Файл: Перечень вопросов к зачету Методология Научное знание как система, его особенности и структура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Методы абстрагирования и конкретизации

Абстрагирование – это метод познания, мысленное выделение, вычленение некоторых элементов конкретного множества и отвлечение их от прочих элементов данного множества. Это один из основных процессов умственной деятельности человека, опирающийся на знаковое опосредствование и позволяющий превратить в объект рассмотрения разные свойства предметов.

Конкретизация – метод, который прямо противоположен абстрагированию. С его помощью в процессе исследования выделяют существенные свойства, связи и отношения явлений или предметов. Конкретизация требует учитывать абсолютно все, даже второстепенные, условия, в которых находится исследуемый объект. Основная цель данного способа познания – нахождение целостного, взаимосвязанного, сложного и многостороннего.


  1. Методы дедукции и индукции в научном исследовании

Индукцией называется такой метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок.

Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера. Большое познавательное значение дедукции проявляется, когда в качестве общей посылки выступает новая научная идея.

Индукция и дедукция широко используются во всех областях научного познания. Они играют важную роль при построении эмпирических знаний и переходе от эмпирического знания к теоретическому.

Настоящая наука возможна только на основе абстрактного мышления, последовательных умозаключений исследователя в виде суждений и выводов. В научных суждениях устанавливаются связи между предметами или явлениями или их определенными качествами. Путь к суждению проходит через непосредственное восприятие предметов или явлений, а также их взаимосвязей. В научных выводах одно суждение заменяется другим: на основании уже имеющихся выводов делаются новые.

В целом, на начальной стадии научного исследования преобладает индукция, в ходе же развития и обоснования научного знания большую роль начинает играть дедукция. Таким образом, эти две операции научного познания неразрывно связаны и дополняют друг друга.


  1. Своеобразие метода теоретического анализа и синтеза в психолого-педагогическом исследовании


Своеобразие метода теоретического анализа и синтеза в психолого-педагогических исследованиях заключается в его универсальных возможностях рассматривать явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития.

Различают несколько видов анализа, в том числе анализ по элементам и анализ по единицам.

Элементный анализ – это мысленное выделение отдельных частей, связей на основе декомпозиции, расчленения целого.

При конструировании педагогического процесса можно для анализа вычленить отдельно его цели, содержание, внешние условия, технологию, организацию, систему взаимоотношений его субъектов, способы совершенствования. Анализ по единицам предполагает расчленение процесса с сохранением целостности его элементарных структурных элементов, каждый из которых удерживает важнейшие признаки целостного процесса.

С методами анализа и синтеза теснейшим образом связаны методы абстрагирования и конкретизации.

Под абстрагированием, как известно, понимают мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Это делается для того, чтобы глубже изучить предмет, изолировать его от других предметов и от других свойств, признаков. Метод конкретизации по своей логической природе противоположен абстрагированию. Он заключается в мысленной реконструкции, воссоздании предмета на основе вычлененных ранее абстракций.


  1. Понятие о логике педагогического исследования

Логика педагогического исследования – это строго установленная последовательность организации и реализации этапов педагогического процесса, направленных на достижение поставленной цели и достижению результата исследования.

Логику педагогического исследования можно представить как последовательность этапов научного познания в данной области.

1. Составляется эмпирическое описание. В нем отражаются знания о фактах эффективности и неэффективности тех или иных приемов обучения и воспитания, о трудностях, которые испытывают школьники при изучении учебных материалов, об успешности или неуспешности работы отдельных учителей или педагогических коллективов и т. п.

2. На основе знаний из области философии, педагогики, психологии и других наук создается теоретическое представление об избранном для исследования объекте. После этого мысленно создается конкретное представление о нем.


3. Исследователь переходит к созданию нормативных моделей, воплощающих знание о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, усовершенствованная педагогическая деятельность и (в общем виде) что нужно сделать для того, чтобы эту деятельность улучшить.

4. Итогом всей работы является проект будущей педагогической деятельности, в который входят конкретные материалы и рекомендации для использования на практике.


  1. Опросные методы в структуре педагогического исследования

Методы опроса в структуре педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы. К этим методам прибегают в тех случаях, когда источником необходимой информации становятся люди – н епосредственные участники изучаемых процессов и явлений. С помощью методов опроса можно получить информацию как о событиях и фактах, так и о мнениях, оценках, предпочтениях опрашиваемых.

Значение методов опроса в педагогике тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемой сферы (педагогические процессы и явления) исследовательской информацией и чем менее эта сфера доступна непосредственному наблюдению. Вместе с тем методы опроса не универсальны. Наиболее плодотворно они используются в сочетании с другими методами педагогического исследования.

Широкое применение методов опроса объясняется тем, что информация, получаемая от респондентов, чаще богаче и подробнее чем та, которую можно получить с использованием других методов. Она легко поддается обработке, получить ее можно сравнительно оперативно и дешево.

Среди недостатков методов опроса можно указать следующие:

- во-первых, субъективность получаемой информации: респонденты нередко склонны переоценивать значение некоторых фактов или явлений, своей роли в них;

- во-вторых, искажение информации может происходить за счет методических ошибок при составлении инструментария исследования, определении выборочной совокупности (“выборки”), интерпретации данных;

- в-третьих, необходимые сведения могут быть просто неизвестны опрашиваемым.


Методы опроса в педагогических исследованиях применяются в следующих формах: в виде интервью (устного опроса), анкетирования (письменного опроса), экспертного опроса, тестирования (со стандартизированными формами оценки результатов опроса), а также с использованием социометрии, позволяющей на основе опроса выявить межличностные отношения в группе людей. Кратко охарактеризуем каждый из названных методов.


  1. Изучение продуктов деятельности как исследовательский метод

Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод. позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.

Метод анализа продуктов деятельности широко распространён в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества. Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта в его уникальности.

Разработка данного метода связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Остуда и Б. Берельсона. Этот метод в американской научной литературе называется архивным и применяется в таких исследованиях, где исследователь не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи, заметки, архивные материалы, продукты творческой и трудовой деятельности.

Применяя этот метод, можно анализировать содержательно и формальные характеристики объекта изучения. Анализ продуктов деятельности даёт важный материал для клинической психологии: при определённых заболеваниях (шизофрения, маниакально-депрессивный психоз), когда резко меняется характер продуктивности, что видно в особенностях текста, рисунках, поделках.

Стандартными единицами при анализе текста будут: слово (термин, символ), суждение или законченная мысль, тема, персонаж, автор, целостное сообщение. Для выявления существующих тенденций определяются частота и объём их употребления. Этот метод даёт надёжность и объективность. Все методы психологии и педагогики направлены на анализ деятельности, а этот метод самый синтезирующий.



  1. Тестирование. Сущность метода и особенности применения

Тесты – это стандартизированные и обычно краткие и ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий между людьми.

Тест состоит из совокупности заданий или вопросов, предлагаемых в стандартных условиях и предназначенных для выявления частичных типов по­ведения. Из всех возможных психодиагностических методик к тестам предъявляются самые строгие требования, касаю­щиеся валидности, надежности, точности и однозначности. Это связано с возможностью сопоставления индивидуальных результатов друг с другом. Сопоставимость означает, что оценки, полученные при помощи теста, можно сравнивать друг с другом независимо от того, где, когда, как и кем они были получены, если, разумеется, тест применялся правильно.

Надежность тестов выше, чем наблюдений и опросников. Психолог контролирует фактически весь ход исследования, пытаясь максимально поддерживать оди­наковые для всех обследуемых условия.

Надежность тестов обеспечивает:

-маскировка целей тестирования – требования к обследуемому специально искажаются;

-постановка неожиданной задачи или отвлечение внимания – используются повторяющиеся задания или вопросы, не относящиеся к изучаемому феномену;

-использование стандартного стимульного материала.

Повышение диагностического потенциала тестов возможно за счет их валидности и надежности.

Результативность тестовых средств повышает стандартизация исследования:

-создание единообразной процедуры тестирования. Обследование целесообразно проводить приблизительно в одно и то же время дня и в одном и том же помещении;

-проведение всего тестирования одним и тем же психологом. Один и тот же психолог начинает и заканчивает тестирование одного и того же человека или одной и той же группы;

-предъявление одной и той же инструкции для всех обследуемых. Замены в инструкции приводят к искажению.


  1. Метод эксперимента в психолого-педагогическом исследовании

Психолого-педагогический эксперимент – комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он позволяет глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных нововведений в области обучения и воспитания, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать наилучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет обнаружить повторяющиеся, устойчивые, необходимые, существенные связи между явлениями, т.е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса» (Ю.К. Бабанский).