Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Первая группа — задержка психического развития конституционального происхождения. Это гармонический психический и психофизический инфантилизм. Такие дети отличаются уже внешне. Они более субтильны, часто рост у них меньше среднего и личико сохраняет черты более раннего возраста, даже когда они уже становятся школьниками. У этих детей особенно сильно выражено отставание в развитии эмоциональной сферы. Они находятся как бы на более ранней стадии развития по сравнению с хронологическим возрастом. У них наблюдается живость, яркость эмоций и вместе с тем их неустойчивость и лабильность, для них очень характерны легкие переходы от смеха к слезам и наоборот. У детей этой группы очень выражены игровые интересы, которые преобладают даже в школьном возрасте. Гармонический инфантилизм — это равномерное проявление инфантилизма во всех сферах. Эмоции отстают в развитии, задержано и речевое развитие, и развитие интеллектуальной и волевой сферы. В некоторых случаях может быть не выражено отставание физическое — наблюдается только психическое, а иногда имеется и психофизическое отставание в целом. Все эти формы объединяются в одну группу. Психофизический инфантилизм иногда имеет наследственную природу. В некоторых семьях отмечается, что и родители в детстве имели соответствующие черты.

Вторая группа — задержка психического развития соматогенного происхождения, которая связана с длительными тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Это могут быть тяжелые аллергические заболевания (бронхиальная астма, например), заболевания пищеварительной системы. Длительная диспепсия на протяжении первого года жизни неизбежно приводит к отставанию в развитии. Сердечно-сосудистая недостаточность, хроническое воспаление легких, заболевания почек часто встречаются в анамнезе детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения. Ясно, что плохое соматическое состояние не может не отразиться и на развитии центральной нервной системы, задерживает ее созревание. Такие дети месяцами находятся в больницах, что, естественно, создает условия сенсорной депривации и тоже не способствует их развитию.

Третья группа — задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Как известно, неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.


 Надо сказать, что случаи ЗПР психогенного характера фиксируются довольно редко, так же как и задержка психического развития соматогенного происхождения.

Последняя, четвертая, группа — самая многочисленная — это задержка психического развития церебрально-органического генеза. Причины — различные патологические ситуации беременности и родов: родовые травмы, асфиксии, инфекции во время беременности, интоксикации, а также травмы и заболевания центральной нервной системы в первые месяцы и годы жизни. Особенно опасен период до 2 лет. Травмы и заболевания центральной нервной системы могут привести к тому, что называется органическим инфантилизмом, в отличие от гармонического и психофизического инфантилизма, причины которого не всегда ясны. Церебрально-органическая недостаточность, прежде всего, накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР — как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности.
2. Этиология ЗПР.

Этиология

Факто­ры риска возникновения у ребенка ЗПР условно можно разделить на две основные группы: биологические и социальные.

Среди биологических факторов выделяются две группы: медико-биологические и наследственные.

К медико-биологическим причинам относятся ранние органические поражения центральной нервной системы. У большинства детей в анам­незе наблюдается отягощенный перинатальный период, связанный прежде всего с неблагополучным течением беременности и родов.

По данным нейрофизиологов активный рост и созревание мозга человека формируется во второй половине беременности и первые '20 недель после рождения. Этот же период является критическим, так как структуры ЦНС становятся наиболее чувствительными к патоген­ным влияниям, задерживающим рост и препятствующим активному развитию мозга.

К факторам риска внутриутробной патологии можно отнести:

  • пожилой или очень юный возраст матери,

  • отягощенность матери хронической соматической или акушерской патологией до или во время беременности.

Все это может проявляться в низкой массе тела ребенка при рожде­нии, в синдромах повышенной нервно-рефлекторной возбудимости,
в нарушениях сна и бодрствования, в повышенном мышечном тонусе в первые недели жизни.

Нередко ЗПР может быть обусловлена инфекционными заболева­ниями в младенческом возрасте, черепно-мозговыми травмами, тяже­лыми соматическими заболеваниями.

Ряд авторов выделяют наследственные факторы ЗПР, к которым относятся врожденная и в том числе наследственная неполноценность центральной нервной системы ребенка. Нередко она наблюдается у детей с задержкой церебрально-органического генеза, с минимальны­ми мозговыми дисфункциями.

В литературе подчеркивается преобладание мальчиков среди боль­ных с ЗПР, что можно объяснить рядом причин:

  • более высокой уязвимостью плода мужского пола по отноше­нию к патологическим воздействиям в периоды беременности и родов;

  • относительно меньшей степенью функциональной межполушарной асимметрии у девочек по сравнению с мальчиками, что обусловливает больший резерв компенсаторных возможностей
    при поражении систем мозга, обеспечивающих высшую пси­хическую деятельность.

Вместе с тем многие авторы подчеркивают, что наряду с биологи­ческими (ранним органическим поражением ЦНС и генетической предрасположенностью) важную роль в формировании ЗПР у детей играют социально-психологические факторы.

Наиболее часто в литературе встречаются указания на следующие неблагоприятные психосоциальные условия, усугубляющие задержку психического развития у детей. Это:

  • нежеланная беременность;

  • одинокая мать или воспитание в неполных семьях;

  • частые конфликты и несогласованность подходов к воспитанию;

  • наличие криминального окружения;

  • низкий уровень образованности родителей;

  • проживание в условиях недостаточной материальной обеспеченности и неблагополучного быта;

  • факторы большого города: шум, длительная дорога на работу и домой, неблагоприятные экологические факторы.

Другие авторы выделяют психологические факторы, предраспола­
гающие ребенка к формированию ЗПР. К ним относятся:

  • особенности и типы семейного воспитания;

  • ранняя психическая и социальная депривация ребенка;

пролонгированные стрессовые ситуации, в которых находится ребенок, и др.

Однако важную роль в развитии ЗПР играет сочетание биологиче­ских и социальных факторов. Например, неблагоприятная социальная среда (вне- и внутрисемейная) провоцирует и усугубляют влияние резедуально-органических и наследственных факторов на интеллекту­альное и эмоциональное развитие ребенка.
3. Особенности познавательной деятельности и личности детей и подростков с задержанным психическим развитием (ЗПР) конституционального происхождения.

В клинической практике выделяются две формы психического ин­фантилизма: простой и осложненный. В дальнейших исследованиях были выделены четыре его основных варианта:

  • гармонический (простой) – конституциональное происхождение,

  • дисгармонический,

  • органический,

  • психогенный инфантилизм.

Гармонический (простой) инфантилизм проявляется в равномерной задержке темпа физического и психического развития. Его клиническая картина характеризуется чертами незрелости, «детскости» в соматическом и психическом облике. Дети выглядят младше своего возраста, так как у них наблюдается инфан­тильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и мото­рики. Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка младшего возраста: с яркостью и живостью эмоций, преобладанием в поведении игровых интересов, внушаемости и недостаточной само­стоятельности. Также проявления эмоционально-волевой незрелости: повышенной эмоциональности, неустойчивости, неса­мостоятельности детей, беспечности, не­умении подчинять свое поведение требованиям взрослых и вместе с тем в чрезмерной зависимости от близких.

В раннем возрасте у ребенка признаки эмоционально-волевой не­зрелости выявить достаточно сложно, и поэтому психический инфан­тилизм значительно чаще диагностируется в школьном и подростковом возрасте. Однако уже в первые годы жизни у детей с психическим инфантилизмом специалисты могут наблюдать снижение познаватель­
ной активности, симбиотическую связь с матерью, задержку в разви­тии навыков самостоятельности. В дошкольном возрасте у таких детей наблюдается недоразвитие интеллектуальных интересов, что проявляется в повышенной отвлекаемости, утомляемости, особенно когда от ребенка требуются волевые усилия для выполнения сложных заданий. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, но в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью.

При поступлении в школу у детей с простым инфантилизмом на­блюдается преобладание игровых интересов над познавательными. Им трудно длительно сосредоточиваться на задании, проявлять усидчи­вость на протяжении всего урока, подчиняться правилам дисциплины. И нередко в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения. «Гар­моничность» психического облика часто нарушается в школьном и взрослом возрасте, поскольку незрелость эмоциональной сферы за­трудняет социальную адаптацию ребенка.

Между тем возрастная динамика гармонического инфантилизма относительно благоприятна. При правильной организации учебно-воспитательной работы дети с подобным пропорциональным сочета­нием психической и физической незрелости догоняют своих сверст­ников в общем психическом развитии. Постепенно возрастает их индивидуальная активность и самостоятельность, появляются иссле­довательские и творческие элементы в деятельности, наблюдается раз­витие воображения и фантазий. По наблюдениям клиницистов, про­явления простого психического инфантилизма уменьшаются или полностью исчезают приблизительно к десяти годам.

Клинико-психологические исследования показывают, что при про­стом психическом инфантилизме психическая незрелость охватывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и интеллектуальную. Однако в структуре психического дефекта определяющим симптомокомплексом является эмоционально-волевая незрелость.

В исследованиях психологов было выявлено, что недостаточная целенаправленность, повышенная эмоциональность детей с неослож