ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.04.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Перро критически относится к лежащему в основе античной поэтики принципу мимесиса: художественное творчество, согласно «новым», состоит в том, чтобы, зафиксировав идею прекрасного, осуществить замысел природы, никогда не реализуемый ей самой в полной мере. Таким образом, сущность «древнего» античного искусства – подражание природе, сущность же «нового» искусства – торжество разума над природой.
10. Специфика чувственного переживания искусства аббата Дюбо
Первым французским просветителем был аббат Ж. Дюбо, автор трактата "Критические размышления о поэзии и живописи» (1719). Смысл искусства автор видит в способности давать чувственное удовольствие и даже пробуждать страсти. Кроме того, истоки искусства автор связывает с потребностями души, являются такими же насущными, как и потребности тела. Потребности души, в свою очередь, делятся на необходимость питаться впечатлениями, которые дают внешние объекты, и необходимость размышления над различными предметами.
Первый способ называется чувствами, второй - мысленно. Используя теорию подражания, Ж. Дюбо раскрывает качественное различие между чувствами, которые обусловлены реальными событиями, и впечатлениями чувств, полученных от переживания произведений искусства. Эта проблема интересна именно новизной формулировки, поскольку открывает отличное между эмоциями и эстетическими чувствами. Автор объясняет названную отличие так: "Удовольствие, вызванное подражанием, является чистой прекрасного одновременно сами предметы подражания способны возбудить страсти, реальность которых была бы слишком тяжелой для нас. Оно не сопровождается неприятностями, сопутствующими серьезным эмоциям, возбужденным реальными предметами»
Не менее актуальна мысль о возможности искусства облагораживать чувства: "Изображения добродетельных поступков просветляет нашу душу, как бы возвышается сама над собой и возбуждает в нас положительные страсти, например любовь к родине и славы. Привычка к этим страстей делает нас способными к таким порывов добродетели или храбрости, не мог бы возбудить в нас только рассудок ". Итак, автор обнаруживает такую важную черту эстетических чувств, как свободная взаимодействие с предметами неравнодушия учитывая самоценности процесса: находиться в кругу их влияния, чтобы получать новые впечатления и исполняться жизненной силы.
Важной для полноты эстетического впечатления от искусства автор считает внутреннюю убедительность произведения, то есть его внутреннюю жизненность, что объединяет глубину содержания и мастерство художественного воплощения. Доведение этих положений, опирающееся на богатый материал истории искусства и художественной практики, а также на материал истории эстетики. В этом аспекте рассмотрена жанровое своеобразие трагедии, поэзии, живописи. Значительное внимание уделено вопросам эстетического вкуса - проблеме, привлекала к себе особое внимание просветителей: английских (об этом уже упоминалось), а также французских и немецких. Ж. Дюбо рассматривает вкус как содержательную категорию, видя ее выше знания технических правил искусства.
11. Чувственная и сверхчувственная красота в «Моралистах» Шефтсбери
Энтони Эшли Купер Шефтсбери (1671–1713) – английский философ-моралист, эстетик, представитель деизма. Шефтсбери выразил основные идеи раннего английского Просвещения в книге «Характеристики людей, нравов, мнений, времен», получившей широкую известность как в самой Англии, так и за ее пределами. Ф. Хатчесон, Д. Юм, Вольтер, Д. Дидро, Франклин, Гердер, Гете – вот далеко не полный перечень мыслителей, испытавших на себе воздействие этико-эстетической концепции Шефтсбери.
Шефтсбери рисовал величественную картину вечно творимого и творящегося Космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного. Образ Космоса у Шефтсбери выступал в качестве выражения стремления человека к идеалу гармоничной естественности как разумной упорядоченности человеческого бытия. Царящее в бесконечно многообразном и многомером мире гармоническое единство он связывал с творчеством как принципом развития, конечным источником которого является Бог – мировой дух. Правда, Бог Шефтсбери, как и у всякого деиста, не нарушает принципа всеобщей закономерности мира.
Взгляд Шефтсбери на сущность окружающего мира и сущность человеческого познания был принципиально иным, чем у большинства его современников. Философ не принадлежал ни к рационалистическому, ни к эмпирическому направлению. Его исходным убеждением было то, что мир не является мертвым механизмом, поэтому его сущность невозможно охватить ни в сухих формулах разума, ни во множестве разрозненных частных наблюдений. Мир можно понять только в его целостности, всматриваясь в его внутреннюю жизнь, в ее органическое строение, гармонически объединенное в единство. Такое отношение к миру характерно не для науки, которая стремится либо сразу охватить весь мир единой абстрактной формулой, либо шаг за шагом идти по ступеням эмпирического опыта, а скорее для искусства, которое соединяет глубину понимания с непосредственностью переживания. Эстетическое отношение искусства к миру должно быть, с точки зрения Шефтсбери, образцом для науки. Не математика или медицина, а искусство – вот образец подлинного постижения сущности бытия, – таково убеждение Шефтсбери.
Шефтсбери исходил из принципа единства эстетического и этического измерений действительности. Он полагал, что красота и добро тесно связаны между собой, образуют гармоничное единство. Сущность добра и красоты – одна и та же и состоит в гармонии, поэтому все прекрасное – добро, а все доброе – прекрасно. А поскольку вся природа есть органическое единство, гармоничное целое, то все, что существует в соответствии со своей натурой, – прекрасно, а вместе с тем и добро.
12. Хороший вкус, прекрасное и возвышенное в теории Эдмунда Берка
Категории прекрасного и возвышенного, введенные в эстетику философом и теоретиком искусства Эдмундом Берком, остаются важнейшими элементами в понимании основ искусства и дают ключ к решению практических задач в области художественного формотворчества.
Эстетика – наука о прекрасном прошла долгий путь своего развития. В последнее столетие бурное развитие получила техническая эстетика — теоретическая основа дизайна. Интерес к дизайну, вызванный быстрым ростом промышленного производства и конкурентной борьбой, способствует поиску новых открытий в области теории формотворчества. Однако обучение будущего дизайнера целесообразно начинать с фундаментальных основ эстетики, заложенных философами прошлого. Одним из таких теоретиков искусства является Эдмунд Берк.
Эдмунд Берк (1729-1797), английский публицист и философ. Ему принадлежит труд под названием «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного». До введения категорий прекрасного и возвышенного в теории эстетики существовало много противоречий. Эстетика определялась как наука о прекрасном. При этом понятие прекрасного трактовалось по-разному, что вызывало сомнения как в объективности самого понятия, так и в его трактовке.
Многие связывали понятие прекрасного с сюжетами, ласкающими глаз и вызывающими в душе состояние спокойствия и безмятежности. Средствами выразительности в таких произведениях служили плавные линии форм, мягкая светотень и нежные оттенки гармоничных цветов. Однако искусство показывало немало примеров прямо противоположного решения художественного произведения с не менее эффектным воздействием на зрителя. Произведения многих великих художников изображали события трагические, вызывающие у зрителя скорее испуг, чем удовольствие. При этом часто использовались резкие контрасты света и тени, сочетания ярких цветов и прямые ломанные линии.
Ясность в этом вопросе появилась лишь тогда, когда Э.Бсрк ввел в эстетику категории прекрасного и возвышенного. К прекрасному он отнес искусство, ласкающее взляд плавными переходами света и тени, плавными линиями и нежными цветовыми сочетаниями. Сюжетами этой категории могли быть только изображения, вызывающие чувства покоя и безмятежности.
13. Своеобразие эстетической способности суждения в философии Иммануила Канта
Эстетику он рассматривал как завершающую часть философской системы, поднимая ее тем самым на уровень чисто философской науки. Основным кантовским трудом по эстетике является «Критика способности суждения». Центральная категория эстетики Канта – целесообразность. Это понятие он использует при рассмотрении основных эстетических категорий. Из них на первое место он ставит прекрасное, на второе – возвышенное, далее идут философско-эстетические категории искусства и художественного творчества.
Прекрасное есть то, что необходимо нравится всем без всякого интереса, своей чистой формой. Тем самым Кант отрывал эстетическое от науки, морали, от практических потребностей человека. Он изолировал сферу эстетического от всех других видов общественной деятельности человека.
Как и прекрасное, возвышенное тоже нравится, приносит удовольствие само по себе. Но в прекрасном удовольствие связано с представлением качества, а возвышенном – количества. В прекрасном удовольствие непосредственно порождает чувство жизнедеятельности, возвышенное же вначале на некоторое время, вызывает торможение жизненных сил и лишь потом способствует их сильному проявлению.
Для восприятия красоты достаточно иметь вкус, то есть способность представлять предмет применительно к удовольствию или неудовольствию. Для воспроизведения же прекрасного требуется еще и другая способность, а именно гений.
Выявляя природу гения, Кант обращается к анализу характерных особенностей искусства. Искусство отличается от природы тем, что является результатом человеческой активности. Отличается оно также и от теоретической деятельности, и от ремесла. Искусство действует закономерно без закона, намеренно без намерения. Закон, по которому творит гений, не правило рассудка, он является естественной необходимостью внутреннего характера. Природа художника дает закон, прирожденная способность духа – гений – предписывает искусству правило. Художественное произведение, следовательно, есть продукт творчества гения, а само искусство возможно только через гения. Гения – это способность давать правила. Он представляет собой абсолютно творческое начало, он оригинален. Гений встречается лишь в искусстве.
Эстетическая концепция Канта, как и его философия в целом, характеризуется внутренней противоречивостью. На его теории строились позднее учения разнообразного толка. Фихте, Шеллинг, Ф. Шлегель, Гегель так или иначе испытывают влияние Канта. Без учета этого влияния нельзя вообще понять развитие эстетической мысли в Германии. Иммануил Кант (1724-1804). Основной труд по эстетике Канта - «Критика способности суждения» (1790). В нем он делает попытку определить специфику эстетического принципа, отграничить сферу эстетического не только от нравственности, но и от познания, практической деятельности, от всех других видов деятельности общественного человека. Он подверг основательной критике методологические основы как рационализма, так и эмпиризма в эстетической науке.
14. Эстетика как проект социальных преобразований в «Письмах об эстетическом воспитании человека» Фридриха Шиллера
Наиболее полно эстетические взгляды Шиллера представлены в работе “Письма об эстетическом воспитании” (1793-1795). Здесь он формулирует концепцию эстетического воспитания личности, акцентируя внимание на мирном, нереволюционном пути буржуазно-демократического преобразования общества. Анализируя современную эпоху, Шиллер признает неизбежность антагонистических классовых противоречий, объясняя это “отвратительными нравами культурных классов”, и также “грубостью и беззаконными инстинктами низов”. Преодоление противоречий действительности Шиллер видал только в искусстве, в эстетическом воспитании. Все содержание “Писем” и состоит в попытке доказать осуществимость этой теории.
«Человек двумя путями может удалиться от своего назначения: стать жертвой “грубости” или “изнеженности и извращенности”».
“Красота должна вывести людей на истинный путь из этого двойного хаоса”.
Искусство, полагает он, может действовать как объединяющая сила вместо религии, если оно будет понято как "форма общения", активно участвующая в отношениях людей. Шиллер понимает искусство как некий коммуникативный разум, который осуществится в "эстетическом государстве" будущего.
Шиллер доказывает, что оба противоположных предела (и распад цельности человека и ослабление энергии его физических и духовных сил) "уничтожаются красотою".
«Именно красота, и только она одна восстановляет в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном - энергию".
Преодоление нынешней подавленности человека, разорванности его физических и духовных сил возможно только тогда, когда человек действует как художник, как творец художественной формы. По Шиллеру, содержание, как бы возвышенно и всеобъемлюще оно ни было, всегда действует на дух ограничивающим образом, и истинной эстетической свободы можно ожидать лишь от формы.
"Нет иного пути сделать чувственного человека разумным, как только сделав его сначала эстетическим". Потому, что эстетическое расположение духа есть расположение, которое "заключает в себе всю человеческую природу в целом". Такова роль эстетической деятельности у Шиллера, ей он передоверил и передал функции решения всех задач общества, отнятых им у революции.
15. Причины упадка и подъема в древнем и современном искусстве в теории Фридриха Шлегеля