Файл: Занятие 1 Общие вопросы теории специальной психологии и педагогики Вопросы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 162

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсутствие реакции младенца на резкие звуки машин, бытовой шум, крик животных, голос взрослого – один из критериев ранней диагностики нарушения слуха.

Предметную деятельность детей с нарушениями слуха характеризует длительный (до 2–2,5 лет) период формирования орудийных действий – у детей медленнее осуществляется переход от неспецифических к специфическим, орудийным действиям, требуется больше времени на ориентацию в условиях деятельности, ребенок чаще повторяет неадекватные пробы.

Все эти особенности предметной деятельности связаны с отсутствием средства обобщения своего практического опыта, то есть слова, речи.

Анализируя сюжетно-ролевую игру дошкольников с нарушениями речи, следует отметить:

а) по содержанию сюжетно-ролевая игра глухих и слабослышащих практически идентична игре обычных детей;

б) по сравнению с нормой, глухие дети дольше задерживаются на этапе предметно-процессуальных игр, игра их проще и однообразнее;

в) в сюжетно-ролевой игре дети с нарушениями слуха не всегда раскрывают скрытое содержание, но всегда очень точно подражают выполняемым другим участником игры действиям;

г) в игре дети «соскальзывают» на механическое подражание действиям другого участника игры – возможно, это проявление недостаточности воображения, творческого мышления, которое, в свою очередь, недостаточно развито вследствие синкретичности мышления, зависимости, фактически – привязанности к условиям деятельности;

д) игра характеризуется отсутствием игровых замещений – причиной этого является недоразвитие речи. Однако по мере взросления дошкольника, а значит, и развития у него способности к общению и средств коммуникации игровые действия становятся более развернутыми, полными;

е) в игре глухих детей наблюдаются трудности с творческим вхождением в роль. Ребенок не всегда хорошо понимает эмоциональное состояние партнера по игре, не всегда может гибко менять задуманный план действий – это тоже одно из следствий недостаточности речевого общения.

Школьный возраст

Учебная деятельность глухих и слабослышащих детей отличается некоторым своеобразием мотивации – в норме доминируют мотивы социальные (одобрение со стороны взрослых, завоевание и удержание положения в группе сверстников), для детей с нарушениями слуха очень важен мотив получения высоких отметок. Это внешнее подтверждение успешности детей гораздо более очевидное, чем переданная словесно похвала учителя.


Ученики очень ценят хорошее отношение к себе педагога, стараются завоевать его расположение, обычно демонстрируя аккуратность, послушание, добросовестность. Однако такой тип общения – основанный на эмоциональных связях между учителем и учеником – не способствует сосредоточенности именно на учебных действиях. Поэтому у глухих и слабослышащих школьников возникают трудности при переносе учебных действий в новые ситуации, на новые учебные задания.

Особую сложность учебной деятельности глухих и слабослышащих школьников представляет формирование действий контроля. Недоразвитие внутренней речи, свойственное таким детям, усиливается тем, что дети ориентированы на внешние (в том числе и воспринимаемые визуально) характеристики деятельности, а значит, им трудно сформировать навыки самоконтроля. Педагогический процесс в школе слабослышащих строится таким образом, чтобы расширить возможности учащихся самостоятельно обогащать свою речь вне специального обучения и скорригировать самостоятельно приобретенный речевой материал.

Письмо и чтение для слабослышащих являются самым полноценным средством овладения языком, а также средствами развития по­знавательной деятельности учащихся.

Значительна роль наглядных средств в связи с тем, что они должны не столько иллюстрировать учебный материал, сколько наглядно раскрывать его содержание. Особое значение имеют наглядно-действенные средства и приемы, помогающие формированию представлений и понятий сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобще­ний (создание ситуаций, инсценировка, драматизация, пантомима).

Все эти средства обычно используются в сочетании со словесными средствами обучения.

Важным направлением в компенсации нарушений слуха является приобщение к труду. Следует учитывать специфику этого направления работы: у людей с нарушениями слуха наблюдается замедление операций анализа и синтеза, абстрагирования, отсюда трудности в выделении и осознании цели. Трудовая деятельность, которая начинается после окончания школы, характеризуется трудностями, аналогичными тем, что испытывались при освоении учебной деятельности. Глухие и слабослышащие подростки более ориентированы на результат, чем на процесс деятельности, нетерпеливы, импульсивны, не всегда умеют составить долгосрочный план предстоящей деятельности и оценить ее успешность.


На трудовую деятельность влияет и замедленное формирование межличностных отношений, в частности, допускаются крайности в оценке окружающих, недостаточно дифференцируются личные и деловые отношения. Оказавшись в непривычной для себя среде – среди нормально слышащих людей, старшеклассник может испытывать эмоциональный дискомфорт, не умея ориентироваться в непривычной для него ситуации межличностного общения.

В профориентации следует учитывать и особенности в развитии двигательной сферы: недостаточно точную координацию и неуверенность движений, трудность сохранения статического и динамического равновесия, относительно низкий уровень пространственной ориентации, замедленная скорость отдельных движений.

Перечислим противопоказания по выбору профессий для подростков с нарушениями слуха:

- противопоказаны профессии с слуховым контролем;

- с акустическим сигналом опасности;

- профессии, требующие максимальной точности, скоординированности движений – например, работа на высоте (отметим, что актерские, творческие профессии требовательны к индивидуальным характеристикам профессионалов);

- не рекомендуются профессии, требующие интенсивного речевого контакта с окружающими – педагога, продавца и т.п.
9. Система образования лиц с нарушениями слуха.

На основе педагогической классификации осуществляется дифференцированное специальное образование для детей, имеющих разную степень нарушения слуха и соответствующий уровень речевого развития. Позднооглохшие дети, как правило, учатся в школе для слабослышащих детей; глухому ребенку с высоким уровнем речевого развития и сформированными навыками восприятия устной словесной речи также целесообразно посещать школу для слабослышащих.

Специальная школа I вида, где обучаются глухие дети, ведет образовательный процесс в соответствии суровнем общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: 1-я ступень — начальное общее образование (в течение 5—6 лет или лет — в случае обучения в подготовительном классе); 2-я ступень — основное общее образование (в течение 5—6лет); 3-я ступень — полное среднее общее образование (2 года, как правило, в структуре вечерней школы). Для детей, не получивших полной дошкольной подготовки, организуется подготовительный класс. В первый класс принимаются дети с 7 лет. Вся учебная деятельность пронизана работой по формированию и развитию словесной устной и письменной речи, общения, умения воспринимать и понимать речь окружающих на слухозрительной основе. Дети учатся использовать остатки слуха для восприятия речи на слух и слухозрительно с использованием звукоусиливающей аппаратуры.


В школах, работающих на билингвистической основе, осуществляется равноправное обучение языку словесной и языку жестовой речи, но учебный процесс ведется на языке жестовой речи. В составе специальной школы 1 вида организуются классы для глухих детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, трудностями в обучении, слабовидящих и др.). Количество детей в классе (группе) не более 6 человек, в классах для детей со сложной структурой дефекта до 5 человек.

Л.С. Выготский считал необходимым условием коренного улучшения воспитания глухих детей максимальное использование всех видов речи, доступных для неслышащего ребенка, и подчеркивал важность индивидуального, дифференцированного подхода к их образованию и выбору языковых средств их обучения. В СССР и России на протяжении многих десятилетий была принята только одна, ставшая традиционной, педагогическая систем обучения глухих — на основе языка словесной речи. Современная сурдопедагогика глухих находится в состоянии поиска новой образовательной парадигмы, так как значительные по своей глубине и размаху демократические и гуманистические тенденции в развитии мирового сообщества принесли в последние десятилетия новый опыт образования и социальной интеграции глухих, связанный с их борьбой за свои гражданские права, а также с новыми научными данными лингвистических и психолингвистических исследований жестового языка.

Второе направление в обучении глухих связано с обучением их языку словесной речи. Известным советским сурдопедагогом проф. С. А. Зыковым и его сотрудниками был предложен новый подход к освоению глухими языка словесной речи (коммуникационная система) - глухие дети должны были в условиях обучения в такой системе усваивать язык как средство общения, пользоваться им на всех этапах обучения и в условиях социального взаимодействия.

Важнейшие положения коммуникационной системы: формирование и развитие речи глухих детей в условиях предметно-практической деятельности; целенаправленная работа по развитию мышления в связи с усвоением языка; успешное речевое развитие глухого ребенка возможно только в специально организованной речевой среде, когда возникает естественная потребность в речевом общении, использовании речи в познавательной деятельности. Коммуникационная система предполагает, что систематическому усвоению языка должно предшествовать практическое усвоение словесных форм общения. У детей должна развиваться языковая способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний. Это так называемое «чувство языка», которое может возникнуть тогда, когда ребенок будет находиться постоянно в насыщенной речью среде.


Перспективным является создание компьютерных программ профессионального образования для неслышащих по различным специальностям, профориентации, профотбора. Разработаны и используются в практике коррекционно-педагогической работы с глухими многочисленные компьютерные программы, предназначенные для развития артикуляционных умений, слухового восприятия слабослышащих и глухих, формирования навыков чтения с губ, обучения жестовому и словесному языку и др.

Большую роль в профессиональной ориентации играет система трудового обучения в школе глухих.
10. Социальная адаптация лиц с нарушенным слухом.
Профессиональное образование лица с нарушенным слухом могут получить в системе начального, среднего или высшего профессионального образования в соответствии с медицинскими показаниями.

Современное развитие рыночных отношений в нашей стране требует от молодых людей более раннего жизненного и профессионального самоопределения, высокой функциональной грамотности.

Юноши и девушки с нарушенным слухом приобретают разные специальности: на учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества глухих; в профессионально-технических училищах, колледжах, вузах; непосредственно на предприятиях, как государственных, так и частных.

Преобладающими профессиями для лиц с нарушениями слуха остаются инженерно-технические.

Острой, во многом нерешенной, является сегодня проблема трудоустройства глухих и слабослышащих, особенно в регионах.

В развитых странах данная категория лиц имеет социальные гарантии качественного профессионального образования и трудоустройства.

Социальная адаптация — постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса.

Важный аспект социальной адаптации – принятие индивидом социальной роли.

Эффективность адаптации существенно зависит от тою, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальный связи. Ограничение возможностей, вызванное нарушением слуха, накладывает свой отпечаток на адаптационный процесс. В решении проблем социальной адаптации лиц с нарушенным слухом должны оказывать помощь социальные и социально-педагогические службы.

Специальные технические средства предназначены для коррекции и компенсации дефектов слуха и обусловленных этими дефектами нарушений речи.