проделанная людьми, специально подготовленными для проведения исследований. Добросовестность и честность обычно понимаются как синонимы высоких этических стандартов. Недавно было подтверждено, что добросовестность и честность в науке отличается от добросовестности и честности отдельных ученых. Философы описывают человека добросовестного как «приверженного, поддерживающего и действующего на те из своих обязательств, которые он считает наиболее важными, то есть отвечающего на полный набор соответствующих факторов. Честность также понимается как в отношении себя, а также к нравственным действиям.

Для отдельного исследователя добросовестность означает, прежде всего, приверженность к интеллектуальной честности и личную ответственность за свои действия и целый ряд мер, которые характеризуют ответственное проведение исследования. Эти действия включают: интеллектуальную честность в разработке и проведении исследования и в предоставлении отчетов; точность указания личного вклада в разработку исследования и при написании отчетов; справедливость в экспертной оценке; коллегиальность в научных взаимодействиях, включая коммуникацию и обмен ресурсами; прозрачность в конфликте интересов или указание на потенциальный конфликт интересов; защиту участника исследования при проведении исследований с участием людей; гуманную заботу о животных при проведении исследований с участием животных; а также соблюдение взаимных обязанностей между исследователями и исследовательскими группами.



  1. Основные виды изложения результатов исследования

Научный отчет (отчет по НИР).Официальная форма представления результатов научной работы творческого коллектива ученых. Выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы. Стиль изложения строгий, научный.

Монография – научная работа одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой.

Курсовые и квалификационные (дипломные) работыформы учебно-исследовательской деятельности студентов. Целью их подготовки являются углубление теоретических знаний обучающихся, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя работу, студенты учатся анализу теории по выбранной проблеме, проведению эмпирического исследования, обобщению полученных данных, высказыванию собственных суждений, формулированию выводов. Курсовые и дипломные работы подлежат публичной защите.

Учебное пособие – учебное издание, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области, предназначенное для обучения студентов и учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государственного стандарта, а также программы учебной дисциплины, для изучения которой оно подготовлено.

Тезисы научных докладов, опубликованные в печати, - это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в научном труде. Эти идеи четко формулируются, кратко, но содержательно и аргументировано раскрываются, представляя читателю основные направления работы над исследуемой темой.

Научная статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной работы исследователя.

Рецензия– критическое рассмотрение одного или нескольких (обзорная рецензия) произведений в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными.

Методические рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты исследования при решении психолого-педагогических задач.

Диссертация (лат. – рассуждение, исследование). В ней излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.



  1. Оформление результатов исследования

Результаты проведенной исследовательской работы чаще всего оформляются в виде научного отчета. В некоторых случаях итоги исследования могут быть изложены в форме справки, аналитической записки, плана мероприятий или иного документа.

В отчете обычно фиксируются сведения о методике исследования (излагается полный текст программы или ее краткое содержание), дается описание процедур сбора и обработки данных, приводится анализ (описание) обработанной (вторичной) информации, делаются обобщения, формулируются практические выводы и рекомендации.

Отчет аккумулирует опыт конкретной исследовательской работы и может стать хорошей основой для развития дальнейших исследований и подготовки выпускной квалификационной работы. К отчету предъявляются следующие методологические и методические требования:

• отчет должен быть составлен грамотно, написан стилистически правильно;

• он должен отличаться точностью формулировок;

• структура отчета должна быть простой, доступной для лиц, которые потенциально могут работать над внедрением предложенных рекомендаций;

• если в отчете используются специальные термины, то их необходимо объяснять и раскрывать их содержание; иностранные слова должны употребляться лишь в меру необходимости;

• в отчете допустимы только общепринятые сокращения или, при необходимости, вводимые сокращения следует расшифровывать в специальном перечне;

• текст желательно делать лаконичным, по возможности исключающим повторения или общеизвестные, а также отвлеченные рассуждения; при употреблении сложных предложений нужно стараться, чтобы они были более короткими;

• все выводы и рекомендации в отчете должны быть обоснованными, доказанными, выглядеть убедительно;

• в отчете следует избегать директивного («указательного») тона, желательно использовать рекомендательные интонации;

• отчет лучше составлять так, чтобы его можно было расчленить на части, позволяющие каждому заинтересованному лицу работать с теми документами, которые касаются только его.


  1. Апробация исследования: сущность и способы

Завершающей стадией технологической фазы исследования является апробация его результатов, их литературное оформление и публикация.


Этап апробации результатов. Детальная апробация исследования – одно из условий его состоятельности и истинности результатов, один из реальных способов вовремя скорректировать и исправить его недостатки. Слово «апробация» латинского происхождения и дословно означает «одобрение, утверждение». В роли критиков, оппонентов, судей выступают коллеги–ученые, практические работники, а также научные и педагогические коллективы. Апробация осуществляется в формах публичных докладов и выступлений на конференциях, дискуссий, а также в форме письменного или устного рецензирования.

Важную роль играет и официальная апробация – беседы, споры с коллегами, специалистами из других областей научного знания, а также с практическими работниками. По результатам апробации исследователь осмысливает и учитывает возникающие вопросы, позитивные и негативные оценки, возражения и советы. На этой основе он дорабатывает свои материалы, пересматривает, если это необходимо некоторые положения своего исследования.


  1. Требования к логике и методике изложения основных результатов исследования

При изложении результатов научного исследования можно начать с теоретических исходных положений (постулатов, исходных еди­ниц и т. д.). Тогда изложение будет нацелено не на описание хода ис­следования, а прежде всего на воспроизведение истории развития, происхождения, структуры и функций изучаемых процессов.

Как правило, выделяют три основных методических варианта из­ложения содержания научной работы:

-воспроизведение основных этапов и логики проведенного поиска;

-воспроизведение истории происхождения (генезиса) объекта;

-теоретическое воссоздание предмета и объекта исследования.

Единого стандарта в логике и способах изложения быть не может, и каждый исследова­тель ищет оптимальную логику, убедительные, экономные и привле­кательные способы изложения результатов своих изысканий.

При изложении результатов исследования можно начинать с теоретических исходных положений.

Любой вид развернутого изложения результа­тов работы содержит шесть основных частей: введение, теорети­ческое обоснование, описание опытной работы и анализируемого опыта, их анализ и выводы, заключение и список использованной литературы, таблицы, схемы, гра­фики выносятся в приложение, чтобы не загромождать основной текст.