Файл: Отчет по учебной практике пм. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.doc
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 947
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Разработка задач обучения и воспитания с учетом особенностей развития познавательных процессов дошкольников в средней группе
Приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения (МБДОУ№20) являются:
- Охрана и укрепление здоровья детей, формирование основ культуры здоровья;
- Овладение воспитанниками конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром.
- Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения воспитанников в общеобразовательных учреждениях.
Основные задачи обучения и воспитания детей:
1. Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям здорового образа жизни.
2. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление детей к исследованию и экспериментированию с предметами, материалами, природными объектами. Умение вести наблюдение, сравнение, анализ, пользоваться схемами, моделями, пооперационными картами; обогащать кругозор детей, углублять и дифференцировать представления о мире.
3. Развивать инициативу и самостоятельность детей в деятельности, общении и познании, неуклонно расширять область самостоятельных действий, обогащать личный субъектный опыт каждого ребёнка, возможность для творческого самовыражения в разных видах детской деятельности (в играх, изобразительной, театральной, музыкальной, речевой, коммуникативной деятельности) в соответствии с интересами и склонностями дошкольников.
4. Обогащать эстетические чувства и впечатления детей, интерес к искусству, музыке, художественной литературе, развивать речевую культуру, умение грамматически правильно, выразительно и связно передавать в речи свои мысли, стремиться к взаимопониманию в общении с взрослыми и сверстниками.
5. Развивать стремление к школьному обучению, интерес к школе, к будущей новой социальной позиции школьника, обеспечивать становление полноценной готовности детей к обучению в школе.
6. Обогащать представления детей о людях, о родной стране, многообразии стран и народов мира, формировать основы гражданских, патриотических чувств и толерантности к другим народам.
Задачи обучения и воспитания в средней группе:
Формирование предпосылок экологического сознания
1. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им. вред; наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда; кормить животных только с разрешения взрослых; не гладить чужих животных; не приносить животных домой без разрешения взрослых; не брать на руки бездомных животных.
2. Объяснять детям, что нельзя без разрешения взрослых рвать растения и есть их - они могут оказаться ядовитыми.
3. Формировать привычку экономить воду - закрывать за собой кран с водой.
Развитие речи
1. Познакомить детей со звуками, слогами, предложениями.
2. Научить объяснять игровые правила, аргументировать высказывания и ответы сверстников.
3. Употребляя сложные предложения различных видов, прямую и связную речи, и пользуясь образцом, учить рассказывать короткие истории о событиях, которые имели место в их жизни.
3. Элементарные математические представления
1. Учить выделять составные части небольшой группы предметов, определять различия и сходства в них, делая сравнения попарно или используя счет.
2. Дать понятие о том, что отдельный предмет всегда меньше чем группа, в которую этот предмет входит.
3. Учить считать до десяти, причем они овладевают способностью сравнивать группы и определять, в которой из них больше предметов, или меньше, или они равны.
4. Методы и приемы обучения дошкольников
Виды методов | Методы | Приемы |
Наглядные методы и приемы | Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. В обучении детей используются наблюдение разного вида: I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. д.); 2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира; 3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления. Метод демонстрации. Включает различные приемы: а) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.; б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка; в) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным; г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять. Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. | - показ способов действий; -показ образца. |
Словесные методы | Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи. Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы. Чтение. Расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы. | -вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ; - указание (целостное и дробное) ; - пояснение; -объяснение; -педагогическая оценка; -беседа (после экскурсии, прогулки, просмотра диафильмов и т. п.) . |
Игровые методы | 1. Дидактическая игра 2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. | - внезапное появление объектов; - выполнение воспитателем игровых действий; - загадывание и отгадывание загадок; - введение элементов соревнования; - создание игровой ситуации. |
Практические методы | 1. Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие). 2. Элементарные опыты, экспериментирование. 3. Моделирование – это процесс создания моделей и их | |
5. Диагностические методики умственного развития детей среднего дошкольного возраста
Задания для обследования детей 4-5 лет (по Е. А. Стребелевой)
1. Поиграй (набор сюжетных игрушек).
Цель: выявление уровня развития игры, умения действовать с игрушками, выполнять ряд логически связанных действий, объединяя их в единый сюжет.
Оборудование: кукла, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машина, мяч.
Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть. Если ребенок не начинает выполнять игровых действий, то взрослый сажает куклу за стол и накрывает его, расставляя посуду, просит ребенка о помощи, постепенно вовлекая его в совместную деятельность.
Обучение: если ребенок не начинает участвовать в сюжетной игре, то ему предлагают выполнить несколько предметно-игровых действий (покатать машинку): взрослый толкает машинку к ребенку и просит его покатить машинку обратно (ко взрослому).
Оценка действий ребенка: интерес к сюжетным игрушкам, к сюжетной игре, характер действий (адекватные действия, наличие неадекватных действий, предметно-игровые действия), умение выполнить ряд логически связанных игровых действий.
2. Коробка форм.
Цель: проверка уровня развития ориентировки на форму – практического примеривания.
Оборудование: деревянная коробка с пятью прорезями – полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.
Проведение обследования: взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение.
Обучение: взрослый берет одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая фигуру к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
3. Разбери и сложи матрешку (пятисоставную).
Цель: проверка развития ориентировки на величину.
Оборудование: пятисоставная матрешка.
Проведение обследования: взрослый показывает ребенку матрешку и просит разобрать ее: «Посмотри, что у нее есть внутри». После рассмотрения всех матрешек ребенку предлагают: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна». В случае затруднения проводится обучение.
Обучение: взрослый показывает ребенку как складывается двусоставная, а затем и остальные матрешки. Показ выполняется медленно, методом проб.
Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
4. Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера).
Цель: проверка умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета.
Оборудование: деревянная доска, в верхней части которой имеются четыре углубления, где последовательно изображены животные: собака, курица, рыба, кошка. На остальной части доски расположены углубления в четыре ряда по пять углублений в каждом. Набор цветных фишек-домиков.
Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком доску и предлагает ему рассмотреть по очереди изображения животных в первом ряду, указывая при этом палочкой на каждое животное. Затем психолог по очереди последовательно вставляет фишки в углубления и объясняет: «У собаки есть свой домик, он желтый, у курицы домик белый, у рыбы – голубой, у кошки – черный». Далее взрослый предлагает, указывая на образцы: «А теперь поставь каждому животному его домик. Смотри, как здесь». Взрослый помогает ребенку расставить первые фишки, потом ребенок должен выполнить задание самостоятельно.
Обучение: если ребенок расставляет фишки не по порядку, то его начинают обучать. Взрослый указывает на каждое последующее углубление и просит ребенка поставить этому животному свой домик. Помощь оказывают в расстановке первого ряда. Затем предлагают выполнить задание самостоятельно.