Файл: Вопросы к экзамену по курсу Эстетика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Творение создано художником. В деятельности художника - исток творения. Ремесло - не творчество. Ремесленник не творит, он изготовляет, в отличие от художника, который создает. Без ремесленности невозможно создание творений, и великие художники всегда были выдающимися ремесленниками.
20. Феноменологическая критика эстетики в работе «Око и дух» М. Мерло-Понти

Мерло-Понти Морис (1908–1961) – французский философ и эстетик феноменологического направления. Основополагающая позиция Мерло-Понти состоит в убежденности о неправомерности противопоставления мира субъекта и мира объекта, о невозможности мыслить познающего человека как находящегося в позе наблюдателя. Вслед за Гуссерлем и Хайдеггером философ резко критикует завышенные притязания сознания, которые явились следствием «нарциссического отношения» непосредственного сознания к жизни.

В этом контексте взгляд, согласно которому Я есть «стягивающий» момент мира, Мерло-Понти расценивает как лицемерие, поскольку он безоговорочно поддерживает точку зрения сознания, согласно которой мир изначально расстилается вокруг меня и сам, по своей инициативе начинает существовать для меня. Углубляя метод феноменологической редукции, философ стремится найти самый что ни на есть естественный и в то же время целостный контакт человека с миром.

«Вернуться к самим вещам – значит вернуться к этому миру до знания, о котором всегда говорит знание и в отношении которого всякое научное определение будет абстрактным», – утверждает Мерло-Понти. Художник и есть тот, кто в своем творчестве исходит из своего первичного отношения к миру, является тем голосом, через который говорит Бытие. Онтологический парадокс художественного содержания состоит в том, что, с одной стороны, художественная символика скрывает от нас вещество жизни, её надо разгадать, десимволизировать, чтобы за тканью художественного смыслостроительства разглядеть первейшие импульсы мироздания. С другой стороны, человеческие смыслы бытия, выражаемые искусством, принципиально нередуцируемы, то есть не могут быть переведены с «зашифрованного» языка искусства на язык уже освоенных понятий.

Нескончаемая модуляция собственных состояний художника – это результат прорастания его Я в иные объекты. Результат отражения в мгновениях субъективного бытия жизни Другого. Ссылаясь на метафорическое изречение Мальбранша: «Дух выходит через глаза, чтобы отправиться на прогулку в вещах», Мерло-Понти развивает взгляд на интенциональность сознания художника как феномен, в котором сходятся природа и культура.


Безусловно, характер желаний, склонностей, интересов – процесс культивированный, результат присвоения созвучных личности идей, форм, моделей. Одновременно такое присвоение не могло бы осуществиться, не обладай Я неким собственным врожденным ядром, не отдающимся целиком сознанию, ускользающим от его хватки. По этой причине углубление в себя, прорыв к имманентности, у крупного художника всегда сопровождается прорывом к трансцендентности, к метафизике творчества. «Загадочность моего тела основана на том, что оно сразу и видящее, и видимое, – размышляет об этом парадоксе М. Мерло-Понти, – способное видеть все вещи, оно может видеть также и само себя и признавать при этом, что оно видит „оборотную сторону“ своей способности видения.
21. Диалектика видимого в книге «То, что мы видим, то, что смотрит на нас» Ж. Диди-Юбермана.

Автор называет свою книгу "философской притчей", действие которой разворачивается на территории истории искусства, причем истории совсем недавней, сохраняющей остроту настоящего и еще не превратившейся в стройное научное знание. Минималистский куб, большой черный куб скульптора Тони Смита, приоткрывает автору, а вслед за ним и читателю природы своей гипнотической силы, своей жути, своей визуальной интенсивности.

В этой работе автор предпринял оригинальную интерпретацию минимализма в современных художественных практиках. В частности, одним из лейтмотивов работы становится тема упразднения оппозиции видимое/прочитываемое. Причем речь идет не об акцентировке на одном из членов этой оппозиции (слово определяет образ, или наоборот), а об устранении причинно-следственной связи между ними и, как следствие, исчезновение (ну или, как минимум, ее радикальное переосмысление) проблемы репрезентации в искусстве. Важно, что речь не идет о технике тавтологической интерпретации, заключенной в формулировке – what you see is what you see – казалось бы, применимой ко многим произведениям искусства минимализма, а об особенном образе мысли вне заданной оппозиции образ/слово.

Неотменимый раскол зрения


Почему то, что мы видим перед собой, смотрит на нас внутри?

Что видел Стивен Дедал: сине-зеленый цвет моря, глаза мертвой матери. Когда видеть означает терять.

Уклонение от пустоты: вера или тавтология

Перед могилой. Очевидность, опустошение. Две формы уклонения: тавтология (то, что мы видим, не смотрит на нас) и вера (то, что смотрит на нас, позднее разрешится от бремени).



Образы веры: пустые могилы и дантовы муки.

Простейший видимый объект

Образы тавтологии: параллелепипеды минималистского искусства. Отказ от иллюзии, деталировки, времени и антропомор­физма. Идеалы минимализма: специфичность, целостность, вещь как таковая и нерепрезентативность. “What you see is what you see”.

Дилемма видимого, или Игра очевидностей

Каким образом форма может быть «специфичной» и «присутствующей» одновременно? Распря Дональда Джадда и Майкла Фрида: дилеммы, мелкие отличия, симметричные дуэли вокруг тавтологии. От дилеммы к диалектике: интервал и ритмическое скандирование.

Диалектика визуального, или Игра опустошения

Детская игра рифмует потерянное с оставшимся. Катушка, кукла, простыня и кубик. Диалектика куба у Тони Смита. Игра и место. Визуальная диалектика ночи. Объемы и пустоты: ящики, блоки латентностей, объекты-вопросы. Диалектика и анахронизм образа: критическая и неархаическая память. «Это тут, теперь, и это потеряно».

Антропоморфизм и несходство

Диалектика без примирения. Антропоморфизм и геометрия у Тони Смита и Роберта Морриса. Двойная действенность объема: он находится на дистанции и поглощает. Что такое «форма вместе с присутствием»? Встревоженное сходство и встревоженная геометрия. Анахронизм и двойная дистанция.

Двойная дистанция

Двойная дистанция как аура. Перечитывая Вальтера Беньямина. Способности разнесения, взгляда, памяти и желания. Чего

никогда не подразумевает слово «культ». Секуляризация ауры. Дистанция как сенсорная имманентность: Эрвин Штраус и Мерло-Понти. Глубина и «светность» в скульптуре.

Критический образ

Понятие диалектического образа. Водовороты в реке: симптом. Красота и «возвышенное насилие истинного». Диалектика па­мяти. Образ и познание. Образ как критика и критика как работа образа. Парадигма пробуждения. История как Traumdeutung. Ни вера, ни тавтология: случай Эда Рейнхардта.

Форма и интенсивность


Возвращение к вопросу: что такое «форма вместе с присутствием»?

Критика реального присутствия и закрытой формы.

Форма как формообразование и урок «формализма». Присутствие как презентация и урок Фрейда. К антропологии формы: Карл Эйнштейн. К метапсихологии интенсивной формы: аура и тревожная странность.

Нескончаемый порог взгляда

Перед дверью. Дезориентация: между перед и внутри. Притча Кафки. Недоступность и имманентность. Образ структурирован как порог. Воплощенная геометрия. Игра со смертью: визуальное оформление потерянного и оставшегося? Когда смотреть означает становиться образом.