Файл: Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Восстановительные мероприятия
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Это нашло отражение и при организации работы в спортивных школах. Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные восстановительные мероприятия.
В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высшей квалификации. Отдельные системы могут быть использованы при организации восстановительных мероприятий в спортивных школах.
Восстановительные мероприятия делятся на 4 группы средств:
педагогические; психологические, гигиенические и медико-биологические, на процессы клеточного дыхания и обмена, на центральную и вегетативную нервную систему.
Растирка и спортивные кремы способствуют более быстрому восстановлению, лечению спортивных травм и используются как средство повышения работоспособности.
Цветовые и музыкальные воздействия. В комплексе восстановительных средств применяются газосветовые лампы голубого и зеленого цвета, создающие фон, благоприятный отдыху. Особое внимание уделяется специально подобранной музыке. Музыкальное сопровождение дополняет комплекс способствующий лучшему расслаблению мышц и более тонкому восприятию вибрационных воздействий.
Передозировка физиотерапевтических процедур приводит к угнетению реактивности организма. Поэтому в школьном возрасте в одном сеансе не следует применять более одной процедуры. В течение дня желательно ограничиться одним сеансом. Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) назначаются только врачом не чаще 1 - 2 раз в неделю.
Медико-биологические средства восстановления также назначаются врачом и проводятся под его наблюдением.
В тех случаях, когда восстановление работоспособности происходит естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.
Медико-биологический контроль.
Виды медико-биологического контроля:
- углубленное обследование,
- этапное обследование,
текущее обследование.
Группы начальной подготовки
Задачи медико-биологического обследования:
- контроль за состоянием здоровья учащихся,
- привитие гигиенических навыков и привитие привычки неукоснительного выполнения рекомендаций спортивного врача,
- определение исходного уровня состояния здоровья, физического развития и функциональной подготовленности учащихся.
- определение переносимости нагрузок,
- изучение динамики функциональных показателей,
лечебно-профилактические мероприятия.
Формы медико-биологического контроля:
- углубленное обследование в начале и в конце учебного года,
текущее обследование не реже I раза в 3 месяца.
Учебно-тренировочные группы
Задачи медико-биологического обследования:
- определение состояния здоровья,
- выявление всех отклонений от нормы,
- выявление ранних признаков перенапряжения,
- выявление остаточных явлений после травм, болезней,
- изучение динамики функциональных показателей, переносимости тренировочных нагрузок, адаптации к различным тренировочным режимам,
- коррекция учебно-тренировочного процесса.
Формы медико-биологического контроля:
- два углубленных медико-биологических обследования в течение учебного года по программе полной диспансеризации,
- три этапных обследования в течение учебного года по окончании подготовительного, соревновательного и переходного периодов,
текущий экспресс-контроль с использованием нетрудоемких методик.
Группы спортивного совершенствования
Задачи медико-биологического обследования:
- определение уровня функциональной подготовленности и состояния здоровья после каждого из этапов учебно-тренировочного процесса,
- выявление ранних признаков перетренированности,
- предупреждение утомляемости организма,
- предупреждение микротравм.
коррекция учебно-тренировочного процесса.
Формы медико-биологического контроля
- два углубленных медико-биологических обследования в течение учебного года по программе полной диспансеризации,
- этапные обследования при подготовке к каждому соревнованию,
- текущий экспресс-контроль в ходе тренировочных занятий.
Группы высшего спортивного мастерства
Задачи медико-биологического обследования:
- выявление режима нагрузок, способствующих наивысшему уровню функциональной готовности (спортивная ферма),
- предупреждение и устранение причин перетренированности,
- предупреждение травм,
- коррекция индивидуального плана тренировки.
Формы медико-биологического контроля:
- два углубленных медико-биологических обследования по программе полной диспансеризации,
- этапные обследования в ходе учебно-тренировочного процесса и при подготовке к каждому соревнованию,
- текущий экспресс-контроль в ходе тренировочных занятий и соревнований.
Воспитательная работа
Решающим условием успешного осуществления воспитательной работы является единство воспитательных воздействий, коллектива педагогов общеобразовательных школ, тренера-педагога.
Главенствующая роль нравственного воспитания юных спортсменов принадлежит тренеру-педагогу. Основные факторы воспитательного воздействия:
- личные примеры тренера-преподавателя в вопросах дисциплины, отношения к труду, соблюдения спортивного режима,
- педагогическое мастерство тренера-преподавателя в вопросах дисциплины, его творчество, поиск новых путей в работе,
- формирование и укрепление коллектива спортсменов, его участие в решении вопросов жизни спортивной школы,
- наставничество и шефская работа старших по стажу спортсменов.
Основные формы воспитательной работы:
- систематическое привлечение учащихся к общественной работе (работа в федерации и ее комиссиях, судейство соревнований, подготовка, организация и проведение соревнований),
- обсуждение коллективом итогов участия в соревнованиях (в первую очередь с позиции вклада каждого в выступлении коллектива),
- обсуждение коллективом учащихся групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства индивидуальных планов подготовки сильнейших спортсменов к главным соревнованиям сезона и итогов выполнения этих планов,
- обсуждение коллективом фактов отклонения от нормы в поведении спортсмена.
- введение традиционных ритуалов (награждение победителей соревнования и учащихся, отличившихся в обоих делах школы, торжественный прием в спортивную школу, проводы выпускников),
- совместная работа с общеобразовательной школой, общественными организациями (совместные педсоветы, просмотр педагогами общеобразовательной школы спортивных соревнований, присутствие тренеров на уроке, проведение праздников и выступлений).
В процессе многолетней тренировки иного спортсмена наряду с технической, физической, тактической подготовкой необходимо
решать воспитательные задачи, такие как:
- воспитание волевых качеств (целеустремленность, дисциплинированность, организованность и требовательность к себе, активность, инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели, способность продолжать борьбу в соревнованиях в условиях неудачно складывавшейся ситуации, в условиях наступившего утомления),
- воспитание спортивного трудолюбия (способности выполнять большие объемы тренировочных и соревновательных нагрузок ради решения индивидуальных и коллективных задач),
- интеллектуальное воспитание (овладение специальными знаниями в области теории и методики тренировки, анатомии, гигиены, психологии и других дисциплин; расширение кругозора в спорте и жизни),
- воспитание чувства ответственности за порученное дело, бережного отношения к государственной собственности (спортивный инвентарь, спортивные сооружения, спортивная форма),
- самовоспитание юного спортсмена (сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности).
Список литературы
-
Программа физического воспитания уч-ся 1-11 классов основанная на одном из видов спорта (баскетбол). Москва «Просвещение» 1992г. -
«Современный баскетбол». Джон Р.Вудеи. перевод Е.Р.Яхонтова. Физкультура и спорт 1987г. -
Мы играем в баскетбол. С.Стонкус. Просвещение 1984г. -
Мяч летит в кольцо. Е.Р.Яхонтов . Лениздат 1984г.
Контрольные нормативы
по общей и специальной физической подготовке баскетболистов (юноши).
№ п/п | Контрольные упражнения | Этап начальной подготовки | Учебно-тренировочный этап | | ||||||||||||||||
1 год обучения | 2 год обучения | 1 год обучения | 2 год обучения | 3 год обучения | 4 год обучения | | ||||||||||||||
результат оценка | результат оценка | результат оценка | результат оценка | результат оценка | результат оценка | | ||||||||||||||
3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | |||
1. | Бег 30 м | 6,8 | 6,7 | 5,1 | 6,7 | 6,6 | 5,0 | 6,4 | 5,8 | 4.9 | 5.9 | 5.6 | 4.8 | 5,8 | 5,5 | 4,7 | 5.5 | 5.3 | 4.5 | |
2. | Подтягивание | 1 | 3 | 5 | 1 | 3 | 5 | 1 | 4 | 7 | 1 | 5 | 8 | 2 | 6 | 9 | 3 | 7 | 10 | |
3. | Прыжок в длину с места | 120 | 130 | 175 | 130 | 140 | 185 | 145 | 165 | 200 | 150 | 170 | 205 | 160 | 180 | 210 | 175 | 198 | 220 | |
4. | 6-минутный бег | 800 | 850 | 1200 | 850 | 900 | 1250 | 950 | 1100 | 1350 | 1000 | 1150 | 1400 | 1000 | 1200 | 1450 | 1100 | 1250 | 1500 | |
5. | Бросок (передача) б/бол. мяча с расст-я 4 м в цель диаметром 50 см (10 попыток – кол-во попаданий) | 3 | 4 | 5 | 3 | 5 | 6 | 4 | 6 | 7 | 5 | 7 | 8 | 6 | 8 | 9 | 7 | 9 | 10 | |
6. | Передача и ловля мяча в прыжке (по высшей траектории) 10 передач – кол-во передач без потери. | 4 | 5 | 6 | 4 | 5 | 6 | 5 | 7 | 8 | 6 | 7 | 8 | 7 | 9 | 10 | 8 | 10 | 10 | |
7. | Бросок б/больного мяча по кольцу с места одной рукой от плеча 10 раз (кол-во попаданий) | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 5 | 7 | 8 | 6 | 8 | 9 | 8 | 9 | 10 | |
8. | Ведение мяча по прямой от кольца до кольца с 10 попаданиями | 1,25 | 1,20 | 1,15 | 1,15 | 1,10 | 1,05 | 1,15 | 1,08 | 1,02 | 1,10 | 1,05 | 1,00 | 1,05 | 1.00 | 0.55 | 1,00 | 0.55 | 0,50 | |
9. | Штрафной бросок (кол-во попаданий из 10) | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 | 8 | 9 |