Файл: Отчет по учебной практике пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчеты по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 947

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Разработка задач обучения и воспитания с учетом особенностей развития познавательных процессов дошкольников в средней группе




Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения (МБДОУ№20) являются:

- Охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ культуры здоровья;

- Овладение воспитанниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром.

- Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в общеобразовательных учреждениях.

Основные задачи обучения и воспитания детей:

1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.

2. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами. Умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире.

3. Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ребёнка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (в играх, изобразительной, театральной, музыкальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.

4. Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении с взрослыми и сверстниками.

5. Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе.

6. Обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.


Задачи обучения и воспитания в средней группе:

Формирование предпосылок экологического сознания

1. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им. вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.

2. Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их - они могут оказаться ядовитыми.

3. Формировать привычку экономить воду - закрывать за собой кран с водой.

Развитие речи

1. Познакомить детей со звуками, слогами, предложениями.

2. Научить объяснять игровые правила, аргументировать высказывания и ответы сверстников.

3. Употребляя сложные предложения различных видов, прямую и связную речи, и пользуясь образцом, учить рассказывать короткие истории о событиях, которые имели место в их жизни.

3. Элементарные математические представления
1. Учить выделять составные части небольшой группы предметов, определять различия и сходства в них, делая сравнения попарно или используя счет.

2. Дать понятие о том, что отдельный предмет всегда меньше чем группа, в которую этот предмет входит.

3. Учить считать до десяти, причем они овладевают способностью сравнивать группы и определять, в которой из них больше предметов, или меньше, или они равны.


4. Методы и приемы обучения дошкольников





Виды методов

Методы

Приемы

Наглядные методы и приемы

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации. Включает различные приемы:

а) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

в) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов.

- показ способов

действий;

-показ образца.

Словесные методы

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям.

Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение. Расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

-вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

- указание (целостное и дробное) ;

- пояснение;

-объяснение;

-педагогическая оценка;

-беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

- внезапное появление объектов;

- выполнение воспитателем игровых

действий;

- загадывание и отгадывание загадок;

- введение элементов соревнования;

- создание игровой ситуации.

Практические методы

1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие).

2. Элементарные опыты, экспериментирование.

3. Моделирование – это процесс создания моделей и их







5. Диагностические методики умственного развития детей среднего дошкольного возраста



Задания для обследования детей 4-5 лет (по Е. А. Стребелевой)

1. Поиграй (набор сюжетных игрушек).

Цель: выявление уровня развития игры, умения действовать с игрушками, выполнять ряд логически связанных действий, объединяя их в единый сюжет.

Оборудование: кукла, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машина, мяч.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть. Если ребенок не начинает выполнять игровых действий, то взрослый сажает куклу за стол и накрывает его, расставляя посуду, просит ребенка о помощи, постепенно вовлекая его в совместную деятельность.

Обучение: если ребенок не начинает участвовать в сюжетной игре, то ему предлагают выполнить несколько предметно-игровых действий (покатать машинку): взрослый толкает машинку к ребенку и просит его покатить машинку обратно (ко взрослому).

Оценка действий ребенка: интерес к сюжетным игрушкам, к сюжетной игре, характер действий (адекватные действия, наличие неадекватных действий, предметно-игровые действия), умение выполнить ряд логически связанных игровых действий.

2. Коробка форм.

Цель: проверка уровня развития ориентировки на форму – практического примеривания.

Оборудование: деревянная коробка с пятью прорезями – полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение.

Обучение: взрослый берет одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая фигуру к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.


Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

3. Разбери и сложи матрешку (пятисоставную).

Цель: проверка развития ориентировки на величину.

Оборудование: пятисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку матрешку и просит разобрать ее: «Посмотри, что у нее есть внутри». После рассмотрения всех матрешек ребенку предлагают: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна». В случае затруднения проводится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку как складывается двусоставная, а затем и остальные матрешки. Показ выполняется медленно, методом проб.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

4. Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера).

Цель: проверка умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета.

Оборудование: деревянная доска, в верхней части которой имеются четыре углубления, где последовательно изображены животные: собака, курица, рыба, кошка. На остальной части доски расположены углубления в четыре ряда по пять углублений в каждом. Набор цветных фишек-домиков.

Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком доску и предлагает ему рассмотреть по очереди изображения животных в первом ряду, указывая при этом палочкой на каждое животное. Затем психолог по очереди последовательно вставляет фишки в углубления и объясняет: «У собаки есть свой домик, он желтый, у курицы домик белый, у рыбы – голубой, у кошки – черный». Далее взрослый предлагает, указывая на образцы: «А теперь поставь каждому животному его домик. Смотри, как здесь». Взрослый помогает ребенку расставить первые фишки, потом ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Обучение: если ребенок расставляет фишки не по порядку, то его начинают обучать. Взрослый указывает на каждое последующее углубление и просит ребенка поставить этому животному свой домик. Помощь оказывают в расстановке первого ряда. Затем предлагают выполнить задание самостоятельно.